Изобретение относится к дорожно-эксплуатационному производству, в частности к способам борьбы с гололедом на автодорогах, мостах, путепроводах, а также аэродромах.
Известен способ предотвращения скользкости дорожного покрытия путем нанесения на обледенелую поверхность противогололедного реагента, содержащего мелассу, из которой удален сахар, и, по крайней мере, 20% от массы мелассы второго компонента, выбранного из группы этиленгликоль, диэтиленгликоль, растворимая соль калия и ацетат, хлорид или формиат натрия, кальция, магния и калия (см. патент US 6416684, опубл. 09.07.2002).
Недостатком известного способа является наличие в составе противогололедного реагента хлоридов, неблагоприятно влияющих как на окружающую среду, так и на дорожные покрытия, вызывая их преждевременное разрушение, и на металлические детали автомашин, способствуя их коррозии.
Наиболее близким к предложенному способ является способ предотвращения скользкости дорожного покрытия путем нанесения на покрытие химического вещества - противогололедного реагента - побочного продукта производства политетраметиленэфиргликоля на основе ацетата натрия. Это вещество может быть использовано как в твердом виде, так и в жидком виде в растворе. Расход жидкой формы составляет 0,2-0,3 л/м2 (см. RU 2178035 С1, МПК Е 01 С 11/24, опубл. 10.01.2002).
Известный способ также недостаточно безопасен из-за наличия с составе реагента хлористого натрия.
Известен способ получения противогололедного реагента для предотвращения скользкости дорожного покрытия, включающий перемешивание доломитизированного известняка с водой, а затем с уксусной кислотой. Там же описан получаемый противогололедный реагент, содержащий ацетат кальция, ацетат магния и ацетат калия (см. патент US 4913831).
Наиболее близким к изобретению является способ получения противогололедного реагента для предотвращения скользкости дорожного покрытия, включающий перемешивание компонента, содержащего соединение магния - доломитизированной извести - с ледяной уксусной кислотой и водой и последующее введение в полученную смесь ацетата калия. Получаемый противогололедный реагент содержит ацетат кальция, ацетат магния и ацетат калия. Данный реагент является наиболее близким к изобретению, (см. патент US 5219483, опубл.15.06.1993).
Задачей изобретения является повышение экологической безопасности способа предотвращения скользкости дорожного покрытия, обеспечение безопасности движения по обработанной дорожной поверхности, в особенности в первый период после нанесения реагента на обрабатываемую поверхность, снижение стоимости получаемого реагента за счет использования природного сырья, не требующего значительных затрат на его подготовку, а также за счет приготовления реагента в стандартном оборудовании.
Поставленная задача решается тем, что в способе предотвращения скользкости дорожного покрытия путем нанесения на него противогололедного реагента на основе соли уксусной кислоты в качестве указанного противогололедного реагента используют раствор с рН 7-9,5, содержащий компоненты в следующем соотношении в мас.%:
ацетат магния 13-17
ацетат калия 8-16
гидрокарбонат калия 5-8
карбонат калия 2-6
нерастворимые в воде примеси 0-6
вода - остальное.
При этом противогололедный реагент может содержать обожженный известняк в количестве 3-5 мас.% в пересчете на оксид кальция. Также поставленная задача решается тем, что в способе получения противогололедного реагента для предотвращения скользкости дорожного покрытия, включающем перемешивание компонента, содержащего соединение магния, ледяной уксусной кислоты и воды, в качестве компонента, содержащего соединение магния, используют брусит, перемешивание осуществляют в два этапа: сначала непрерывно перемешивают брусит c водой и частью ледяной уксусной кислоты в стехиометрическом соотношении при температуре 50-70°С в течение 50-80 минут, после чего, не прекращая перемешивания, при той же температуре в полученную смесь с рН 5-6 добавляют оставшуюся часть ледяной уксусной кислоты, а затем поташ в количестве, большем на 0,1-6% от стехиометрического соотношения, и продолжают перемешивать до получения противогололедного реагента - раствора с рН 7-9,5 следующего состава в мас.%:
ацетат магния 13-17
ацетат калия 8-16
гидрокарбонат калия 5-8
карбонат калия 2-6
нерастворимые в воде примеси 0-6
вода - остальное.
При этом противогололедный реагент может содержать обожженный известняк в количестве 3-5 мас.% в пересчете на оксид кальция.
Кроме того, поставленная задача решается тем, что противогололедный реагент для предотвращения скользкости дорожного покрытия, включающий ацетат магния и ацетат калия и воду, дополнительно содержит гидрокарбонат калия и карбонат калия и, кроме того, он содержит нерастворимые в воде примеси при следующем соотношении компонентов в мас.%
ацетат магния 13-17
ацетат калия 8-16
гидрокарбонат калия 5-8
карбонат калия 2-6
нерастворимые в воде примеси 0-6
вода - остальное
при этом рН реагента 7-9,5.
При этом, противогололедный реагент может содержать обожженный известняк в количестве 3-5 мас.% в пересчете на оксид кальция.
Изобретение осуществляется следующим образом. Сначала готовят противогололедный реагент. Для его приготовления используют следующие компоненты.
Брусит - природный минерал, содержащий 96% гидроксида магния, остальное - примеси.
Уксусная кислота ледяная, удовлетворяющая следующим требованиям по содержанию компонентов по ГОСТ 61-75, в мас.%: уксусная кислота не менее 99,8, уксусный ангидрид не более 0,03, сульфаты не более 0,0001, хлориды не более 0,0001, тяжелые металлы не более 0,00003. Поташ содержит в среднем 83,1% карбоната калия. Обожженный известняк содержит 95% оксида кальция.
Пример 1.
Крупно измельченный брусит смешивают в реакторе с ледяной уксусной кислотой и водой в стехиометрическом соотношении. Температура процесса 60°С. Время перемешивания 70 минут. Полученная реакционная смесь имеет рН 5-6. Затем в полученную смесь еще добавляют при постоянном перемешивании и при той же температуре 60°С уксусную кислоту, после чего в смесь вводят поташ в количестве, большем стехиометрического соотношения на 3%. Перемешивание продолжают до получения реагента - раствора с рН 8,3.
Пример 2.
Последовательность способа по примеру 1, но температура процесса 50°С, время перемешивания 80 минут, количество поташа на 0,1% больше стехиометрического соотношения. рН получаемого реагента 7,0.
Пример 3.
Последовательность способа по примеру 1, но температура процесса 70°С, время перемешивания 50 минут, количество поташа на 6% больше стехиометрического соотношения. рН получаемого реагента 9,5.
Пример 4.
В полученный по примеру 2 реагент вводили обожженный известняк в количестве 4% в пересчете на оксид кальция.
Состав противогололедного реагента, полученного по приведенным примерам, приведен в таблице 1. Результаты испытания приведены в таблице 2. Описываемый реагент использовали для предотвращения скользкости дорожного покрытия. На дорожное полотно с ледяным образованием с помощью известных механизированных средств наносили противогололедный реагент в количестве 40 мл/м2. Противогололедные свойства реагента приведены в табл.2.
Как видно из приведенных данных, описываемый способ предотвращения скользкости дорожного покрытия, в котором использован противогололедный реагент, полученный по описываемому способу, обеспечивает низкую температуру использования реагента, предотвращает коррозию металла автотранспорта, а при использовании на аэродромных покрытиях и металлов, используемых в самолетостроении. Дорожное покрытие, обработанное реагентом, имеет высокий коэффициент сцепления, что снижает аварийность на дорогах. Также описываемый способ и используемый в нем реагент не наносят вред окружающей среде, т.к. ацетаты инициируют активность микробного комплекса почв, а магний и кальций (при дополнительном его введении), являясь биофильными элементами, повышают продуктивность зеленых насаждений и газонных трав. Кроме того, способ получения противогололедного реагента экономичен, т.к. не требует дорогостоящего оборудования для его осуществления, в частности не требуется измельчение брусита до мелких фракций.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ СКОЛЬЗКОСТИ ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ, СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ПРОТИВОГОЛОЛЕДНОГО РЕАГЕНТА ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ СКОЛЬЗКОСТИ ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ И ПРОТИВОГОЛОЛЕДНЫЙ РЕАГЕНТ ДЛЯ ПРЕДОТВРАШЕНИЯ СКОЛЬЗКОСТИ ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ | 2004 |
|
RU2293157C2 |
СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ СКОЛЬЗКОСТИ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ, СЫРЬЕВАЯ СМЕСЬ ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ПРОТИВОГОЛОЛЕДНОГО РЕАГЕНТА ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ СКОЛЬЗКОСТИ ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЙ И СПОСОБ ЕГО ПОЛУЧЕНИЯ | 2002 |
|
RU2239687C2 |
СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ИЛИ ЛИКВИДАЦИИ СКОЛЬЗКОСТИ ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ, ЖИДКИЙ АНТИГОЛОЛЕДНЫЙ РЕАГЕНТ ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ ИЛИ ЛИКВИДАЦИИ СКОЛЬЗКОСТИ ДОРОЖНОГО ПОКРЫТИЯ, СПОСОБ ПРИГОТОВЛЕНИЯ УКАЗАННОГО ЖИДКОГО АНТИГОЛОЛЕДНОГО РЕАГЕНТА И ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЛИНИЯ ДЛЯ ЕГО ПРИГОТОВЛЕНИЯ | 2007 |
|
RU2352709C2 |
ПРОТИВОГОЛОЛЕДНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 2000 |
|
RU2167180C1 |
ПРОТИВОГОЛОЛЕДНЫЙ РЕАГЕНТ | 2011 |
|
RU2470978C1 |
СПОСОБ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ СКОЛЬЗКОСТИ НА ДОРОЖНЫХ ПОКРЫТИЯХ И ТРОТУАРАХ | 2012 |
|
RU2494187C1 |
КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ СНИЖЕНИЯ ИЛИ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ КОРРОЗИИ ПОВЕРХНОСТИ СТРОИТЕЛЬНЫХ, ДОРОЖНЫХ МАТЕРИАЛОВ И МЕТАЛЛОВ | 2006 |
|
RU2296787C1 |
СОСТАВ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ОБРАБОТКИ СТРОИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ, АРХИТЕКТУРНЫХ ОБЪЕКТОВ И ДОРОГ | 2004 |
|
RU2266879C1 |
КОМПОЗИЦИЯ ВЕЩЕСТВА И СПОСОБ ДЛЯ ПЛАВЛЕНИЯ ЛЬДА И ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ СКОЛЬЗКОСТИ И ПРИМЕНЕНИЕ БЕТАИНА ДЛЯ ПЛАВЛЕНИЯ ЛЬДА И ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ СКОЛЬЗКОСТИ | 2007 |
|
RU2451053C2 |
ПРОТИВОГОЛОЛЕДНЫЙ РЕАГЕНТ И СПОСОБ ЕГО ПРИМЕНЕНИЯ | 2012 |
|
RU2500708C1 |
Изобретение относится к дорожно-эксплуатационному производству, в частности к способам борьбы с гололедом на автодорогах, мостах, путепроводах, а также аэродромах. Способ предотвращения скользкости дорожного покрытия заключается в нанесении на него противогололедного реагента на основе соли уксусной кислоты, в качестве которого используют раствор с рН 7-9,5, содержащий компоненты в следующем соотношении в мас.%: ацетат магния 13-17, ацетат калия 8-16, гидрокарбонат калия 5-8, карбонат калия 2-6, нерастворимые в воде примеси 0-6, вода – остальное. Противогололедный реагент дополнительно может содержать обожженный известняк в количестве 3-5 мас.% в пересчете на оксид кальция. В способе получения противогололедного реагента для предотвращения скользкости дорожного покрытия включающем перемешивание компонента, содержащего соединение магния, ледяной уксусной кислоты и воды, в качестве компонента, содержащего соединение магния, используют брусит, перемешивание осуществляют в два этапа: сначала непрерывно перемешивают брусит c водой и частью ледяной уксусной кислоты в стехиометрическом соотношении при температуре 50-70°С в течение 50-80 минут, после чего, не прекращая перемешивания, при той же температуре в полученную смесь с рН 5-6 добавляют оставшуюся часть ледяной уксусной кислоты, а затем поташ в количестве, большем на 0,1-6% от стехиометрического соотношения, и продолжают перемешивать до получения противогололедного реагента - раствора с рН 7-9,5 с указанным выше составом. Используемый противогололедный реагент имеет состав указанный выше. Технический результат - обеспечение низкой температуры использования реагента, предотвращение коррозии металла автотранспорта, а при использовании на аэродромных покрытиях и металлов, используемых в самолетостроении. Дорожное покрытие, обработанное реагентом, имеет высокий коэффициент сцепления, что снижает аварийность на дорогах. 3 с. и 3 з.п. ф-лы, 2 табл.
Ацетат магния 13-17
Ацетат калия 8-16
Гидрокарбонат калия 5-8
Карбонат калия 2-6
Не растворимые в воде примеси 0-6
Вода Остальное
Ацетат магния 13-17
Ацетат калия 8-16
Гидрокарбонат калия 5-8
Карбонат калия 2-6
Не растворимые в воде примеси 0-6
Вода Остальное
Ацетат магния 13-17
Ацетат калия 8-16
Гидрокарбонат калия 5-8
Карбонат калия 2—6
Не растворимые в воде примеси 0-6
Вода Остальное
при этом рН реагента 7-9,5.
US 6416684 B1, 09.07.2002 | |||
RU 2178035 C1, 10.01.2002 | |||
АНТИГОЛОЛЕДНАЯ ЖИДКАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 1991 |
|
RU2017785C1 |
СОСТАВ ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ НАЛЕДИ НА ДОРОГАХ | 1998 |
|
RU2127293C1 |
US 6080330 A, 27.06.2000 | |||
US 5219483 A, 15.06.1993 | |||
US 3563776 A, 16.02.1971 | |||
US 6319422 B1, 20.11.2001 | |||
DE 4122963 A1, 29.10.1992. |
Авторы
Даты
2005-05-10—Публикация
2003-06-17—Подача