СИСТЕМА ЭЛЕКТРОННЫХ ДЕТОНАТОРОВ Российский патент 2005 года по МПК F42D1/55 F42C19/08 

Описание патента на изобретение RU2255303C2

Область техники

Настоящее изобретение относится к системе электронных детонаторов, а более конкретно - к подрыву электронных детонаторов, которые включает в себя такая система детонаторов.

Предшествующий уровень техники

Детонаторы, в которых время задержки, сигналы активизации и т.д. управляются с помощью электроники, в общем случае относятся к категории электронных детонаторов. Электронные детонаторы имеют несколько существенных преимуществ по сравнению с традиционными, пиротехническими детонаторами. К преимуществам указанных детонаторов относятся, прежде всего, возможность изменения, или "перепрограммирования", времени задержки детонаторов и установки более точного времени задержки, чем в традиционных пиротехнических детонаторах. Некоторые системы с электрическими детонаторами также позволяют обмениваться сообщениями между детонаторами и блоком управления.

Однако электронные детонаторы и системы электронных детонаторов из известного уровня техники подвержены некоторым ограничениям и проблемам.

В системах электронных детонаторов из известного уровня техники подрыв электронных детонаторов инициализируется посредством команды подрыва, которая посылается от блока управления. Прием команды подрыва в детонаторе начинает непрерываемый обратный отсчет времени задержки, которое хранится в детонаторе, после чего детонатор взрывается. Проблема такого способа состоит в том, что в то же самое время необходимо предотвратить "несрабатывания", т.е. ситуацию, когда детонаторы не взрываются, хотя команда подрыва была выдана блоком управления, и случайные взрывы, т.е. подрывы детонатора, хотя команда подрыва не была выдана блоком управления. Когда команда подрыва была выдана блоком управления, следует надеяться, что все детонаторы функционируют и что все детонаторы воспринимают команду подрыва. Для предотвращения несрабатывания команда подрыва может быть реализована таким образом, что она будет легко воспринята детонаторами, что, однако, может приводить также к тому, что другие команды будут интерпретироваться как команда подрыва, с последующим случайным подрывом. В системе электронных детонаторов (патент США 5539636, G 06 F 19/00, 1996), являющейся наиближайшим аналогом заявленного изобретения, связь между блоком управления и множеством электронных детонаторов происходит с помощью электроники, и также наиболее важно то, что сигнальные напряжения не имеют уровня, который может приводить к случайному подрыву детонаторов. Низкое сигнальное напряжение, однако, ограничивает количество детонаторов, которые могут быть связаны с одним и тем же блоком управления. Одной из причин ограниченного количества детонаторов является то, что всегда существует некоторая потеря в передаче сигналов, что означает, что сигнальное напряжение уменьшается с расстоянием от блока управления и таким образом ограничивает число детонаторов, которые могут быть связаны с блоком управления.

Однако при некоторых операциях взрыва существует потребность в использовании очень большого количества детонаторов при одном и том же взрыве.

Таким образом существует потребность в новых способах и системах для подрыва электронных детонаторов, которые минимизируют риск несрабатывания, устраняют риск случайного подрыва, и кроме того позволяют использовать очень большое количество детонаторов при одном и том же взрыве.

Краткое описание изобретения

Целью настоящего изобретения является обеспечение системы электронных детонаторов и способа в такой системе, которые дают возможность надежности и гибкости, которые по существу устраняют вышеупомянутые проблемы систем детонаторов предшествующего уровня техники.

Более конкретно целью настоящего изобретения является обеспечение системы детонаторов и способа в такой системе, которые позволяют осуществить проверку работоспособности и управление электронным детонатором, когда он находится в состоянии, соответствующем состоянию непосредственно до взрыва. В данном описании такое состояние упоминается как состояние готовности.

Другой конкретной целью настоящего изобретения является обеспечение системы детонаторов и способа в такой системе, которые позволяют использовать очень большое количество электронных детонаторов в одной и той же взрывной операции.

Вышеупомянутые цели достигаются характерными признаками, описанными в зависимых пунктах формулы изобретения.

Согласно одному аспекту, настоящее изобретение относится к способу подрыва по меньшей мере одного количества детонаторов, причем указанный способ позволяет управлять детонаторами и проверять их также после того, как они приняли команду подрыва. Преимущество данного изобретения состоит в том, что команда подрыва имеет форму, которая значительно отличается от всех других команд, которые посылаются детонаторам, посредством чего фактически устранен риск того, что другие команды будут неправильно интерпретированы как являющиеся командой подрыва. В то же самое время разрешается проверка того, что все детонаторы приняли команду подрыва, благодаря возможности связи с детонаторами, которая существует также после того, как команда подрыва была принята детонаторами.

Согласно одному из вариантов осуществления настоящего изобретения, связь с электронными детонаторами осуществляется посредством пакетов цифровых данных. Так как такие пакеты цифровых данных содержат некоторые служебные сигналы, они будут всегда содержать по меньшей мере одну двоичную единицу и по меньшей мере один двоичный нуль. Обеспечивая, чтобы команда подрыва состояла из строки идентичных информационных разрядов, предпочтительно двоичных нулей, обеспечивается то, что команда подрыва значительно отличается от указанных пакетов цифровых данных. Кроме того, пакеты цифровых данных преимущественно разработаны таким образом, что, если команда подрыва состоит из двоичных нулей, то они содержат так много двоичных единиц насколько это возможно, что дополнительно подчеркивает уникальную структуру команды подрыва. Количество информационных разрядов в команде подрыва - предпочтительно то же самое, как количество информационных разрядов в пакетах цифровых данных.

Согласно изобретению, управление и проверка детонаторов таким образом возможна также после того, как они приняли команду подрыва, и особенно проверка факта того, что все детонаторы приняли команду подрыва с помощью связи с детонаторами, которая возможна также после того, как команда подрыва была принята детонаторами.

Это осуществляется способом с помощью установки детонаторов командой подрыва в состояние готовности, которое является состоянием детонаторов непосредственно до взрыва, без заключительного, непрерываемого обратного отсчета времени задержки, которое хранится в каждом запущенном детонаторе. Непрерываемый обратный отсчет времени задержки вместо этого начинается позже в точке синхронизации, которая является общей для детонаторов. До точки синхронизации может происходить связь между блоком управления и детонаторами, обеспечивая управление ими и их проверку. Точка синхронизации обозначается посредством сигнала синхронизации, который может легко быть воспринят детонаторами. Следовательно, настоящее изобретение делает возможным выполнить подрыв электронных детонаторов, посредством чего риск несрабатывания, так же как случайного подрыва детонатора, по существу, устранен, при том, что в то же самое время детонаторы могут быть проверены, когда они приняли команду подрыва и находятся в состоянии готовности, т.е. в активированном и полностью заряженном состоянии.

Сигнал, который должен интерпретироваться детонаторами как сигнал синхронизации, может быть предварительно запрограммирован в системе, или альтернативно, может быть указан командой подрыва.

Дополнительное преимущество такого способа подрыва состоит в том, что взрыв может быть прерван, если обнаружено, что детонатор находится в неправильном состоянии готовности, или если детонатор, например, не воспринял предварительно выданную команду подрыва, и таким образом существует риск несрабатывания.

В некоторых применениях может также быть выгодно, чтобы время между направлением команды подрыва от блока управления и направлением сигнала синхронизации использовалось для направления дополнительных команд подрыва. Таким образом, риск несрабатывания минимизирован практически до нуля, т.к. наиболее вероятно, что детонаторы воспримут, по меньшей мере, одну из этих команд подрыва. Однако наличие более одной команды подрыва может приводить к тому, что детонаторы будут взрываться в неправильное время по отношению к сохраненному времени задержки и поэтому прежде, чем функция этого типа будет реализована в системе, ее следует тщательно рассмотреть. Система электронных детонаторов согласно настоящему изобретению точно настраивается для предотвращения несрабатывания и дополнительные команды подрыва, как упомянуто выше, возможно, не будут необходимы. Однако правила и инструкции в некоторых странах могут требовать точно такого повторения команды подрыва.

Согласно другому аспекту, настоящее изобретение позволяет, чтобы система содержала множество подчиненных блоков управления, соединенных с детонаторами, которые связаны с основным блоком управления, от данного основного блока управления осуществляется основное управление системой. Каждый подчиненный блок управления обеспечивает, чтобы детонаторы, которые соединены с ним, функционировали в соответствии с командами, выданными основным блоком управления.

В данном случае управление детонаторами осуществляется основным блоком управления, от которого выдаются команды и запросы к детонаторам. Основной принцип настоящего изобретения позволяет множеству подчиненных блоков управления быть связанными с основным блоком управления. Каждый из этих подчиненных блоков управления управляет набором электронных детонаторов по команде основного блока управления.

Задержанный подрыв детонаторов, согласно настоящему изобретению, таким образом позволяет создать систему детонаторов с множеством взрывных устройств, т.е. множеством скоординированных наборов детонаторов, где каждый набор имеет свою собственную шину к взрывному устройству. Команда подрыва может выдаваться всем детонаторам, после чего каждое взрывное устройство проверяет, чтобы детонаторы, соединенные с этим взрывным устройством, были активизированы. Когда все взрывные устройства указывают, что каждый набор детонаторов готов к подрыву, команда активирования выдается всем взрывным устройствам в одно и то же время. Затем начинается заключительный синхронизированный обратный отсчет с помощью посылки одновременно всеми взрывными устройствами в ответ на команду активирования сигнала синхронизации, который приводит к непрерываемому обратному отсчету времени задержки детонаторов, начинающемуся в точке синхронизации, которая является общей для всех детонаторов. Если взрывное устройство укажет, что детонатор находится в неправильном состоянии готовности, или по некоторой другой причине не готов для подрыва, то согласно настоящему изобретению разрешается прекращение процесса подрыва, также после того, как команда подрыва была выдана. Альтернативно, процесс подрыва может продолжаться, если дефект, который идентифицирован в детонаторе, как считается, не является критическим. Тогда возможно выбрать: продолжить процесс подрыва таким же образом, как будто ничего неправильного не было обнаружено, или продолжить процесс подрыва согласно альтернативной процедуре после модификации необходимых этапов в процессе подрыва. Также использование множества взрывных устройств дает возможность обеспечить синхронизацию взрыва детонаторов с поддержанием гибкости и надежности.

Таким образом предпочтительно, чтобы одному из взрывных устройств была дана первичная роль, и таким образом, чтобы оно действовало как главное взрывное устройство, в то время как оставшимся взрывным устройствам была дана вторичная роль и таким образом они действовали как подчиненные взрывные устройства. Вся объединенная система затем управляется от главного взрывного устройства, в то время как каждое подчиненное взрывное устройство управляет конфигурацией детонаторов, соединенных с ним, на основании команд управления от главного взрывного устройства. Такое построение дает возможность управления очень большим количеством детонаторов от одного и того же взрывного устройства, т.е. главного взрывного устройства, без требования увеличения сигнального напряжения до уровня, который означает, что безопасность системы подвергнута опасности благодаря возможности ограничения количества детонаторов на шине. В то же самое время подрыв согласно настоящему изобретению позволяет синхронизировать все подчиненные взрывные устройства надежным способом так, чтобы детонаторы взрывались согласно предварительно установленному плану, несмотря на то, что они связаны с различными взрывными устройствами.

Связь между главным взрывным устройством и подчиненными взрывными устройствами происходит предпочтительно посредством радиосвязи или через шину в форме физической кабеля. Также возможно использовать другие типы связи между главным взрывным устройством и подчиненными взрывными устройствами, такие как различные формы микроволновой связи, акустической связи или оптической связи, использующей например лазер. Выбор способа связи между главным взрывным устройством и подчиненными взрывными устройствами обычно зависит от требований пользователя по гибкости и надежности, в зависимости от затрат. Также возможно, что различные национальные или региональные инструкции потребуют определенного типа связи.

Согласно еще одному аспекту настоящего изобретения, обеспечивается тестовый подрыв детонаторов, при котором они проходят все этапы, ведущие к взрыву, кроме зарядки средств, хранящих энергию подрыва, таких как конденсаторы зажигания, и фактического зажигания взрывчатого заряда. Детонаторы сообщают результаты тестового подрыва их блоку управления, посредством чего разрешается дальнейшая оценка функционирования детонаторов. С помощью тестового подрыва возможно проверить, что детонаторы восприняли правильное время задержки, что принятие указанных пакетов цифровых данных функционирует надежно, что указанная синхронизация функционирует надлежащим образом, что обратный отсчет времени задержки происходит с ожидаемой скоростью и что полное функционирование детонаторов является удовлетворительным.

Термин “блок управления” в данном описании должен рассматриваться как универсальный термин для таких блоков, которые направляют сообщения и принимают ответы от детонаторов. Примеры блоков управления - блок регистрации для использования при подсоединении детонаторов к шине и установления идентификации каждого детонатора и взрывное устройство для подготовки и подрыва детонаторов, связанных с шиной.

Термины “блок регистрации” и “взрывное устройство” будут объясняться более подробно в связи с последующим описанием предпочтительного варианта осуществления изобретения.

Для дополнительного описания характерных особенностей примера системы общего вида предназначена ссылка, которая сделана к шведской патентной заявке 9904461-2, которая приведена в качестве аналога.

Краткое описание чертежей

Предпочтительный вариант реализации изобретения будет описан ниже со ссылкой к сопроводительным чертежам, в которых

Фиг.1 - общий вид множества модулей, которые включает в себя система электронных детонаторов,

Фиг.2 - схематический вид блока управления с шиной и электронными детонаторами, соединенными с ней, иллюстрирующий, как выполнена связь с указанными детонаторами,

Фиг.3а и 3b схематично иллюстрируют осуществление запроса о предварительно определенном бите состояния в предварительно определенном детонаторе,

Фиг.4 - представлена блок-схема последовательности операций общего способа подрыва согласно изобретению,

Фиг.5а и 5b - более детальная последовательность операций способа подрыва согласно настоящему изобретению,

Фиг.6 схематично иллюстрирует систему детонаторов с главным взрывным устройством и множеством подчиненных взрывных устройств согласно настоящему изобретению и

Фиг.7 - последовательность операций общего способа тестового подрыва согласно настоящему изобретению.

Описание предпочтительного варианта осуществления

На фиг.1 представлено множество модулей, которые включает в себя система 1 электронных детонаторов согласно варианту осуществления настоящего изобретения.

Система 1 электронных детонаторов содержит множество электронных детонаторов 10, которые связаны с блоком 11, 12 управления через шину 13. Шина 13 служит для осуществления обмена сигналами между блоком 11, 12 управления и детонаторами 10, т.е. разрешения связи между ними, и обеспечения передачи энергии к детонаторам 10. Блок управления может состоять из блока 11 регистрации или взрывного устройства 12. Система 1 детонаторов согласно изобретению может также содержать переносной приемник 14 сообщений, который приспособлен для переноса человеком, который соединяет детонаторы 10 с шиной 13. Кроме всего прочего, через переносной приемник 14 сообщений обеспечивается передача информации о том, что система 1 готова к подключению еще одного детонатора. Кроме того, система 1 предпочтительно включает в себя компьютер 15, причем указанный компьютер используется для планирования взрыва. План взрыва, который был запланирован в компьютере 15, передается одному из указанных блоков управления (блок 11 регистрации и/или взрывное устройство 12). Альтернативно информация, собранная блоком 11 регистрации, такая, как адреса электронных детонаторов 10, может быть передана компьютеру 15 для дальнейшей обработки, после чего план взрыва передается взрывному устройству 12 для заключительной подготовки указанных детонаторов 10.

Представленный предпочтительный вариант осуществления подрыва детонатора согласно настоящему изобретению будет описан со ссылкой на фиг.2.

Множество детонаторов 10 соединено с блоком 12 управления (взрывным устройством) посредством шины 13. Блок 12 управления предназначен для направления пакетов 22 цифровых данных детонаторам 10. Эти пакеты 22 данных передают команды и/или запросы относительно состояния детонаторов 10. Блок 12 управления, кроме того, настроен на прием ответов 24 от детонаторов 10. В предпочтительном варианте осуществления пакеты 22 цифровых данных состоят из 64 битов. В данном предпочтительном варианте осуществления ответы выдаются детонаторами 10 в форме аналоговых импульсов 24 ответа по шине 13. Предпочтительно, чтобы детонаторы 10 передавали указанные импульсы 24 ответа в форме коротких импульсов нагрузки, обнаруживаемых блоком 12 управления. Такие импульсы нагрузки состоят в предпочтительном варианте осуществления настоящего изобретения из временной модуляции нагрузки детонатора, т.е. потребляемая мощность детонатора модулируется по времени. Однако следует признать, что для этой цели подходит любое воздействие на шину, обнаруживаемое блоком управления.

Как отправная точка для описания способа согласно настоящему изобретению, которое дается ниже, принимается, что множество детонаторов 10 идентифицировано и присоединено к шине 13 и соответствующие адреса сохранены во взрывном устройстве 12.

Взрывное устройство, как упомянуто выше, является термином для блока управления, которое используется для подготовки и подрыва детонаторов 10. Предшествующая идентификация детонаторов 10 может быть выполнена посредством блока 11 регистрации, который при присоединении детонаторов 10 к шине 13 регистрирует адреса и т.д.

Как иллюстрировано на фиг.3а и 3b, каждый детонатор 10 содержит регистр 31 состояния, который содержит множество “флажков”, т.е. информационных состояний, которые могут принимать любое из двух возможных значений, причем указанные флажки индицируют каждое информационное состояние в детонаторе 10. Кроме того, детонаторы 10 имеют полезную уникальную отличительную особенность, которая используется для того, чтобы передать адресованные им сообщения. Пакеты 22 цифровых данных, которые взрывное устройство 12 посылает на шину 13, могут быть адресованы глобально всем детонаторам или быть адресованы одному или нескольким детонаторам. Пакеты 22 цифровых данных могут содержать запрос, относящийся к состоянию некоторого флажка в детонаторе 10, в этом случае ожидается ответ от детонатора, или обязательную команду к детонатору 10, в этом случае ответ не ожидается. Ответ выдается детонаторами 10 обозначенным выше способом посредством воздействия на шину, обнаруживаемого взрывным устройством 12, предпочтительно коротким импульсом 24 нагрузки.

В предпочтительном варианте осуществления указанные импульсы 24 ответа выдаются только при положительном ответе (ответ утвердительно) (фиг.3а), в то время как отрицательный ответ (ответ отрицательно) появляется, как отсутствие импульса ответа (фиг.3b), что проиллюстрировано на данной фиг. Как поз.26. Кроме того, вид импульса 24 ответа от каждого детонатора 10 идентичен виду импульса ответа от любого другого детонатора. В блоке управления 11, 12 интерпретируются импульсы 24 ответа, которые принимаются от предварительно посланных запросов (т.е. пакетов 22 цифровых данных, содержащих запросы, относящиеся к одному или большему количеству флажков, или битов состояния в одном или большем количестве детонаторов 10). Для каждого бита состояния реализованы два запроса: первый запрос, опрашивающий, имеет ли бит состояния первое из двух возможных значений, и второй запрос, спрашивающий, имеет ли тот же самый бит состояния второе из двух возможных значений. Выбирая подходящий запрос, ожидаемое количество импульсов 24 ответа (т.е. количество детонаторов, выдающих импульс ответа в ответ на запрос) поэтому может быть минимизировано, таким образом облегчая интерпретацию ответов в блоке 11, 12 управления.

Обращаясь к фиг.4, теперь будет кратко описано функционирование системы 1 электронных детонаторов согласно изобретению.

Команда подрыва выдается (400) взрывным устройством 12. Когда команда подрыва принята детонаторами 10, в каждом детонаторе устанавливается флажок, который указывает, что команда подрыва принята, и эти детонаторы будут рассматривать принятие предварительно определенного информационного разряда в предварительно определенном пакете данных (например, первый информационный разряд в пакете данных номер 15, отсчитанном от команды подрыва), который следует за командой подрыва как сигнал синхронизации (410). В ответ на сигнал синхронизации (410) начинается обратный отсчет (411) времени задержки, которое хранится в соответствующих детонаторах. Пакеты данных после команды подрыва используются для проверки (402), (404), (406), (408) того, что детонаторы 10 готовы к взрыву.

Первоначально, предпочтительно проверяется, что все детонаторы приняли команду (401) подрыва. Это обычно осуществляется посредством запроса (в форме пакета 22 цифровых данных) от взрывного устройства 12, причем указанный запрос опрашивает, имеется ли детонатор 10, который не воспринял команду подрыва. Если никакого ответа не принимается по этому запросу, то предполагается, что все детонаторы 10 восприняли команду подрыва. Если детонатор 10 указывает о непринятии команды подрыва, то система сбрасывается (420) или выключается, и весь процесс подрыва повторяется с нового запуска системы.

При установке, что все детонаторы 10 приняли и восприняли команду подрыва, множество запросов (402), (404), (406), (408) предпочтительно следуют относительно состояния некоторых флажков (т.е. битов состояния в регистрах 31 состояния детонаторов). На основе принятых ответов взрывное устройство 12 определяет, должен ли процесс подрыва продолжаться. Если найдена какая-нибудь неисправность, которая серьезно подвергает опасности воздействие и/или безопасность взрыва, то процесс подрыва прерывается (430). Если считается, что детонаторы 10 находятся в правильном состоянии готовности, то указанный сигнал синхронизации посылается (410) от взрывного устройства 12. В предпочтительном варианте осуществления сигнал синхронизации состоит из первого информационного разряда в пакете данных номер 15, отсчитанном от команды подрыва.

В ответ на сигнал синхронизации каждый детонатор начинает указанный обратный отсчет соответствующего времени задержки (411). Когда обратный отсчет времени задержки начат, прерывание процесса подрыва больше невозможно. Когда обратный отсчет в каждом детонаторе 10 достигает "нуля", детонатор 10 вызывает взрыв (440).

Обращаемся к фиг.5а и 5b. Теперь будет более подробно описан процесс подрыва.

Два набора информации о времени задержки хранятся во взрывном устройстве 12. Эта информация содержит время задержки для каждого присоединенного детонатора 10. При запуске системы (500) эти два набора проверяются относительно друг друга (510) с целью обеспечения (511) сохранения правильного времени задержки. Если на этой стадии обнаружена противоречащая информация относительно времени задержки, то работа прерывается и новые наборы времени задержки передаются взрывному устройству (515). Если в информации о времени задержки не обнаружено никаких ошибок, то время задержки передается соответствующим детонаторам (520) в соответствии с индивидуально адресованными сообщениями в форме пакетов 22 цифровых данных.

Как дополнительная мера предосторожности, время задержки предпочтительно передается каждому детонатору дважды, флажок ошибки устанавливается в детонаторе, если он не воспринял то же самое время задержки в обеих передачах (522). Когда детонаторы приняли то же самое время задержки дважды подряд, устанавливается флажок, указывающий, что время задержки принято.

Когда все время задержки было передано соответствующим детонаторам, взрывное устройство соответствующим образом проверяет, чтобы ни у одного детонатора не отсутствовало время задержки (не показано). Это происходит, например, с помощью направления взрывным устройством глобально адресованного запроса, спрашивающего, есть ли детонатор, который не установил флажок, указывающий, что им принято время задержки. На этой стадии также можно проверить, что никакой детонатор не установил флажок ошибки.

Следует подчеркнуть, что если время задержки передается третий раз, то детонатор устанавливает флажок ошибки, если не то же самое, как прежде, время задержки участвует в передаче. Поэтому изменение предварительно переданного времени задержки должно содержать две передачи с промежуточным сбросом флажка ошибки. Таким образом, время задержки может быть изменено произвольное число раз.

Предпочтительно, чтобы теперь было проверено, что конденсатор зажигания и мостик накаливания являются доступными в каждом детонаторе (530) для минимизирования риска несрабатывания. Это предпочтительно осуществляется с помощью проверки множества флажков, которые указывают, когда определенные уровни напряжения достигаются в конденсаторах зажигания детонаторов 10. Если конденсатор зажигания и/или мостик накаливания отсутствуют в одном или некоторых из детонаторов 10, и это оценивается как серьезная ошибка на основании набора предварительных критериев, то процесс подрыва прерывается (550).

Если пока все функционирует, то пришло время начинать заряжать конденсатор зажигания в каждом детонаторе. Это осуществляется командой активизации, посылаемой (532) взрывным устройством 12. Команда активизации адресована глобально, т.е. адресована к всем детонаторам 10, и приводит к началу зарядки конденсаторов зажигания с помощью напряжения шины 13. Напряжение шины 13, однако, является все еще настолько низким, что напряжение на конденсаторах зажигания сохраняется в таком значении, что нет никакого риска зажигания детонаторов 10. Прежде чем напряжение шины 13 увеличивается до уровня, когда конденсаторы зажигания начинают заряжаться до полного напряжения зажигания, соответствующим образом проверяется, что никакой конденсатор зажигания еще не указывает, что достигнуто напряжение зажигания (534). Такая индикация указала бы на ошибку в детонаторе 10 и должна быть сделана оценка, должен ли процесс взрыва быть прерван (550).

Если процесс взрыва должен быть продолжен, то взрывное устройство теперь увеличивает напряжение шины 13 (536). Конденсаторы зажигания затем начинают заряжаться до полного напряжения зажигания. Флажок в каждом детонаторе указывает, когда достигнуто полное напряжение зажигания в конденсаторе зажигания. В течение зарядки конденсаторов зажигания взрывное устройство соответственно посылает глобальные запросы в форме пакетов 22 цифровых данных, выясняя, имеет ли детонатор 10 конденсатор зажигания, который достиг полного напряжения зажигания. Когда первый детонатор отвечает положительно (утвердительно) на этот запрос, взрывное устройство 12 изменяет запрос на противоположный: имеет ли какой-либо детонатор конденсатор зажигания, который не достиг полного напряжения зажигания. Когда ответ (утвердительно) на этот последний запрос больше не принимается, считается, что конденсаторы зажигания всех детонаторов достигли полного напряжения зажигания (560). Таким образом, зарядка конденсаторов зажигания проверяется за самое возможно короткое время.

Предпочтительно указанная активизация и связанная с ней зарядка конденсаторов зажигания осуществляется оператором, физически нажимающим кнопку активизации на взрывном устройстве 12, эта кнопка активизации должно быть нажата все время для того, чтобы зарядка конденсаторов зажигания сохранялась. Подрыв соответственно инициализируется оператором, физически нажимающим вторую кнопку, кнопку подрыва, в то время как кнопка активизации сохраняется нажатой. На взрывном устройстве предпочтительно выдается (562) сигнал (звуковой или визуальный), который указывает, что все конденсаторы зажигания заряжены до полного напряжения зажигания, т.е. когда кнопка подрыва может быть нажата.

Когда кнопка подрыва нажимается (564), команда подрыва направляется (566) на шину 13 взрывным устройством 12. В предпочтительном варианте осуществления настоящего изобретения команда подрыва отличается от всех других пакетов 22 цифровых данных, которые направляются взрывным устройством 12. Причина этого заключается в том, что никакие пакеты цифровых данных не должны по ошибке подвергнуться риску неправильного интерпретирования как команда подрыва. Фактически, команда подрыва состоит из пакета 22 цифровых данных, который состоит только из последовательности двоичных нулей. Условием для пакета 22 цифровых данных, чтобы он интерпретировался как команда подрыва, является то, что он должен содержать, по меньшей мере, определенное число двоичных нулей. Предпочтительно, подсчет числа нулей осуществляется во множестве независимых счетчиков в детонаторах 10, решением большинства определяется, была ли принята команда подрыва. Если большинство счетчиков указывает наименьшее количество нулей, необходимое для команды подрыва, то команда таким образом интерпретируется как команда подрыва.

Согласно изобретению, обратный отсчет времени задержки, которое хранится в каждом детонаторе, не начинается немедленно после того, как команда подрыва была принята в детонаторах. В предпочтительном варианте осуществления вместо этого необходимо, чтобы дополнительное количество, например четырнадцать, полных пакетов данных было принято детонаторами перед началом заключительного, непрерываемого обратного отсчета. Это дает с помощью связи с взрывным устройством 12 посредством этих дополнительных пакетов данных возможность последней проверки (570), (572), (574) того, что каждый электронный детонатор 10 находится в правильном состоянии для необходимого процесса взрыва, который будет выполнен. Следует отметить, что содержимое этих пакетов данных неважно, а решающим для начала обратного отсчета является количество пакетов данных. Эти пакеты данных могут таким образом иметь произвольное содержимое, содержать запросы или команды или даже состоять из повторных команд подрыва.

Если на этой стадии обнаружена ошибка, то имеется возможность прерывания выполнения всего процесса подрыва благодаря тому, что указанное количество, например четырнадцать, дополнительных пакетов данных должно быть принято, прежде чем начнется заключительный обратный отсчет. Это прекращение может обеспечиваться, например, командой глобального сброса, посылаемой от блока управления, или отсутствием передачи дальнейших пакетов 22 цифровых данных детонаторам 10, которые таким образом не принимают указанное количество, например четырнадцать, пакетов данных и таким образом не запускают заключительный обратный отсчет. Предпочтительно, для использования комбинации указанных функций аварийного прекращения работы, если подрыв должен быть прерван, сначала посылается команда сброса, после чего никакие дополнительные пакеты данных не посылаются, таким образом по существу устраняется риск продолжения процесса подрыва. В случае прерванного подрыва, конденсаторы зажигания будут постепенно автоматически разряжены с помощью разрядных резисторов, размещаемых в детонаторах 10 так называемых нагрузочных резисторов. Количество пакетов данных, которое должно быть послано после команды подрыва для начала обратного отсчета времени задержки, четырнадцать, было выбрано в указанном примере весьма произвольно.

Заключительный непрерываемый обратный отсчет времени задержки таким образом начинается в точке синхронизации (580), которая задержана по отношению к команде подрыва и общая для всех детонаторов. Эта точка синхронизации возникает в предпочтительном варианте осуществления настоящего изобретения при приеме в каждом детонаторе предварительно определенного информационного разряда в предварительно определенном пакете данных, который следует за командой подрыва. В примере, описанном выше, точка синхронизации возникает при приеме предварительно определенного информационного разряда в пакете данных номер 15, отсчитанном от команды подрыва. Однако понятно, что также другие типы задержанной синхронизации, которая позволяет осуществлять связь с детонаторами 10 также после того, как они приняли команду подрыва и таким образом находятся в состоянии готовности, находятся в объеме настоящего изобретения.

После точки синхронизации связь с детонаторами более не возможна. После сигнала синхронизации детонаторы не требуют никакой доставки напряжения от взрывные устройства 12 через шину 13, но они получают необходимую доставку напряжения от питающего конденсатора в каждом детонаторе 10. Если подумать, это является естественным последствием того факта, что взрыв начался, поскольку контакт с взрывным устройством 12 может в любое время быть потерянным вследствие взрыва в детонаторе.

Благодаря тому факту, что детонаторы, согласно настоящему изобретению, могут быть проверены, когда они находятся в указанном состоянии готовности, риск неправильного функционирования после точки синхронизации уменьшен до минимума.

Когда обратный отсчет (585) времени задержки в каждом детонаторе достигает "нуля", конденсатор зажигания немедленно разряжается через мостик накаливания, что приводит по существу к мгновенному зажиганию взрывчатого заряда (590).

Вышеупомянутый процесс также очень хорошо подходит для осуществления в системе с главным взрывным устройством 62 и множеством подчиненных взрывных устройств 64, которая схематично иллюстрирована на фиг.6. В данном случае процесс аналогичен описанному выше, за исключением того, что основное управление системой 1 происходит от главного взрывного устройства 62. От главного взрывного устройства 62 идет команда на активизацию, зарядку, подготовку, проверку, подрыв и т.д. детонаторов 10 с помощью передачи сообщений подчиненным взрывным устройствам 64. Подчиненные взрывные устройства 64 в свою очередь отслеживают, чтобы функции, для которых пришла команда, выполнялись для детонаторов 10, которые соединены с соответствующими подчиненными взрывными устройствами 64. Если возможно, подчиненные взрывные устройства 64 сообщают о результатах функций главному взрывному устройству 62, что таким образом позволяет иметь полное управление всей системой 1 без непосредственной необходимости связываться со всеми детонаторами 10.

Далее будет описан предпочтительный способ согласно изобретению в системе с главным и подчиненным взрывными устройствами, как упомянуто выше.

Главное взрывное устройство 62 загружается таблицами времени задержки для детонаторов 10 соответствующих подчиненных взрывных устройств 64, указанное время задержки проверяется таким же образом, как описано выше (510). Каждая таблица передается соответствующему подчиненному взрывному устройству 64, которое в свою очередь отслеживает, чтобы время задержки было передано (520) детонаторам 10 таким же образом, как описано выше. Если ошибка была найдена в одном из детонаторов 10, то об этом подчиненное взрывное устройство 64 этого детонатора по запросу сообщает главному взрывному устройству 62. Затем главным взрывным устройством будет принято решение, должен ли процесс быть прерван. Однако подчиненное взрывное устройство 64 может настраиваться таким образом, чтобы принимать некоторые решения, которые не должны передаваться главному взрывному устройству 62. Например, правила для условий, при которых весь подрыв должен быть прерван, могут быть реализованы в каждом подчиненном взрывном устройстве 64, в таком случае такое условие, если таковое имеется, сообщается обратно к главному взрывному устройству, которое в свою очередь отслеживает, чтобы подрыв был прерван.

Когда все подчиненные взрывные устройства 64 сообщили главному взрывному устройству 62, что информация о времени задержки передана детонаторам 10, и что все остальное находится в норме, на главном взрывном устройстве 62 индицируется, что система 1 готова к активизации. Затем оператор нажимает кнопку активизации (532) и, в случае, когда все находится в норме (562), также кнопку подрыва (564) тем же самым образом, как описано выше. Главное взрывное устройство 62 выдает приказ подчиненному взрывному устройству 64 выполнить активизацию и подрыв соответственно детонаторов, соединенных с соответствующим подчиненным взрывным устройством. Когда каждое подчиненное взрывное устройство 64 сообщит, что соответствующие детонаторы 10 готовы к взрыву (т.е. что команда подрыва принята, конденсатор зажигания заряжен, мостик накаливания доступен и т.д.), команда активизирования посылается от главного взрывного устройства 62 всем подчиненным взрывным устройствам 64 в одно и то же время, данные подчиненные взрывные устройства в ответ на команду активирования одновременно передают сигнал синхронизации (508) на соответствующие шины 13. Таким образом обеспечивается синхронизация всех детонаторов, хотя они соединены с различными подчиненными взрывными устройствами 64.

В альтернативном варианте осуществления настоящего изобретения тестовый подрыв осуществляется до того, как детонаторы активизируются и подрываются, что схематично иллюстрировано последовательностью операций согласно фиг.7. Такой тестовый подрыв будет описан ниже.

Прежде чем начинается процесс подрыва, описанный выше, может быть необходимо выполнить тестовый подрыв. Целью тестового подрыва может быть проверка того, что детонаторы 10 восприняли правильное время задержки, что прием указанных пакетов 62 цифровых данных является удовлетворительным, что указанная синхронизация (410), (580) функционирует должным образом, что обратный отсчет времени задержки (411), (585) происходят с ожидаемой скоростью и что общее функционирование детонаторов является удовлетворительным.

Тестовый подрыв начинается с посылки взрывным устройством 12 команды (710) тестового подрыва на шину 13. После принятия этой тестовой команды подрыва в каждом детонаторе, подобно команде фактического подрыва, осуществляется синхронизация (720), которая задержана по отношению к принятию команды тестового подрыва. Дополнительно, этому предшествует проверка (712), (713) некоторых флажков в детонаторах 10, как в случае настоящего подрыва. Если необходимо, также возможно проверить, что команда тестового подрыва была воспринята (711) всеми детонаторами 10 и дополнительно сбросить (714) систему 1 и послать команду тестового подрыва еще раз. В точке синхронизации обратный отсчет времени задержки (730), которое хранится в каждом детонаторе, начинается таким же образом, как прежде. Когда обратный отсчет времени задержки в каждом детонаторе достигает "нуля", детонатор выдает аналоговый импульс ответа 26 (740) на шину 13. Он является аналоговым импульсом ответа 26 того же самого типа, как импульс ответа, представленный предварительно при описании связи между взрывным устройством 12 и детонаторами 10. Взрывное устройство 12 обнаруживает (750) эти импульсы 26 ответа и получает таким образом информацию о том, когда (т.е. как долго после точки синхронизации) каждый детонатор взорвется в ожидаемом реальном подрыве, посредством чего выполняется оценка тестового подрыва.

Следует указать, что тестовому подрыву не предшествует активизация детонаторов. Таким образом нет никакого риска случайного подрыва детонатора при тестовом подрыве, так как напряжение не применяется на конденсаторах зажигания в детонаторах.

Если ответы (сигналы отклика), выданные детонаторами в ответ на тестовую команду подрыва, не соответствуют ожидаемому времени задержки, то сначала осуществляется автоматическое решение, должен ли весь процесс подрыва быть прерван и повторен еще раз. Если отклонение от того, что ожидается, является небольшим, то оператор может, однако, принять решение позволить процессу подрыва продолжаться, в данном случае активизация и реальный подрыв могут начинаться, как описано выше.

Кроме того, тестовый подрыв может преимущественно иметь функцию масштабирования, через которую сохраненное время задержки умножается на масштабный коэффициент. В предпочтительном варианте осуществления масштабный коэффициент - 1, 2, 4, 8 или 16. Чем больший масштабный коэффициент выбирается для использования, тем больше времени потребуется для осуществления тестового подрыва. Функция масштабирования является очень полезным инструментом для проверки с высоким разрешением и тестирования сохраненного времени задержки, так же как синхронизации детонаторов, особенно при использовании множества взрывных устройств.

Как описано выше, тестовый подрыв приводит к выдаче детонаторами аналогового импульса ответа на шину. В данном случае такой аналоговый импульс ответа составляет приблизительно 2 мс, что означает, что без использования указанной функции масштабирования невозможно различить два импульса ответа, которые находятся меньше чем 2-3 мс друг от друга. Необходимо, чтобы импульсы ответа не были короче, чем указанные 2 мс, поскольку имеется риск необнаружения в блоке управления этих импульсов ответа, уменьшенных до неприемлемо низкого уровня. В то же самое время, однако, два момента взрыва могут быть значительно ближе друг к другу, чем указанные 2 мс. Используя функцию масштабирования, тестовый подрыв высокого разрешения может таким образом быть выполнен, что дает разрешающую способность, которая является значительно выше, чем 2 мс.

Следует признать, что тестовый подрыв с более высокой разрешающей способностью (т.е. тестовый подрыв с использованием более высокого масштабного коэффициента) будет происходить дольше, чем тестовый подрыв с более низкой разрешающей способностью. Тестовый подрыв с масштабным коэффициентом 8, например, будет происходить вдвое дольше, чем тестовый подрыв с масштабным коэффициентом 4, и поэтому следует учитывать, является ли высокое разрешение действительно необходимым или предпочтение следует отдать быстрому процессу подрыва.

В соответствии с описанным выше по отношению к процессу подрыва, тестовый подрыв также может быть выполнен в системе, имеющей главное взрывное устройство и подчиненные взрывные устройства. Каждое подчиненное взрывное устройство сообщает о распределении времени ответов от детонаторов главному взрывному устройству, которое в свою очередь оценивает результат тестового подрыва. Фактически, тестовый подрыв является наиболее предпочтительным, особенно когда используется система с подчиненными взрывными устройствами, т.к. имеется возможность через главное взрывное устройство проверить, что синхронизация всех подчиненных взрывных устройств и детонаторов, соединенных с ними, функционирует соответствующим образом. В то же самое время главное взрывное устройство принимает информацию, правильное ли время задержки сохранено в детонаторах, и является ли скорость обратного отсчета этого времени задержки правильной.

Данное изобретение было описано выше на основе предпочтительного варианта осуществления. Однако это описание не имеет цели ограничения объема изобретения в каком-нибудь смысле. Следует признать, что модификации могут осуществляться в пределах объема изобретения, как определено в зависимых пунктах формулы изобретения.

Похожие патенты RU2255303C2

название год авторы номер документа
БЕСПРОВОДНЫЕ ДЕТОНАТОРЫ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ СОСТОЯНИЯ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ 2012
  • Лаундс Чарльз Майкл
  • Пил Уолтер Харди
RU2608745C2
АППАРАТ, СИСТЕМА И СПОСОБ 2015
  • Джонсон Дэвид
  • Гудридж Ричард
  • Викс Байрон
  • Эпплби Родни
RU2697980C2
ДЕТОНАТОРНАЯ СИСТЕМА И СПОСОБ, СВЯЗАННЫЙ С УКАЗАННОЙ СИСТЕМОЙ 2003
  • Халлин Суне
  • Йенссон Элоф
  • Вестберг Ян
RU2308673C2
АППАРАТ, СИСТЕМА И СПОСОБ 2015
  • Викс Байрон
  • Котсонис Стивен
RU2710580C2
УНИВЕРСАЛЬНАЯ СИСТЕМА ДЕТОНАТОРОВ 2000
  • Халлин Суне
  • Вестберг Ян
  • Йенссон Элоф
RU2257539C2
СИСТЕМА ПОДРЫВА ОБЪЕКТОВ 2018
  • Бородянский Михаил Ефимович
  • Голубев Александр Васильевич
  • Наумкин Валерий Павлович
  • Овсянников Сергей Игоревич
RU2687210C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ ПОДРЫВОМ ПИРОСРЕДСТВ 2015
  • Бородянский Михаил Ефимович
  • Бородянский Илья Михайлович
  • Мартыщенко Тимофей Александрович
  • Наумкин Валерий Павлович
RU2603654C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОДРЫВА КОНТАКТНОЕ, ИЛИ БЕСКОНТАКТНОЕ, ИЛИ СМЕШАННОГО ТИПА (ВАРИАНТЫ) 2015
  • Бардин Антон Владимирович
  • Филонов Олег Михайлович
  • Меткин Николай Павлович
  • Рыбаков Юрий Владимирович
  • Шкилёва Татьяна Михайловна
RU2600945C2
УДАРОПРОЧНЫЙ УЗЕЛ ДЛЯ ЭЛЕКТРОННОЙ СХЕМЫ (ВАРИАНТЫ), БЛОК УЗЛА ДЛЯ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЯ И ДЕТОНАТОР ЗАМЕДЛЕННОГО ДЕЙСТВИЯ 1997
  • Маршалл Пол Н.
  • Тсека Томас К.
  • Уолш Брендан М.
  • Фриц Джеймс Е.
RU2160883C1
РАДИОВЗРЫВАТЕЛЬ ЗАЛПОВОГО ПОДРЫВА БОЕПРИПАСОВ ЗАМЕДЛЕННОГО ДЕЙСТВИЯ С ОПТИКО-ЭЛЕКТРОННЫМ УСТРОЙСТВОМ ПОДТВЕРЖДЕНИЯ НАЛИЧИЯ ЦЕЛИ "АККОРД-2К" 2001
  • Киселев В.В.
RU2216709C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 255 303 C2

Реферат патента 2005 года СИСТЕМА ЭЛЕКТРОННЫХ ДЕТОНАТОРОВ

Изобретение относится к области проведения взрывных работ. Технический результат - минимизация риска несрабатывания детонаторов и устранение риска случайного подрыва. Согласно изобретению электронные детонаторы расположены в системе электронных детонаторов, причем указанные детонаторы связываются с блоком управления через шину. Команда подрыва или команда тестового подрыва посылается от блока управления к детонаторам, которые запускают обратный отсчет времени задержки, которое хранится в каждом детонаторе, в точке синхронизации, которая задержана по отношению к указанной команде. При завершении обратного отсчета детонаторы вызывают, в случае команды подрыва, взрыв, а в случае команды тестового подрыва, выдачу ответа в точке, где они должны были бы взорваться, если бы была использована команда подрыва. Задержанная синхронизация позволяет проверять и управлять детонаторами после того, как указанная команда была принята. Изобретение также содержит аналогичный способ в системе с множеством подчиненных блоков управления, с которыми соединено множество детонаторов, и основным блоком управления, причем система управляется командами основного блока управления.5 н. и 24 з.п. ф-лы, 7 ил.

Формула изобретения RU 2 255 303 C2

1. Способ подрыва электронных детонаторов, включенных в систему электронных детонаторов, содержащую блок управления, соединенный шиной с электронными детонаторами для связи между блоком управления и электронными детонаторами, заключающийся в том, что посылают команду подрыва от блока управления на шину, принимают команду подрыва в электронных детонаторах, в ответ на принятую команду подрыва устанавливают электронные детонаторы в состояние готовности и ожидания сигнала синхронизации, который задержан по отношению к команде подрыва и который направляется блоком управления и указывает момент времени синхронизации, который является общим для детонаторов, причем момент времени синхронизации предпочтительно является временем приема сигнала синхронизации, посылают сигнал синхронизации от блока управления на шину, при приеме сигнала синхронизации в каждом электронном детонаторе начинают обратный отсчет времени задержки, которое хранится в каждом электронном детонаторе, при завершении обратного отсчета времени задержки инициируют взрыв каждого электронного детонатора, при этом связь блока управления с электронными детонаторами осуществляют посредством пакетов цифровых данных, причем связь электронных детонаторов с блоком управления предпочтительно осуществляют с помощью воздействия на шину, которое обнаруживают блоком управления, в частности, воздействия на шину аналоговыми импульсами нагрузки.2. Способ подрыва по п.1, заключающийся в том, что при нахождении в состоянии ожидания задержанного сигнала синхронизации электронные детонаторы принимают предварительно определенное число пакетов цифровых данных, после чего электронные детонаторы переходят в состояние, которое позволяет осуществлять прием сигнала синхронизации, причем сигнал синхронизации предпочтительно является последующим за предварительно определенным пакетом цифровых данных.3. Способ подрыва по любому из пп.1 и 2, заключающийся в том, что момент времени синхронизации устанавливают как время приема в каждом электронном детонаторе предварительно определенного информационного разряда в предварительно определенном пакете цифровых данных, который направляют блоком управления после того, как команда подрыва была направлена.4. Способ подрыва по любому из пп.1-3, заключающийся в том, что блоком управления от посылки команды подрыва до момента времени синхронизации посылают предварительно определенное число пакетов цифровых данных, посредством чего осуществляют связь с электронными детонаторами, что позволяет управлять и проверять электронные детонаторы после того, как они приняли команду подрыва и находятся в состоянии готовности.5. Способ подрыва по любому из пп.1-4, заключающийся в том, что проверку того, что каждый электронный детонатор принял команду подрыва, осуществляют до того, как сигнал синхронизации посылают на шину.6. Способ подрыва по любому из пп.1-5, заключающийся в том, что проверку того, что никакой из электронных детонаторов не имеет индикатора ошибки, выполняют до того, как сигнал синхронизации посылают на шину.7. Способ подрыва по любому из пп.1-6, заключающийся в том, что, по меньшей мере, в одном из пакетов цифровых данных, которые не используются для связи с электронными детонаторами, вводят дополнительную команду подрыва.8. Способ подрыва по любому из пп.1-7, заключающийся в том, что все информационные разряды в команде подрыва, содержащей также биты служебных сигналов, устанавливают идентичными и предпочтительно состоящими из двоичных нулей.9. Способ подрыва электронных детонаторов, включенных в систему электронных детонаторов, содержащую основной блок управления, по меньшей мере, один подчиненный блок управления и шину, при этом электронные детонаторы соединены с подчиненным блоком управления через шину для связи между подчиненным блоком управления и электронными детонаторами, заключающийся в том, что с помощью основного блока управления направляют команду подчиненному блоку управления послать команду подрыва на шину, принимают команду подрыва в электронных детонаторах, в ответ на принятую команду подрыва устанавливают электронные детонаторы в состоянии готовности и ожидания сигнала синхронизации, который является задержанным относительно команды подрыва и который посылается подчиненным блоком управления и указывает момент времени синхронизации, который является общим для электронных детонаторов, причем момент времени синхронизации предпочтительно является временем приема сигнала синхронизации, посылают сигнал синхронизации от подчиненного блока управления на шину, при приеме сигнала синхронизации в каждом электронном детонаторе начинают обратный отсчет времени задержки, которое хранится в нем, и при завершении обратного отсчета инициируют взрыв каждого электронного детонатора, при этом направление сигнала синхронизации подчиненным блоком управления осуществляют по команде основного блока управления, посредством чего несколько подчиненных блоков управления одновременно направляют сигналы синхронизации электронным детонаторам.10. Способ подрыва по п.9, заключающийся в том, что связь блока управления с электронными детонаторами осуществляют посредством пакетов цифровых данных, а связь электронных детонаторов с подчиненным блоком управления предпочтительно осуществляют с помощью воздействия на шину, которое обнаруживают подчиненным блоком управления, в частности, аналоговыми импульсами нагрузки.11. Способ подрыва по п.10, заключающийся в том, что при нахождении в состоянии ожидания задержанного сигнала синхронизации электронные детонаторы принимают предварительно определенное число пакетов цифровых данных, после чего электронные детонаторы переходят в состояние, которое позволяет осуществлять прием сигнала синхронизации, причем сигнал синхронизации предпочтительно является последующим за предварительно определенным пакетом цифровых данных.12. Способ подрыва по любому из пп.9-11, заключающийся в том, что момент времени синхронизации устанавливают как время приема в каждом электронном детонаторе предварительно определенного информационного разряда в предварительно определенном пакете цифровых данных, который направляют подчиненным блоком управления после того, как команда подрыва была направлена.13. Способ подрыва по любому из пп.9-12, заключающийся в том, что подчиненным блоком управления в течение времени от посылки команды подрыва до момента времени синхронизации посылают предварительно определенное число пакетов цифровых данных, посредством чего осуществляют связь с электронными детонаторами, что позволяет управлять и проверять электронные детонаторы после того, как они приняли команду подрыва и находятся в состоянии готовности.14. Способ подрыва по любому из пп.9-13, заключающийся в том, что связь между основным блоком управления и подчиненным блоком управления осуществляют посредством радиосвязи.15. Способ подрыва по любому из пп.9-13, заключающийся в том, что связь между основным блоком управления и подчиненным блоком управления осуществляют через шину, выполненную в виде физического кабеля.16. Способ подрыва по любому из пп.9-15, заключающийся в том, что проверка того, что каждый электронный детонатор принял команду подрыва, осуществляют до того, как сигнал синхронизации посылают на шину.17. Способ подрыва по любому из пп.9-16, заключающийся в том, что проверка того, что никакой детонатор не имеет индикатора ошибки, осуществляют до того, как сигнал синхронизации посылают на шину.18. Способ подрыва по любому из пп.9-17, заключающийся в том, что, по меньшей мере, в один из пакетов цифровых данных, которые не используют для связи с детонаторами, вводят дополнительную команду подрыва.19. Способ подрыва по любому из пп.9-18, заключающийся в том, что все информационные разряды в команде подрыва, содержащие также биты служебных сигналов, устанавливают идентичными и предпочтительно выполняют из двоичных нулей.20. Способ подрыва электронных детонаторов, включенных в систему электронных детонаторов, причем система детонаторов содержит блок управления и шину, электронные детонаторы, соединенные с блоком управления через шину для связи между блоком управления и электронными детонаторами, заключающийся в том, что посылают команду тестового подрыва от блока управления на шину, принимают команду тестового подрыва в электронных детонаторах, ожидают сигнал синхронизации, который задерживают по отношению к команде тестового подрыва, который посылают блоком управления и который указывает момент времени синхронизации, который является общим для электронных детонаторов, причем момент времени синхронизации предпочтительно является временем приема сигнала синхронизации, посылают сигнал синхронизации от блока управления на шину, при приеме сигнала синхронизации в каждом электронном детонаторе начинают обратный отсчет времени задержки, которое хранится в каждом электронном детонаторе, при завершении обратного отсчета передают сигнал ответа от каждого электронного детонатора, принимают сигналы ответа в блоке управления и на основе этих ответов, особенно распределения времени, производят оценку состояния системы электронных детонаторов, в которой связь блока управления с электронными детонаторами осуществляют посредством пакетов цифровых данных, а связь электронных детонаторов с блоком управления предпочтительно осуществляют посредством воздействия на шину, которое обнаруживают блоком управления, в частности, аналоговыми импульсами нагрузки.21. Способ подрыва по п.20, заключающийся в том, что при нахождении в состоянии ожидания задержанного сигнала синхронизации электронные детонаторы принимают предварительно определенное число пакетов цифровых данных, после чего электронные детонаторы переходят в состояние, которое позволяет осуществлять прием сигнала синхронизации, причем сигнал синхронизации предпочтительно является последующим за предварительно определенным пакетом цифровых данных.22. Способ подрыва по п.20 или 21, заключающийся в том, что момент времени синхронизации устанавливают как время приема в каждом электронном детонаторе предварительно определенного информационного разряда в предварительно определенном пакете цифровых данных, который направляют блоком управления после того, как команда подрыва была направлена.23. Способ подрыва по любому из пп.20-22, заключающийся в том, что в команде тестового подрыва устанавливают масштабный коэффициент, на который умножают время задержки, которое хранится в каждом детонаторе, прежде, чем начинают обратный отсчет, посредством чего обеспечивается тестовый подрыв с высоким разрешением.24. Способ подрыва электронных детонаторов, включенных в систему электронных детонаторов, содержащую основной блок управления, по меньшей мере, один подчиненный блок управления и шину, при этом электронные детонаторы соединены с подчиненным блоком управления через шину для связи между подчиненным блоком управления электронными детонаторами, заключающийся в том, что с помощью основного блока управления выдают команду подчиненному блоку управления послать команду подрыва на шину, принимают команду подрыва в электронных детонаторах, в ответ на принятую команду подрыва устанавливают электронные детонаторы в состоянии готовности и ожидания сигнала синхронизации, который является задержанным относительно команды подрыва и который посылается подчиненным блоком управления и указывает момент времени синхронизации, который является общим для электронных детонаторов, причем момент времени синхронизации предпочтительно является временем приема сигнала синхронизации, посылают сигнал синхронизации от подчиненного блока управления на шину, при приеме сигнала синхронизации в каждом электронном детонаторе начинают обратный отсчет времени задержки, которое хранится в нем, при завершении обратного отсчета направляют ответ от каждого электронного детонатора, принимают ответ от каждого электронного детонатора в подчиненном блоке управления, на основе ответов, особенно распределения времени, производят оценку состояния электронных детонаторов, при этом направление сигнала синхронизации подчиненным блокам управления осуществляют по команде основного блока управления, за счет чего несколько подчиненных блоков управления могут одновременно посылать сигналы синхронизации.25. Способ подрыва по п.24, заключающийся в том, что связь подчиненного блока управления с электронными детонаторами осуществляют посредством пакетов цифровых данных, а связь электронных детонаторов с подчиненным блоком управления предпочтительно осуществляют с помощью воздействия на шину, которое обнаруживают подчиненным блоком управления, в частности, аналоговыми импульсами нагрузки.26. Способ подрыва по любому из пп.24 и 25, заключающийся в том, что при нахождении в состоянии ожидания задержанного сигнала синхронизации электронные детонаторы принимают предварительно определенное число пакетов цифровых данных, после чего электронные детонаторы переходят в состояние, которое позволяет осуществлять прием сигнала синхронизации, причем сигнал синхронизации предпочтительно является последующим за предварительно определенным пакетом цифровых данных.27. Способ подрыва по любому из пп.24-26, заключающийся в том, что момент времени синхронизации устанавливают как время приема в каждом электронном детонаторе предварительно определенного информационного разряда в предварительно определенном пакете цифровых данных, который направляют подчиненным блоком управления после того, как команда тестового подрыва была направлена.28. Способ подрыва по любому из пп.24-27, заключающийся в том, что в команду тестового подрыва вводят масштабный коэффициент, на который умножают время задержки, которое хранится в каждом детонаторе, прежде, чем начинают обратный отсчет, посредством чего обеспечивается тестовый подрыв с высоким разрешением.29. Система электронных детонаторов, содержащая блок управления, несколько электронных детонаторов и шину, соединяющую электронные детонаторы с блоком управления, при этом электронные детонаторы выполнены с возможностью управления и проверки с помощью пакетов цифровых данных, которые посылаются на шину от блока управления, и настройки для взрыва после окончания времени задержки, установленного для каждого детонатора, отсчитанного от момента времени синхронизации, который является общим для всех электронных детонаторов, в ответ на команду подрыва, посланную от блока управления, отличающаяся тем, что блок управления выполнен с возможностью установления момента времени синхронизации после того, как команда подрыва была принята электронными детонаторами с возможностью связи с электронными детонаторами также после того, как они приняли команду подрыва и, в любом случае, до момента времени синхронизации, при этом электронные детонаторы выполнены с возможностью осуществления связи с блоком управления посредством воздействия на шину, в частности аналоговыми импульсами нагрузки, причем блок управления выполнен с возможностью обнаружения аналоговых импульсов нагрузки.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2005 года RU2255303C2

US 5539636 А, 23.07.1996
US 4674047 А, 16.06.1987
US 5406890 А, 18.04.1995
US 4537131 A, 27.08.1985
СИСТЕМА ЭЛЕКТРОВЗРЫВАНИЯ 1989
  • Лютиков Г.Г.
  • Генкин А.А.
  • Ставровский В.А.
  • Гусев А.Г.
  • Павленко Г.А.
  • Шагаев Г.Х.
  • Соков В.Н.
  • Шляпугин А.М.
RU2028576C1
УСТРОЙСТВО УПРАВЛЕНИЯ ВЗРЫВОМ ПО РАДИО 1991
  • Ермолаев В.Н.
RU2015500C1

RU 2 255 303 C2

Авторы

Халлин Суне

Вестберг Ян

Йенссон Элоф

Даты

2005-06-27Публикация

2001-03-09Подача