Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в транспортных средствах, в приводах рабочих органов технологических машин.
Известна импульсная регулируемая передача, содержащая корпус, размещенные в нем соосные входной и выходной валы, планетарный ряд с коническими колесами и встроенными в сателлиты механизмами свободного хода, внутренние обоймы которых при помощи кривошипных рычагов взаимодействуют с пазом шарнирно установленной на выходном валу наклонной шайбы (SU №922367, МПК3 F 16 Н 29/04, 1982).
Технический недостаток известной импульсной регулируемой передачи: повышенная сложность конструкции, большая неравномерность вращения выходного вала, ограниченные функциональные возможности.
Известен также автоматический импульсный вариатор, содержащий корпус, ведущий вал, качающуюся шайбу, снабженную внутренней втулкой с осью и подшипником, механизм изменения угла наклона шайбы, передаточные звенья с механизмами свободного хода и ведомый вал (SU №1019152 А, МПК3 F 16 H 29/04, 1983).
Технический недостаток данного вариатора: недостаточно широкие эксплуатационно-технологические показатели вследствие повышенных габаритов, ограниченная область применения из-за невозможности реверсирования движения выходного вала.
Техническая задача - повышение эксплуатационно-технологических показателей за счет увеличения диапазона регулирования передаточного отношения и сокращение габаритов вариатора.
Согласно изобретению на ведомом валу установлено дополнительное коническое колесо с осью вращения, совпадающей с осью ведущего и ведомого валов, при этом дополнительное коническое колесо посредством наружной обечайки жестко связано с основным коническим колесом таким образом, что оба колеса расположены по разные стороны относительно оси качания шайбы и образуют блок, установленный на корпусе с возможностью дискретного перемещения и зацепления шестерен с основным или дополнительным колесом.
Наряду с этим вариатор снабжен механизмом осевого перемещения блока конических колес, а основное коническое колесо жестко соединено со шлицевым хвостовиком, взаимодействующим, с возможностью осевого перемещения, со шлицевой втулкой ведомого вала.
На фиг.1 изображен импульсный вариатор, вид сбоку, схема; на фиг.2 - вариатор, вид А на фиг.1, в разрезе; на фиг.3 и фиг.4 - вариатор, вид Б на фиг.2, при включенном прямом и обратном направлении вращения ведомого вала.
Импульсный вариатор содержит корпус 1, в котором на подшипниках смонтирован ведущий вал 2, на котором посредством оси 3 установлена качающаяся шайба 4. В ее состав входят: внутренняя втулка 5, на которой посажен подшипник 6, промежуточное кольцо 7 и связанное с ним осями наружное кольцо 8. На ведущем валу 2 с возможностью осевого перемещения посажен механизм 9 изменения угла наклона шайбы, который через поводок 10 взаимодействует с внутренней втулкой 5 качающейся шайбы 4.
Наружное кольцо 8 качающейся шайбы 4 снабжено цапфами, на которых посредством механизмов свободного хода 11 посажены конические шестерни 12 и 13. Шестерни 12 и 13 находятся в зацеплении с основным коническим колесом 14, жестко соединенным со шлицевым хвостовиком 15, взаимодействующим со шлицевой втулкой 16 ведомого вала 17.
Основное коническое колесо 14 жестко соединено с дополнительным коническим колесом 18 посредством обечайки 19, тем самым, образуя блок, который перемещается в осевом направлении механизмом 20.
Импульсный вариатор работает следующим образом.
При вращении ведущего вала 2 шайба 4 совершает сложное колебательное движение, качающаяся составляющая которого через наружное кольцо 8 и его цапфы передается на механизмы свободного хода 11, которые выпрямляют движение и передают его посредством конических шестерен 12 и 13 через основное коническое колесо 14 далее на ведомый вал 17. Таким образом, за один оборот ведущего вала 2 на ведомый вал 17 передается два однонаправленных импульса движения. Изменением угла θ механизмом 9 изменения угла наклона шайбы 4 достигается регулировка амплитуды качания шайбы, а следовательно, и передаточного отношения вариатора, обеспечивая необходимый скоростной режим.
Для реверсирования направления движения выходного вала 17 необходимо переместить механизм изменения угла наклона 9 вправо, тем самым установить шайбу 4 в перпендикулярное положение относительно геометрической оси ведущего вала 2. В этом положении движение не будет передаваться на механизмы свободного хода 11 и далее на ведомый вал, т.к. угол θ=0 и амплитуда качательной составляющей сложного движения также равна нулю. Далее механизмом 20 переместить блок конических колес влево. При этом основное коническое колесо 14 выйдет из зацепления, а дополнительное 18 войдет в зацепление с коническими шестернями 12 и 13.
Таким образом, в предлагаемом вариаторе простыми средствами достигается: бесступенчатое регулирование угловой скорости ведомого вала 17, включая полную остановку при включенном приводном двигателе и вращающемся ведущем вале 2; широкий диапазон регулирования с возможностью реверсирования движения ведомого вала; простота и компактность конструкции; снижение габаритов; относительно равномерное вращение ведомого вала 17 из-за наличия двух механизмов свободного хода 11, включающихся поочередно. В связи с этим обеспечивается повышение стабильности и надежности работы вариатора и удобство управления.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ИМПУЛЬСНЫЙ ВАРИАТОР | 2009 |
|
RU2410589C1 |
ИМПУЛЬСНЫЙ ВАРИАТОР | 2002 |
|
RU2229643C2 |
ИМПУЛЬСНЫЙ ВАРИАТОР | 2015 |
|
RU2586803C1 |
БЕССТУПЕНЧАТЫЙ ПРИВОД | 2001 |
|
RU2204750C1 |
ИМПУЛЬСНЫЙ МЕХАНИЧЕСКИЙ ВАРИАТОР | 1991 |
|
RU2011075C1 |
ЗУБЧАТО - ИМПУЛЬСНЫЙ ВАРИАТОР | 2016 |
|
RU2636440C2 |
ВЫСОКОМОМЕНТНЫЙ ВАРИАТОР | 2000 |
|
RU2179673C1 |
ЛЕБЕДКА БУРОВОЙ УСТАНОВКИ | 2005 |
|
RU2287479C1 |
ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1997 |
|
RU2146010C1 |
Реверсивный импульсный вариатор | 1980 |
|
SU937851A1 |
Изобретение относится к области машиностроения, в частности к импульсным вариаторам. Импульсный вариатор включает корпус 1, ведущий вал 2, качающуюся шайбу 4, механизм изменения угла наклона шайбы, передаточные звенья в виде конических шестерен 12, 13 с механизмами свободного хода 11. Конические шестерни 12 и 13 с механизмами свободного хода 11 находятся в зацеплении с основным коническим зубчатым колесом 14, жестко соединенным со шлицевым хвостовиком 15, взаимодействующим со шлицевой втулкой 16 ведомого вала 17. На ведомом валу 17 установлено дополнительное коническое зубчатое колесо 18 с осью вращения, совпадающей с осью ведущего 2 и ведомого 17 валов. При этом конические зубчатые колеса 14, 18 соединены обечайкой 19 таким образом, что они расположены по разные стороны конических шестерен 12, 13 с механизмами свободного хода 11 и образуют блок, который дискретно перемещается вдоль оси вращения и вводится в зацепление с коническими шестернями 12, 13, либо с основным коническим зубчатым колесом 14, либо с дополнительным коническим зубчатым колесом 18. Технический результат заключается в повышении эксплуатационно-технологических показателей, в увеличении диапазона регулирования передаточного отношения. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.
Автоматический импульсный вариатор | 1980 |
|
SU1019152A1 |
Импульсная регулируемая передача | 1980 |
|
SU922367A1 |
US 5582556 А, 10.12.1996. |
Авторы
Даты
2005-08-20—Публикация
2004-02-24—Подача