СПОСОБ ВЫТЕСНЕНИЯ НЕФТИ Российский патент 2006 года по МПК E21B43/22 

Описание патента на изобретение RU2267603C1

Изобретение относится к геотехнологическим способам добычи полезных ископаемых, в частности к способам вытеснения нефти за счет снижения проницаемости породы и увеличения охвата нефтяного пласта заводнением.

Известен способ разработки нефтяных месторождений (патент РФ №2127802, МПК Е 21 В 43/22). Способ включает заводнение, закачку водного раствора полиакриламида с щелочной добавкой и солевого раствора через нагнетательную скважину и добычу нефти через добывающую скважину, при этом в качестве щелочной добавки берут водный раствор силиката натрия, а солевой раствор содержит водный раствор смеси хлористого кальция и технического лигносульфата. Недостатком данного способа является низкий показатель прироста нефтеотдачи, недостаточная глубина обработки пласта, высокая стоимость реагентов и низкий фактор остаточного сопротивления.

Известен способ вытеснения нефти (патент РФ №2134774, МПК Е 21 В 43/22). В способе вытеснения нефти заводнением заканчивают водный раствор биологического поверхностно-активного вещества био ПАВ-КШАС-М с добавкой каучукоподобного полимера-латекса при массовом соотношении от 1:1 до 1:5. Недостатком данного способа является недостаточная глубина обработки пласта и высокая стоимость используемых реагентов.

Известен способ разработки нефтяной залежи, принятый за прототип (патент РФ №2085710, МПК Е 21 В 43/20, опубл. 1997.07.27). Сущность изобретения: способ состоит в том, что перед проведением гидроизоляции пластов в добывающих скважинах производят гидроизоляцию высокопроницаемых интервалов одноименных пластов в нагнетательных скважинах путем закачки суспензии резиновой крошки на основе полимерного раствора при давлении раскрытия в пласте трещин порциями с последовательным увеличением в каждой порции, в первой порции по отношению к вязкости пластовой нефти и каждой последующей порции к предыдущей должна находиться в соотношении 1:3. Закачку порций прекращают после резкого снижения приемистости пласта. Затем скважину промывают. После проведения всего комплекса работ в добывающих скважинах, нагнетательные скважины пускают в эксплуатацию при давлениях меньших, чем давление закачки. Недостатком данного способа является недостаточная глубина обработки пласта и высокая стоимость используемых реагентов.

Техническим результатом изобретения является повышение глубины обработки пласта и снижение стоимости используемых реагентов с попутной утилизацией полимерных отходов автомобильных шин.

Технический результат достигается тем, что в способе вытеснения нефти, включающем определение перед закачкой размера - диаметра пор Dпор нефтяного пласта, закачку через нагнетательную скважину воды с добавлением резиновой крошки и отбор продукции через добывающую скважину, согласно изобретению после полного обводнения нефтяного пласта осуществляют закачку в него воды с добавлением крошки из автомобильных шин с диаметром Dкрошки более или равным 1,3 Dпор, массовое соотношение вода:крошка принимают от 1:0,3 до 1:0,1, при этом большее количество крошки подают на начальном этапе, а меньшее - на завершающем этапе отработки запасов нефтяного пласта.

Применение предлагаемого способа по сравнению с прототипом позволит повысить глубину обработки пласта и снизить стоимость используемых реагентов с попутной утилизацией полимерных отходов автомобильных шин.

Автомобильные шины на 30% состоят из резины - эластичного материала, образующегося в результате вулканизации каучука. Каучук синтетический - эластичный синтетический полимер. Крошку получают путем дробления автомобильных шин с удалением частей металлокорда и нитей. Эффективность предлагаемого способа вытеснения нефти из обводненного пласта достигается тем, что вода с добавленной крошкой из отработанных автомобильных шин, попадая в нефтяной пласт, проникает в его наиболее проницаемые зоны. Перед закачкой воды определяют диаметр пор Dпор нефтяного пласта. Так как диаметр Dкрошки из автомобильных шин принимают ≥1,3 Dпор диаметра пор нефтяного пласта, то крошка создает "пробки" в порах. За счет воздействия остаточных нефтепродуктов (продукции нефтяного пласта) на крошку из шин она растворяется и превращается в гелеобразную массу, проникающую вглубь нефтяного пласта. Таким образом, в нефтяном пласте на месте высокопроницаемых, а следовательно, высокообводненных зон, по которым вода, закачиваемая по нагнетательной скважине, идет по кратчайшему пути к добывающей скважине, создаются низкопроницаемые участки, способствующие увеличению охвата пласта заводнением.

Способ вытеснения нефти осуществляют следующим образом: нефтяной пласт вскрывают нагнетательными и добывающими скважинами. Перед закачкой вытесняющего агента, например воды, определяют диаметр пор Dпор нефтяного пласта (например, с помощью исследований керна). Затем с помощью подачи вытесняющего агента по нагнетательным скважинам вытесняют нефть и отбирают продукцию через добывающие скважины. После полного обводнения в нефтяной пласт закачивают через нагнетательные скважины вытесняющий агент в виде суспензии резиновой крошки из автомобильных шин в воде. После полного обводнения нефтяного пласта осуществляют закачку в него воды с добавлением крошки из автомобильных шин с диаметром Dкрошки более или равным 1,3 Dпор. Массовое соотношение вода:крошка принимают от 1:0,3 до 1:0,1. Подаваемая периодически крошка из автомобильных шин в воде создает "пробки" за счет проникновения в поры нефтяного пласта и взаимодействия с остаточными нефтепродуктами. Большее количество крошки из отработанных автомобильных шин подают на начальном этапе, меньшее - на завершающем этапе отработки запасов нефтяного пласта для обеспечения наиболее высокой нефтеотдачи благодаря созданию гидрофобной поверхности с разными характеристиками гидравлического сопротивления.

Массовое соотношение вода:крошка от 1:0,3 до 1:0,1 обеспечивает наиболее рациональное использование крошки из автомобильных шин и повышение нефтеотдачи до 7% (см. таблицу). При соотношении крошка:вода менее 1:0,1 наблюдается незначительное увеличение нефтеотдачи при высоких затратах на крошку из автомобильных шин. При соотношении вода:крошка более 1:0,3 наблюдается интенсивное выпадение крошки в осадок, что вызывает необходимость повышения расхода воды, подаваемой в нагнетательную скважину. Это приводит в свою очередь к значительным гидравлическим потерям на преодоление сопротивления труб и повышает возможность закупорки нагнетательных скважин.

ТаблицаВода, частей10101010101010Крошка, частей3,532,521,510,5Этапы отработки нефтяного пласта1234567Размер Dкрошки при Dпор=1 мм1,31,41,51,61,71,81,9Прирост нефтеотдачи, %776,56542

Применение данного способа вытеснения нефти обеспечивает следующие преимущества:

- повышение глубины обработки пласта;

- снижение стоимости используемых реагентов;

- утилизация полимерных отходов отработанных автомобильных шин.

Похожие патенты RU2267603C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ДОБЫЧИ НЕФТИ В ПОРОВО-ТРЕЩИНОВАТЫХ КОЛЛЕКТОРАХ, СНИЖАЮЩИЙ ОБВОДНЕННОСТЬ ПРОДУКЦИИ СКВАЖИН 2011
  • Файзуллин Илфат Нагимович
  • Жиркеев Александр Сергеевич
  • Кадыров Рамзис Рахимович
  • Хасанова Дильбархон Келамединовна
  • Сахапова Альфия Камилевна
  • Бакалов Игорь Владимирович
RU2465446C1
СПОСОБ РАЗРАБОТКИ МНОГОПЛАСТОВЫХ НЕФТЯНЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ 1996
  • Муслимов Р.Х.
  • Рудаков А.М.
  • Сулейманов Э.И.
  • Хисамов Р.С.
  • Кандаурова Г.Ф.
  • Иванов А.И.
  • Ханнанов Р.Г.
  • Юнусов Ш.М.
  • Файзуллин И.Н.
RU2113590C1
СПОСОБ РАЗРАБОТКИ НЕФТЯНОЙ ЗАЛЕЖИ 1993
  • Рудаков А.М.
  • Муслимов Р.Х.
  • Хисамов Р.С.
  • Кандаурова Г.Ф.
RU2085710C1
СПОСОБ РАЗРАБОТКИ МНОГОПЛАСТОВЫХ НЕФТЯНЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ 1995
  • Муслимов Р.Х.
  • Рудаков А.М.
  • Сулейманов Э.И.
RU2105869C1
СПОСОБ РАЗРАБОТКИ НЕФТЯНОЙ ЗАЛЕЖИ 1995
  • Айдуганов В.М.
  • Рудаков А.М.
  • Старшов М.И.
RU2085714C1
СПОСОБ ЗАВОДНЕНИЯ НЕФТЯНОГО ПЛАСТА 1992
  • Каушанский Д.А.
  • Демьяновский В.Б.
  • Герштанский О.С.
  • Палий А.О.
  • Молчан И.А.
RU2072422C1
СПОСОБ РАЗРАБОТКИ НЕФТЯНЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ 1997
  • Вердеревский Ю.Л.
  • Залалиев М.И.
  • Головко С.Н.
  • Арефьев Ю.Н.
RU2127802C1
СПОСОБ РАЗРАБОТКИ НЕФТЯНОЙ ЗАЛЕЖИ 2009
  • Лукьянов Юрий Викторович
  • Шувалов Анатолий Васильевич
  • Ахматдинов Филарид Нашъатович
  • Салихов Марат Ранифович
  • Сулейманов Айрат Анатольевич
RU2498056C2
СПОСОБ РАЗРАБОТКИ НЕОДНОРОДНОЙ НЕФТЯНОЙ ЗАЛЕЖИ 2011
  • Бакиров Ильшат Мухаметович
  • Идиятуллина Зарина Салаватовна
  • Бакиров Айрат Ильшатович
  • Рамазанов Рашит Газнавиевич
  • Насыбуллин Арслан Валерьевич
  • Владимиров Игорь Вячеславович
RU2471971C1
СПОСОБ РАЗРАБОТКИ НЕФТЯНОЙ ЗАЛЕЖИ 2004
  • Вафин Риф Вакилович
  • Зарипов Мустафа Салихович
  • Гимаев Ирек Мударисович
  • Сагитов Дамир Камбирович
  • Буторин Олег Иванович
  • Владимиров Игорь Вячеславович
  • Алексеев Денис Леонидович
  • Пияков Геннадий Николаевич
RU2299979C2

Реферат патента 2006 года СПОСОБ ВЫТЕСНЕНИЯ НЕФТИ

Изобретение относится к геотехнологическим способам добычи полезных ископаемых, в частности к способам вытеснения нефти за счет снижения проницаемости породы и увеличения охвата пласта заводнением. Техническим результатом является повышение глубины обработки пласта и снижение стоимости используемых реагентов с попутной утилизацией полимерных отходов автомобильных шин. В способе вытеснения нефти, включающем определение перед закачкой размера - диаметра пор Dпор нефтяного пласта, закачку через нагнетательную скважину воды с добавлением резиновой крошки и отбор продукции через добывающую скважину, после полного обводнения нефтяного пласта осуществляют закачку в него воды с добавлением крошки из автомобильных шин с диаметром Dкрошки более или равным 1,3 Dпор, массовое соотношение вода:крошка принимают от 1:0,3 до 1:0,1, при этом большее количество крошки подают на начальном этапе, а меньшее - на завершающем этапе отработки запасов нефтяного пласта. 1 табл.

Формула изобретения RU 2 267 603 C1

Способ вытеснения нефти, включающий определение перед закачкой размера диаметра пор Dпор нефтяного пласта, закачку через нагнетательную скважину воды с добавлением резиновой крошки и отбор продукции через добывающую скважину, отличающийся тем, что после полного обводнения нефтяного пласта осуществляют закачку в него воды с добавлением крошки из автомобильных шин с диаметром Dкрошки более или равным 1,3 Dпор, массовое соотношение вода:крошка принимают от 1:0,3 до 1:0,1, при этом большее количество крошки подают на начальном этапе, а меньшее - на завершающем этапе отработки запасов нефтяного пласта.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2006 года RU2267603C1

СПОСОБ РАЗРАБОТКИ НЕФТЯНОЙ ЗАЛЕЖИ 1993
  • Рудаков А.М.
  • Муслимов Р.Х.
  • Хисамов Р.С.
  • Кандаурова Г.Ф.
RU2085710C1

RU 2 267 603 C1

Авторы

Толстунов Сергей Андреевич

Мозер Сергей Петрович

Даты

2006-01-10Публикация

2004-03-25Подача