Изобретение относится к рыболовству, а именно к балансирам, и может быть использовано для ловли рыбы в зимнее время - зимней удочкой, а в летнее время - отвесным блеснением с лодки и в дорожку.
Известен балансир (Журнал "Спортивное рыболовство, Игорь Бынзарь, "Зимняя щука - приманки", №1, 2004, с.36-38, прототип), содержащий:
- цилиндрический корпус с головкой в виде шара;
- трейлер с петлей для крючка;
- крыло в виде равностороннего треугольника, вершины которого при основании отсекаются отрезками параллельных прямых, укрепленное на корпусе и трейлере;
- петлю для лески, укрепленную на головке балансира;
- крючок-тройник, укрепленный на трейлере.
Недостатки известного балансира:
- крыло крепится к головке и цилиндрической части корпуса крепежными элементами, что обусловливает непрочность конструкции балансира: крылья ломаются даже при поклевке рыбы;
- крылья имеют размер и форму, не обеспечивающие большой дальности полета балансира при его включении в работу;
- большая площадь поверхности крыла создает высокое сопротивление движению балансира в воде: встречный поток быстро снижает скорость балансира и амплитуду его движения.
Технический результат заявляемого изобретения заключается в том, что достигается большая дальность полета балансира при его высокой прочности, улучшаются его свойства как приманки для рыбы.
Технический результат достигается тем, что балансир имеет корпус в виде призмы, два крыла, причем корпус и крылья монолитны, и каждое крыло имеет форму равнобедренной трапеции с скругленными углами при ее основаниях, а корпус дополнительно снабжен металлической штангой с петлей-застежкой для крепления крючка-тройника; трейлер укреплен на корпусе с возможностью перемещения по горизонтали максимально на угол 180° и возможностью перемещения по вертикали максимально на угол 30°.
Исследованием уровня техники установлено, что балансиров, имеющих монолитные корпус и крылья в виде равнобедренной трапеции, трейлер, укрепленный на корпусе с возможностью перемещения по горизонтали максимально на угол 180° и по вертикали максимально на угол 30°, корпус, дополнительно снабженный металлической штангой с петлей-застежкой для крепления крючка-тройника, не обнаруживается.
Следовательно, заявляемое устройство соответствует критерию "новизна".
Известен балансир (Журнал "Спортивное рыболовство, Игорь Бынзарь, "Зимняя щука - приманки", №1, 2004, с.36-38, прототип). Однако сравнение свойств совокупности признаков известного балансира и заявляемого показывает, что
- известное устройство содержит сборную основу: корпус и крыло, а в заявляемом корпус и крылья монолитны;
- известное устройство имеет одно крыло в виде равностороннего треугольника, а заявляемое оснащено двумя крыльями, выполненными в виде равнобедренной трапеции;
- известное устройство содержит трейлер в виде металлического прутка, жестко соединенного с цилиндрическим корпусом, а в заявляемом трейлер укреплен на корпусе с возможностью перемещения по горизонтали и вертикали;
- известное устройство дополнительно содержит металлическую штангу с петлей-застежкой для крепления крючка-тройника и фосфоресцирующими кольцами, укрепленную на корпусе.
Следовательно, заявляемое устройство соответствует критерию "существенные отличия".
Изобретение поясняется иллюстрациями (Фиг.1÷4).
На Фиг.1 (вид сбоку) и Фиг.2 (вид сверху) показаны два вида выполнения балансира "а" и "б".
1 - корпус
2 - крылья
3 - петля для крепления лески
4 - трейлер
5 - скоба корпуса
6 - скоба трейлера
7 - заводное кольцо
8 - крючок-тройник
9 - металлическая штанга с петлей-застежкой для крепления крючка-тройника
10 - фосфоресцирующие кольца
11 - одиночный крючок
12 - твистер
13 - крючок для крепления твистера
Балансир имеет монолитные корпус 1 и крылья 2, корпус 1 оснащен петлей для крепления лески 3.
При выполнении балансира вида "а", у балансира через тело трейлера 4 проходит проволочная скоба трейлера 6, выполненная в виде вытянутого эллипса имеющего пропил. С одной стороны скоба трейлера 6 крепится к корпусу 1 посредством скобы корпуса 5, а с другой стороны через заводное кольцо 7 крепится крючок-тройник 8. При выполнении балансира вида "б" трейлер выполнен в виде одиночного крючка 11, вынесенного из тела корпуса горизонтально на расстояние 1,0÷1,5 длины корпуса с насаженным на него твистером 12, например, из силикона; при этом из корпуса вдоль цевья одиночного крючка выносится горизонтально на расстояние 0,5÷1,0 длины корпуса дополнительный крючок для крепления твистера 13, являющийся дополнительным крепежным элементом твистера 12, многократно увеличивающим долговечность твистера 12 при поклевках.
Симметрично петле для крепления лески 3 к нижней части корпуса 1 крепится металлическая штанга с петлей-застежкой для крепления крючка-тройника 9 и фосфоресцирующими кольцами 10.
Сущность изобретения заключается в следующем.
В последнее время у любителей зимней ловли рыбы популярны балансиры фирмы "Rapala", так называемые джиг-балансиры, представляющие собой, как правило, массивный металлический шар (головку), укрепленный на металлическом корпусе, оснащенным одинарным крючком.
Для зимней ловли рыбы наиболее важные характеристики приманки - амплитуда колебания и скорость движения при вертикальном перемещении удильника (при взмахе удильником) вдоль оси лунки во льду. Даже модные и, действительно, лучшие в сравнении со своими предшественниками-аналогами балансиры фирмы "Rapala" не обеспечивали удовлетворительной амплитуды колебательного движения балансира и, следовательно, большой площади облова. (Площадь облова - термин, принятый в практике ловли рыбы и означающий площадь водного пространства, в котором перемещается приманка). Движение в воде джиг-балансира - массивного, из тяжелого материала, быстро затухает, из-за сильного сопротивления движению, скорость джиг-балансира недостаточна для эффективной ловли. Движение джиг-балансира осуществляется в основном в вертикальной плоскости и стравливанием лески можно регулировать только глубину погружения джиг-балансира.
Практика ловли рыбы на джиг-балансир показывает, что рыба клюет редко, причем чаще окунь, чем щука. Это может быть связано с особенностями реакции щуки на жертву: щука, в первую очередь, воспринимает колебания воды, создаваемые рыбой-жертвой, множественными боковыми нервными окончаниями. Зрительной восприятие жертвы значительно уступает осязательному: щука с заклеенными пластырем глазами легко находит рыбу-жертву (кадры научно-популярного фильма).
Поэтому основная задача изобретения - усилить живость приманки и, следовательно, сохранив ее массивность, скорость, увеличить амплитуду колебательного движения балансира.
С этой целью джиг-балансир оснащают трейлером (прицепом) с крылом, которое одним концом крепится к корпусу. Амплитуда движений возрастает, время движения приманки по кривой на заданной глубине резко увеличивается. Крупная рыба, длительное время испытывающая локальное изменение давления воды, в основном щука, нападает на "жертву", но часто мощным броском срывает крыло, имеющее большую поверхность и, следовательно, склонное к разрыву при большом локальном давлении. Кроме того, крепление крыла к трейлеру и корпусу не надежно, поэтому часто крыло срывает встречным потоком даже в отсутствие поклевок.
Если рассматривать движение джиг-балансира в прозрачной трубе, например, из плестигласа навстречу потоку жидкости, то турбулентные вихри будут иметь вид, соответствующий Фиг.3,а. Фиг.3,б иллюстрирует движение заявляемого балансира в аналогичных условиях.
Как это видно на Фиг.3,а, форма головки джиг-балансира создает мощные турбулентные импульсные вихри. Заявляемый балансир, массивный, но имеющий обтекаемую форму, создает вихри меньшей турбулентности (Фиг.3,б), но, как это установлено на опыте, при одном и том же первичном усилии заявляемый балансир проходит в 1,5÷2 раза большее расстояние в режиме свободного движения. Это обусловлено значительно большей плавучестью заявляемого балансира вследствие обтекаемости его формы и дополнительно вследствие возникновения подъемной силы, действующей на крылья.
Движение заявляемого балансира, оснащенного трейлером с твистером, показанное на Фиг.4, напоминает движение живой рыбы. При ритмичном и плавном подъеме и опускании удильника центр тяжести корпуса с крыльями совершает движение по траектории, показанной на Фиг.4, причем в этих условиях плавное стравливание лески позволяет без заметного изменения водного горизонта заметно увеличить радиус траектории показанной на Фиг.4, а следовательно, и значительно увеличить площадь облова, а массивный трейлер, прикрепленный к корпусу и протягиваемый корпусом через слой воды, изменяет свою ориентацию, в первую очередь, под действием встречного потока жидкости, создавая дополнительную закрутку потока воды, окружающей балансир, и дополнительный крутящий момент усилия, приложенного к балансиру.
В итоге трейлер поддерживает скорость движения балансира на определенном уровне, и его движение не затухает длительное время.
Применение металлической штанги с петлей-застежкой удаляет крючок-тройник от тела корпуса балансира, что создает эффект тандема и этим значительно повышает привлекательность приманки для хищника.
Заявляемый балансир может быть изготовлен на специализированном предприятии, располагающем литьевыми машинами и при наличии соответствующей пресс-формы.
Виброхвост может быть изготовлен из гибкого пластика методом экструзии. Оснастка (крючки, петли) может быть изготовлена в условиях механических мастерских любого предприятия.
Следовательно, заявляемый балансир соответствует критерию "промышленная применимость".
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Джиг-головка со съёмными сменными пластинами | 2023 |
|
RU2802225C1 |
БЛЕСНА-ТРАНСФОРМЕР "УНИВЕРСЮР-2002" | 2002 |
|
RU2239317C2 |
ИСКУССТВЕННАЯ ПРИМАНКА ДЛЯ ЛОВЛИ РЫБЫ | 2012 |
|
RU2488998C1 |
БАЛАНСИР РЫБОЛОВНЫЙ | 2012 |
|
RU2531703C2 |
Способ изготовления оснастки для ловли рыб | 2022 |
|
RU2805068C2 |
СПИННИНГОВАЯ СНАСТЬ "АХМЕТОВА" | 2007 |
|
RU2352112C2 |
МОРМЫШКА (ВАРИАНТЫ) | 2000 |
|
RU2187225C2 |
Плетеная приманка для ловли рыбы | 2018 |
|
RU2673945C1 |
ИСКУССТВЕННАЯ РЫБОЛОВНАЯ ПРИМАНКА (ВАРИАНТЫ) | 2011 |
|
RU2477044C2 |
БЛЕСНА | 2000 |
|
RU2187224C2 |
Изобретение относится к рыболовству. Балансир содержит корпус, два крыла, петли и скобы для крепления лески и крючков, а также трейлер. Корпус балансира выполнен в виде призмы, причем корпус и крылья выполнены монолитно, и каждое крыло имеет форму равнобедренной трапеции со скругленными углами при ее основаниях. При этом трейлер укреплен на корпусе с возможностью перемещения по горизонтали максимально на угол 180° и возможностью перемещения по вертикали максимально на угол 30°. Трейлер выполнен в виде одинарного крючка, вынесенного из тела корпуса горизонтально на расстояние 1,0÷1,5 длины корпуса с насаженным на него твистером. При этом из корпуса вдоль цевья одиночного крючка выносится горизонтально на расстояние 0,5÷1,0 длины корпуса дополнительный крючок, являющийся дополнительным крепежным элементом твистера. Предложенный балансир позволит увеличить дальность полета при его высокой прочности и улучшить его свойства как приманки. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.
ИГОРЬ БЫНЗАРЬ, «Зимняя щука - приманки», «Спортивное рыболовство», №1, 2004 | |||
US 5649384 А, 22.07.1997 | |||
US 6061949 A, 22.07.1997 | |||
US 3641698 А, 15.02.1972 | |||
US 5245782 A, 21.09.1993. |
Авторы
Даты
2006-07-20—Публикация
2004-10-06—Подача