ВЕТРОДВИГАТЕЛЬ ПЛАНЕТАРНОГО ТИПА Российский патент 2005 года по МПК F03D7/06 

Описание патента на изобретение RU2248466C2

Изобретение относится к ветроэнергетике и предназначено преимущественно к применению в местностях с невысокими скоростями ветра.

Известен ветряной агрегат Патент РФ №2070659, класс F 03 D 3/02, 7/06, 1994, в котором на центральном валу установлен каркас с вертикально расположенными лопастями, которые могут вращаться вокруг своих осей и связаны зубчатыми передачами с ведущей шестерней, жестко соединенной с флюгером, нагруженным в сторону зацепления, причем соотношение зубчатой передачи от флюгера к лопастям составляет 1:2 при нормальной скорости ветра, в случае буревого ветра передача размыкается.

Основными недостатками известного ветряного агрегата являются: использование зубчатых передач довольно сложной конструкции и дискретный характер срабатывания механизма, предохраняющего агрегат от буревых ветров. Зубчатые передачи для эффективной работы требуют регулировки зацеплений и постоянного наличия смазки в контактах, что значительно усложняет конструкцию, повышает ее стоимость и снижает надежность. Также данные передачи значительно повышают инертность всей конструкции во вращательном движении, что снижает ее эффективность при малых скоростях ветра. Дискретный характер срабатывания предохраняющего механизма приводит к тому, что остановка агрегата и ориентация его лопастей по ветру должны выполняться при достижении максимально возможной скорости ветра и, соответственно, максимальных оборотах каркаса с лопастями. При этом в конструкции будут возникать значительные инерционные нагрузки.

Наиболее близкой по совокупности признаков является ветроэлектроустановка планетарного типа Патент РФ №2030777, класс F 03 D 3/02, 7/06, 1995, включающая вращающуюся на основании раму с подвижными лопастями и поворотный вал, причем лопасти связаны с поворотным валом передаточным механизмом с постоянным отношением 1:2. Недостатком данной конструкции является использование горизонтально расположенных цепных передач, которые для эффективной продолжительной работы требуют смазки трущихся деталей и наличия направляющих устройств, обеспечивающих правильное набегание цепей на звездочки. Также существенными недостатками являются: необходимость в дополнительном устройстве, обеспечивающем ориентацию установки по ветру, и отсутствие механизма, предохраняющего ее от буревых ветров.

Задачей изобретения является повышение надежности двигателя путем управления законом движения лопастей.

Это достигается тем, что в ветродвигателе, включающем вращающуюся на основании раму с подвижными лопастями, поворотный вал, лопасти, связанные с поворотным валом передаточным механизмом с постоянным отношением 1:2, согласно изобретению, поворотный вал снабжен подвижно установленным флюгером и связан с ним управляющим устройством, состоящим из кривошипно-ползунного механизма, шатуна, регулирующей пластины и возвратной пружины, а в качестве передаточного механизма использована ременная зубчатая передача.

1. На фиг.1 изображен эскиз конструкции ветроагрегата.

2. На фиг.2 изображены последовательные положения лопасти ветродвигателя при нормальной скорости ветра.

3. На фиг.3 показаны движущие моменты сил M1, М2 от действия лопастей 3 при нормальной скорости ветра.

4. На фиг.4 показаны последовательные положения лопасти при достижении предельной скорости ветра.

5. На фиг.5 показаны движущие моменты сил M1, M2 от действия лопастей 3 при достижении предельной скорости ветра.

6. На фиг.6 показано устойчивое положение лопастей 3 после достижения предельной скорости ветра.

Ветродвигатель состоит из неподвижного основания 1, установленной на нем поворотной рамы 2, лопастей 3, подвижно установленных на раме 2, поворотного вала 4 и флюгера 5, установленного на поворотном валу 4 с возможностью вращения и связанного с ним управляющим устройством 6.

Лопасти 3 установлены парно для того, чтобы уравновесить опрокидывающий момент сил.

Лопасти связаны с поворотным валом ременной зубчатой передачей 7 с отношением 1:2 от вала 4 к лопастям 3.

Управляющее устройство 6 состоит из кривошипно-ползунного механизма, включающего рычаг 8, жестко связанный с валом 4, шатун 9, ползун 10, а также из шатуна 11, регулирующей пластины 12 и возвратной пружины 13.

Ветродвигатель работает следующим образом. При силе ветра, находящейся в оптимальном диапазоне скоростей [ϑmin, ϑopt], регулирующая пластина 12 под действием своего веса и возвратной пружины 13 находится в нижнем положении. В этом случае обеспечивается оптимальный закон движения лопастей 3 относительно ветра. На фиг.2 показаны последовательные положения лопасти при ее повороте на 0, 90, 180 и 270 градусов относительно оси, задаваемой флюгером. На фиг.3 показаны движущие моменты сил М1, М2, создаваемые на поворотной раме парой лопастей 3, установленных на ней со сдвигом 180 градусов, а также суммарный момент сил МΣ от действия обеих лопастей.

При увеличении силы ветра свыше некоторой величины ϑopt под действием ветра регулирующая пластина 12 поднимается и через управляющее устройство, состоящее из рычага 8, шатуна 9, ползуна 10 и шатуна 11, поворачивает относительно флюгера 5 поворотный вал 4 вместе с закрепленными на нем малыми шкивами ременных передач 7. При этом средние значения М1, М2 и МΣ будут постепенно уменьшаться по сравнению с их оптимальными значениями. При достижении предельной скорости ветра ϑпред регулирующая пластина 12 займет крайнее верхнее положение, повернув вал 4 на 90 градусов по отношению к оптимальному положению. На фиг.4 показаны последовательные положения лопасти при достижении предельной скорости ветра и повороте ее на 0, 90, 180 и 270 градусов относительно оси, задаваемой флюгером. На фиг.5 показаны движущие моменты сил M1, М2, создаваемые на поворотной раме парой лопастей 3, установленных на ней со сдвигом 180 градусов, а также суммарный момент сил МΣ от действия обеих лопастей в этом случае. Как видно, средние значения M1, М2 и МΣ равны нулю и рама ветродвигателя через некоторое время останавливается в устойчивом положении, при котором моменты сил на обеих лопастях уравновешивают друг друга (фиг.6).

Ременные зубчатые передачи, в отличие от зубчатых и цепных передач, не требуют смазки, более просты по конструкции и при монтаже, что увеличивает надежность и долговечность всей конструкции в целом. Управляющее устройство 6 позволяет плавно управлять движением рамы 2 и лопастей 3 таким образом, что при превышении скорости ветра порогового значения ветродвигатель начинает затормаживаться за счет изменения закона движения лопастей относительно ветрового потока, а при предельной скорости и вовсе останавливается, занимая устойчивое равновесное состояние (фиг.6).

Авторами спроектирована и изготовлена действующая модель ветродвигателя планетарного типа заявленной конструкции с расчетной мощностью 400 Вт при силе ветра 5 м/с. Модель была представлена на выставке НТТМ-2002, проходившей в июне - июле 2002 года, где была награждена дипломом.

Похожие патенты RU2248466C2

название год авторы номер документа
КОНИЧЕСКИЙ ВЕТРОДВИГАТЕЛЬ 2004
  • Гданский Николай Иванович
  • Мальцевский Владислав Васильевич
RU2273766C1
ВЕТРОДВИГАТЕЛЬ 2004
  • Гданский Николай Иванович
  • Мальцевский Владислав Васильевич
RU2273765C1
ВЕТРОДВИГАТЕЛЬ 2000
  • Кузнецов В.В.
  • Кузнецов Д.В.
RU2190123C2
Устройство поворота лопастей ветродвигателя 1990
  • Алексеев Николай Викторович
SU1728524A1
ВЕТРОДВИГАТЕЛЬ 2002
  • Кузнецов В.В.
  • Кузнецов Д.В.
RU2239723C2
ВЕТРОДВИГАТЕЛЬ 1994
  • Косенков Николай Николаевич
RU2106525C1
ЦИКЛОИДНЫЙ ВЕТРОДВИГАТЕЛЬ 2012
  • Федчишин Виталий Григорьевич
RU2518727C2
ВЕТРОДВИГАТЕЛЬ И ГИДРОГЕНЕРАТОР 1992
  • Федчишин Виталий Григорьевич
  • Федчишин Алексей Витальевич
RU2050466C1
ВЕТРОСИЛОВАЯ УСТАНОВКА 2007
  • Власов Валентин Иванович
  • Власов Артем Валентинович
  • Власов Валерий Валентинович
RU2335428C1
ВЕТРОДВИГАТЕЛЬ 1993
  • Благовещенский Кирил Петрович
RU2044920C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 248 466 C2

Реферат патента 2005 года ВЕТРОДВИГАТЕЛЬ ПЛАНЕТАРНОГО ТИПА

Изобретение относится к ветроэнергетике и предназначено преимущественно к применению в местностях с невысокими скоростями ветра. Технический результат заключается в повышении надежности ветродвигателя путем управления законом движения лопастей. Ветродвигатель планетарного типа включает вращающуюся на основании раму с подвижными лопастями и поворотный вал, причем лопасти связаны с поворотным валом передаточным механизмом с постоянным отношением 1:2, при этом поворотный вал снабжен подвижно установленным флюгером и связан с ним управляющим устройством, состоящим из кривошипно-ползунного механизма, шатуна, регулирующей пластины и возвратной пружины, а в качестве передаточного механизма использована ременная зубчатая передача. 6 ил.

Формула изобретения RU 2 248 466 C2

Ветродвигатель планетарного типа, включающий вращающуюся на основании раму с подвижными лопастями и поворотный вал, причем лопасти связаны с поворотным валом передаточным механизмом с постоянным отношением 1:2, отличающийся тем, что поворотный вал снабжен подвижно установленным флюгером и связан с ним управляющим устройством, состоящим из кривошипно-ползунного механизма, шатуна, регулирующей пластины и возвратной пружины, а в качестве передаточного механизма использована ременная зубчатая передача.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2005 года RU2248466C2

ВЕТРОЭЛЕКТРОУСТАНОВКА 1990
  • Жупахин Анатолий Дмитриевич
RU2030777C1
Ветроэнергетическая установка 1990
  • Бастраков Геннадий Викторович
SU1744304A1
Парусный ветроагрегат 1991
  • Менламбетов Бадиратдин
SU1787212A3
Ветродвигатель В.М.Красноярова 1981
  • Краснояров Владимир Михайлович
SU1044813A1
RU 2070659 C1, 20.12.1996
ВЕТРЯНОЙ АГРЕГАТ 2000
  • Новиков М.И.
  • Сурский А.И.
RU2169857C1
US 4218184 А, 19.08.1980
МАССООБМЕННЫЙ АППАРАТ 0
  • М. С. Гаврилов, М. Я. Розкин, Г. Ф. Слезно, В. Я. Стороженко,
  • Л. В. Стороженко В. И. Барвин
SU276904A1
DE 4418092 A1, 30.11.1995.

RU 2 248 466 C2

Авторы

Гданский Н.И.

Мальцевский С.В.

Соловьёв А.М.

Григорьев Р.В.

Даты

2005-03-20Публикация

2002-11-05Подача