Данное изобретение относится к летным костюмам, к защитной одежде, используемой на больших высотах, а более точно касается высотного компенсирующего комплекта. Изобретение может быть использовано для экипировки летного состава военно-воздушных сил - истребительной авиации с целью обеспечения жизнедеятельности летчика в условиях полета при возникновении перегрузок, при аварийной разгерметизации и для спасения и выживания после аварийного покидания летательного аппарата.
Известен высотный компенсирующий костюм ВКК-15К (Каталог «Спецпроизводство. Объединение Вымпел», OOO «Гончаръ», 1999 г., стр.36), представляющий собой куртку и сам высотный компенсирующий комплект, выполненный в виде комбинезона, содержащий силовую оболочку с чехлами для камеры компенсирующего натяжного устройства, расположенной в области груди, живота и ног, и чехлами для брюшной и ножной частей камеры противоперегрузочного устройства, расположенной в области живота и ног. Силовая оболочка имеет соединенные по боковым, средним, шаговым и плечевым швам переднюю часть с центральной застежкой-молнией с четырьмя страховочными крючками, установленной с возможностью застегивания-растегивания передней части, и заднюю часть. Высотный компенсирующий комплект имеет шнуровку, размещенную в нижней части - по бокам, вдоль штанин, и по боковым швам - вдоль туловища в верхней части силовой оболочки, регулировочную тесьму, расположенную на чехле брюшной части камеры и продетую в пряжки с держателями, настроченные с помощью ленты в области бокового шва. Также шнуровка для подгонки по обхватным размерам расположена и на груди комбинезона. Шнуровка, расположенная по бокам на задних частях комбинезона, от линии талии до низа закрывается накладками. Подгонка комбинезона производится капроновым шнуром, который продет через петельные ленты, нашитые на передние и задние части комбинезона. На правой и левой передних частях комбинезона в области живота расположены четыре ленты с пряжками. На передней правой и левой половинках по бокам обработаны по два отверстия. В них продеваются и затягиваются две регулировочные тесьмы, с помощью которых регулируется плотность подгонки камеры противоперегрузочного устройства, расположенной в области живота. На пряжках выполнены держатели из лент для удобства затягивания. Также комплект имеет шланг компенсирующего натяжного устройства, подсоединенный одним своим концом к камере компенсирующего натяжного устройства и выполненный с возможностью подсоединения другим своим концом к кислородному прибору комплекта кислородного оборудования, и шланг противоперегрузочного устройства, подсоединенный одним своим концом к камере противоперегрузочного устройства и выполненный с возможностью подсоединения другим своим концом к автомату давления комплекта кислородного оборудования. В комплекте имеется карман для ножа, расположенный на правой половине передней части силовой оболочки, держатель с металлическим полукольцом для крепления носимого аварийного запаса, расположенный над карманом для ножа, два накладных кармана, застегивающиеся на застежки молнии и расположенные на передней части силовой оболочки над уровнем колен - слева под противогазную коробку, справа - для пистолета и два накладных кармана для карт с клапанами, которые застегиваются на застежку - контакт, расположенные на передней части силовой оболочки в области голени. Внутри карманов для пистолета и для ножа нашито по шнуру с карабинами. На карабины пристегиваются пистолет и нож. Для удобства снятия и надевания подогнанного комбинезона на левом боку и в штанинах имеются застежки-молнии. Застежка на левом боку закрывается на крючок и петлю и застежку-молнию. Застежки в штанинах внизу располагаются на задних половинках со стороны шаговых швов. Кроме этого, на передней левой части комбинезона имеется гульфик, который закрывается на застежку-молнию, и один крючок и петлю. Под всеми застежками-молниями нашиты планки. Сзади на комбинезоне имеется санитарный люк. Он закрывается клапаном и боковыми застежками-молниями. По низу силовой оболочки выполнены две штрипки из ленты для фиксации комплекта на стопе летчика. Одна сторона каждой штрипки притачана с внутренней стороны передних половинок брюк у шагового шва, а другая - пристегнута на застежку - контакт по низу у бокового шва. Камера компенсирующего натяжного устройства и камера противоперегрузочного устройства выполнены из прорезиненной ткани, внутри камер проложен шнур для облегчения прохода газа. Во избежание перелома патрубков камер, через которые подводится газ в камеры, в них вставлена металлическая спираль в капроновом чехле. Камера компенсирующего натяжного устройства и камера противоперегрузочного устройства скреплены между собой в нескольких местах по фиксаторам и затем они вставлены в чехлы, расположенные внутри передних половинок комбинезона. Брюшная часть камеры вставлена в отдельный чехол. Каждая ножная часть камер крепится с чехлом в пяти местах лентами. Нагрудные части камер в чехле пришнуровываются шнуром, продетым через петельную ленту, нашитую на внутреннюю часть грудки и на чехол. Шланг компенсирующего натяжного устройства и шланг противоперегрузочного устройства заканчиваются штуцерами. Камера компенсирующего натяжного устройства подсоединяется к кислородному прибору шлангом со штуцером, камера противоперегрузочного устройства подсоединяется шлангом со штуцером к автомату давления. Для вывода шлангов на левой передней части комбинезона предусмотрены три отверстия. С внутренней стороны комбинезона нашиты чехлы для воздуховодов системы вентиляции. Воздуховоды от коллектора, расположенного под брюшной частью камер, расходятся на грудь, спину и нижние конечности. Воздуховоды представляют собой герметичный чехол, заполненный объемной тканью. Выход воздуха происходит через отверстия в чехле. Для получения наибольшего эффекта при терморегуляции воздуховоды вентилирующей системы расположены под герметичными компенсирующими камерами. Подвод вентилирующего воздуха от бортовой системы к комбинезону осуществляется через шланг со штуцером, который выходит на лицевую сторону комбинезона через отверстие в левой передней половинке комбинезона. Высотный компенсирующий комплект эксплуатируется с общеизвестными кислородным прибором КП-120, автоматом давления АД-15 или АД-5А и бортовой системой вентиляции (см. М.В.Дворников и др. Методическое пособие «Выбор и подгонка защитного снаряжения. Обучение дыханию под избыточным давлением.», М., Полет, 2001, стр.35-38). При аварийной разгерметизации кабины кислород от прибора автоматически подается в камеру компенсирующего натяжного устройства. Камера компенсирующего натяжного устройства, расширяясь, натягивает ткань комбинезона, создавая механическое обжатие тела. Величина давления в камере компенсирующего натяжного устройства автоматически регулируется кислородным прибором в зависимости от высоты в кабине. Избыточное давление в камере компенсирующего натяжного устройства в три раза превышает давление в линии дыхания. При возникновении перегрузок газ от автомата давления поступает в камеру противоперегрузочного устройства. Камера противоперегрузочного устройства, расширяясь, натягивает нижнюю часть комбинезона, чем создает механическое обжатие живота и ног. Это обжатие препятствует перемещению крови в нижние части тела, повышая переносимость перегрузок. Работа системы вентиляции комплекта заключается в вентиляции пододежного пространства. Вентилирующий воздух от бортовой системы вентиляции через шланг вентиляции, подсоединенный к объединенному разъему коммуникаций, поступает в коллектор и брюшную часть, а оттуда в канал комплекта. Выходя через отверстия в каналах, воздух обдувает тело летчика. В зависимости от теплоощущения летчик регулирует количество и температуру поступающего воздуха. Данный высотный компенсирующий костюм совмещает две камеры: противоперегрузочную и компенсирующую. Эти камеры работают отдельно. Летчик, получая определенное задание полетов, вынужден «носить» на себе две камеры, что значительно ухудшает гигиенические и эксплуатационные характеристики изделия. Высотный компенсирующий костюм подгоняется плотно по фигуре человека, что создает определенный дискомфорт при нахождении в нем на земле. Плотно подогнанный костюм влияет на свободу движений, а также не обеспечивает пододежную вентиляцию вне кабины самолета. Наличие в данном высотном компенсирующем комплекте выше описанной системы вентиляции приводит к его усложнению, делает комплект менее технологичным и более тяжелым. При эксплуатации данный комплект за счет выполнения его в виде комбинезона недостаточно удобен, например, при его одевании или снимании, а также при оправлении естественных надобностей, при всевозможных ремонтных операциях как при обычных условиях полета, так и при экстремальных ситуациях. Также данный комплект подгоняется плотно по фигуре человека, что создает определенный дискомфорт при нахождении в нем на земле. Плотно подогнанный костюм влияет на свободу движений особенно при ходьбе, а также не обеспечивает пододежную вентиляцию вне кабины самолета. Застежки в штанинах внизу, расположенные на задних половинках со стороны шаговых швов, имеют очень маленькую длину, неудобно расположены и не влияют на обеспечение комфорта при нахождении на земле. В данном комплекте некоторые имеющиеся карманы со временем потеряли свое функциональное назначение, например карман под противогазную коробку, под карту и так далее, а также отсутствуют карманы определенного назначения, более необходимые пользователю, например для перчаток, пилотки, для карты с прозрачной передней стенкой, для патрона специального ночного видения и так далее. Наличие двойной камеры в области живота и ног приводит к увеличению массы самого комплекта, усложнению его изготовления, значительно ухудшает гигиенические и эксплуатационные характеристики изделия. Выполнение камер из прорезиненной ткани путем ручного склеивания делает их изготовление не безопасным для производителя и связанным с определенной вредностью для здоровья человека, а сам комплект менее технологичным. Все вышесказанное приводит к тому, что данный комплект недостаточно технологичен, обладает достаточно большим весом, недостаточными эксплуатационными и гигиеническими характеристиками и недостаточно удобен в эксплуатации как при обычных условиях полета, так и при экстремальных ситуациях.
В основу изобретения положена задача создания высотного компенсирующего комплекта с таким конструктивным его выполнением, которое позволило бы создать более технологичный и легкий комплект с улучшенными эксплуатационными и повышенными гигиеническими характеристиками, удобный в эксплуатации как при обычных условиях полета, так и при экстремальных ситуациях. Поставленная задача решается тем, что в высотном компенсирующем комплекте, содержащем силовую оболочку с чехлами для камеры компенсирующего натяжного устройства, расположенной в области груди, живота и ног, и для брюшной и ножной частей камеры противоперегрузочного устройства, расположенной в области живота и ног, силовая оболочка имеет соединенные по боковым, средним, шаговым и плечевым швам переднюю часть с центральной застежкой-молнией со страховочными крючками, установленной с возможностью застегивания-растегивания передней части, и заднюю часть, шнуровку, размещенную в нижней части и по боковым швам в верхней части силовой оболочки, регулировочную тесьму, расположенную на чехле брюшной части камеры, камеры противоперегрузочного устройства и продетую в пряжки с держателями, настроченные с помощью ленты в области бокового шва, шланг компенсирующего натяжного устройства, подсоединенный одним своим концом к камере компенсирующего натяжного устройства и выполненный с возможностью подсоединения другим своим концом к кислородному прибору комплекта кислородного оборудования, первый шланг противоперегрузочного устройства, подсоединенный одним своим концом к камере противоперегрузочного устройства и выполненный с возможностью подсоединения другим своим концом к автомату давления комплекта кислородного оборудования, карман для ножа, расположенный на правой половине передней части силовой оболочки, держатель с металлическим полукольцом для крепления носимого аварийного запаса, расположенный над карманом для ножа, два накладных кармана с застежками-молниями, расположенные на передней части силовой оболочки над уровнем колен и два накладных кармана, расположенные на передней части силовой оболочки в области голени, две штрипки для фиксации комплекта на стопе летчика, расположенные внизу силовой оболочки, согласно изобретению силовая оболочка выполнена из двух частей в виде жилета, имеющего соединенные по боковым и плечевым швам цельнокроеную спинку и две полочки с установленной на них с возможностью застегивания-растегивания центральной застежкой молнией, и брюк, имеющих соединенные по боковым и шаговым швам переднюю часть, выполненную из двух, соединенных по среднему шву, передних половинок, и заднюю часть, выполненную из двух, соединенных по среднему шву, задних половинок, комплект содержит второй шланг противоперегрузочного устройства, подсоединенный одним своим концом к камере противоперегрузочного устройства, переключатель для подачи давления в камеру компенсирующего натяжного устройства и камеру противоперегрузочного устройства, размещенный на левой передней части жилета и закрепленный на нем с помощью лент, настроченных на силовую оболочку, подсоединенный первым штуцером к заделке ввода камеры компенсирующего натяжного устройства, а муфтой подсоединенный к другому концу второго шланга противоперегрузочного устройства, при этом шланг компенсирующего натяжного устройства подсоединен одним своим концом к камере компенсирующего натяжного устройства через переключатель для подачи давления в камеру компенсирующего натяжного устройства и камеру противоперегрузочного устройства, а первый шланг противоперегрузочного устройства подсоединен одним своим концом к камере противоперегрузочного устройства через переключатель для подачи давления в камеру компенсирующего натяжного устройства и камеру противоперегрузочного устройства, камера компенсирующего натяжного устройства выполнена из двух частей, соединенных между собой переключателем для подачи давления в камеру компенсирующего натяжного устройства и камеру противоперегрузочного устройства, причем первая часть камеры компенсирующего натяжного устройства расположена в передней части жилета в области груди, а вторая часть камеры компенсирующего натяжного устройства, расположенная в передней части брюк в области живота и ног является также камерой противоперегрузочного устройства, брюки выполнены с завышенной линией талии, имеют бретели и две вставки, расположенные в боковых швах, с застежками-молниями, установленными с возможностью застегивания-расстегивания, по верху передних и задних половинок брюк с внутренней стороны настрочен пояс с жесткими прокладками, в верхней части брюк на задних половинках выполнены планки со вставленными в них металлическими пластинами, шнуровка расположена в нижней части брюк вдоль шаговых швов, передние половинки брюк имеют складки в области колена, а с внутренней стороны передние половинки брюк имеют подкладку, которая в области колена выполнена из трикотажа, чехол камеры противоперегрузочного устройства выполнен из прикрепленных друг к другу чехла для брюшной части камеры противоперегрузочного устройства и чехла для ножной части камеры противоперегрузочного устройства, а чехол для ножной части камеры противоперегрузочного устройства выполнен из наколенной и бедренно-голенной частей, установленных с возможностью соединения между собой при монтаже камеры противоперегрузочного устройства, левая полочка жилета, имеющая подкладку, пришитую с внутренней стороны полочки с образованием чехла для камеры компенсирующего натяжного устройства, выполнена с возможностью захода под правую полочку до правого бокового и плечевого швов жилета и крепления на ней.
Возможно, что переключатель для подачи давления в камеру компенсирующего натяжного устройства и камеру противоперегрузочного устройства содержит корпус с двумя входными каналами, один из которых соединен со шлангом компенсирующего натяжного устройства, закрепленного одним своим концом с помощью второго штуцера в корпусе и выполненного с возможностью подсоединения другим своим концом с байонетным замком к кислородному прибору комплекта кислородного оборудования, другой из которых соединен с первым шлангом противоперегрузочного устройства, закрепленного одним своим концом с помощью третьего штуцера в корпусе и выполненный с возможностью подсоединения другим своим концом с четвертым штуцером к автомату давления комплекта кислородного оборудования, и двумя выходными каналами, один из которых подсоединен первым штуцером к заделке ввода камеры компенсирующего натяжного устройства, а другой из которых муфтой подсоединен к другому концу второго шланга противоперегрузочного устройства, подсоединенного одним своим концом к камере противоперегрузочного устройства, с расположенным во внутренней полости корпуса клапаном, установленным с возможностью поочередного взаимодействия с двумя седлами, закрепленными в корпусе двумя втулками, которые закреплены двумя винтами, пластину, установленную на внешней поверхности корпуса.
Целесообразно, чтобы пластина была закреплена на корпусе с помощью двух винтов, шланг компенсирующего натяжного устройства и первый шланг противоперегрузочного устройства были выполнены виде резиновых рукавов, обтянутых тканевым чехлом, имеющих на другом своем конце соответственно замок байонетный, установленный с возможностью подсоединения к кислородному прибору, и четвертый штуцер, установленный с возможностью подсоединения к автомату давления комплекта кислородного оборудования.
Предпочтительно, чтобы чехол брюшной части камеры противоперегрузочного устройства имел две направляющие, нашитые на его внешнюю сторону, регулировочная тесьма была расположена на чехле камеры в направляющих, один конец регулировочной тесьмы был закреплен с внутренней стороны левой половинки задней части брюк, а другой конец регулировочной тесьмы был продет в пряжки с держателями, настроченные с внешней стороны с помощью ленты в области бокового шва на правой половинке задней части брюк.
Также предпочтительно, чтобы бедренно-голенная часть чехла ножной части камеры противоперегрузочного устройства для каждой ноги была выполнена из подкладки в области голени и бедра с настроченным на нее слоем ткани и имела настроченные с внутренней стороны подкладки шесть тесем, наколенная часть чехла ножной части камеры противоперегрузочного устройства для каждой ноги была выполнена в виде двух слоев ткани, соединенных по боковым срезам, и закреплена на четырех фиксаторах в области колена ножной части камеры противоперегрузочного устройства. Возможно, что бретели пришиты сзади по центру к верхней части брюк, а спереди они продеты через пряжки, настроченные на верхнюю часть передних половинок брюк с возможностью застегивания-расстегивания, сзади в нижней части бретели внутри нее размещена тесьма эластичная.
Целесообразно, чтобы комплект имел две ленты с пряжками, вшитые в шов верхней стороны накладных карманов, расположенных над уровнем колен, на одном из накладных карманов с застежкой молнией, расположенном на правой передней половинке брюк над уровнем колен, был закреплен с помощью застежки - контакт карман - планшет для карты с прозрачной передней стенкой и с застежкой молнией, один из накладных карманов, расположенный на правой передней половинке брюк в области голени имел застежку-молнию и был предназначен для размещения перчаток и пилотки, а карман, расположенный на левой передней половинке брюк в области голени, имел клапан с застежкой-контакт и был предназначен для патрона специального ночного видения. Предпочтительно, чтобы брюки имели центральную застежку-молнию с двумя страховочными крючками, установленную с возможностью закрывания-открывания. Возможно, что жилет содержит две ленты с пряжками, настроченные по низу с внутренней стороны его левой полочки.
Целесообразно, чтобы жилет содержал две накладки, размещенные над шнуровкой и настроченные со стороны полочек по боковым швам на петельную ленту, а со стороны спинки закрепленные с помощью застежек-молний, установленных с возможностью застегивания-расстегивания.
Предпочтительно, чтобы брюки содержали четыре накладки, размещенные над шнуровкой и настроченные по боковым швам со стороны соответственно бокового и шагового швов на петельную ленту, а со стороны средней части задних половинок брюк были закреплены с помощью застежек-молний, установленных с возможностью застегивания-расстегивания.
Возможно, что брюки и жилет выполнены из огнестойкой ткани, изготовленной из высокомодульных нитей армалона.
Целесообразно, чтобы камера компенсирующего натяжного устройства и камера противоперегрузочного устройства были выполнены из воздухонепроницаемой ткани на основе полиэфира с полиуретановым покрытием.
Данное изобретение позволяет создать более технологичный и легкий высотный компенсирующий комплект с улучшенными эксплуатационными и повышенными гигиеническими характеристиками, удобный в эксплуатации как при обычных условиях полета, так и при экстремальных ситуациях, предназначенный для экипировки летного состава военно-воздушных сил - истребительной авиации с целью обеспечения жизнедеятельности летчика в условиях полета над сушей при возникновении перегрузок, при аварийной разгерметизации и для спасения и выживания после аварийного покидания летательного аппарата. Данный комплект обладает более высокими эксплуатационными характеристиками с учетом современных требований боевого применения авиации. В данном изобретении использованы материалы нового поколения, представляющие собой последние достижения текстильной и химической промышленности. В нем применены огнезащитные ткани, блочно-модульное исполнение отдельных элементов и принципы встроенной защиты. Конструкция изделий комплекта выполнена с учетом возможности серийного производства с применением прогрессивной технологии при минимальном использовании ручного труда. При разработке пневмоконструкций были использованы материалы на основе полиэфира с полиуретановым покрытием, которые позволяют производить сборку деталей высокопроизводительным и экологически чистым способом - высокочастотной сваркой ткани. Применение нового материала и технология его обработки в значительной степени уменьшает затраты на изготовление камер, не ухудшая при этом работу камеры. Кроме этого, применение высокочастотной сварки делает изготовление камер безопасным для производителя, в отличие от производства прорезиненных камер, связанного с определенной вредностью для здоровья человека. Противоперегрузочное снаряжение комплекта, предназначенное для летного состава истребительной авиации, служит средством, повышающим переносимость перегрузок голова-таз и снижающим их отрицательное воздействие на организм. Высотный компенсирующий комплект обеспечивает компенсацию избыточного давления путем противодавления на тело, равного или значительно превышающего давление в легких. С его помощью предотвращается чрезмерное растяжение легких, уменьшается депонирование крови на периферии тела, увеличивается возврат венозной крови к сердцу, облегчается дыхание. Кроме этого, правильно подогнанный костюм является надежным средством защиты легких от повреждающего действия взрывной декомпрессии - быстрого (за десятые доли секунды) выравнивания давления в кабине с наружным давлением. В дальнейшем изобретение поясняется конкретным примером выполнения и чертежами, на которых
Фиг.1 изображает общий вид высотного компенсирующего комплекта согласно изобретению;
Фиг.2 изображает общий вид противоперегрузочных брюк, вид спереди, согласно изобретению;
Фиг.3 изображает общий вид противоперегрузочных брюк, вид сзади, согласно изобретению;
Фиг.4 изображает общий вид жилета компенсирующего, вид спереди, согласно изобретению;
Фиг.5 изображает общий вид жилета компенсирующего, вид сбоку, согласно изобретению;
Фиг.6 изображает общий вид переключателя согласно изобретению;
Фиг.7 изображает общий вид переключателя, продольный разрез, согласно изобретению.
Фиг.8 изображает вид сбоку на переключатель с местным разрезом корпуса в месте крепления штуцера согласно изобретению.
Высотный компенсирующий комплект содержит силовую оболочку 1 (фиг.1) с чехлами для камеры компенсирующего натяжного устройства, расположенной в области груди, живота и ног, и для брюшной и ножной частей камеры противоперегрузочного устройства, расположенной в области живота и ног. Силовая оболочка 1 имеет соединенные по боковым швам 2, средним швам 3, шаговым швам 4 и плечевым швам 5 переднюю часть и заднюю часть. Силовая оболочка 1 выполнена из двух частей в виде жилета 6 компенсирующего и брюк 7 противоперегрузочных. Жилет 6 компенсирующий имеет соединенные по боковым швам 2 и плечевым швам 5 цельнокроеную спинку 8 и две полочки 9, 10 с установленной на них с возможностью застегивания-растегивания центральной застежкой-молнией 11. Брюки 7 противоперегрузочные имеют соединенные по боковым швам 2 и шаговым швам 4 переднюю часть, выполненную из двух соединенных по среднему шву 3 передних половинок 12, и заднюю часть, выполненную из двух соединенных по среднему шву 3 задних половинок 13 (фиг.3). Брюки 7 (фиг.1) противоперегрузочные имеют две вставки 14, расположенные в боковых швах 2, с застежками-молниями 15, установленными с возможностью застегивания-расстегивания, по верху передних половинок 12 и задних половинок 13 (фиг.3) брюк 7 (фиг.1) противоперегрузочных. Вставки 14 предназначены для удобства надевания и снятия плотно подогнанного по фигуре летчика костюма. Такой элемент конструкции позволяет летчику в плотно подогнанном костюме обеспечить свободу движения на земле и приводить надетый на него костюм из нерабочего положения в рабочее не более, чем за 30 секунд. Повышение переносимости перегрузок летчиком обеспечивается входящими в комплект брюками 7 противоперегрузочными, которые подключаются к автомату давления, установленному на борту летательного аппарата (не показан) и за счет нагнетаемого в камеру противоперегрузочного устройства газа обеспечивают обжим нижней части тела и живота с усилием, соответствующим возникающей перегрузке. Повышение порога переносимости перегрузок в брюках 7 противоперегрузочных достигнуто за счет увеличения площади защищаемой поверхности тела, снижения сопротивления воздушному потоку при нагнетании, сохранении остаточного давления в камере противоперегрузочного устройств для уменьшения времени наполнения и сокращения задержки между возникшей перегрузкой и началом действия усилия обжима, а также применением дополнительных пассивных элементов защиты от перегрузок в конструкции брюк 7 противоперегрузочных. Входящий в состав комплекта жилет 6 обеспечивает защиту летчика от воздействия пониженного барометрического давления длительно при полетах в загерметизированной кабине на высоте до двадцати километров и в разгерметизированной кабине до двенадцати километров, а также кратковременно при полетах в разгерметизированной кабине на высотах до двадцати километров до трех минут (из них одна минута задержки на максимальной высоте). Для обеспечения дыхания при избыточном давлении достаточно создать в области груди и живота компенсирующее противодавление, равное или превышающее давление в легких. Такое внешнее противодавление создается жилетом 6 компенсирующим, который изготавливается из малорастяжимой ткани и плотно подгоняется по фигуре. Однако жилет 6 компенсирующий не обеспечивает необходимой равномерной компенсации туловища. Компенсация избыточного давления крови в конечностях возможна при использовании в качестве высотного компенсирующего снаряжения только совместно жилета 6 компенсирующего и брюк 7 противоперегрузочных. На жилете 6 компенсирующем монтируется переключатель 16 для подачи давления в камеру компенсирующего натяжного устройства и камеру противоперегрузочного устройства. Через этот переключатель 16 брюки 7 противоперегрузочные подключаются к жилету 6 компенсирующему. Переключатель 16 для подачи давления в камеру компенсирующего натяжного устройства и камеру противоперегрузочного устройства размещен на левой передней полочке 10 жилета 6 компенсирующего и закреплен на нем с помощью лент (не показано), настроченных на жилет 6. Комплект содержит также первый шланг 17 противоперегрузочного устройства, второй шланг 18 противоперегрузочного устройства и шланг 19 компенсирующего натяжного устройства. Внутри брюк 7 противоперегрузочных установлена камера 20 противоперегрузочного устройства. Внутри левой полочки 10 жилета 6 компенсирующего установлена камера 21 компенсирующего натяжного устройства. При этом шланг 19 компенсирующего натяжного устройства подсоединен одним своим концом к камере 21 компенсирующего натяжного устройства через переключатель 16 для подачи давления в камеру компенсирующего натяжного устройства и камеру противоперегрузочного устройства и выполнен с возможностью подсоединения другим своим концом к общеизвестному кислородному прибору комплекта кислородного оборудования (не показан, см. М.В. Дворников и др. Методическое пособие «Выбор и подгонка защитного снаряжения. Обучение дыханию под избыточным давлением», М., Полет, 2001, стр.35-38). Первый шланг 17 противоперегрузочного устройства подсоединен одним своим концом к камере противоперегрузочного устройства через переключатель 16 для подачи давления в камеру компенсирующего натяжного устройства и камеру противоперегрузочного устройства и выполнен с возможностью подсоединения другим своим концом к общеизвестному автомату давления комплекта кислородного оборудования (не показан, см. М.В.Дворников и др. Методическое пособие «Выбор и подгонка защитного снаряжения. Обучение дыханию под избыточным давлением», М., Полет, 2001, стр.35-38). Второй шланг 18 противоперегрузочного устройства подсоединен одним своим концом к камере противоперегрузочного устройства. Переключатель 16 для подачи давления в камеру компенсирующего натяжного устройства и камеру противоперегрузочного устройства подсоединен к заделке ввода камеры компенсирующего натяжного устройства (не показано), а муфтой 22 подсоединен к другому концу второго шланга 18 противоперегрузочного устройства. Передние половинки 12 брюк 7 противоперегрузочных имеют складки 23 в области колена, обеспечивающие свободу движения в положении сидя. На правой передней половинке 12 брюк 7 противоперегрузочных имеется карман 24 для ножа с клапаном, держатель 25 с металлическим полукольцом для крепления носимого аварийного запаса, расположенный над карманом 24 для ножа, два бытовых накладных кармана 26, 27 с застежками-молниями, расположенные над уровнем колен и два накладных кармана 28, 29, расположенные в области голени. Внизу брюк 7 противоперегрузочных имеются две штрипки 30 из ленты для фиксации комплекта на стопе летчика. Одна сторона каждой штрипки 30 притачана с внутренней стороны задних половинок 13 брюк 7 противоперегрузочных у шагового шва 4, а другая сторона каждой штрипки 30 пристегнута на застежку-контакт по низу внутренней стороны брюк 7 противоперегрузочных. На накладном кармане 26 с застежкой-молнией, расположенным на правой передней половинке 12 брюк 7 противоперегрузочных над уровнем колен, закреплен с помощью застежки-контакт карман-планшет 31 для карты с прозрачной передней стенкой и с застежкой-молнией (застежки-молнии и застежки-контакт не показаны). Накладной карман 28, расположенный на правой передней половинке 12 брюк 7 противоперегрузочных в области голени, имеет застежку-молнию и предназначен для размещения перчаток и пилотки, а карман 29, расположенный на левой передней половинке 12 брюк 7 противоперегрузочных в области голени, имеет клапан 32 с застежкой-контакт и предназначен для патрона специального ночного видения (застежки-молнии и застежки-контакт не показаны). Карман 24 для ножа настрочен на усилительную накладку 33 и застегивается на застежку-контакт (застежка-контакт не показана). Внутри кармана 24 находится шнур, на который крепится карабин для пристегивания ножа (не показано). Держатель 25 с металлическим полукольцом для крепления носимого аварийного запаса, расположенный над карманом 24 для ножа, также настрочен на усилительной накладке 33. Усилительная накладка 33 необходима для большей прочности крепления кармана 24 для ножа и держателя 25 с металлическим полукольцом для крепления носимого аварийного запаса. В шов верхней стороны накладных карманов 26 и 27 вшиты ленты 34 с пряжками для пристегивания жилета 6. На брюках 7 противоперегрузочных в области бедра сбоку имеется накладка 35 с застежкой-контакт для крепления шланга 18 камеры противоперегрузочного устройства к левой передней половинке 12 брюк 7 противоперегрузочных в нерабочем положении и защиты конца второго шланга 18 противоперегрузочного устройства от ударов. Брюки 7 противоперегрузочные имеют передний распах для удобства надевания и снятия их с центральной застежкой-молнией 36, установленной с возможностью закрывания-открывания, и двумя крючками и двумя петлями (не показаны). Крючки страхуют работу застежки-молнии 36 и облегчают надевание брюк 7 противоперегрузочных. Под застежкой-молнией 36 со стороны правой передней половинки 12 настрочена планка (не показана). Крючки нашиты с внешней стороны планки под застежкой-молнией 36, а петли с внутренней стороны левой передней половинки 12 брюк 7 противоперегрузочных. Жилет 6 содержит две ленты 37 с пряжками, настроченные по низу с внутренней стороны его левой полочки для крепления жилета 6 компенсирующего к брюкам 7 противоперегрузочным. Также жилет 6 компенсирующий содержит две накладки 38, настроченные соответственно со стороны полочек 9, 10 по боковым швам 2, а со стороны спинки 8, закрепленные с помощью застежек-молний, установленных с возможностью застегивания-расстегивания (застежки-молнии не показаны). На правой задней половинке 13 (фиг.3) брюк 7 противоперегрузочных с внешней стороны нашиты две ленты с пряжками 39. Брюки 7 (фиг.2) противоперегрузочные выполнены с завышенной линией талии и имеют бретели 40, притачанные сзади по центру и продетые спереди через пряжки 41, настроченные по поясу передних половинок 12 брюк 7 противоперегрузочных с возможностью их застегивания-расстегивания. Сзади в нижней части 42 бретели 40 расположена тесьма эластичная для регулировки бретели 40 по длине в положении сидя и стоя. На бретели 40 надеты две шлевки 43 из тесьмы эластичной, служащие для удержания концов бретелей 40. Вверху передних половинок 12 брюк 7 расположен хлястик 44, закрывающий замок застежки-молнии 36. Одна сторона хлястика 44 настрочена на правую переднюю половинку 12 брюк 7 противоперегрузочных, а вторая сторона хлястика 44 крепится к левой передней половинке 12 брюк 7 противоперегрузочных с помощью застежки-контакт. Верхние срезы брюк 7 противоперегрузочных окантованы тесьмой 45. Под тесьму 45 в местах шнуровки вставлена эластичная тесьма для регулировки длины пояса в местах шнуровки (не показано). По верху передних половинок 12 брюк 7 противоперегрузочных, с внутренней стороны настрочен пояс 46 с жесткими прокладками и выстеган ромбами для придания жесткости верхней части. Чехол камеры 20 противоперегрузочного устройства выполнен из прикрепленных друг к другу чехла 47 для брюшной части камеры 20 противоперегрузочного устройства и чехла 48 (фиг.3) для ножной части камеры 20 (фиг.2) противоперегрузочного устройства. Верхняя часть камеры 20 противоперегрузочного устройства - брюшная часть вставлена в чехол 47 для брюшной части камеры 20 противоперегрузочного устройства, а нижняя часть камеры 20 - ножная часть камеры 20 противоперегрузочного устройства вставлена в чехол 48 (фиг.3) для ножной части камеры 20 (фиг.2) противоперегрузочного устройства. Чехол 47 для брюшной части камеры 20 противоперегрузочного устройства выполнен из двух слоев ткани, соединенных по периметру, с четырьмя отверстиями для монтажа камеры 20 противоперегрузочного устройства. Внизу чехла 47 для брюшной части камеры 20 противоперегрузочного устройства на уровне двух нижних отверстий для монтажа камеры 20 противоперегрузочного устройства настрочены лентокрючковые части четырех застежек-контакт для крепления чехла 47 для брюшной части камеры 20 противоперегрузочного устройства к чехлу 48 (фиг.3) для ножной части камеры 20 (фиг.2) противоперегрузочного устройства (не показано). На внешней стороне чехла 47 для брюшной части камеры 20 противоперегрузочного устройства нашиты направляющие 49. Через направляющие 49, расположенные на чехле 47 для брюшной части камеры 20 противоперегрузочного устройства, проходит регулировочная тесьма 50, обеспечивающая регулировку плотности подгонки брюшной части камеры 20. Один конец регулировочной тесьмы 20 закреплен с внутренней стороны левой задней половинке 13 (фиг.3) брюк 7 противоперегрузочных, а другой конец регулировочной тесьмы 50 (фиг.2) выведен через отверстие (не показано) в боковом шве 2 на внешнюю сторону и продет в пряжки 39 с держателями, настроченные с внешней стороны с помощью ленты в области бокового шва 2 на правой задней половинке 13 брюк 7 противоперегрузочных. Для облегчения прохода газа внутри камеры 20 (фиг.2) противоперегрузочного устройства проложен шнур. Во избежании перелома шланга 18 камеры противоперегрузочного устройства, через который подводится газ в камеру 20 противоперегрузочного устройства, в него вставлена металлическая спираль в капроновом чехле (не показано). Конфигурация частей камеры 20 противоперегрузочного устройства выполнена с учетом строения ноги человека. Камера 20 противоперегрузочного устройства имеет больший объем в местах наибольшего обхвата бедер и голени и меньший объем в местах наименьшего обхвата бедер и голени. Такая конструкция позволяет улучшить равномерность давления оболочки с камерой 20 по периметру ноги, уменьшая болезненные ощущения, и уменьшить время наполнения камеры 20, тем самым повысить ее противоперегрузочные свойства. С внутренней стороны передних половинок 12 брюк 7 противоперегрузочных расположена подкладка 51. Подкладка 51 состоит из трех частей, причем средняя часть - коленная часть 52 выполнена из специального трикотажа, который тянется в продольном направлении, создавая свободу при движении, и не тянется в поперечном направлении, обеспечивая тем самым необходимые условия для работы камеры 20 противоперегрузочного устройства и уменьшая неравномерность компенсирующего давления в области колена при работе этой камеры 20. Чехол 48 (фиг.3) для ножной части камеры 20 (фиг.2) противоперегрузочного устройства выполнен из наколенной части 53 и бедренно-голенной части 54, установленных с возможностью соединения между собой при монтаже камеры 20 противоперегрузочного устройства. Вверху с внутренней стороны чехла 48 для ножной части камеры 20 противоперегрузочного устройства нашиты ответные четыре лентопетельные части застежек-контакт для крепления чехла 47 для брюшной части камеры 20 противоперегрузочного устройства к чехлу 48 для ножной части камеры 20 противоперегрузочного устройства. Бедренно-голенная часть 54 чехла 48 ножной части камеры 20 (фиг.2) противоперегрузочного устройства для каждой ноги выполнена из подкладки 51 в области голени и бедра с настроченным на нее слоем ткани и имеет настроченные с внутренней стороны подкладки 51 шесть тесем (тесьмы не показаны). Наколенная часть 53 (фиг.3) чехла 48 ножной части камеры 20 противоперегрузочного устройства для каждой ноги выполнена в виде двух слоев ткани, соединенных по боковым срезам, и закреплена с помощью строчки на четырех фиксаторах (не показано) в области колена ножной части камеры 20 (фиг.2) противоперегрузочного устройства. Пояс 46 (фиг.3) с жесткими прокладками настрочен также по верху задних половинок 13 брюк 7 противоперегрузочных с внутренней стороны, а в верхней части брюк 7 противоперегрузочных, на задних половинках 13 вдоль вытачек выполнены планки 55 со вставленными в них металлическими пластинами для придания жесткости верхней части брюк 7 противоперегрузочных. На правой и левой задних половинках 13 брюк 7 противоперегрузочных сбоку от верха до линии бедра, а также в нижней части брюк 7 противоперегрузочных вдоль шагового шва 4 расположена шнуровка 56 для индивидуальной подгонки брюк 7 по размерам. Подгонка брюк 7 противоперегрузочных производится за счет шнура шнуровки 56, который продет через петельные ленты. Ленты нашиты на задние половинки 13 брюк 7 противоперегрузочных сбоку (от верха до линии бедра) и вдоль шагового шва 4. Шнуровка 56 для предохранения от задергивания шнура закрывается четырьмя накладками 57. Накладки 57 по боковым срезам настрачиваются со стороны бокового и шагового швов 2, 4 на петельную ленту, а со стороны средней части задних половинок 13 брюк 7 противоперегрузочных крепятся к ним с помощью застежек-молний, установленных с возможностью застегивания-расстегивания. На верхних накладках 57 настрочено по восемь эластичных тесем 58, а на нижних накладках 57 настрочено по девять эластичных тесем 58 для регулировки накладок 57 по ширине. На фиг.4 изображен жилет 6 компенсирующий, левая полочка 10 жилета 6 компенсирующего, имеющая подкладку, пришитую с внутренней стороны полочки 10 с образованием чехла для камеры 21 компенсирующего натяжного устройства, выполнена с возможностью захода под правую полочку 9 до правого бокового и плечевого швов 2, 5 соответственно жилета 6 компенсирующего и крепления на ней. Левая полочка 10 крепится к внутренней стороне правой полочки 9 на застежку контакт 59 в двух местах: по боковому и плечевому краям. Полочки 9, 10 застегиваются не только на центральную застежку-молнию 11, но и на четыре страховочных крючка 60 и четыре петли 61. Крючки 60 настрочены с внешней стороны левой полочки 10, а петли 61 настрочены с внутренней стороны правой полочки 9. Два верхних крючка 60 и петли 61 страхуют работу застежки-молнии 11, а два нижних крючка 60 и петли 61 служат для застегивания жилета 6 по низу. Для удобства застегивания молнии 11, ее нижний конец настрочен на держатель 62, закрепленный на левой полочке 10. На внешней стороне левой полочки 10 обработано отверстие, а под ним размещены ленты для крепления переключателя 16 к левой полочке 10, которые закрываются накладкой 63. На чехле камеры 21 компенсирующего натяжного устройства настрочены четыре ленты для крепления камеры 21 с чехлом (не показано). Под накладками 38 по бокам вдоль туловища расположена шнуровка для индивидуальной подгонки жилета 6 компенсирующего по размерам. Подгонка жилета 6 (фиг.5) производится шнуром 64, который продет через петельные ленты 65. Ленты 65 нашиты на полочки 9, 10 и спинку 8 по боку. Шнуровка для предохранения от задергивания шнура 64 закрывается накладкой 38. На накладках 38 настрочено по пять эластичных тесем 66 (фиг.5) для регулировки накладки 38 по ширине. Все срезы жилета 6: низа, проймы, горловины и боковой окантованы. Установленная внутри левой полочки 10 жилета 6 компенсирующего камера 21 компенсирующего натяжного устройства выполнена из двух частей, соединенных между собой переключателем 16 для подачи давления в камеру компенсирующего натяжного устройства и камеру противоперегрузочного устройства. Первая часть камеры 21 компенсирующего натяжного устройства расположена в передней части жилета 6 компенсирующего в области груди, а вторая часть камеры 21 компенсирующего натяжного устройства, расположенная в передней части брюк 7 противоперегрузочных в области живота и ног, является также камерой 20 противоперегрузочного устройства. Камера 20 противоперегрузочного устройства и камера 21 компенсирующего натяжного устройства выполнены из полиэфирной ткани с полиуретановым покрытием путем сваривания током высокой частоты. Применение нового материала и технология его обработки в значительной степени уменьшает затраты на изготовление камер 20, 21, не ухудшая при этом работу камер 20, 21. Кроме этого, применение высокочастотной сварки делает изготовление камер 20 и 21 безопасным для производителя, в отличие от производства прорезиненных камер, связанного с определенной вредностью для здоровья человека. Внутри камеры 21 для облегчения прохода газа проложен специальный шнур. С левой стороны камеры 21 имеется выводное отверстие, куда через заделку ввода и через отверстие в жилете 6 подсоединен переключатель 16 для подачи давления в камеру компенсирующего натяжного устройства и камеру противоперегрузочного устройства. Наполнение камеры 21 компенсирующего натяжного устройства происходит через шланг 19 со вторым штуцером 67 (фиг.7) и байонетным замком 68 (фиг.4). Камера 20 противоперегрузочного устройства имеет шланг 17 с третьим штуцером 69 (фиг.7) и четвертым штуцером 70 (фиг.4). Кратковременная защита летчика от действия открытого пламени при пожаре на борту самолета обеспечивается применением в высотном компенсирующем комплекте тканей и комплектующих, выполненных из трудносгораемых и негорючих материалов. То есть все ткани, ленты, шнуры выполнены из огнестойких материалов. Брюки 7 (фиг.1) противоперегрузочные и жилет 6 компенсирующий выполнены из общеизвестной огнестойкой силовой ткани, изготовленной из высокомодульных нитей армалона (см. Ткань огнестойкая. Технические условия ТУ 6-12-31-866-03 или №8378-490-36545028-00). Эта ткань по многим параметрам превосходит используемые в настоящее время ткани для высотных компенсирующих и противоперегрузочных костюмов. Поверхностная плотность ткани в значительной степени влияет на массу изделия. Данная ткань значительно легче, так как имеет поверхностную плотность 170-180 г/м2. Ткань, используемая, имеет малое удлинение, большую прочность, достаточную для обеспечения требуемой работоспособности комплекта, термостойкость, небольшую массу, хорошее сопротивление истиранию и раздиранию и хорошие гигиенические свойства. Прочностные характеристики определяет модуль упругости. Чем больше модуль упругости, тем меньше растяжение ткани, что положительно сказывается на работу изделий. Армалон обладает высокими термическими характеристиками и превосходно сохраняет формоустойчивость при действии открытого огня и сохраняет прочность при воздействии высоких температур. Материалы, в применяемом комплекте, износоустойчивы, имеют стойкость к истиранию не менее 6000 циклов, что определяется требованиями, предъявляемыми к летной одежде. Ткани из нитей армалон имеют преимущество получать высокопрочную цветную нить на этапе ее формования, а не красить иным образом уже готовую ткань. Это обеспечивает чрезвычайно стойкую к внешним воздействиям окраску. По гигиеническим показателям ткань значительно превосходит другие ткани по гигроскопичности и воздухопроницаемости. Это дает возможность обеспечивать необходимую вентиляцию в комплекте, не применяя отдельную систему вентиляции. В комлекте ленты, шнуры, нитки, например, выполнены из огнестойких материалов, который имеет хорошие прочностные характеристики. На фиг.6 изображен переключатель 16 (фиг.6) для подачи давления в камеру компенсирующего натяжного устройства и камеру противоперегрузочного устройства, размещенный на левой передней полочке 10 жилета 6 компенсирующего. Он содержит корпус 71, пластину 72, установленную на внешней поверхности корпуса 71. Пластина 72 закреплена на корпусе 71 с помощью двух винтов 73. Пластина 72 имеет две прорези 74 для крепежных лент, нашитых на жилете 6 компенсирующем. Переключатель 16 для подачи давления в камеру компенсирующего натяжного устройства и камеру противоперегрузочного устройства имеет два входных канала 75 (фиг.7) и 76 и два выходных канала 77 и 78 (фиг.8). Канал 78 подсоединен первым штуцером 79 (фиг.6) к заделке ввода камеры 21 (фиг.4) компенсирующего натяжного устройства. Входной канал 75 (фиг.7) соединен со шлангом 19 компенсирующего натяжного устройства, закрепленным одним своим концом с помощью второго штуцера 67 в корпусе 71 и выполненным с возможностью подсоединения другим своим концом с байонетным замком 68 к кислородному прибору комплекта кислородного оборудования. Входной канал 76 соединен с первым шлангом 17 противоперегрузочного устройства, закрепленным одним своим концом с помощью третьего штуцера 69 в корпусе 71 и выполненным с возможностью подсоединения другим своим концом с четвертым штуцером 70 к автомату давления комплекта кислородного оборудования (не показано). Шланг 19 компенсирующего натяжного устройства и первый шланг 17 противоперегрузочного устройства выполнены в виде обтянутых тканевым чехлом 80 резиновых рукавов 81. Замок байонетный 68 и второй штуцер 67 закреплены на шланге 19 компенсирующего натяжного устройства колпачками 82. Четвертый штуцер 70 и третий штуцер 69 закреплены на шланге 17 противоперегрузочного устройства колпачками 82. В корпусе 71 расположен во внутренней его полости клапан 83, установленный с возможностью поочередного взаимодействия с двумя седлами 84, закрепленными в корпусе 71 двумя втулками 85, 86, закрепленными, в свою очередь, двумя винтами 87. Муфта 22 подсоединена к другому концу второго шланга 18 (фиг.2) противоперегрузочного устройства, подсоединенного одним своим концом к камере 20 противоперегрузочного устройства.
Новейшие боевые самолеты позволяют создавать высокие темпы роста перегрузок и поддерживать их значительное время. Перегрузки оказывают неблагоприятное физиологическое воздействие на человека. При возникновении и нарастании перегрузок в направлении голова-таз происходит отток крови от головы в нижние части тела, что может вызвать потерю сознания и смещение внутренних органов. При высокой скорости нарастания перегрузки летчик почти мгновенно теряет сознание так как мозг человека полностью отключается через четыре-пять секунд после прекращения доступа кислорода. Противоперегрузочное снаряжение предназначено для летного состава истребительной авиации и служит средством, повышающим переносимость перегрузок голова-таз и снижающим их отрицательное воздействие на организм. Принцип работы противоперегрузочного снаряжения сводится к созданию давления на нижнюю часть тела, чтобы воспрепятствовать перемещению и депонированию крови в сосудах живота и нижних конечностей и предупредить смещение внутренних органов под влиянием перегрузок. Высотные факторы полета оказывают также неблагоприятное воздействие на человека. Снижение барометрического давления по мере подъема на высоту сопровождается падением парционального давления кислорода в атмосферном воздухе и, как следствие этого, - во вдыхаемом трахеальном и альвеольном воздухе. В этом случае при дыхании атмосферным воздухом у человека развивается кислородное голодание (гипоксическая гипоксия). С нарастанием высоты нарастают симптомы гипоксической гипоксии. Происходит постепенное нарушение психического состояния, умственной и физической работоспособности, усиливаются вегетативные нарушения, возникает потеря сознания. Помимо основного неблагоприятного фактора высоты (снижения парционального давления кислорода) на человека оказывает отрицательное воздействие разреженная атмосфера. При этом у человека могут возникать декомпрессионные расстройства, высотная декомпрессионная болезнь, высотная парогазовая эмфизема, тяжесть и частота которых зависит от высоты и времени пребывания на ней, и скорости изменения давления. Высотная декомпрессионная болезнь, в основе которой лежит переход газов (азота) из растворенного в газообразное состояние с образованием пузырьков, нарушающих кровообращение, может развиться после пребывания в течение десяти-пятнадцати минут и более на высоте шесть-семь и более километров. Высотная парогазовая эмфизема (высотное кипение крови и жидкости организма) может произойти только на высоте более 20 км при отсутствии защитного снаряжения. Для компенсации неблагоприятного воздействия высотных факторов полета в кабине самолета применяют кислородно-дыхательную аппаратуру. В зависимости от высот для дыхания через маску подается кислородно-воздушная смесь или чистый кислород под определенным давлением (равным или превышающим давление в кабине). На высоте свыше двенадцати километров для обеспечения требуемого уровня кислородного снабжения организма кислород для дыхания должен подаваться под давлением, превышающим окружающее давление (под избыточным давлением). Дыхание под избыточным давлением приводит к выраженным функциональным сдвигам в системах дыхания и кровообращения. Характер этих сдвигов зависит от величины избыточного давления, времени его воздействия и особенностей организма. Высотный компенсирующий комплект обеспечивает компенсацию избыточного давления путем противодавления на тело, равного или значительно превышающего давление в легких. С его помощью предотвращается чрезмерное растяжение легких, уменьшается депонирование крови на периферии тела, увеличивается возврат венозной крови к сердцу, облегчается дыхание. Кроме этого, правильно подогнанный комплект является надежным средством защиты легких от повреждающего действия взрывной декомпрессии - быстрого (за десятые доли секунды) выравнивания давления в кабине с наружным давлением. Высотный компенсирующий комплект работает в следующей логической последовательности. Если давление отсутствует в линиях от автомата давления комплекта кислородного оборудования и от кислородного прибора комплекта кислородного оборудования, то за переключателем 16 для подачи давления в камеру компенсирующего натяжного устройства и камеру противоперегрузочного устройства в камере 21 компенсирующего натяжного устройства и камере 20 противоперегрузочного устройства давление отсутствует. Ни брюки 7 противоперегрузочные, ни жилет 6 компенсирующий не работают. При отсутствии давления в линии от кислородного прибора комплекта кислородного оборудования до переключателя 16 для подачи давления в камеру компенсирующего натяжного устройства и камеру противоперегрузочного устройства и наличии давления в линии от автомата давления комплекта кислородного оборудования до переключателя 16 для подачи давления в камеру компенсирующего натяжного устройства и камеру противоперегрузочного устройства в камере 20 противоперегрузочного устройства должно быть то же давление, а в камере 21 компенсирующего натяжного устройства давление отсутствует. В этом случае работают брюки 7 противоперегрузочные, предотвращая отток крови из верхней части тела. Если давление Р1 в линии от кислородного прибора комплекта кислородного оборудования до переключателя 16 для подачи давления в камеру компенсирующего натяжного устройства и камеру противоперегрузочного устройства есть, то в линии компенсирующего натяжного устройства должно быть такое же давление, при этом, если давление Р2 в линии от автомата давления комплекта кислородного оборудования до переключателя 16 для подачи давления в камеру компенсирующего натяжного устройства и камеру противоперегрузочного устройства присутствует и давление Р1<Р2, то в линии противоперегрузочного устройства должно быть давление Р2, а если давление Р1>Р2, то в линии противоперегрузочного устройства должно быть давление Р1. В этом случае работает жилет 6 компенсирующий, который наполняется от линии компенсирующего натяжного устройства и компенсирует избыточное давление в линии дыхания летчика, а в брюках 7 противоперегрузочных создается давление, равное или не ниже компенсирующего, для защиты нижних конечностей и живота от действия пониженного атмосферного давления воздуха (при разгерметизации кабины на высотах более двенадцати километров), но равное давлению, создаваемому автоматом давления комплекта кислородного оборудования, для защиты летчика от перегрузки. В маневренном полете при возникновении перегрузок автомат давления комплекта кислородного оборудования автоматически срабатывает и воздух от бортовой системы через шланг 17 с четвертым штуцером 70 поступает в корпус 71 переключателя 16 для подачи давления в камеру компенсирующего натяжного устройства и камеру противоперегрузочного устройства. Под давлением воздуха клапан 83 переключателя 16 для подачи давления в камеру компенсирующего натяжного устройства и камеру противоперегрузочного устройства поднимается вверх и упирается в седло 84, тем самым герметично перекрывая входной канал 75 и выходной канал 78, и открывая проход воздуха в выходной канал 77 и муфту 22, которая подсоединена к другому концу второго шланга 18 (фиг.2) противоперегрузочного устройства, подсоединенного одним своим концом к камере 20 противоперегрузочного устройства. Воздух, наполняя камеру 20 противоперегрузочного устройства, под избыточным давлением, пропорциональным величине перегрузки, расширяет ее. Камера 20 противоперегрузочного устройства, расширяясь, натягивает ткань брюк 7 противоперегрузочные, чем создает механическое обжатие живота и ног. Это обжатие препятствует перемещению крови в нижние части тела и смещению органов, повышая переносимость перегрузок. Давление воздуха в камере 20 высотного компенсирующего комплекта автоматически изменяется автоматом давления комплекта кислородного оборудования в зависимости от перегрузок. При прекращении перегрузки подача воздуха в шланг 17 противоперегрузочного устройства прекращается (происходит сброс воздуха). Клапан 83 переключателя 16 для подачи давления в камеру компенсирующего натяжного устройства и камеру противоперегрузочного устройства возвращается в исходное положение. В случае аварийной разгерметизации кабины воздух от кислородного прибора комплекта кислородного оборудования автоматически подается через шланг 19 компенсирующего натяжного устройства со штуцером 67 в корпус 71 переключателя 16 для подачи давления в камеру компенсирующего натяжного устройства и камеру противоперегрузочного устройства. Под давлением воздуха клапан 83 упирается в седло 84, тем самым герметично перекрывая входной канал 76 и открывая при этом доступ воздуха в каналы 77 и 78, а также открывая доступ воздуха соответственно в муфту 22, которая подсоединена к другому концу второго шланга 18 (фиг.2) противоперегрузочного устройства, подсоединенного одним своим концом к камере 20 противоперегрузочного устройства, и первый штуцер 79 (фиг.6), которым канал 78 подсоединен к заделке ввода камеры 21 (фиг.4) компенсирующего натяжного устройства. Воздух наполняет камеру 21 компенсирующего натяжного устройства и камеру 20 противоперегрузочного устройства. Камеры 20 противоперегрузочного устройства и камера 21 компенсирующего натяжного устройства, расширяясь, натягивают ткань жилета 6 компенсирующего и брюк 7 противоперегрузочных, создавая механическое обжатие тела в области груди, живота и ног. В этом случае камера 20 противоперегрузочного устройства совместно с камерой 21 компенсирующего натяжного устройства выполняет роль единой камеры натяжного устройства, то есть единая камера компенсирующего натяжного устройства выполнена из двух частей, соединенных между собой переключателем 16 для подачи давления в камеру 21 компенсирующего натяжного устройства и камеру 20 противоперегрузочного устройства. Причем первая часть камеры компенсирующего натяжного устройства расположена в передней части жилета в области груди - камера 21 компенсирующего натяжного устройства, а вторая часть камеры компенсирующего натяжного устройства, расположенная в передней части брюк в области живота и ног, является также камерой 20 противоперегрузочного устройства. Величина давления кислорода в единой камере натяжного устройства автоматически регулируется кислородным прибором комплекта кислородного оборудования в зависимости от высоты в кабине. Таким образом в данном высотном компенсирующем комплекте имеет место выполнение брюк 7 из малорастяжимой ткани с удлинением в области рабочих нагрузок не более 2,5-4%, выполнение дополнительной защиты в области коленных суставов из ткани эластичной по основе и малорастяжимой по утку, выполнение конфигурации камеры 20 противоперегрузочного устройства в соответствии с антропометрией и учетом физиологического строения мышц ног, за счет этого снижен объем камеры 20 и понижено время ее наполнения до рабочего давления. Также в данном изобретении имеет место выполнение на брюках 7 дополнительных застежек-молний для быстрого приведения брюк 7 в рабочее положение. За счет этого можно в рабочем положении выполнить более плотную подгонку брюк 7 с учетом положения сидя по ягодицам и ногам, а, распустив эти молнии, привести брюки 7 в нерабочее положение, при котором летчик будет комфортно и удобно себя чувствовать при подготовке к полету. Кроме этого, ткань для верха комплекта имеет хорошие гигиенические характеристики. Высокая воздухопроницаемость ткани, свобода облегания брюк 7 за счет вставок на ногах обеспечивают достаточную пододежную вентиляцию во время нахождения летчика вне кабины самолета. Применение боковых застежек-молний на вставках обеспечивает в застегнутом состоянии плотную подгонку костюма, а в расстегнутом - свободу при движении. Для камер 20 и 21 использована полиэфирная ткань с полиуретановым покрытием, которая при обработке сваривается током высокой частоты. Это экологически чистый способ и более производительный, чем клеевой. Данный комплект легче своего аналога за счет использования более легкой ткани и использования единой, соединенной через переключатель 16, камеры натяжного устройства. Данное изобретение позволяет создать более технологичный и легкий высотный компенсирующий комплект с улучшенными эксплуатационными и повышенными гигиеническими характеристиками, удобный в эксплуатации как при обычных условиях полета, так и при экстремальных ситуациях, предназначенный для экипировки летного состава военно-воздушных сил - истребительной авиации с целью обеспечения жизнедеятельности летчика в условиях полета над сушей при возникновении перегрузок, при аварийной разгерметизации и для спасения и выживания после аварийного покидания летательного аппарата. Данный комплект обладает более высокими техническими и эксплуатационными характеристиками с учетом современных требований боевого применения авиации. В данном изобретении использованы материалы нового поколения, представляющие собой последние достижения текстильной и химической промышленности. В нем применены огнезащитные ткани, блочно-модульное исполнение отдельных элементов и принципы встроенной защиты. Конструкция изделий комплекта выполнена с учетом возможности серийного производства с применением прогрессивной технологии при минимальном использовании ручного труда. При разработке пневмоконструкций были использованы материалы на основе полиэфира с полиуретановым покрытием, которые позволяют производить сборку деталей высокопроизводительным и экологически чистым способом - высокочастотной сваркой ткани. Применение нового материала и технология его обработки в значительной степени уменьшает затраты на изготовление камер 20 и 21, не ухудшая при этом работу камеры 20 и 21. Кроме этого, применение высокочастотной сварки делает изготовление камер 20, 21 безопасным для производителя, в отличие от производства прорезиненных камер, связанного с определенной вредностью для здоровья человека. Противоперегрузочное снаряжение комплекта, предназначенное для летного состава истребительной авиации, служит средством, повышающим переносимость перегрузок голова-таз и снижающим их отрицательное воздействие на организм. Высотный компенсирующий комплект обеспечивает компенсацию избыточного давления путем противодавления на тело, равного или значительно превышающего давление в легких. С его помощью предотвращается чрезмерное растяжение легких, уменьшается депонирование крови на периферии тела, увеличивается возврат венозной крови к сердцу, облегчается дыхание. Кроме этого, правильно подогнанный костюм является надежным средством защиты легких от повреждающего действия взрывной декомпрессии - быстрого (за десятые доли секунды) выравнивания давления в кабине с наружным давлением.
Разумеется, могут быть сделаны различные модификации и изменения, которые будут находиться в пределах настоящего изобретения. Хотя изобретение было подробно описано для ясного понимания сущности предложенного, однако очевидно, что некоторые изменения могут быть осуществлены в пределах частных случаев выполнения, приведенных в описании.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
КОСТЮМ ДЛЯ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ДВИГАТЕЛЬНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ (ИНВАЛИДОВ-КОЛЯСОЧНИКОВ) | 2013 |
|
RU2528161C1 |
КОМБИНЕЗОН ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ | 2011 |
|
RU2462965C1 |
СПОСОБ СБОРКИ БРЮК (ВАРИАНТЫ) | 2001 |
|
RU2204926C2 |
ПОЛУКОМБИНЕЗОН ДЛЯ ИНВАЛИДОВ-КОЛЯСОЧНИКОВ | 2018 |
|
RU2689614C1 |
КОМБИНЕЗОН ДЛЯ АЛЬПИНИСТОВ | 2010 |
|
RU2448621C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ НЕЙРО-ОРТОПЕДИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ | 2004 |
|
RU2266082C1 |
КОМБИНЕЗОН ДЛЯ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ ЛЮДЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ДВИГАТЕЛЬНЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ (ИНВАЛИДОВ-КОЛЯСОЧНИКОВ) | 2013 |
|
RU2538513C1 |
СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ КОМБИНИРОВАННОГО ПРЕДМЕТА ОДЕЖДЫ ДЛЯ ЖЕНЩИН | 1996 |
|
RU2103892C1 |
ТРАНСФОРМИРУЕМАЯ ОДЕЖДА | 1998 |
|
RU2129818C1 |
КОМПЛЕКТ ОДЕЖДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ ПОСЛЕ АМПУТАЦИИ ВЕРХНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ | 2003 |
|
RU2236802C1 |
Изобретение относится к защитной одежде, используемой на больших высотах. Высотный компенсирующий комплект содержит силовую оболочку с чехлами для камеры компенсирующего натяжного устройства, расположенной в области груди, живота и ног, и камеры противоперегрузочного устройства, расположенной в области живота и ног. Комплект имеет шнуровку, регулировочную тесьму, расположенную на чехле камеры противоперегрузочного устройства, шланг компенсирующего натяжного устройства, подсоединенный одним своим концом к камере компенсирующего натяжного устройства и выполненный с возможностью подсоединения другим своим концом к кислородному прибору комплекта кислородного оборудования. Первый шланг противоперегрузочного устройства подсоединен одним своим концом к камере противоперегрузочного устройства и выполнен с возможностью подсоединения другим своим концом к автомату давления комплекта кислородного оборудования. Силовая оболочка выполнена из двух частей в виде жилета, имеющего спинку и две полочки с центральной застежкой молнией, и брюк, имеющих переднюю часть из двух передних половинок, и заднюю часть из двух задних половинок. Камера компенсирующего натяжного устройства выполнена из двух частей, соединенных между собой переключателем. Первая часть камеры компенсирующего натяжного устройства расположена в передней части жилета в области груди, а вторая часть камеры компенсирующего натяжного устройства, расположенная в передней части брюк в области живота и ног, является также камерой противоперегрузочного устройства. Чехол камеры противоперегрузочного устройства выполнен из прикрепленных друг к другу чехла для брюшной части камеры противоперегрузочного устройства и чехла для ножной части камеры противоперегрузочного устройства. Чехол для ножной части камеры противоперегрузочного устройства выполнен из наколенной и бедренно-голенной частей, установленных с возможностью соединения между собой при монтаже камеры противоперегрузочного устройства. Левая полочка жилета, имеющая подкладку, пришитую с внутренней стороны полочки с образованием чехла для камеры компенсирующего натяжного устройства, выполнена с возможностью захода под правую полочку и крепления на ней. Изобретение обеспечивает удобство в эксплуатации как при обычных условиях полета, так и при экстремальных условиях. 12 з.п. ф-лы, 8 ил.
КАТАЛОГ «СПЕЦПРОИЗВОДСТВО | |||
ОБЪЕДИНЕНИЕ ВЫМПЕЛ» ООО «ГОНЧАР», 1999, с.36.КОСТЮМ ВКК-15К.RU 2060913 C1, 27.05.1996.SU 78606 A, 12.07.1940.GB 2237499 A, 08.05.1991.US 6158050 A, 12.12.2000.US 3534407 A, 20.10.1970.US 5318018 A, 07.06.1994. |
Авторы
Даты
2005-08-20—Публикация
2004-04-20—Подача