ДВУХСТУПЕНЧАТЫЙ САЖЕВЫЙ ФИЛЬТР ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ДИЗЕЛЯ Российский патент 2005 года по МПК F01N3/21 

Описание патента на изобретение RU2258815C2

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для очистки отработавших газов (ОГ) в выпускных системах дизелей.

Известно устройство очистки ОГ дизеля от твердых частиц (патент РФ № 2183751, МПК F 01 N 3/022 от 20.06.02), содержащее ротационную камеру сгорания с входным и выходным патрубками, завихритель, сажесборник с дожигающим устройством, дополнительный фильтрующий элемент, причем корпус ротационной камеры имеет двойные стенки, в полость между которыми вложен слой теплоизолятора.

Недостатками этого устройства являются повышение расхода топлива в процессе эксплуатации, вызванного увеличением противодавления ОГ на режимах средних и полных нагрузок дизеля, вследствие быстрого закоксовывания каналов сажевого фильтра, а также повышенная трудоемкость процесса очистки сажесборника от твердых частиц.

Технический результат направлен на обеспечение более эффективной очистки ОГ от сажевых частиц, снижение расхода топлива и потерь мощности на различных режимах работы дизеля, увеличение срока службы фильтра и его ресурса до очередного обслуживания.

Технический результат достигается тем, что двухступенчатый сажевый фильтр отработавших газов дизеля, содержащий корпус ротационной камеры с входным и выходным патрубками, завихритель, сажесборник с дожигающим устройством и дополнительный фильтрующий элемент, причем корпус ротационной камеры имеет двойные стенки, в полость между которыми вложен слой теплоизолятора, при этом сажесборник с дожигающим устройством заключен в стакан, имеющий возможность продольного перемещения внутри цилиндра по направляющим, за сажесборником с дожигающим устройством внутри цилиндра расположен управляющий возвратный механизм, состоящий из пружины и штока, а дополнительный фильтрующий элемент расположен в полости между цилиндром и корпусом фильтра и снабжен электронагревателем.

Отличительными признаками от прототипа является то, что сажесборник с дожигающим устройством заключен в стакан, имеющий возможность продольного перемещения внутри цилиндра по направляющим, за сажесборником с дожигающим устройством внутри цилиндра расположен управляющий возвратный механизм, состоящий из пружины и штока, а дополнительный фильтрующий элемент расположен в полости между цилиндром и корпусом фильтра и снабжен электронагревателем.

Техническое решение поясняется чертежами, где на фиг.1 показан продольный разрез двухступенчатого сажевого фильтра и его работа при включенной первой ступени очистки; фиг.2 - продольный разрез и работа фильтра при включенных двух ступенях очистки; фиг.3 и 4 - поперечные разрезы А-А и В-В.

Сажевый фильтр состоит из корпуса ротационной камеры 1 с входным патрубком 17 и диффузором 18, а также выходным патрубком 19 и конфузором 20, внутри которой в ее цилиндрической части расположен завихритель 2, выполненный в виде крыльчатки. В ротационной камере 1 расположен сажесборник 3, выполненный из легированной стали и «путанки» из тонкой металлической проволоки, с размещенным внутри него каталитическим дожигающим устройством 4. Каталитическое дожигающее устройство 4 представляет собой металлический цилиндр 5, внутри которого выполнены сквозные продольные каналы 6. На поверхности каналов 6 нанесен каталитический керамический слой на основе оксида алюминия гамма-модификации с добавлением оксидов Cu, Cr, Ni, Co и оксидов редкоземельных металлов. Между завихрителем 2 и сажесборником 3 имеется цилиндрическая сепарирующая полость 7. Сажесборник 3 с каталитическим дожигающим устройством 4 заключен в цилиндрический стакан 15 (фиг.4), имеющий возможность продольного перемещения внутри цилиндра 8 по выполненным на его внутренней поверхности четырем направляющим 23. Для перемещения по направляющим 23, стакан 15 сажесборника 3 имеет соответственно четыре продольных паза. За сажесборником 3 с каталитическим дожигающим устройством 4 внутри цилиндра 8 расположен управляющий возвратный механизм, состоящий из пружины 10, упорной металлической пластины 9 с отверстием для направляющего штока 11 (фиг.1, 3). В полости между цилиндром 8 и корпусом фильтра 1 коаксиально расположен неподвижный дополнительный фильтрующий элемент 12, который фиксируется в полости 13 упорными пластинами 14 (фиг.1, 4). Дополнительный фильтрующий элемент 12 выполнен из керамической «путанки», в которой размещен электронагреватель 22, в виде нихромовой (электрической) спирали, работающий от электрической сети автомобиля. Включение электронагревателя 22 обеспечивается блоком управления 24 по сигналу датчика давления 21. Кроме того, корпус ротационной камеры 1 имеет двойные стенки со слоем теплоизолятора 16 из минеральной ваты (керамических волокон).

Фильтр работает следующим образом. Отработавшие газы, включающие твердые частицы, поступают в ротационную камеру 1 через входной патрубок 17 и, проходя через крыльчатку 2, закручиваются. В цилиндрической сепарирующей полости 7 твердые частицы разделяются по массе. Более тяжелые (крупные) частицы поступают в периферийную область полости 7, а затем улавливаются сажесборником 3. Более мелкие частицы поступают в каталитическое дожигающее устройство 4, расположенное в приосевой части ротационной камеры 1. Там они проходят через сквозные продольные каналы 6 и контактируют с каталитическим керамическим слоем. При этом происходит окисление частиц сажи до монооксида углерода, что обеспечивается с одной стороны химическим и фазовым составом каталитического слоя, а с другой стороны протяженностью каналов 6. Очищенные от твердых частиц газы выходят через выходной патрубок 19 (фиг.1).

При работе двигателя на режимах средних нагрузок, то есть при увеличении расхода ОГ, их давление в полости 7 возрастает и начинает преодолевать усилие пружины 10 управляющего возвратного механизма, при этом стакан 15 сажесборника 3 перемещается внутри цилиндра 8, открывая доступ к дополнительному фильтрующему элементу 12. При этом ОГ делятся на два параллельных потока, одна часть которых очищается в подвижном сажесборнике 3 с каталитическим дожигающим устройством 4, а другая часть газов, где преобладают более крупные сажевые частицы закрученные завихрителем 2 поступает в полость 13, а затем, очищаясь в дополнительном фильтре 12, проходит в выходной патрубок 19 (фиг.2).

При работе двигателя на режимах полных нагрузок расход газов увеличивается, давление в полости 7 возрастает, и стакан 15 сажесборника 3 перемещается еще больше, увеличивая доступ к дополнительному фильтру 12.

При превышении давления ОГ в полости 7, до критического значения, характеризующего степень засорения фильтрующих элементов, срабатывает датчик 21 и блок управления 24 включает электронагревательный элемент 22, который обеспечивает прогрев дополнительного фильтра 12 до температуры 550-600°С, необходимой для выгорания сажи, что способствует частичной регенерации дополнительного фильтра 12, а также сажесборника 3 с каталитическим дожигающим устройством. Наличие двойных стенок у ротационной камеры сгорания позволяет значительно снизить потери тепла в окружающую среду.

Таким образом, данная конструкция двухступенчатого сажевого фильтра позволяет увеличивать площадь его проходного сечения при повышенном расходе и давлении ОГ на средних и полных нагрузках двигателя, что позволяет минимизировать суммарное гидравлическое сопротивление фильтра и производить качественную очистку ОГ на всех режимах работы дизеля при минимальных потерях мощности и расходе топлива, а также способствует продлению срока службы фильтра и снижению трудоемкости обслуживания.

Похожие патенты RU2258815C2

название год авторы номер документа
ФИЛЬТР ДЛЯ ОЧИСТКИ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ДИЗЕЛЯ 2000
  • Цыпцын В.И.
  • Истомин С.В.
  • Гиевой С.А.
RU2183751C1
УСТРОЙСТВО ОЧИСТКИ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ДИЗЕЛЯ ОТ САЖИ 2003
  • Швец Эльмир Александрович
  • Герасимов Александр Дмитриевич
  • Кушнарев Андрей Владимирович
  • Крайнюков Андрей Викторович
  • Подлеснов Юрий Николаевич
  • Козолий Валерий Леонидович
RU2296868C2
УСТРОЙСТВО ОЧИСТКИ ОТХОДЯЩИХ ГАЗОВ ДИЗЕЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ ОТ ТВЕРДЫХ ЧАСТИЦ 1994
  • Фармаковский Б.В.
  • Хинский А.П.
  • Виноградова Т.С.
RU2065980C1
КАТАЛИТИЧЕСКИЙ НЕЙТРАЛИЗАТОР ДЛЯ ДИЗЕЛЯ 1992
  • Новоселов А.Л.
  • Мельберт А.А.
  • Синицын В.А.
  • Вольпе Б.М.
  • Абрамов Е.Г.
RU2023176C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕЦИРКУЛЯЦИИ ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ 2003
  • Цыпцын В.И.
  • Истомин С.В.
  • Петров А.А.
RU2251016C2
КАТАЛИТИЧЕСКИЙ НЕЙТРАЛИЗАТОР ДЛЯ ДИЗЕЛЯ 1994
  • Новоселов А.Л.
  • Новоселов А.А.
  • Унгефук А.В.
  • Ударцева О.В.
RU2075605C1
КАТАЛИТИЧЕСКИЙ НЕЙТРАЛИЗАТОР ДЛЯ ДИЗЕЛЯ 2000
  • Мироненко В.Ф.
  • Мельберт А.А.
  • Бутакова И.В.
RU2188326C2
НЕЙТРАЛИЗАТОР ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ДЛЯ ДИЗЕЛЯ 2005
  • Поливаев Олег Иванович
  • Байбарин Василий Алексеевич
  • Божко Артем Викторович
  • Можейко Андрей Вячеславович
RU2280177C1
САЖЕВЫЙ ФИЛЬТР 2000
  • Новоселов А.Л.
  • Мельберт А.А.
  • Гулак Н.А.
  • Коробов А.В.
RU2200851C2
КАТАЛИТИЧЕСКИЙ НЕЙТРАЛИЗАТОР ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ДИЗЕЛЯ 2000
  • Цыпцын В.И.
  • Стрельников В.А.
  • Гришин А.П.
  • Сухиташвили М.Д.
RU2184249C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 258 815 C2

Реферат патента 2005 года ДВУХСТУПЕНЧАТЫЙ САЖЕВЫЙ ФИЛЬТР ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ ДИЗЕЛЯ

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано для очистки отработавших газов (ОГ) в выпускных системах дизелей. Двухступенчатый сажевый фильтр ОГ дизеля содержит корпус ротационной камеры с входным и выходным патрубками, завихритель, сажесборник с дожигающим устройством и дополнительный фильтрующий элемент, причем корпус ротационной камеры имеет двойные стенки, в полость между которыми вложен слой теплоизолятора. При этом сажесборник с дожигающим устройством заключен в стакан, имеющий возможность продольного перемещения внутри цилиндра по направляющим. За сажесборником с дожигающим устройством внутри цилиндра расположен управляющий возвратный механизм, состоящий из пружины и штока, а дополнительный фильтрующий элемент расположен в полости между цилиндром и корпусом фильтра и снабжен электронагревателем. Изобретение позволяет более эффективно очищать ОГ от сажевых частиц, снизить расход топлива и потери мощности на различных режимах работы дизеля, увеличить срок службы фильтра и его ресурс до очередного обслуживания. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 258 815 C2

Двухступенчатый сажевый фильтр отработавших газов дизеля, содержащий корпус ротационной камеры с входным и выходным патрубками, завихритель, сажесборник с дожигающим устройством и дополнительный фильтрующий элемент, причем корпус ротационной камеры имеет двойные стенки, в полость между которыми вложен слой теплоизолятора, отличающийся тем, что сажесборник с дожигающим устройством заключен в стакан, имеющий возможность продольного перемещения внутри цилиндра по направляющим, за сажесборником с дожигающим устройством внутри цилиндра расположен управляющий возвратный механизм, состоящий из пружины и штока, а дополнительный фильтрующий элемент расположен в полости между цилиндром и корпусом фильтра и снабжен электронагревателем.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2005 года RU2258815C2

RU 21837751 С1 20.06.2002
УСТРОЙСТВО ОЧИСТКИ ОТХОДЯЩИХ ГАЗОВ ДИЗЕЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ ОТ ТВЕРДЫХ ЧАСТИЦ 1994
  • Фармаковский Б.В.
  • Хинский А.П.
  • Виноградова Т.С.
RU2065980C1
УСТРОЙСТВО для очистки ОТРАБОТАВШИХ ГАЗОВ 0
SU288451A1
Четырехразрядный двоичный реверсивный счетчик 1988
  • Дьяченко Юрий Георгиевич
  • Селихов Сергей Георгиевич
SU1598172A1
DE 3824578 A 02.02.1989.

RU 2 258 815 C2

Авторы

Кушнарев А.В.

Подчинок В.М.

Князев С.Ю.

Колесов В.В.

Агеев П.К.

Акумов А.В.

Даты

2005-08-20Публикация

2003-05-15Подача