РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ Российский патент 2005 года по МПК F01C1/38 F02B53/04 

Описание патента на изобретение RU2254483C1

Изобретение относится к двигателестроению, в частности к двигателям внутреннего сгорания (ДВС), которые могут быть использованы на автотранспорте, в тракторостроении, малой авиации, на малых водных средствах передвижения и др.

Известен ДВС (патент РФ № 2209323, F 02 B 53/10, опубл. 27.07.2003), имеющий статор с профилированной внутренней поверхностью переменного радиуса, имеющий несколько симметрично расположенных эллипсоидных впадин, впускные и выпускные отверстия для топливной смеси и отверстия для подведения средств поджигания топливной смеси; а также ротор с установленными в нем уплотнительными радиально подвижными пластинами, постоянно взаимодействующими с профилированной поверхностью статора и образующими рабочие камеры с зонами впуска и нагнетания, зонами впуска-воспламенения топливной смеси с зоной дополнительного сжатия, зонами расширения и выпуска отработавших газов. Уплотнительные пластины, взаимодействующие с направляющей статора, имеют шарнирно-подвижные уплотнения. Основными недостатками данного ДВС является сложная профилированная поверхность статора и повышенное воздействие центробежных сил на уплотнительную поверхность пластин, ведущую к их механическим повреждениям и, следовательно, к снижению надежности работы ДВС. Кроме того, поджог и взрывное действие топливной смеси, производимое в перепускном канале, направляется в камеру увеличивающегося объема, за счет чего снижается эффективность его действия.

Наиболее близким к предлагаемому является роторный ДВС (патент РФ №2126898, МПК F 02 B 53/02, опубл. 27.02.1999), содержащий статор и ротор на валу. Внутри статора жестко закреплена профилированная направляющая переменного радиуса с выступами и впадинами. В роторе радиально попарно (6 пар) и параллельно друг другу в каждой паре размещены уплотнительные пластины с возможностью радиального перемещения (под действием пружин и центробежной силы) и постоянного взаимодействия с профилированной направляющей статора. Уплотнительные пластины и торцевые неподвижные диски образуют рабочие камеры: выпуска воспламенения топливной смеси и выпуска отработавших газов (начала рабочего хода) и аналогичную камеру в конце рабочего хода, а также камеры всасывания - сжатия и перепуска топливной смеси. Перепускные каналы выполнены в профилированной направляющей. На выходах перепускных каналов размещены обратные клапаны.

Эта конструкция ДВС имеет следующие недостатки:

- сложная конструкция встраиваемой в статор профилированной направляющей, имеющей перепускные каналы и обратные клапаны внутри нее;

- необходимость дополнительных торцевых дисков для образования рабочих камер;

- недостаточная надежность работы уплотнительных торцевых частей пластин, которые при большом количестве оборотов в минуту (до 1500) под действием центробежной силы могут подвергаться нагреву, торможению ротора, а также повреждению их верхней части и заклиниванию двигателя, задиру направляющей статора;

- при воспламенении топливной смеси образующиеся газы, расширяясь, создают одинаковое давление на все стороны камеры сгорания, снижая таким образом эффективность взрыва топливной смеси;

- увеличение рабочих ходов приведет к увеличению расхода топлива и расходу смазочного материала; и другие недостатки.

Все это в совокупности приводит к усложнению конструкции, недостаточной ее надежности и снижению КПД.

Задачами предлагаемого устройства роторного ДВС являются упрощение конструкции направляющей поверхности статора, увеличение надежности работы уплотнительных элементов, повышение эффективности использования топливной смеси и КПД двигателя, уменьшение его веса и габаритов.

Поставленные задачи решаются за счет того, что в роторном двигателе внутреннего сгорания, содержащем статор с профилированной внутренней поверхностью переменного радиуса, имеющий диаметрально противоположно расположенные отверстия впуска топливной смеси, отверстия для средств зажигания топливной смеси и отверстия для выпуска отработавших газов, а также средство для перепуска топливной смеси; и ротор на валу, включающий уплотнительные элементы, радиально подвижные и равномерно разнесенные по его поверхности, постоянно взаимодействующие с профилированной поверхностью статора в рабочем положении и образующие рабочие камеры впуска топливной смеси, камеры ее сжигания и камеры выпуска отработавших газов, а также средства для перепуска топливной смеси, профилированная внутренняя поверхность статора выполнена концентрической с цилиндрическим ротором, имеющей две диаметрально противоположные эллипсоидные впадины, отверстия для впуска топливной смеси размещены с одной стороны каждой впадины, отверстия для зажигания топливной смеси размещены с другой стороны каждой впадины, при этом у отверстий для зажигания на внутренней поверхности статора в местах перехода эллипсоидных впадин в концентрические части размещены средства для перепуска топливной смеси, выполненные в виде перепускных обратнозапорных клапанов в форме радиально подвижных клиньев, закрепленных на теле статора углами со стороны впадин и утапливаемых в тело статора до стыка с его цилиндрическими частями; уплотнительные элементы ротора выполнены в виде пар клапанов в форме клиньев, каждая пара которых соединена друг с другом углами, закрепленными в одной точке на теле ротора с возможностью радиального движения каждого клапана-клина, при этом клапаны-клинья имеют выпуклую поверхность, сопрягаемую с цилиндрической поверхностью ротора при их утапливании в тело ротора в нерабочем положении, кроме того, ротор дополнительно содержит равномерно разнесенные по его поверхности выступы высотой на ширину зазора между цилиндром ротора и концентрическими частями статора; а также камеры впуска топливной смеси образованы во впадинах и служат камерами накопления топливной смеси и наполнения ее воздухом, а камеры сжигания образованы между выступающими в зазор перепускными обратнозапорными клапанами статора и выступами ротора и служат камерами сжатия и взрыва топливной смеси.

При этом оптимальным количеством пар уплотнительных клапанов-клиньев ротора является четыре пары.

А также внутри ротора выполнены симметрично расположенные пустоты одинаковой конфигурации.

Сущность изобретения поясняется чертежом, представляющим вид двигателя в разрезе.

Роторный двигатель внутреннего сгорания содержит неподвижный статор 1 и ротор 2, вращающийся на валу 3. В статоре выполнены по два впускных отверстия 4 для впуска топливной смеси, два выпускных отверстия 5 для выпуска отработавших газов, а также два отверстия 6 для подвода средств зажигания. При этом все пары отверстий расположены в статоре диаметрально противоположно друг другу. Внутренняя поверхность статора выполнена в виде концентрической с цилиндрическим ротором окружности, имеющей две эллипсоидные впадины 7, плавно сопряженные с концентрическими частями окружности и расположенные с диаметрально противоположных сторон статора. С одной стороны каждой впадины 7 у концентрической части размещено отверстие 4 для впуска топливной смеси. С другой стороны каждой впадины 7 в месте ее перехода в концентрическую часть выполнен в виде клина перепускной обратнозапорный клапан 8, закрепленный на теле статора со стороны впадины 7 и подвижный под действием пружины со стороны стыка с концентрической частью статора. При этом оба клапана 8, плавно сопряженные с поверхностью статора своей вогнутой поверхностью, расположены с диаметрально противоположных сторон статора. Ротор 2 содержит четыре пары равномерно разнесенных по окружности уплотнительных элементов - клапанов 9 и 10. Каждая пара клапанов 9 и 10 выполнена в виде клиньев с выпуклыми поверхностями, сопрягаемыми с поверхностью ротора, соединенных друг с другом на поверхности ротора в одной точке концами одинаковых углов, закрепленных на поверхности ротора, например, шарнирно, и радиально подвижных и выступающих из тела ротора с противоположных закрепленной точке сторон каждой пары. В неработающем положении пары уплотнительных клапанов-клиньев 9 и 10 утоплены в тело ротора и образуют с ним сплошную цилиндрическую поверхность. В рабочем положении все пары клапанов-клиньев 9 и 10 радиально подвижны под действием пружин и центробежных сил с противоположных сторон каждой пары и постоянно взаимодействуют с профилированной направляющей статора. Кроме того, между четырьмя парами клапанов-клиньев 9 и 10 на цилиндрической поверхности ротора выполнены равномерно разнесенные по окружности четыре выступа 11, выступающие на ширину зазора между ротором и статором в концентрической части, служащие для открывания перепускных обратнозапорных клапанов 8 статора. При этом у впускного отверстия 4 в каждой впадине 7 образуется камера А впуска топливной смеси. При попадании ее (при продвижении по часовой стрелке) между обратнозапорным клапаном 8 (открываемом выступом 11 и пропускающим топливную смесь) и выступом 11 против отверстия 6 со средствами зажигания образуется камера Б сжатия и сгорания топливной смеси. И зазор между статором и ротором до выходного отверстия 5 служит для удаления отработавших газов. Кроме того, в теле ротора выполнены симметрично расположенные пустоты 12 одинаковой конфигурации. Статор жестко закреплен на станине (не показана). Ротор, вставленный в статор, с торцов закрыт крышками (не показаны), имеющими отверстия, аналогичные по форме пустотам 12 в теле ротора. Роторный ДВС работает следующим образом.

При вращении ротора 2 по часовой стрелке уплотнительные клапаны-клинья 9 и 10 (выполняющие также функции поршней) под действием центробежной силы и пружин как бы плавают в зазоре между ротором и статором и находятся в постоянном взаимодействии с профилированной направляющей статора, образуя рабочие камеры ДВС. При прохождении клапаном-клином 10 впускного отверстия он, выполняя роль поршня, всасывает топливную смесь в камеру А во впадине 7, где происходит наполнение топливной смеси и смешивание ее с воздухом. Процесс всасывания происходит до тех пор, пока отверстие 4 не перекроется клапаном 9 следующей пары. Дальнейшее вращение ротора перемещает ограниченную клапанами 10 и 9 соседних пар топливную смесь. При этом находящийся в этом промежутке выступ 11 открывает (утапливает в тело статора) постоянно закрытый (находящийся в зазоре) перепускной обратнозапорный клапан 8. Клапан 8 перепускает поток топливной смеси в камеру Б, образованную между прошедшим выступом 11 и закрывшимся клапаном 8 после перепуска всего объема топливной смеси, продвигаемого клапанами 10 и 9 соседних пар из впадины. Запертая и сжатая рабочая смесь поджигается свечой зажигания в отверстии 6. Происходит ее взрыв, при этом энергия взрыва, отталкиваясь от запертого клапана 8, направляется в сторону свободно движущегося выступа 11 и происходит ход двигателя. Между парой клиньев 9 и 10 образуется свободное пространство, способствующее закрыванию перепускного клапана 8. Перемещаясь далее в зазоре между статором и ротором, выступ 11 открывает отверстие 5, через которое происходит удаление отработавших газов, и идущий следом клапан 9 полностью их выталкивает. Цикл происходит одновременно в двух камерах, за один оборот ротора производится 8 циклов, при этом двигатель развивает скорость до 1000 оборотов в минуту. Для охлаждения ДВС и уменьшения его веса в теле ротора выполнены пустоты 12 и аналогичные отверстия предусмотрены в торцевых крышках двигателя, обеспечивающие циркуляцию воздуха.

Таким образом, основными отличительными особенностями данного двигателя являются более простая конструкция направляющей статора, наличие двух перепускных обратнозапорных клапанов, обеспечивающих плотное закрывание, и упор, создающий направление энергии взрыва в камере сгорания. Камера сгорания, образованная обратнозапорным клапаном и выступом ротора, более эффективно совершает работу двигателя. Ротор, снабженный парами уплотнительных клапанов в виде клиньев, открывающихся при запуске двигателя пружинами и удерживающихся в постоянном контакте с направляющей статора за счет центробежной силы, плавно передвигается по ней. Все это создает эффективную работу двигателя с повышенным КПД, снижает вес и габариты по сравнению с другими поршневыми установками. Данный двигатель может быть применен как компрессор, а при подаче в отверстие вместо свечи зажигания пара под давлением можно получить паровой двигатель, КПД которого будет выше, чем у турбины. Малые габариты двигателя позволяют посадить на один вал несколько двигателей, что может существенно повысить мощность установки.

Похожие патенты RU2254483C1

название год авторы номер документа
СИЛОВАЯ УСТАНОВКА РОТОРНОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1996
  • Тимошенко Г.А.
  • Смирнов Г.Ф.
RU2126898C1
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2001
  • Быстров А.В.
RU2209323C1
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2004
  • Боев Игорь Васильевич
RU2272910C1
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1995
  • Драчко Евгений Федорович[Ua]
RU2083850C1
СПОСОБ РАБОТЫ РОТОРНОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 1994
  • Колотилин Юрий Михайлович
RU2068106C1
РОТОРНО-ЛОПАСТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С ВЫНЕСЕННОЙ КАМЕРОЙ СГОРАНИЯ И ДИСКОВОЙ СИСТЕМОЙ ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) 2011
  • Кудряшов Алексей Александрович
RU2491432C2
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2002
  • Сухарев В.А.
RU2251624C2
Роторный детонационный двигатель 2020
  • Санько Юрий Тимофеевич
RU2754834C1
Роторно-лопастной двигатель внутреннего сгорания 2020
  • Бутенко Олег Петрович
  • Зинькова Виктория Анатольевна
  • Костина Ольга Викторовна
RU2743607C1
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ (ВАРИАНТЫ) 2000
  • Федоренко И.Н.
  • Федоренко В.И.
RU2190106C2

Реферат патента 2005 года РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ

Изобретение относится к двигателестроению, в частности, к роторным двигателям внутреннего сгорания. Техническим результатом является упрощение конструкции, увеличение надежности работы уплотнительных элементов и повышение эффективности работы двигателя. Сущность изобретения заключается в том, что двигатель содержит статор с профилированной внутренней поверхностью переменного радиуса и ротор с подвижными элементами, взаимодействующими с профилированной поверхностью статора. Согласно изобретению на внутренней поверхности статора выполнены две диаметрально противоположные впадины, в которых размещены средства для перепуска топливной смеси, выполненные в виде закрепленных на статоре углами радиально подвижных клиньев-клапанов, которые утапливаются в тело статора до стыка с его цилиндрическими частями. Уплотнительные элементы ротора выполнены в виде клиньев, каждая пара которых соединена друг с другом углами, закрепленными в одной точке на роторе. 1 н. и 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 254 483 C1

1. Роторный двигатель внутреннего сгорания, содержащий статор с профилированной внутренней поверхностью переменного радиуса, имеющий диаметрально противоположно расположенные отверстия впуска топливной смеси, отверстия для средств зажигания топливной смеси и отверстия для выпуска отработавших газов, а также средство для перепуска топливной смеси; ротор на валу, включающий уплотнительные элементы, радиально подвижные и равномерно разнесенные по его поверхности, постоянно взаимодействующие с профилированной поверхностью статора в рабочем положении и образующие рабочие камеры впуска топливной смеси, камеры ее сжигания и камеры выпуска отработавших газов, а также средства для перепуска топливной смеси, отличающийся тем, что профилированная внутренняя поверхность статора выполнена концентрической с цилиндрическим ротором, имеющей две диаметрально противоположные эллипсоидные впадины, отверстия впуска топливной смеси размещены с одной стороны каждой впадины, отверстия для зажигания топливной смеси размещены с другой стороны каждой впадины, при этом у отверстий для зажигания на внутренней поверхности статора в местах перехода эллипсоидных впадин в концентрические части размещены средства для перепуска топливной смеси, выполненные в виде перепускных обратнозапорных клапанов в форме радиально подвижных клиньев, закрепленных на теле статора углами со стороны впадин и утапливаемых в тело статора до стыка с его цилиндрическими частями; уплотнительные элементы ротора выполнены в виде пар клапанов в форме клиньев, каждая пара которых соединена друг с другом углами, закрепленными в одной точке на теле ротора с возможностью радиального движения каждого клапана-клина, при этом клапаны-клинья имеют выпуклую поверхность, сопрягаемую с цилиндрической поверхностью ротора при их утапливании в тело ротора в нерабочем положении, кроме того, ротор дополнительно содержит равномерно разнесенные по его поверхности выступы высотой на ширину зазора между цилиндром ротора и концентрическими частями статора; а также камеры впуска топливной смеси образованы во впадинах и служат камерами накопления топливной смеси и наполнения ее воздухом, а камеры сжигания образованы между выступающими в зазор перепускными обратнозапорными клапанами статора и выступами ротора и служат камерами сжатия и взрыва топливной смеси.2. Двигатель по п. 1, отличающийся тем, что оптимальным количеством пар уплотнительных клапанов-клиньев ротора является четыре пары.3. Двигатель по п. 1 или 2, отличающийся тем, что внутри ротора выполнены симметрично расположенные пустоты одинаковой конфигурации.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2005 года RU2254483C1

US 3951110 А, 20.04.1976
US 6062188 А, 16.05.2000
US 3938478 A, 17.02.1976
US 3913534 A, 21.10.1975
NL 7712950 A, 28.05.1979
РОТОРНО-ПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 2001
  • Галанский Н.З.
RU2209317C2
Фосфониевые производные целлюлозы, обладающие огнестойкими и бактерицидными свойствами и способ их получения 1977
  • Хардин Александр Павлович
  • Тужиков Олег Иванович
  • Лемасов Александр Иванович
SU711040A1

RU 2 254 483 C1

Авторы

Гришаев А.И.

Даты

2005-06-20Публикация

2003-11-24Подача