РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА Российский патент 2005 года по МПК F02K9/18 

Описание патента на изобретение RU2263811C2

Изобретение относится к области ракетной техники, а именно к ракетным двигателям твердого топлива, и может найти применение в стартовых двигателях неуправляемых снарядов и управляемых ракет.

Известен ракетный двигатель твердого топлива, принятый авторами за прототип [1], состоящий из камеры сгорания с сопловым блоком порохового заряда воспламенителя и электровоспламенителя, расположенного на продольной оси двигателя. Вкладной многошашечный заряд, применяемый в известном двигателе и состоящий из нескольких цилиндрических канальных шашек, собранных в один пакет, позволяет увеличить кучность попадания неуправляемых снарядов. Повышение кучности связано с увеличением скорости схода снаряда с направляющих пусковой установки, так как многошашечный заряд обеспечивает большой секундный расход и тягу двигателя при заданном уровне предельного давления в камере сгорания при малом времени работы. Кроме того, при использовании вкладного многошашечного заряда возможно реализовать величину коэффициента объемного заполнения камеры до 0,70 (заряд занимает до 70% свободного объема камеры сгорания двигателя) при относительно малом времени работы.

Однако при использовании заряда с относительно большим удлинением (отношение диаметра канала шашки к его длине, превышающем 1:15-20) из ряда баллиститных составов с малым содержанием в продуктах сгорания конденсированных частиц в камере сгорания работающего двигателя, могут возникать нерасчетные колебания давления с большой амплитудой, при этом давление может превысить предельно допустимую величину. Указанное явление вызвано вибрационным горением топлива вследствие тангенциальных колебаний столба газа в полости каналов заряда и камеры сгорания. Последствиями вибрационного горения могут являться: растрескивание заряда и его последующее разрушение, местные прогары корпуса двигателя после вибрационного растрескивания теплозащитных покрытий, вредное воздействие колебательных нагрузок на бортовую аппаратуру управляемого снаряда, усталостное разрушение элементов конструкции двигателя, снижение импульса тяги.

Кроме того, после длительного пребывания при повышенной температуре в процессе хранения и эксплуатации оси шашек заряда могут искривляться. Это ведет к местному увеличению скорости потока в изогнутом канале по большому радиусу и может способствовать более быстрому сгоранию шашки в месте изгиба и разрушению заряда в конце работы двигателя, что может привести, в свою очередь, к нерасчетному повышению давления и снижению полного импульса тяги.

К недостатку прототипа следует отнести также сложность фиксации шашек заряда от вращения относительно продольной оси двигателя при транспортировании. Это приводит к тому, что заряд трется об опорные поверхности решеток, что ведет к образованию пороховой стружки в камере и недопустимому повышению давления при срабатывании двигателя.

Задачей предлагаемого изобретения является недопущение нерасчетного увеличения давления в начале и конце работы двигателя, а также исключение вибрационного горения заряда, что позволит сократить разбросы выходных характеристик в широком температурном диапазоне эксплуатации и повысить тем самым надежность двигателя.

Поставленная задача достигается тем, что в ракетном двигателе твердого топлива, содержащем камеру сгорания с сопловым блоком, пороховой заряд, воспламенитель и электровоспламенитель, на переднем днище камеры сгорания закреплена цилиндрическая стойка, на конце которой соосно камере установлена опора с центральным сквозным резьбовым отверстием, выполненная в виде многолучевой звезды, впадины которой сопрягаются с цилиндрическими поверхностями шашек заряда, при этом на другом конце опоры выполнено коническое углубление, из которого проведены цилиндрические газоотводящие каналы, выходящие во впадины многолучевой звезды. На внутренней поверхности соплового блока образована сферическая полость с симметрично расположенными выступами, внутренняя поверхность которых сопрягается с наружной поверхностью одной из шашек порохового заряда, при этом площадь одного проходного сечения между выступами при установленном пороховом заряде больше площади канала шашки заряда. Опора в виде многолучевой звезды выполнена преимущественно из неметаллического материала.

Выполнение ракетного двигателя твердого топлива в соответствии с предлагаемым изобретением позволит:

- исключить возможность вращения шашек топливного заряда относительно продольной оси благодаря введению в конструкцию двигателя опоры в виде многолучевой звезды, что уменьшит вероятность образования пороховой стружки в камере и позволит исключить недопустимое повышение давления при срабатывании двигателя;

- значительно уменьшить искривление оси шашек при длительном пребывании в условиях повышенной температуры в процессе хранения и эксплуатации благодаря введению в конструкцию двигателя опоры в виде многолучевой звезды, закрепленной с помощью стойки в камере сгорания двигателя. Благодаря этому будет исключена возможность местного увеличения скорости потока в изогнутом канале по большому радиусу и разрушения заряда в конце работы двигателя, что позволит, в свою очередь, исключить нерасчетное повышение давления в конце работы двигателя и снижение полного импульса тяги;

- исключить возможность возникновения вибрационного горения за счет размещения в камере двигателя и проходных сечениях заряда элементов конструкции из несгораемого материала (стойка, опора, выступы, выполненные в сферической полости), что позволит нарушить условия для возникновения упорядоченных акустических колебаний. Кроме того, коническое углубление, выполненное в опоре, из которого проведены цилиндрические газоотводящие каналы, выходящие во впадины многолучевой звезды и выполненная на внутренней поверхности соплового блока сферическая полость с симметрично расположенными выступами, внутренняя поверхность которых сопрягается с наружной поверхностью одной из шашек порохового заряда, образуя проходные сечения между выступами при установленном пороховом заряде с площадью, большей площади канала шашки заряда, обеспечивают турбулизацию потока в центральной и донной части камеры сгорания двигателя, что также способствует гашению акустических колебаний и вибрационного горения.

Сущность изобретения поясняется графическими материалами, где на фиг.1 представлена схема двигателя со стойкой, опорой и выступами, выполненными в сферической полости, на фиг.2 - поперечное сечение двигателя в районе радиальных отверстий опоры.

Предлагаемый двигатель содержит камеру сгорания 1 с сопловым блоком 2, пороховой заряд 3, закрепленный в камере с помощью опорной решетки 11, воспламенитель 4, электровоспламенитель 5. На переднем днище камеры сгорания 1 закреплена цилиндрическая стойка 6, на конце которой соосно камере установлена опора 7 с центральным сквозным резьбовым отверстием из неметаллического материала в виде многолучевой звезды, впадины которой сопрягаются с цилиндрическими поверхностями шашек заряда 3. На незакрепленном конце опоры 7 выполнено коническое углубление, из которого проведены цилиндрические газоотводящие каналы 8, выходящие во впадины многолучевой звезды. На внутренней поверхности соплового блока 2 образована сферическая полость с симметрично расположенными выступами 9, внутренняя поверхность которых сопрягается с наружной поверхностью одной из шашек 10 порохового заряда 3, при этом площадь одного проходного сечения между выступами при установленном пороховом заряде больше площади канала шашки заряда.

Функционирование предложенного двигателя осуществляется следующим образом. После подачи команды на запуск происходит срабатывание электровоспламенителя 5. Форс пламени от электровоспламенителя зажигает воспламенитель 4. Образовавшиеся продукты сгорания, распространяясь по объему камеры сгорания, воспламеняют заряд 3. Цилиндрическая стойка 6 с закрепленной на ней опорой 7, в которой выполнены цилиндрические газоотводящие каналы 8, выходящие во впадины многолучевой звезды и сферическая полость соплового блока 2 с симметрично расположенными выступами 9, внутренняя поверхность которых сопрягается с наружной поверхностью одной из шашек 10 порохового заряда 3, обеспечивают в процессе работы двигателя гашение акустических колебаний продуктов сгорания заряда 3. Продукты сгорания порохового заряда 3, истекая через сопловой блок 2 двигателя, создают тягу, обеспечивая тем самым разгон снаряда до заданной скорости.

Предложенное выполнение ракетного двигателя твердого топлива позволит исключить нерасчетное увеличение давления в начале и конце работы двигателя, а также исключить вибрационного горения заряда, что позволит сократить разбросы выходных характеристик двигателя в широком температурном диапазоне эксплуатации и повысить тем самым надежность двигателя и всего снаряда в целом.

Источник информации

1. Основы устройства и конструирования летательных аппаратов. В.Н.Новиков, Б.М.Авхимович, В.Е.Вейтин - М.: Машиностроение, 1991, стр.119, 127.

Похожие патенты RU2263811C2

название год авторы номер документа
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2003
  • Дудка В.Д.
  • Замарахин В.А.
  • Коликов В.А.
  • Коренной А.В.
  • Морозов В.Д.
  • Сурначев А.Ф.
  • Шатрова Э.А.
  • Швыкин Ю.С.
  • Амарантов Г.Н.
  • Баранов Г.Н.
  • Шамраев В.Я.
RU2265746C2
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 1997
  • Барышников Б.П.
  • Вербовенко А.А.
  • Даровский В.А.
  • Денежкин Г.А.
  • Евтухов Е.И.
  • Жуков В.И.
  • Каширкин А.А.
  • Макаровец Н.А.
  • Савченко В.И.
RU2133864C1
Ракетный двигатель твердого топлива 2021
  • Алферов Александр Александрович
  • Борисов Виктор Николаевич
  • Голубев Михаил Юрьевич
  • Зажорин Виктор Андреевич
  • Измайлова Екатерина Юрьевна
  • Лемешенков Павел Семенович
  • Мухамедов Виктор Сатарович
  • Петрусев Виктор Иванович
  • Шавырин Алик Иванович
  • Шанаев Владимир Афанасьевич
RU2771220C1
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА УПРАВЛЯЕМОГО СНАРЯДА И ВОСПЛАМЕНИТЕЛЬ ТВЕРДОТОПЛИВНОГО ЗАРЯДА 1994
  • Глухарев Н.Н.
  • Андреев В.А.
  • Алешичев И.А.
  • Дронов Е.А.
  • Соколова М.Н.
RU2079689C1
ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА БЕЗОТКАТНОГО ОРУДИЯ 2007
  • Большаков Анатолий Николаевич
  • Замарахин Василий Анатольевич
  • Крейер Константин Вячеславович
  • Степаничев Игорь Вениаминович
  • Худяков Владимир Иванович
  • Швыкин Юрий Сергеевич
RU2333379C1
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2003
  • Филимонов Г.Д.
  • Сурначев А.Ф.
  • Морозов В.Д.
  • Родин Л.А.
  • Коликов В.А.
  • Коренной А.В.
  • Осокин А.В.
RU2246633C2
ДВИГАТЕЛЬ КУМУЛЯТИВНО-ФУГАСНОГО ЗАРЯДА 2018
  • Гусев Сергей Алексеевич
  • Дамаскин Виктор Николаевич
  • Желтов Дмитрий Валерианович
  • Кириллов Антон Викторович
  • Коренко Вячеслав Олегович
  • Купцов Владимир Владимирович
  • Милёхин Юрий Михайлович
  • Ноговицын Александр Анатольевич
  • Положай Юрий Владимирович
  • Севелева Наталья Владимировна
  • Соломатин Пётр Кириллович
  • Эйхенвальд Валерий Наумович
RU2675983C1
СПОСОБ ВОСПЛАМЕНЕНИЯ ЗАРЯДА РДТТ И РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2004
  • Дудка Вячеслав Дмитриевич
  • Замарахин Василий Анатольевич
  • Коликов Владимир Анатольевич
  • Коренной Александр Владимирович
  • Морозов Валерий Дмитриевич
  • Сурначев Александр Федорович
  • Родин Леонид Алексеевич
RU2269024C1
РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 1973
  • Поздняков В.В.
  • Подпорина В.А.
  • Герасимов В.А.
  • Баранов В.П.
  • Капитула Р.И.
  • Струков С.И.
  • Сухарев И.Е.
  • Баскаков О.Н.
  • Максимов И.С.
  • Морозов В.А.
SU1840811A1
ИМПУЛЬСНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 2003
  • Абрамов Ю.Б.
  • Большаков А.Н.
  • Ворон П.Ф.
  • Кириллов Ю.Н.
RU2251628C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 263 811 C2

Реферат патента 2005 года РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА

Ракетный двигатель твердого топлива содержит камеру сгорания с сопловым блоком, многошашечный пороховой заряд, воспламенитель и электровоспламенитель. На переднем днище камеры сгорания закреплена цилиндрическая стойка, на конце которой соосно камере установлена опора с центральным сквозным резьбовым отверстием, выполненная в виде многолучевой звезды. Впадины многолучевой звезды сопрягаются с цилиндрическими поверхностями шашек заряда. На другом конце опоры выполнено коническое углубление, из которого проведены цилиндрические газоотводящие каналы, выходящие во впадины многолучевой звезды. На внутренней поверхности соплового блока образована сферическая полость с симметрично расположенными выступами, внутренняя поверхность которых сопрягается с наружной поверхностью одной из шашек порохового заряда. Площадь одного проходного сечения между выступами при установленном пороховом заряде больше площади канала шашки заряда. Опора в виде многолучевой звезды выполнена преимущественно из неметаллического материала. Изобретение не позволяет нерасчетное увеличение давления в начале и конце работы двигателя, а также исключает вибрационное горение заряда, что позволяет сократить разбросы выходных характеристик в температурном диапазоне эксплуатации и повысить тем самым надежность двигателя. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 263 811 C2

1. Ракетный двигатель твердого топлива, содержащий камеру сгорания с сопловым блоком, многошашечный пороховой заряд, воспламенитель и электровоспламенитель, отличающийся тем, что на переднем днище камеры сгорания закреплена цилиндрическая стойка, на конце которой соосно c камерой установлена опора с центральным сквозным резьбовым отверстием, выполненная в виде многолучевой звезды, впадины которой сопрягаются с цилиндрическими поверхностями шашек заряда, при этом на другом конце опоры выполнено коническое углубление, из которого проведены цилиндрические газоотводящие каналы, выходящие во впадины многолучевой звезды.2. Ракетный двигатель по п.1, отличающийся тем, что на внутренней поверхности соплового блока образована сферическая полость с симметрично расположенными выступами, внутренняя поверхность которых сопрягается с наружной поверхностью одной из шашек порохового заряда, при этом площадь одного проходного сечения между выступами при установленном пороховом заряде больше площади канала шашки заряда.3. Ракетный двигатель по п.1, отличающийся тем, что опора в виде многолучевой звезды выполнена из неметаллического материала.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2005 года RU2263811C2

РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ТВЕРДОГО ТОПЛИВА 1997
  • Бондарев Л.Г.
  • Гаськов К.А.
  • Денежкин Г.А.
  • Маслов В.А.
  • Проскурин Н.М.
RU2135806C1

RU 2 263 811 C2

Авторы

Замарахин В.А.

Сурначев А.Ф.

Морозов В.Д.

Родин Л.А.

Коликов В.А.

Коренной А.В.

Осокин А.В.

Даты

2005-11-10Публикация

2003-11-17Подача