АВИАЦИОННОЕ СРЕДСТВО ПОЖАРОТУШЕНИЯ Российский патент 2005 года по МПК A62C3/02 

Описание патента на изобретение RU2254153C1

Изобретение относится к средствам борьбы с пожарами, а более точно касается устройства для локализации и/или тушения пожара, и может быть использовано для эффективной борьбы с крупномасштабными и мощными пожарами, в том числе лесными и лесостепными, а также с пожарами, возникающими в труднодоступных местах как географически (крутые горы, непроходимая тайга, джунгли), так и по причине близкого расположения источника опасности (взрывы, высокая температура).

Известно устройство для локализации и тушения пожаров, возникающих в местах труднодоступных географически либо по причине близкого расположения источника опасности (Франция, заявка №2643820, А 62 С 3/02, 1990 г.).

Известное устройство, называемое водяной бомбой, предназначено для транспортировки самолетами или тяжелыми вертолетами и сбрасывания на очаги пожаров. Водяная бомба характеризуется наличием цилиндрического резервуара из тонкого стального листа с отверстиями для наполнения огнетушащей жидкостью и для выхода воздуха, имеющего на всех боковых стенках надрезы до середины толщины металла. В качестве огнетушащего наполнителя может быть использована вода, смачивающая жидкость и углекислота. При сбрасывании водяной бомбы она разрывается при соприкосновении с землей благодаря предварительно ослабленным зонам в металле и позволяет огнетушащей жидкости выливаться на очаг огня.

Недостатком данного пожароподавляющего устройства является большая вероятность преждевременного разрыва цилиндрического резервуара от удара о препятствие, размещенное до зоны пожара, что снижает эффективность пожаротушения.

Кроме того, к недостаткам данного устройства следует отнести:

- образование осколочного поля из материала цилиндрического резервуара;

- неравномерное распределение огнетушащего состава после разрыва оболочки;

- незначительная площадь воздействия огнетушащего состава на очаг пожара.

Известно пожароподавляющее устройство по патенту РФ №2111032, 6 А 62 С 3/02, принятое в качестве наиболее близкого аналога и содержащее емкость из прессованного картона, диспергирующий заряд, калиберный стабилизатор и взрывательное устройство в виде датчика высоты и/или контактного датчика с инициаторами взрыва.

В случае использования вертолета в качестве средства доставки устройство по патенту №2111032 должно быть размещено в специальном контейнере, подвешенном под днищем вертолета, и зафиксировано замком, освобождающим устройство по сигналу сброса.

К недостаткам данного устройства следует отнести:

- невозможность применения самолетов и вертолетов армейской авиации, оборудованных балочными держателями для подвески грузов в качестве средства доставки, так как в конструкции устройства отсутствует подвесная система под балочный держатель;

- низкий коэффициент полезной нагрузки из-за необходимости размещения устройства в специальном контейнере, подвешиваемом под днищем воздушного средства доставки на тросе;

- высокая трудоемкость изготовления устройства из-за дополнительного изготовления контейнера и нанесения водостойкого покрытия на элементы емкости и стабилизатора.

Задачей предлагаемого изобретения является повышение эффективности и безопасности пожаротушения при применении авиационного средства пожаротушения.

Технический результат состоит в исключении осколочного поля при срабатывании авиационного средства пожаротушения при одновременном увеличении поверхности взаимодействия огнетушащего состава с горящим материалом.

Технический результат достигается тем, что авиационное средство пожаротушения включает выполненные из термопластичного материала стабилизатор и емкость, в полости которой размещены диспергирующий заряд и огнетушащий состав, взрывательное устройство и подвесную систему в виде накладки с ушками и элементов, охватывающих емкость, при этом подвесная система соединена гибкой связью с дном стабилизатора и снабжена механизмом расцепления и элементами принудительного отделения от емкости.

При срабатывании данного авиационного средства пожаротушения достигается исключение осколочного поля за счет:

- снабжения подвесной системы механизмом расцепления, который при срабатывании на траектории автономного полета авиационного средства пожаротушения обеспечивает снятие связи «корпус емкости - подвесная система»;

- снабжения подвесной системы элементами принудительного отделения от емкости, которые создают ей дополнительную скорость движения относительно скорости движения емкости;

- соединения подвесной системы гибкой связью с дном стабилизатора, что исключает ее автономный полет и, вместе с тем, выводит ее из зоны действия диспергирующего заряда;

- выполнения (по аналогии с прототипом) корпусов емкости, диспергирующего заряда и стабилизатора из термопластичного материала.

Увеличение поверхности взаимодействия огнетушащего состава с горящим материалом достигается за счет вывода из зоны действия диспергирующего заряда подвесной системы, что позволяет создать мелкодисперсное облако огнетушащего состава в виде тора с заданными диаметром и высотой.

Механизм расцепления подвесной системы авиационного средства пожаротушения может быть выполнен в виде втулки с двумя продольными каналами, в одном из которых размещены два подпружиненных поршня со штоками, в другом - газогенератор с элементом замедления, причем каналы закрыты с торцов и соединены между собой с образованием камер, а каждый шток поршня подвижно соединен с одним из элементов подвесной системы, охватывающим емкость.

Указанное конструктивное исполнение механизма расцепления позволяет обеспечить:

- безопасность средства доставки при сбросе авиационного средства пожаротушения за счет исключения возможности соударения подвесной системы с элементами конструкции средства доставки;

- повышение надежности отделения подвесной системы от емкости за счет одновременного раскрытия элементов подвесной системы, охватывающих емкость;

- вывод крепежных деталей элементов, охватывающих емкость, из зоны действия диспергирующего заряда (исключается их участие в образовании осколочного поля при срабатывании авиационного средства пожаротушения);

- установку подвесной системы на емкость авиационного средства пожаротушения как в заводских, так и в полевых условиях.

Элементы принудительного отделения подвесной системы от емкости авиационного средства пожаротушения могут быть выполнены в виде пластинчатых пружин, что позволит значительно упростить конструкцию подвесной системы и обеспечить высокую надежность ее отделения от емкости.

Элементы, охватывающие емкость могут быть выполнены в виде двух обручей, разнесенных вдоль продольной оси и подвижно соединенных с накладкой подвесной системы.

На фиг.1 показано авиационное средство пожаротушения.

На фиг.2 показана подвесная система с элементами принудительного отделения.

На фиг.3 показан механизм расцепления подвесной системы.

Авиационное средство пожаротушения включает емкость 1 с огнегасящим составом 2 и диспергирующим зарядом 3, взрывательное устройство 4, стабилизатор 5, подвесную систему в виде элементов 6, охватывающих емкость, накладки 7, двух ушков 8. Подвесная система соединена гибкой связью 9 с дном стабилизатора 5 и снабжена механизмом расцепления 10 и элементами принудительного отделения 11 от емкости 1.

Механизм расцепления 10 содержит втулку 12 с двумя продольными каналами 13 и 14, два подпружиненных поршня 15 со штоками 16, камеры 17, газогенератор 18 с элементами замедления.

Элементы 6, охватывающие емкость 1,соединены крепежными деталями 19.

Авиационное средство пожаротушения при сбросе его с носителей, оборудованных штатными балочными держателями грузов, работает следующим образом.

По команде летчика подается сигнал на срабатывание замка балочного держателя грузов.

После срабатывания замка ушки 8 подвесной системы выходят из зацепления и средство пожаротушения под действием силы тяжести отделяется от носителя, при этом импульс электрического тока через рейку механизма подачи импульса носителя подается на электровоспламенители взрывательного устройства 4 и газогенератора 18.

Через заданные промежутки времени взрывательное устройство 4 готово к действию и срабатывает газогенератор 18. Пороховые газы газогенератора 18 через канал 13 втулки 12 поступают в камеры 17. Под действием пороховых газов поршни 15 со штоками 16 двигаются навстречу друг другу. Штоки выходят из отверстий крепежных деталей 19, соединяющих элементы 6, освобождая связь подвесной системы с емкостью 1.

Подвесная система при помощи пружин 11 и набегающего воздушного потока перемещается за дно стабилизатора 5 и продолжает движение на гибкой связи 9 совместно с средством пожаротушения.

При встрече авиационного средства пожаротушения с грунтом (или кроной деревьев) срабатывает взрывательное устройство 4, детонационный импульс которого напрямую или через передаточный заряд взрывчатого вещества задействует диспергирующий заряд 3.

Образующиеся в результате срабатывания диспергирующего заряда детонационная волна и продукты взрыва увеличивают давление в объеме емкости 1 в сотни тысяч раз, что приводит к разрушению емкости и метанию огнетушащего состава 2. В процессе движения огнетушащий состав дробится на капли размером в несколько десятков микрон, что увеличивает поверхность взаимодействия состава с горящим материалом. Расширение продуктов взрыва диспергирующего заряда 3 вызывает образование воздушной ударной волны, которая движется со сверхзвуковой скоростью впереди облака огнетушащего состава. Механизм тушения состоит в одновременном воздействии на очаг пожара воздушной волны, скоростного напора и огнетушащего состава. Первые два фактора сбивают пламя и удаляют горящий материал, а огнетушащий состав охлаждает очаги и изолирует горящий материал, прекращая пиролиз и прогрев окружающей среды.

Авиационное средство пожаротушения может применяться с носителей, не оборудованных балочными держателями грузов (гражданская авиация), при этом вместо подвесной системы используется, например, подвесной контейнер, описанный в патенте РФ №2111032.

Похожие патенты RU2254153C1

название год авторы номер документа
АВИАЦИОННОЕ СРЕДСТВО ПОЖАРОТУШЕНИЯ 2003
  • Кореньков В.В.
  • Терешин А.А.
  • Супрунов Н.А.
  • Власов В.Ф.
  • Тихомиров А.А.
  • Кишкурно В.Т.
  • Копылов Н.П.
  • Цариченко С.Г.
RU2242259C1
СПОСОБ ЛОКАЛИЗАЦИИ И/ИЛИ ТУШЕНИЯ ПОЖАРА 2004
  • Кореньков В.В.
  • Терешин А.А.
  • Супрунов Н.А.
  • Копылов Н.П.
  • Цариченко С.Г.
RU2245181C1
Способ пожаротушения 1990
  • Зиннатуллин Рифат Нутфуллович
SU1712245A1
ПРОТИВОПОЖАРНАЯ АВИАЦИОННАЯ БОМБА 2009
  • Меньшаков Сергей Степанович
  • Охитин Владимир Николаевич
RU2392990C1
Контейнер огнетушащий авиационный 2020
  • Захматов Владимир Дмитриевич
  • Озеров Алексей Вячеславович
RU2755336C1
УСТРОЙСТВО ПОЖАРОТУШЕНИЯ 2015
  • Волков Роман Сергеевич
  • Кузнецов Гений Владимирович
  • Стрижак Павел Александрович
RU2630653C2
Способ локализации и непрерывного тушения пожаров и мобильный пожарный агрегат для его осуществления 2021
  • Забелин Сергей Николаевич
  • Девяткин Сергей Петрович
RU2781523C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ САМОВСПЕНИВАЮЩЕЙСЯ ГАЗОНАПОЛНЕННОЙ ПЕНЫ 2016
  • Копылов Николай Петрович
  • Копылов Сергей Николаевич
  • Забегаев Владимир Иванович
  • Агафонов Владимир Васильевич
  • Кузнецов Александр Евгеньевич
  • Родионов Евгений Степанович
  • Кононов Борис Владимирович
  • Матвеев Алексей Алексеевич
  • Милёхин Юрий Михайлович
  • Сенчишак Тарас Иосафатович
  • Ерохин Сергей Петрович
  • Федоткин Дмитрий Вячеславович
  • Орлов Лев Александрович
  • Плаксина Диана Сергеевна
RU2622815C1
АВТОНОМНАЯ УСТАНОВКА ПЕННОГО ПОЖАРОТУШЕНИЯ, СИСТЕМА ПОЖАРОТУШЕНИЯ КРУПНЫХ РЕЗЕРВУАРОВ С ЛЕГКОВОСПЛАМЕНЯЮЩИМИСЯ ЖИДКОСТЯМИ 2018
  • Милёхин Юрий Михайлович
  • Деревякин Владимир Александрович
  • Кононов Борис Владимирович
  • Каушанский Яков Михайлович
  • Красов Алексей Викторович
  • Головкин Константин Дмитриевич
  • Копылов Николай Петрович
  • Федоткин Дмитрий Вячеславович
  • Забегаев Владимир Иванович
  • Тузов Сергей Юрьевич
  • Широкова Инга Алексеевна
  • Боев Сергей Алексеевич
RU2674710C1
Способ получения самовспенивающейся газонаполненной пены и устройство для его реализации 2018
  • Забегаев Владимир Иванович
  • Головкин Константин Дмитриевич
  • Красов Алексей Викторович
  • Копылов Николай Петрович
  • Федоткин Дмитрий Вячеславович
  • Милёхин Юрий Михайлович
  • Кононов Борис Владимирович
  • Деревякин Владимир Александрович
  • Каушанский Яков Михайлович
RU2678257C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 254 153 C1

Реферат патента 2005 года АВИАЦИОННОЕ СРЕДСТВО ПОЖАРОТУШЕНИЯ

Изобретение относится к средствам борьбы с пожарами, а более точно касается устройства для локализации и/или тушения пожара, и может быть использовано для эффективной борьбы с крупномасштабными и мощными пожарами, в том числе лесными и лесостепными, а также с пожарами, возникающими в труднодоступных местах как географически (крутые горы, непроходимая тайга, джунгли), так и по причине близкого расположения источника опасности (взрывы, высокая температура). Авиационное средство пожаротушения включает выполненные из термопластичного материала стабилизатор и емкость, в полости которой размещены диспергирующий заряд и огнетушащий состав, взрывательное устройство и подвесную систему в виде накладки с ушками и элементов, охватывающих емкость, при этом подвесная система соединена гибкой связью с дном стабилизатора и снабжена механизмом расцепления и элементами принудительного отделения от емкости. Технический результат состоит в исключении осколочного поля при срабатывании авиационного средства пожаротушения при одновременном увеличении поверхности взаимодействия огнетушащего состава с горящим материалом. 3 з.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 254 153 C1

1. Авиационное средство пожаротушения, содержащее выполненные из термопластичного материала стабилизатор и емкость, в полости которой размещены диспергирующий заряд и огнетушащий состав, взрывательное устройство и подвесную систему в виде накладки с ушками и элементов, охватывающих емкость, при этом подвесная система соединена гибкой связью с дном стабилизатора и снабжена механизмом расцепления и элементами принудительного отделения от емкости.2. Авиационное средство пожаротушения по п.1, отличающееся тем, что механизм расцепления выполнен в виде втулки с двумя продольными каналами, в одном из которых размещены два подпружиненных поршня со штоками, в другом - газогенератор с элементом замедления, причем каналы закрыты с торцов и соединены между собой с образованием камер, а каждый шток поршня подвижно соединен с одним из элементов, охватывающих емкость.3. Авиационное средство пожаротушения по п.1, отличающееся тем, что элементы принудительного отделения подвесной системы от емкости выполнены в виде пластинчатых пружин.4. Авиационное средство пожаротушения по п.1, отличающееся тем, что элементы, охватывающие емкость, выполнены в виде двух обручей, разнесенных вдоль продольной оси и подвижно соединенных с накладкой подвесной системы.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2005 года RU2254153C1

СПОСОБ ЛОКАЛИЗАЦИИ И/ИЛИ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 1997
  • Гуров А.И.
  • Захаров В.И.
  • Либерзон М.Р.
  • Митин Б.С.
  • Одновол Л.А.
  • Сысцов А.С.
  • Сытников А.Н.
RU2111032C1
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ОПОРНЫХ ИЗОБРАЖЕНИЙ ДЛЯ ВНЕШНЕГО ПРЕДСКАЗАНИЯ 2013
  • Ли, Тамми
RU2666233C1
WO 9428975 A, 22.12.1994.

RU 2 254 153 C1

Авторы

Кореньков В.В.

Терешин А.А.

Супрунов Н.А.

Гарнов Н.К.

Мелков В.Н.

Власов В.Ф.

Даты

2005-06-20Публикация

2004-03-11Подача