Изобретение относится к ветроэнергетике и касается ветроэлектрических станций, в которых передача мощности на электрогенератор осуществляется от обода ветроколеса.
Известны ветродвигатели, содержащие башню и ветроколесо с горизонтальной осью вращения, в которых увеличение числа оборотов при передаче от ветроколеса на генератор осуществляется через редуктор, встроенный в головку ветроколеса (а.с. №79927, кл. F 03 D 1/00).
Недостаток таких ветродвигателей в том, что наличие в них редуктора, особенно для больших мощностей, существенно их усложняет, утяжеляет и снижает КПД.
Известен ветродвигатель, принятый за прототип, где сложный и многоступенчатый редуктор заменен устройством, содержащим установленное на башне и закрепленное на горизонтальной оси с ободом ветроколесо, каретку с колесами, взаимодействующими с внутренней поверхностью обода, и закрепленный на площадке каретки генератор, на валу которого установлен каток, контактирующий с наружной поверхностью обода ветроколеса. Вокруг башни предусмотрен кольцевой бассейн, а каретка снабжена штангой с поплавком, погруженным в бассейн (а.с. №1307080, кл. F 03 D 1/06, 1987).
Недостаток такой конструкции в том, что ролик электрогенератора прижимается к ободу ветроколеса с постоянным, рассчитанным на максимальную нагрузку, хотя ветроэлектрическая станция работает как при больших, так и при малых нагрузках. В результате этого повышается износ ролика и потери энергии.
Цель изобретения - повышение КПД и надежности работы ветроэлектрической станции.
Сущность изобретения заключается в том, что каретка связана с неподвижным основанием шарнирно, а пружина обеспечивает лишь касание ролика и обода ветроколеса.
На чертеже схематично изображена ветроэлектрическая станция (стрелкой показано направление вращения ветроколеса).
Примером конкретного выполнения является ветроэлектрическая станция, содержащая установленное на башне 1 и закрепленное на горизонтальной оси ветроколесо 2 с ободом 3, каретку 4 с расположенным на ней электрогенератором 5, приводной вал которого снабжен роликом 6, контактирующим с внешней поверхностью обода 3. Каретка 4 связана пружиной 7 с башней 1 и установлена с возможностью перемещения относительно обода ветроколеса.
Ветроэлектрическая станция работает следующим образом.
Пружина 7 уравновешивает вес каретки 4 с электрогенератором 5 и обеспечивает лишь касание ролика с ободом ветроколеса 2. Поэтому сила F, с которой ролик действует на ветроколесо, направлена по линии O'А и может быть разложена на касательную силу Fc и силу нормального давления Р. Сила Fc определяется моментом сопротивления на валу генератора:
Fc=Мс/r,
где Mс - момент инерции от силы Fс;
r - радиус ролика.
Эта сила передается на обод за счет трения между контактирующими поверхностями ролика и ветроколеса. Для того чтобы сцепление было надежным, сила трения скольжения Fтр=Р·ктр должна быть больше силы Fс в определенное количество раз, определяемое коэффициентом запаса:
Кз=Fтр/Fc=Р·ктр/Fc=Р·ктр/P·tgα=ктр/tgα,
где Кз - коэффициент запаса;
ктр - коэффициент трения.
Откуда видно, что коэффициент запаса, в данном случае, не зависит от момента сопротивления на валу генератора. Поэтому обеспечивается достаточная связь колеса с роликом при больших нагрузках и не создается избыточного давления при малых.
Вместо пружины вес генератора может быть компенсирован противовесом, расположенным на продолжении каретки.
При внедрении изобретения резко повышается, по сравнению с известными ветроэлектрическими станциями, КПД за счет снижения потерь при передаче энергии к валу электрогенератора. Повышается надежность в работе за счет изменения усилия прижатия ролика к ободу ветроколеса, пропорционального изменению момента сопротивления на валу генератора.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ВЕТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ АГРЕГАТ | 2009 |
|
RU2415296C2 |
ВЕТРОЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ | 2010 |
|
RU2458247C2 |
АВТОВЕТРОЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ СО СТУПЕНЧАТОЙ ЗАГРУЗКОЙ | 1991 |
|
RU2024783C1 |
Ветроэлектрическая станция | 1985 |
|
SU1307080A1 |
САМОХОДНАЯ ВЕТРОЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ - ЛЕТУЧИЙ БАРХАН | 2005 |
|
RU2353800C2 |
АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ ВЕТРОЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ | 2009 |
|
RU2445509C2 |
ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЕТРОЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ СТАНЦИЯ | 1999 |
|
RU2153600C1 |
ВЕТРОЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ | 2001 |
|
RU2205293C2 |
ВЕТРОКОЛЕСО | 1991 |
|
RU2018029C1 |
ВЕТРОАГРЕГАТ | 2001 |
|
RU2210001C1 |
Изобретение относится к области ветроэнергетики. Технический результат заключается в повышении КПД и увеличении надежности работы за счет снижения потерь при передаче энергии к валу электрогенератора и за счет изменения усилия прижатия ролика к ободу ветроколеса пропорционально изменению момента сопротивления на валу генератора. Ветроэлектрическая станция содержит установленное на башне и закрепленное на горизонтальной оси ветроколесо с ободом, каретку с электрогенератором, приводной вал которого снабжен роликом, контактирующим с внешней поверхностью обода ветроколеса, при этом, каретка связана с неподвижным основанием шарнирно с возможностью перемещения относительно обода ветроколеса. 1 ил.
Ветроэлектрическая станция, содержащая установленное на башне и закрепленное на горизонтальной оси ветроколесо с ободом, каретку с расположенным на ней электрогенератором, приводной вал которого снабжен роликом, контактирующим с внешней поверхностью обода ветроколеса, отличающаяся тем, что каретка связана с неподвижным основанием шарнирно, с возможностью перемещения относительно обода ветроколеса.
Ветроэлектрическая станция | 1985 |
|
SU1307080A1 |
Ветроэлектрический агрегат | 1984 |
|
SU1231251A1 |
Быстроходный ветродвигатель с самоустанавливающимся ветровым колесом, помещенным за башней | 1948 |
|
SU79927A1 |
Ветросиловая установка, смонтированная на водонапорной башне | 1947 |
|
SU76288A1 |
RU 2002103 C1, 30.10.1993 | |||
DE 19738278 A1, 04.03.1999 | |||
DE 3248282 A1, 28.06.1984. |
Авторы
Даты
2006-01-27—Публикация
2004-05-12—Подача