ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ Российский патент 2005 года по МПК C10L1/22 

Описание патента на изобретение RU2266947C1

Изобретение относится к жидким углеводородным топливам с присадками, в частности к пожаробезопасным водно-топливным микроэмульсиям, и может найти применение на дизельных двигателях, работающих в условиях повышенной пожароопасности.

Использование водно-топливных эмульсий (ВТЭ) в двигателях внутреннего сгорания имеет большое практическое значение. Например, обратные водно-топливные эмульсии, а именно, когда дисперсионной средой является углеводородное топливо, а дисперсной фаза - вода, позволяют уменьшить расход углеводородного топлива, снизить токсичность отработавших газов, уменьшить теплонапряженность двигателя.

Уже известны топливные композиции, содержащие углеводородное топливо, воду и поверхностно-активные вещества, так называемые эмульгаторы (1. В.М.Иванов. "Топливные эмульсии", М. Из-во АН СССР, 1962 г., с.10-15).

Известна топливная композиция на основе дизельного топлива, включающая в качестве эмульгатора очищенный алкилированный сульфонат (2. Патент Франции №2359198, С 10 L 1/10, публ.1978 г.).

Однако эта топливная композиция эффективна только при высоком содержании эмульгатора - 10-33 мас.%, что экономически не выгодно, а так как данный эмульгатор относится к зольным веществам, то при его применении резко увеличивается нагарообразование в двигателе, тем самым сокращается срок его службы.

Наиболее близкой по технической сущности к предлагаемому изобретению и взятой за прототип является композиция на основе дизельного топлива, содержащая воду, диэтаноламид олеиновой кислоты (60%), диэтаноламиновое мыло олеиновой кислоты (8-14%), диэтаноламин (16-24%) и олеиновую кислоту (0-7,5) (3. Патент США №4173455, С 10 L 1/18, публ.1979 г. - прототип).

Несмотря на то, что в известной композиции использовано относительно небольшое количество эмульгатора (8% на 10% воды), стабильность эмульсии недостаточна (6 месяцев).

Кроме того, известная топливная композиция пожароопасна из-за небольшого содержания воды и недостаточной ее физической стабильности, особенно при повышенных температурах порядка 50-80°С, которые бывают в системе топливоподачи при работе двигателя, зависящей от эмульгирующей способности предлагаемого эмульгатора.

Технический результат предлагаемого изобретения - повышение стабильности композиции и пожаробезопасности при одновременном снижении содержания вредных выбросов в атмосферу.

Указанный технический результат достигается тем, что известная топливная композиция на основе летнего дизельного топлива с добавлением воды и эмульгатора, содержащего диэтаноамид олеиновой кислоты, диэтаноламиновое мыло олеиновой кислоты и диэтаноламин, согласно изобретению дополнительно содержит моноэфир олеиновой кислоты и диэтаноламина, моноэфир аминоспирта и олеиновой кислоты при следующем соотношении компонентов в мас.%:

Диэтаноламид олеиновой кислоты0,227-4,505Диэтаноламиновое мыло олеиновой кислоты0,066-1,314Диэтаноламин0,053-1,060Моноэфир олеиновой кислоты и диэтаноламина0,084-1,664Моноэфир аминоспирта и олеиновой кислоты0,104-2,056Вода1,0-20,0Дизельное топливо летнееостальное до 100

Все использованные компоненты направлены на повышение эффективности топливной композиции.

Вещества, используемые в прототипе, выпускаются промышленностью США, тогда как наша промышленность не выпускает диэтаноламид олеиновой кислоты, диэтаноламиновое мыло олеиновой кислоты, но располагает исходными продуктами, необходимыми для их производства (олеиновой кислотой и диэтаноламином).

Фактически суть изобретения сводится к получению нового эмульгатора и топливной композиции, содержащей этот эмульгатор.

Фактически эмульгатор, состоящий из диэтаноламида олеиновой кислоты, диэтаноламинового мыло олеиновой кислоты, диэтаноламина, моноэфира олеиновой кислоты и диэтаноламина, моноэфира аминоспирта и олеиновой кислоты, получили в результате синтеза олеиновой кислоты (ТУ 9145-172-7431297-94 "Олеиновая кислота. Технические условия" и диэтаноламина (ТУ 6-09-2652-86 "Диэтаноламин. Технические условия"), проводимого при определенных соотношениях названных компонентов и режимных параметров. Конечный продукт синтеза - уже готовая смесь (эмульгатор, названный "Амикром М") контролируется по кислотному числу по ГОСТ 5985-59 "Нефтепродукты. Метод определения кислотности и кислотного числа" значение которого должны находиться в пределах 20,0-23,0 мгКОН/г, и по аминному числу в пределах 75,0-95,0 мг HCl/г по ТУ 0257-066-001-1489-98 п.4.3. "Амирком М" Технические условия".

Диэтаноламид олеиновой кислоты является основным поверхностно-активным компонентом эмульгатора, обеспечивающим дробление капель.

Диэтаноламиновое мыло олеиновой кислоты регулирует оптимальный гидрофильно-липофильный баланс (ГЛБ) эмульгатора.

Диэтаноламин облегчает получение микроэмульсии.

Моноэфир олеиновой кислоты и диэтаноламина улучшает стабильность эмульсии, сокращает расход эмульгатора.

Моноэфир аминоспирта и олеиновой кислоты улучшает термостабильность эмульсии.

Для обоснования количественного состава топливной композиции были приготовлены образцы, состав которых представлен в таблице 1.

Эмульгатор получали для каждого образца топливной композиции (табл.1) в процессе синтеза при конкретных условиях.

Таблица 1
Компонентный состав топливных композиций
Компоненты
топливной композиции
Содержание компонентов, мас.% в композиции
По прототипуОбразцы№1№2№3№4№5№612345671Диэтаноламид олеиновой кислоты4,6000,1130,2273,4004,5054,7302Диэтаноламиновое мыло олеиновой кислоты0,8400,0330,0660,9921,3141,3803Диэтаноламин1,4400,0230,0530,8001,0601,1134Олеиновая кислота1,120-----5Моноэфир олеиновой кислоты и диэтаноламина-0,0420,0841,2561,6641,7476Моноэфир аминоспирта и олеиновой кислоты-0,0530,1041,5522,0562,1597Вода10,000-0,5001,00015,00020,00021,0008Дизельное топливоДо 100-99,68698,46677,00069,40166,871

Представленные в табл.1 образцы прошли лабораторные испытания. Результаты испытаний представлены в таблице 2.

Таблица 2
Результаты испытаний топливных композиций
КомпозицииПоказателиТребования ТУ 38.40130-88По прототипуОбразцы№1№2№3№4№5№6123456781Внешний видОднородная прозрачная или с опалесценцией жидкостьОднородная с опалесценцией жидкостьОднородная с опалесценцией жидкостьОднородная с опалесценцией жидкостьОднородная прозрачная жидкостьОднородная прозрачная жидкостьОднородная с опалесценцией жидкость2Стабильность, мес.Не менее 66612121283Цетановое числоНе менее 354045454235284Кинематическая вязкость при 20°С, мм/с.Не более 25,07,44,56,011,225,030,14Предельная температура фильтруемости, С.Не выше минус 30Минус 10Минус 10Минус 5Минус 305Вероятность воспламенения, %751001000006Вероятность вспышки, %10010095504540

Исследования приготовленных композиций проводились следующими лабораторными методами: стабильность по междуведомственному методу, входящему в ТУ 38.40130-88, цетановое число по ГОСТ 3122 "Топливо дизельное. Метод определения цетановых чисел по совпадению вспышек", кинематическая вязкость по ГОСТ 33 "Нефтепродукты. Метод определения кинематической вязкости", предельная температура фильтруемости по ГОСТ 22254 "Топливо дизельное. Метод определения предельной температуры фильтруемости" и вероятность воспламенения и вспышки по методам, входящим в "Комплекс методов оценки пожарной опасности горючесмазочных материалов и специальных жидкостей", в полигонных условиях при прямом воздействии стандартных средств поражения на топливные баки, заполненные топливными композициями.

Согласно требованиям ТУ 38.40130-88 "Дизельное топливо летнее пожаробезопасное (ПБД-Л)" норме на показатель "Цетановое число" не менее 35 удовлетворяют примеры 1-5, норме на кинематическую вязкость при 20°С не более 25,0 мм2/с удовлетворяют примеры 1-5, норме на предельную температуру фильтруемости не выше минус 3°С удовлетворяют примеры 2-5. По оценке показателей вероятности воспламенения и вспышки лучшими характеристиками обладает пример 4.

Таким образом, указанные образцы №3, №4 и №5 практически по всем показателям соответствуют требованиям ТУ 38.40130-88 "Дизельное топливо летнее пожаробезопасное (ПБД-Л)".

Еще одним важным критерием качества заявляемых водно-топливных эмульсий, является их стабильность. Стабильность определяют в статических, динамических условиях, а также при различных температурах окружающего воздуха, выбираемых в соответствии с условиями применения данной топливной композиции.

По образцу 4 (оптимальный вариант) была приготовлена опытная партия в автотопливомаслозаправщике АТМЗ-5-4320 объемом 5000 литров.

Топливные композиции приготавливаются путем смешения компонентов в конкретной емкости (топливозаправщике, резервуаре, бочке, канистре и т.д.).

Температура компонентов перед приготовлением должна быть не ниже 10°С. Для приготовления композиции в емкость закачивается необходимое количество дизельного летнего топлива (рассчитанное исходя из объема используемой емкости), затем в него добавляют рассчитанное количество эмульгатора (согласно изобретению) и перемешивают в течение 10 минут насосом, включенном "на кольцо" (если композиция приготавливается в бочке, то простым перекатыванием).

В полученную смесь при включенном насосе добавляют необходимое количество воды (в нашем случае из системы водоснабжения г. Москвы) и продолжают перемешивание в течение времени, необходимого для перекачки всего объема резервуара, в котором происходит перемешивание используемым насосом (если это бочка или канистра, то после добавления воды перекатывание емкости осуществляется в течение 20 минут).

Критерием окончания перемешивания служит внешний вид отбираемой пробы, которая должна быть прозрачной или с опалесценцией жидкостью.

Внешний вид получаемой эмульсии является главным критерием ее качества (стабильности), т.к. прозрачность полученной жидкости свидетельствует о том, что размер частиц дисперсной фазы менее 1 мкм. Эмульсии с таким размером частиц дисперсной фазы относятся к микроэмульсиям, которые являются термодинамически стабильными системами (Миттел К. Мицеллообразование, солюбилизация и микроэмульсии. - М. Изд. Мир, 1980. - 597 с., ил).

Опытная партия прошла испытания в сравнении с топливом - прототипом и топливом по ГОСТ 305-82, широко применяемым в практике, также в сравнении с показателями оценки стабильности эмульгированого топлива по патенту России №2167920, С 10 L 1/32.

Результаты представлены в таблице 3.

Таблица 3
Результаты сравнительных испытаний
ПоказателиОбразцы композиций топлива№1 (прототип) Патент США №4173455№4 Опытная партияДизельное летнее топливо ГОСТ 305-82123451Стабильность: склонность к расслоению в динамических условиях при перемешивании со скоростью 100 мин-1 при температуре 20°С, мес612-2Стабильность: склонность к расслоению в статических условий при хранении при температуре 0°С-6-20°С612-40°С-6-мес.3Склонность к расслоению в статических условиях при резком изменении температуры: Число циклов охлаждения (0°С в течение 12 часов) и нагревания (40°С в течение 12 часов)3Более 10-4Цетановое число4042455Кинематическая вязкость при 20°С, мм/с.7,411,24,56Предельная температура фильтруемости, °С.0Минус 5Минус 57Вероятность воспламенения,%7501008Вероятность вспышки,%100501009Коэффициент закоксовывания форсунок:- в сборе с иглой;Не приведены1,94,1- сопловых отверстий.в описании прототипа2,34,610Изменение),% отн (+рост, - снижение):Не приведены в описании прототипа- удельного расхода топлива-1,1+1,011Дымность отработавших газов (ОГ),%Не приведены в описании прототипа1033

Из табл.3 видно, что заявляемая композиция находится на уровне и даже значительно превосходит образцы, взятые для сравнения, по таким показателям, как стабильность (строки 1-3), вероятность воспламенения и вспышки (строки 7, 8), коэффициент закоксовывания (строка 9), дымность ОГ (строка 11), а также позволяет уменьшить удельный расход топлива (строка 10).

Предлагаемая топливная композиция не требует при ее применении модификации топливной системы дизельного двигателя, так как размер дисперсной фазы позволяет прокачиваться ее через все фильтры топливной системы, одновременно повышается пожаробезопасность объекта за счет повышения стабильности топливной композиции.

Кроме того, в отработавших газах (ОГ) снижается концентрация окислов азота и углерода соответственно на 30% и 15%, уменьшается дымность ОГ в 3 раза и оценочные показатели склонности предлагаемой топливной композиции к закоксовыванию форсунок в два раза ниже, чем у товарного летнего дизельного топлива по ГОСТ 305-82 (табл.3 строки 9, 10, 11).

Несмотря на то, что в заявленной композиции используемый эмульгатор получают в процессе синтеза, в целом топливная композиция проста в изготовлении (не требует мощных механических и др. перемешивающих устройств), эффективна (см. табл.2, 3) и готова к применению на автомобильном транспорте, эксплуатирующем дизельные двигатели.

Изобретение позволит повысит пожаробезопасность автомобильного транспорта эксплуатируемого в системе МЧС, особенно при тушении пожаров, улучшить экологические характеристики выхлопа дизельного двигателя, снизит образование отложений на деталях форсунок дизельного двигателя, тем самым повысит срок его службы и даже сократит удельный расход углеводородного топлива на 4-5% (за счет улучшения процесса горения стабильной микроэмульсии).

Похожие патенты RU2266947C1

название год авторы номер документа
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ 2010
  • Азев Валерий Степанович
  • Лунева Вера Всеволодовна
  • Круть Валентина Васильевна
  • Шарин Евгений Алексеевич
  • Середа Василий Александрович
  • Усов Олег Александрович
  • Губарева Вера Алексеевна
RU2423411C1
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ 2020
  • Лунева Вера Всеволодовна
  • Круть Валентина Васильевна
  • Шарин Евгений Алексеевич
  • Береснева Екатерина Викторовна
  • Губарева Вера Алексеевна
RU2731690C1
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ 1984
  • Азев В.С.
  • Лебедев С.Р.
  • Лунева В.В.
  • Чистяков Б.Е.
  • Круть В.В.
  • Беденко В.Г.
  • Меркотун З.Я.
  • Иванов В.А.
  • Никитин В.Т.
  • Гинзбург Б.М.
  • Мохнаткин Э.М.
  • Ребриков В.Д.
  • Муталибов А.А.
  • Мурашов О.Д.
  • Сартаев П.М.
  • Родионов В.А.
SU1243342A1
ЭМУЛЬГАТОР ОБРАТНЫХ ВОДНО-ТОПЛИВНЫХ ЭМУЛЬСИЙ 2017
  • Покровский Александр Владимирович
  • Пименов Юрий Александрович
  • Ефимова Наталья Леонидовна
  • Зубакин Сергей Иванович
  • Кумар Анил
RU2635544C1
СПОСОБ ПРИГОТОВЛЕНИЯ ТОПЛИВНОЙ ЭМУЛЬСИИ 2007
  • Иванов Андрей Сергеевич
RU2349632C1
ВОДНО-ТОПЛИВНАЯ ЭМУЛЬСИЯ 2007
  • Воробьев Юрий Валентинович
  • Тетерюков Вячеслав Борисович
RU2365618C2
ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ 1982
  • Азев В.С.
  • Чистяков Б.Е.
  • Лебедев С.Р.
  • Беденко В.Г.
  • Лунева В.В.
  • Бочкарев Ю.А.
SU1080465A1
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ГИДРАТИРОВАННОГО ТОПЛИВА 2017
  • Пименов Юрий Александрович
  • Покровский Александр Владимирович
  • Ефимова Наталья Леонидовна
  • Зубакин Сергей Иванович
  • Кумар Анил
RU2635664C1
ТОПЛИВНО-ВОДНАЯ ЭМУЛЬСИЯ 2006
  • Воробьев Юрий Валентинович
  • Тетерюков Вячеслав Борисович
RU2367683C2
ТОПЛИВНАЯ ЭМУЛЬСИЯ 2002
  • Лиханов В.А.
  • Плотников С.А.
  • Лунёва В.В.
  • Гущин С.Н.
RU2221839C1

Реферат патента 2005 года ТОПЛИВНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

Изобретение относится к жидким углеводородным топливам с присадками, в частности водно-топливным эмульсиям, и может найти применение на дизельных двигателях, работающих в условиях повышенной пожароопасности. Топливная композиция содержит летнее дизельное топливо, 1-20% воды 0,227-4,505% диэтаноамида олеиновой кислоты, 0,066-1,314% диэтаноламинового мыла олеиновой кислоты, 0,053-1,060% диэтаноламина, 0,084-1,664% моноэфира олеиновой кислоты и диэтаноламина, 0,104-2,056% моноэфира аминоспирта и олеиновой кислоты. Предлагаемая топливная композиции не требует при ее применении модификации топливной системы дизельного двигателя. Повышает пожаробезопасность объекта за счет высокой стабильности топливной композиции. Кроме того, в отработавших газах (ОГ) снижается концентрация окислов азота и углерода соответственно на 30% и 15%, уменьшается дымность ОГ в 3 раза, при этом оценочные показатели склонности дизельных топлив к закоксовыванию форсунок в два раза ниже, чем у товарного летнего дизельного топлива по ГОСТ 305-82. Изобретение позволит повысит пожаробезопасность автомобильного транспорта эксплуатируемого в системе МЧС, особенно при тушении пожаров, улучшить экологические характеристики выхлопа дизельного двигателя, снизит образование отложений на деталях форсунок дизельного двигателя, тем самым повысит срок его службы и даже сократит удельный расход углеводородного топлива на 4-5% (за счет улучшения процесса горения стабильной микроэмульсии). 3 табл.

Формула изобретения RU 2 266 947 C1

Топливная композиция, на основе дизельного летнего топлива с добавлением воды и эмульгатора, содержащего диэтаноамид олеиновой кислоты, диэтаноламиновое мыло олеиновой кислоты и диэтаноламин, отличающаяся тем, что дополнительно содержит моноэфир олеиновой кислоты и диэтаноламина, моноэфир аминоспирта и олеиновой кислоты при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Диэтаноламид олеиновой кислоты0,227-4,505Диэтаноламиновое мыло олеиновой кислоты0,066-1,314Диэтаноламин0,053-1,060Моноэфир олеиновой кислоты и диэтаноламина0,084-1,664Моноэфир аминоспирта и олеиновой кислоты0,104-2,056Вода1,0-20,0Дизельное топливо летнееОстальное до 100

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2005 года RU2266947C1

US 4173455 A, 06.11.1979.RU 2221839 C1, 20.01.2004.JP 56-112992 A, 05.09.1981.

RU 2 266 947 C1

Авторы

Азев В.С.

Круть В.В.

Лунева В.В.

Улитько А.В.

Даты

2005-12-27Публикация

2004-08-11Подача