Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, в частности к составу многофункциональной добавки для получения автомобильных бензинов и топлива, предназначенных для использования в двигателях внутреннего сгорания.
Известна многофункциональная добавка к жидким топливам, содержащая гексакарбонилмолибден, циклопентадиенилтрикарбонил марганца, олеиновую кислоту, монометиланилин и толуол, при следующем соотношении компонентов, мас.%:
[Ru 2009176 C1, 15.03.1994].
К недостаткам известной добавки следует отнести необходимость использования дефицитных гексакарбонилмолибдена и олеиновой кислоты, а топливо, содержащее эту добавку, обладает недостаточно высокими эксплуатационными свойствами.
Известна также добавка к топливам на основе N-монометиланилина [N-MMA], содержащая следующие компоненты, мас.%: продукт конденсации полиамина и синтетических жирных кислот С7-С20 - 0,1-1,0, алифатический спирт С3-С5 - 0,5-5,0, моноалкиловый эфир полиэтиленгликоля - 0,3-5,0, N, N-диметиланилин 0,5-2,0, 4-метил-2,6-дитретбутилфенол - 0,01-0,2, N-монометиланилин - остальное, и топливо для двигателей внутреннего сгорания на основе бензинов, содержащее эту добавку в количестве 0,05-5,0 мас.%
[Ru 2119939 C1, 10.10.1998].
Недостатком этих топливных композиций является то, что содержащаяся в них добавка обладает невысокой эффективностью и не обеспечивает необходимых антикоррозионных свойств.
Ближайшим известным решением аналогичной задачи является многофункциональная добавка для получения автомобильных бензинов на основе N-монометиланилина, содержащая алифатические C1-C5 спирты, нормальные или разветвленные, или их смеси, и/или простые эфиры, или их смеси, антиокислитель, металлорганическое соединение железа - ферроцен, анилин и полифункциональную присадку Автомаг, при следующем содержании компонентов, мас.%:
и топливо для двигателей внутреннего сгорания на основе бензина, содержащее эту добавку в количестве 0,2-20,0 мас.%
[Ru2132359C1.27.09.1999].
Известная многофункциональная добавка для получения автомобильных бензинов повышает эксплуатационные свойства, снижает содержание токсичных составляющих в отработавших газах.
Требования, предъявляемые к многофункциональным добавкам и к топливам, их содержащим, постоянно возрастают, и хотя известные добавки и топлива уже работают на высоком техническом уровне, однако все еще не удовлетворяют растущим требованиям.
Так, полифункциональная присадка Автомаг (ТУ 38.401-867), входящая в состав известной многофункциональной добавки, обладает моющими свойствами только в устаревших карбюраторных двигателях и практически не устраняет смолистые отложения на впускных клапанах и форсунках инжекторов современных двигателей с непосредственным впрыском топлива.
Кроме того, антикоррозионные свойства присадки Автомаг реализуются лишь в бензинах, не содержащих оксигенаты, и при определении антикоррозионных свойств по общепринятой в зарубежных странах методике ASTM D665 для оксигенатных топлив присадка Автомаг антикоррозионные свойства не проявляет. Соответственно при вовлечении в состав автобензинов оксигенатов (метилтретбутиловый эфир [МТБЭ], низкомолекулярных спиртов и т.п.) наличие в их составе эффективных ингибиторов коррозии является обязательным.
Кроме того, производство присадки Автомаг прекращено в конце 90-х годов из-за закрытия установок по производству основного сырья - синтетических жирных кислот, выработка которых едва ли будет восстановлена.
Поэтому стояла задача создания многофункциональной добавки, позволяющей повысить октановое число жидких топлив, поддерживая его на требуемом уровне в процессе эксплуатации топлива, увеличить стабильность топлива, а также снизить концентрацию высокотоксичных компонентов, выделяющихся в окружающую среду при сгорании жидких топлив.
Для решения поставленной задачи предлагается многофункциональная добавка для получения автомобильных бензинов на основе N-монометиланилина (N-MMA), содержащая алифатические C1-C5 спирты, нормальные или разветвленные, или их смеси, и/или простые эфиры, или их смеси, антиокислитель, металлоорганическое соединение, анилин и полифункциональную присадку, выбранную из группы, включающей Адибис 5007, Хайтек 6430, или пакет присадок, содержащий ингибитор коррозии ДиСиАй-11 и моющую присадку Аминкор, взятых в массовом соотношении 1:50-60, при следующем соотношении компонентов, мас.%:
Предлагаемая многофункциональная добавка содержит в качестве металлорганического соединения предпочтительно соединение марганца или соединение железа. В качестве соединения марганца добавка содержит алкил (C1-С3) циклопентадиенилтрикарбонил марганца - МЦТМ («Hitec-3000» или «Hitec-3062»), а в качестве соединения железа - предпочтительно ферроцен или алкил (С2-С4)- ферроцен.
Предлагается также топливо для двигателей внутреннего сгорания на основе бензина, содержащее многофункциональную добавку вышеуказанного состава в количестве 0,05-12,0 мас.%.
Введение в состав многофункциональной добавки полифункциональной присадки, выбранной из группы, включающей Адибис 5007 («Adibis 5007» компании «Lubrizol», представляет собой амин-полиизобутилены в растворителе), Хайтек 6430 («Hitec 6430» компании «Ethyl», представляет собой полиолефин-алкилфенолалкиламин в растворителе), или пакета присадок, содержащего ингибитор коррозии ДиСиАй-11 («DCI-11» компании «Octel», основу этого ингибитора составляют органические кислоты, метанол, ксилол) и моющую присадку Аминкор (ТУ 2415-003-11159873-99, представляет собой раствор продукта конденсации аминов с жирными кислотами фракции С10-С20), взятых в массовом соотношении 1:50-60, в сочетании с указанными выше компонентами, входящими в состав предлагаемой добавки, взятыми в указанном соотношении, позволили решить поставленную задачу.
В качестве антиокислителей в предлагаемом составе используются экранированные алкилфенолы, например 4-метил-2,6-дитретбутилфенол, выпускаемый под товарными названиями Агидол-1, ионол и Агидол-12 по ТУ 38.302-16-371, или феноламины, например пара-оксидифениламин, имеющий товарное название «Антиокислитель ПОДФА».
Предлагаемая многофункциональная добавка может содержать алифатические С1-С5-спирты нормальные или разветвленные, или их смеси, или простые эфиры или их смеси, или смеси спиртов и эфиров. В качестве спиртов могут быть использованы, например, метиловый, этиловый, изопропиловый, вторичный амиловый, изо- и трет-бутиловые спирты.
В качестве простых эфиров предпочтительны: метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ), этил-трет-бутиловый эфир (ЭТБЭ), метил-трет-амиловый (МТАЭ), диизопропиловый эфир (ДИПЭ). В качестве смеси спиртов и эфиров может быть использована, например, смесь МТБЭ с трет-бутиловым спиртом, выпускаемом по ТУ 2421-009-04749189.
Многофункциональную добавку согласно изобретению готовят путем последовательного смешения составляющих его компонентов.
Было приготовлено 7 образцов по изобретению и 1 по прототипу для сравнения. Содержание компонентов в них приведено в табл. 1.
Испытания моющих свойств указанных образцов проведены на одноцилиндровой установке по методу квалификационной оценки. Моющая эффективность определена по коэффициенту смывания (Ксм) и коэффициенту предотвращения (Кпр).
В табл. 2 представлены данные по моющей эффективности и приросту октанового числа, химической и низкотемпературной стабильности и антикоррозионным свойствам.
Прирост октанового числа определяли на установке УИТ-86 по ГОСТ 511 по моторному методу. В качестве базового топлива использовалась эталонная смесь-70, состоящая из 70 мас.% изооктана и 30 мас.% н-гептана, октановое число которой 70 ед.
Как видно из табл. 2, заявленная композиция многофункциональной добавки позволяет увеличить октановое число исходного жидкого топлива при сохранении стабильности топлива, обладает высокими моющими свойствами и превосходит прототип по эффективности антидетонационного действия и антикоррозионным свойствам.
Оценка токсичности отработавших газов при работе на бензине А-76 с добавлением 11,5 мас.% образца 4 предлагаемой многофункциональной добавки проведена на двигателе ЗМЗ-53 (ГАЗ) по ездовому циклу. Согласно полученным результатам отмечено снижение выбросов:
- оксида углерода (СО) - на 35%;
- оксидов азота (NOx) - на 15%;
- углеводородов (СН) - на 25%.
Антикоррозионные свойства автобензина с введенными образцами предлагаемой добавки определялись по общепринятому в зарубежных странах методу ASTM D665. Методика определения заключается в контакте стального стержня (Ст.3) с топливом, содержащим 10% МТБЭ, и «морской» водой специального состава при 38°С в течение 4-х часов. Коррозия стержня оценивается в баллах от «0» - отсутствие коррозии, до 3 - сильная коррозия.
Результаты испытаний приведены на фотографии (См. чертеж)
Свойства добавки и содержащих ее бензинов
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДОБАВКА К АВТОМОБИЛЬНЫМ БЕНЗИНАМ | 1997 |
|
RU2114901C1 |
ДОБАВКА К АВТОМОБИЛЬНОМУ БЕНЗИНУ | 2004 |
|
RU2260034C1 |
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДОБАВКА К БЕНЗИНУ | 2004 |
|
RU2256694C1 |
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДОБАВКА К АВТОМОБИЛЬНЫМ БЕНЗИНАМ | 2002 |
|
RU2231538C1 |
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДОБАВКА ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ БЕНЗИНОВ | 1998 |
|
RU2132359C1 |
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДОБАВКА К АВТОМОБИЛЬНОМУ БЕНЗИНУ И ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ, ЕЕ СОДЕРЖАЩАЯ | 2011 |
|
RU2471857C1 |
БЕЗЗОЛЬНАЯ ВЫСОКООКТАНОВАЯ ДОБАВКА К АВТОМОБИЛЬНЫМ БЕНЗИНАМ | 1999 |
|
RU2139914C1 |
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДОБАВКА К АВТОМОБИЛЬНОМУ БЕНЗИНУ И СОДЕРЖАЩАЯ ЕЕ ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ | 2011 |
|
RU2494139C2 |
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДОБАВКА К ТОПЛИВУ | 2003 |
|
RU2241739C1 |
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДОБАВКА К АВТОМОБИЛЬНОМУ БЕНЗИНУ | 2008 |
|
RU2374304C1 |
Изобретение относится к нефтепереработке и нефтехимии, в частности к составу многофункциональной добавки для получения автомобильных бензинов и топлива, предназначенных для использования в двигателях внутреннего сгорания. Многофункциональная добавка для получения автомобильных бензинов на основе N-монометиланилина содержит 6-86% алифатических С1-С5 спиртов, нормальных или разветвленных, или их смесей, и/или простые эфиры, или их смеси, 0,02-0,2% антиокислителя, 0,02-1% металлоорганического соединения, 0,05-0,45% анилина и 0,1-5% полифункциональной присадки, выбранной из группы, включающей Адибис 5007, Хайтек 6430, или пакет присадок, содержащий ингибитор коррозии ДиСиАй-11 и моющую присадку Аминкор. В качестве металлорганического соединения добавка содержит соединения предпочтительно марганца или железа. Описано также топливо для двигателей внутреннего сгорания на основе бензина, содержащего вышеуказанную добавку в количестве 0,05-12,0 мас.%. Технический эффект - повышение моющих, антидетонационных, антикоррозионных, эксплуатационных свойств топлива. 2 табл. 2 н. и 3 з. п.ф-лы.
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДОБАВКА ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ АВТОМОБИЛЬНЫХ БЕНЗИНОВ | 1998 |
|
RU2132359C1 |
Авторы
Даты
2005-11-20—Публикация
2003-12-04—Подача