ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОРПУС КОМПРЕССОРА ДВУХКОНТУРНОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ Российский патент 2006 года по МПК F02K3/02 F04D29/52 

Описание патента на изобретение RU2269021C1

Изобретение относится к компрессорам ДТРД с высоконагруженными широкохордными рабочими лопатками.

Известен промежуточный корпус компрессора ДТРД, содержащий силовые стойки, размещенные между наружным и внутренним контурами, выходные кромки которых соединены кольцевым разделителем контуров двигателя [1].

Известное устройство выполняет силовые функции и формирует поток в газовоздушном тракте компрессора.

Однако в процессе работы компрессора при взаимодействии потока от рабочих лопаток с элементами статора в его газовоздушном тракте возникают колебания давления, значительно увеличивающие динамические нагрузки на конструкцию. В известном устройстве не предусмотрены средства для уменьшения амплитуды колебаний давления.

Задачей изобретения является демпфирование колебаний давления, возникающих в газовоздушном тракте компрессора во всем диапазоне его эксплуатации.

Указанная задача достигается тем, что в известном промежуточном корпусе компрессора ДТРД, содержащем силовые стойки, размещенные между наружным и внутренним контурами, выходные кромки которых соединены кольцевым разделителем контуров двигателя, согласно изобретению разделитель контуров выполнен в виде кольцевого обтекателя, образованного двумя коническими обечайками, в полости которого установлена кольцевая перегородка, образованная коническими поверхностями, эквидистантными наружной и внутренней поверхностям обтекателя, и образующая с последними замкнутую полость, разделенную кольцевыми и радиальными перегородками на отдельные полости, каждая из которых сообщена с полостью компрессора по меньшей мере одним отверстием.

Такое выполнение устройства приводит к организации в кольцевом разделителе контуров акустических демпферов, сообщенных отверстиями с полостью проточной части компрессора, что позволяет уменьшить амплитуду колебаний давления, генерируемых при вращении ротора, и таким образом уменьшить динамические нагрузки на конструкцию.

На фиг.1 показан радиальный разрез промежуточного корпуса компрессора ДТРД;

на фиг.2, 3 - поперечные разрезы обтекателя;

на фиг.4 - амплитуды и частоты колебаний давления в зависимости от оборотов ротора за 2-ступенчатым высоконапорным компрессором низкого давления, измеренные при испытаниях двигателя до использования изобретения;

на фиг.5 - зависимость коэффициента поглощения энергии колебаний к от частоты колебаний f, генерируемых лопатками.

Промежуточный корпус компрессора ДТРД содержит силовые стойки, размещенные между наружным и внутренним контурами, выходные кромки 2 которых соединены кольцевым разделителем контуров двигателя, выполненный в виде кольцевого обтекателя 3, образованного наружной и внутренней коническими обечайками 4 и 5. В полости обтекателя установлена кольцевая перегородка 6, образованная коническими поверхностями, эквидистантными наружной и внутренней поверхностям обтекателя 3 и образующая с последним замкнутую полость 7, разделенную кольцевыми перегородками 8 и радиальными перегородками 9 на отдельные полости 10, каждая из которых сообщена с полостью компрессора отверстием 11.

Соседние полости 10, расположенные в окружном направлении, могут быть сообщены отверстиями 11 поочередно с наружным и внутренним контурами (фиг.2), а также с обоими контурами (фиг.3).

Размеры полостей и отверстий выбираются в зависимости от частот колебаний, возникающих в конкретном двигателе. Так, например, при вращении ротора компрессора ДТРД с 32-мя рабочими лопатками второй ступени компрессора низкого давления на оборотах более 82% происходит возрастание амплитуды регулярных колебаний давления Р' первой и второй гармоник (фиг.4). В соответствии с этим производится настройка акустического демпфера.

Устройство работает следующим образом. При колебаниях давления воздух пульсирует в отверстиях 11, которые вместе с полостями 10 представляют собой резонаторы Гельмгольца, настроенные на определенные частоты. В них происходит диссипация энергии колебаний давления, возникающих за рабочими лопатками компрессора. Зависимость коэффициента эффективности демпфирования колебаний давления к от частоты колебаний f показана на фиг.5. Предложенное устройство настроено на подавление колебаний двух диапазонов частот, проявившихся при испытаниях двигателя.

Эти диапазоны показаны цифрами 1 и 2 на фиг.3.

Соединение соседних полостей 10, расположенных в окружном направлении поочередно с наружным и внутренним или с обоими контурами, расширяет диапазон поглощения энергии колебаний по частотам.

Изобретение позволяет уменьшить амплитуду колебаний давления за широкохордными рабочими лопатками компрессора в несколько раз, благодаря чему уменьшаются динамические нагрузки на конструкцию, повышается ресурс и надежность работы компрессора.

Источник информации

1. Патент РФ №2212568 класса F 04 D 29/32, опубл. в 2003 г.

Похожие патенты RU2269021C1

название год авторы номер документа
СИЛОВАЯ СТОЙКА КОРПУСА КОМПРЕССОРА ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2004
  • Андреев Анатолий Васильевич
  • Дрозденко Виктор Николаевич
  • Критский Василий Юрьевич
  • Кузнецов Андрей Геннадьевич
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Сорокин Андрей Артурович
RU2269677C1
Способ стабилизации зоны горения в форсажной камере сгорания турбореактивного двигателя и форсажная камера сгорания турбореактивного двигателя 2017
  • Костерин Андрей Валентинович
  • Мингалеев Газиз Фуатович
  • Салимов Радий Ильдусович
RU2680781C1
Способ защиты газогенератора турбореактивного двухконтурного двигателя от попадания частиц пыли 2020
  • Царьков Александр Павлович
  • Ежова Ирина Вячеславовна
  • Карев Олег Дмитриевич
RU2752681C1
Устройство для очистки воздуха от посторонних предметов в компрессоре двухконтурного турбореактивного двигателя 2019
  • Ситницкий Юрий Яковлевич
  • Ситницкий Алексей Юрьевич
RU2725034C1
РАБОЧЕЕ КОЛЕСО ОСЕВОГО ВЕНТИЛЯТОРА ИЛИ КОМПРЕССОРА И ВЕНТИЛЯТОРНЫЙ КОНТУР ДВУХКОНТУРНОГО ТУРБОВЕНТИЛЯТОРНОГО ДВИГАТЕЛЯ, ИСПОЛЬЗУЮЩИЙ ТАКОЕ РАБОЧЕЕ КОЛЕСО 2010
  • Шведов Владимир Тарасович
RU2460905C2
ТУРБОРЕАКТИВНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ С УПРАВЛЯЕМОЙ СТЕПЕНЬЮ ДВУХКОНТУРНОСТИ 2002
  • Белоусов В.А.
  • Демкин Н.Б.
  • Кузнецов А.С.
  • Лев А.П.
  • Наумов А.Н.
  • Окроян М.О.
RU2204045C1
ВЕНТИЛЯТОР 1995
  • Горелов Г.М.
  • Резник В.Е.
  • Михайлов С.В.
RU2133382C1
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОМ ВОЗДУХА ДЛЯ ОХЛАЖДЕНИЯ ТУРБИНЫ ДВУХКОНТУРНОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2015
  • Бекренёв Игорь Анатольевич
RU2614460C1
ВСЕРАКУРСНОЕ РЕАКТИВНОЕ СОПЛО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2006
  • Волков Альберт Иванович
  • Пырков Сергей Николаевич
  • Сладков Михаил Куприянович
RU2312245C1
Двухконтурный турбореактивный двигатель 2017
  • Мифтахов Изфат Изфатович
  • Середа Борис Анатольевич
RU2711895C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 269 021 C1

Реферат патента 2006 года ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ КОРПУС КОМПРЕССОРА ДВУХКОНТУРНОГО ТУРБОРЕАКТИВНОГО ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к компрессорам двухконтурных турбореактивных двигателей с широкохордными рабочими лопатками. Промежуточный корпус компрессора двухконтурного турбореактивного двигателя содержит силовые стойки, размещенные между наружным и внутренним контурами, выходные кромки которых соединены кольцевым разделителем контуров двигателя. Разделитель контуров выполнен в виде кольцевого обтекателя, образованного двумя коническими обечайками, в полости которого установлена кольцевая перегородка. Кольцевая перегородка образована коническими поверхностями, эквидистантными наружной и внутренней поверхностям обтекателя, и образует с последним замкнутую полость. Замкнутая полость разделена кольцевыми и радиальными перегородками на отдельные полости, каждая из которых сообщена с полостью компрессора, по меньшей мере, одним отверстием. Изобретение позволяет уменьшить амплитуду колебаний давления в газовоздушном тракте компрессора двухконтурного турбореактивного двигателя. 5 ил.

Формула изобретения RU 2 269 021 C1

Промежуточный корпус компрессора двухконтурного турбореактивного двигателя, содержащий силовые стойки, размещенные между наружным и внутренним контурами, выходные кромки которых соединены кольцевым разделителем контуров двигателя, отличающийся тем, что разделитель контуров выполнен в виде кольцевого обтекателя, образованного двумя коническими обечайками, в полости которого установлена кольцевая перегородка, образованная коническими поверхностями, эквидистантными наружной и внутренней поверхностям обтекателя, и образующая с последним замкнутую полость, разделенную кольцевыми и радиальными перегородками на отдельные полости, каждая из которых сообщена с полостью компрессора, по меньшей мере, одним отверстием.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2006 года RU2269021C1

ОСЕВОЙ МНОГОСТУПЕНЧАТЫЙ КОМПРЕССОР АВИАЦИОННОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2002
  • Белоусов В.А.
  • Фомин Е.А.
RU2212568C1

RU 2 269 021 C1

Авторы

Андреев Анатолий Васильевич

Дрозденко Виктор Николаевич

Критский Василий Юрьевич

Кузнецов Андрей Геннадьевич

Марчуков Евгений Ювенальевич

Сорокин Андрей Артурович

Даты

2006-01-27Публикация

2004-06-29Подача