МОТОРНО-РЕДУКТОРНОЕ МАСЛО ДЛЯ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ Российский патент 2006 года по МПК C10M169/04 C10M105/36 C10M107/10 C10M133/12 C10M129/10 C10M133/38 C10M137/04 C10N40/12 

Описание патента на изобретение RU2283341C1

Настоящее изобретение относится к области нефтехимии и авиационной технике, конкретно к моторно-редукторному маслу, предназначенному для работы в теплонапряженных газотурбинных (турбовинтовых) двигателях и высоконагруженных редукторах самолетов и вертолетов.

По современным представлениям единые моторно-редукторные масла должны обладать следующими основными служебными свойствами.

Вязкостно-температурные характеристики - кинематическая вязкость 5-8 мм2/с при 100°С и не более 9000 мм2/с при минус 40°С, температура застывания - не выше минус 55°С.

Термоокислительная стабильность - 200°С.

Механическая стабильность (деструкция при озвучивании) - не более 5%.

Испаряемость при 175°С - не выше 5%.

Трибологические показатели на ЧШМ - критическая нагрузка - не менее 84 кгс и диаметр пятна износа при нагрузке 194 Н - не более 0,4 мм.

Известно использование для турбовинтовых двигателей авиационной техники масла МН-7,5 у на основе минерального масла, содержащего загущающую, антиокислительную, противоизносную, противозадирную и другие присадки.

(«Горюче-смазочные материалы для авиационных двигателей», изд. «Мастер Лайн», Казань, 2002 г., с.301-302).

Известно также масло для газотурбинных двигателей самолетов и других газотурбинных установок на основе минерального масла, содержащего, мас.%: 2,6-ди-трет-бутил-паракрезол 0,01-2; N-фенил-альфа-нафтиламин 0,05-2; трикрезилфосфат или дифенил-пара-трет-бутил-фенилфосфат 0.5-5; бензо-триазол 0,005-0,2; масляный раствор полиалкилметакрилата с мол. массой 2.000-8.000 0,01-2.

(Патент РФ №2086609, С 10 М 161/00, 1997 г.).

Однако масла на минеральной основе, естественно, не удовлетворяют приведенным требованиям.

Известно, например, синтетическое масло Б-3В на основе сложных эфиров пентаэритрита и синтетических жирных кислот фракции С59, которое содержит антиокислительную присадку - параоксидифениламин и противозадирную - 2-меркаптобензтриазол.

(«Горючесмазочные материалы для авиационных двигателей», изд. «Мастер Лайн», Казань, 2002 г., с.301-302).

Масло Б-3В имеет высокую смазывающую способность, однако оно не удовлетворяет современным требованиям к показателю термоокислительной стабильности при 200°С и уровню вязкости при температуре минус 40°С, а кроме того, оказывает заметное коррозионное воздействие на цветные металлы.

Известно масло для шарниров винтов вертолетов, содержащее, мас.%:

Фенил-альфа-нафтиламин0,01-0,54-Метил-2,6-ди-трет-бутилфенол0,001-1,0Диоктилсебацинат5,0-40,0Смесь моно- и диалкилпроизводныхдифениламина0,001-0,01Серофосфоразотсодержащая присадка илисмесь присадок, содержащих серу и фосфор2,0-10,0Сукцинимидная беззольная диспергирующаяприсадка0.8-3.0Полиизобутилен мол. мас. 600-13.000или стирол-диеновый загуститель0-15,0Полиальфаолефиновое маслоДо 100

(Патент РФ №2122569, С 10 М 141/10, 1999 г.).

Однако это масло имеет недостаточно высокие антикоррозионные и низкотемпературные свойства.

Наиболее близким к заявляемому по составу компонентов является масло для теплонапряженных газотурбинных двигателей сверхзвуковой авиации, содержащее, мас.%:

Термостабильный диизооктилсебацинат10,0-15,02,6-ди-трет-бутил-паракрезол0,5-3,0Алкилированный дифениламин0,2-0,5Трикрезилфосфат или дифенил-пара-трет-бутил-фенилфосфат1,0-3,0Бензотриазол0,005-0,1Базовое маслоДо 100

Причем в качестве алкилированного дифениламина композиция содержит n,n1-ди-нонил-дифениламин или смесь бутил- и октил-дифениламинов, а в качестве базового масла - синтетическое полиальфаолефиновое масло.

(Патент РФ №2185423, С 10 М 129/72, 2002 г.).

Однако это масло не может быть использовано как единое моторно-редукторное масло, так как не обладает требуемыми низкотемпературными, термоокислительными и трибологическими показателями.

Задачей изобретения является разработка моторно-редукторного масла для работы в авиационных двигателях и редукторах, обладающего улучшенной термоокислительной стабильностью и противоизносными свойствами.

Для решения поставленной задачи предлагается моторно-редукторное масло на основе базового масла, содержащее антиокислитель, ариловый эфир фосфорной кислоты и бензотриазол, которое согласно изобретению в качестве базового масла содержит диизооктилсебацинат или его смесь с полиальфаолефиновым маслом и дополнительно содержит загущающую присадку на основе полиалкилметакрилата VISCOPLEX 12-310 в количестве, обеспечивающем вязкость масла 5-8 мм2/с при 100°С, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Антиокислитель0,1-2,0Ариловый эфир фосфорной кислоты1,0-7,0Бензотриазол0,005-0,01Присадка VISCOPLEX 12-31010,0-20,0Базовое маслоДо 100

Причем моторно-редукторное масло содержит антиокислитель аминного или фенольного типа или их смесь и дополнительно может содержать поли-метилсилоксан в количестве 0,0003-0,0005 мас.%.

Отличиями заявляемого технического решения являются использование в качестве базового масла диизооктилсебацината или его смеси с полиальфаолефиновым маслом, а также вовлечение в состав масла загущающей присадки на основе полиалкилметакрилата VISCOPLEX 12-310 в количестве, обеспечивающем вязкость масла 5-8 мм2/с при 100°С, и соотношение компонентов.

Указанные отличия позволяют получить масло, соответствующее приведенным выше требованиям, предъявляемым к моторно-редукторным маслам для авиационной техники, при этом присадка VISCOPLEX 12-310, представляющая собой высокоочищенный, механически и термически стойкий загуститель, обеспечивает не только требуемую вязкость масла, но одновременно повышает эффективность содержащейся в композиции противоизносной присадки - арилового эфира фосфорной кислоты.

Предлагаемое масло готовят путем загущения базового масла и последующего введения функциональных присадок.

Все используемые в составе смазочной композиции компоненты являются продуктами промышленного производства.

В качестве антиокислителей используют алкилированные ароматические амины типа ДАТ по ТУ 38.101.1215-89 или n,n!-ди-нонилдифениламин; 4-метил-2,6-ди-трет-бутил-фенол (Агидол-1) по ТУ 38.5901237-90 и фенил-альфа-нафтиламин (Неозон) по ТУ 6-14-202-74.

В качестве противоизносной присадки - трикрезилфосфат по ГОСТ 5728-76, дифенилпаратретбутилфенилфосфат по ТУ 6-05-1611-76, триксиле-нилфосфат по ТУ 6-05-161-78.

Бензотриазол - ТУ 6-09-1291-87.

Присадка VISCOPLEX 12-310 представляет собой масляный раствор полиметилметакрилата с мол. массой 1300-2000, имеет кинематическую вязкость при 100°С 850 мм2/с, температуру вспышки - более 120°С производства фирмы Rohmax Oil Additives.

Полиметилсилоксан - присадка ПМС-200А по ОСТ 6-02-20-79.

Базовое масло - термостабильный диизооктилсебацинат по ТУ 6-06-11-88 или его смесь с полиальфаолефиновым маслом - ПАО-4 или ПАО-6.

Для иллюстрации сущности предложенного технического решения было приготовлено 5 образцов предлагаемого масла, состав которых приведен в таблице 1.

Лабораторные испытания приготовленных образцов масла проводились принятыми для моторно-редукторных масел квалификационными методами. Результаты испытаний представлены в таблице 2.

Данные, приведенные в таблице 2, подтверждают высокую эффективность предлагаемого масла. Предлагаемое масло представляет собой современное авиационное универсальное моторно-редукторное масло в вязкостном классе 5-8 мм2/с при 100°С, которое может заменить такие масла, как МН-7,5у, Б-3В и, не имея присущих этим маслам недостатков (являясь практически не деструктурирующим), полностью соответствует современным требованиям.

Таблица 1.Состав образцов предлагаемого моторно-редукторного масла.№№ ппНаименование компонентовСодержание компонентов в образцах, мас.%123451.Присадка ДАТ-0,20,51,0-2.Агидол-1--1,0-0,53.Неозон0,3--0,70,54.Трикрезилфосфат4,05,05,05,07,05.Бензотриазол0,010,0150,020,10,076.VISCOPLEX 12-31015,514,0-10,020,07.Полиметилсилоксан0,0002-0,00050,00030,00048.ДиоктилсебацинатДо 100До 10010,0До 10010,09.ПАО-4--До 100-До 100

Таблица 2Результаты испытаний образцов предлагаемого моторно-редукторного масла.№№ ппНаименование показателейОбразцы предлагаемого моторно-редукторного маслаОбразец масла по прототипу123451Вязкость кинематическая, мм2/с при:- 100°С7,697,523,85,88,73,8- минус 40°С7500730048006900880030002Температура застывания, °Сминус 57минус 59минус 60минус 59минус 58минус 603Температура вспышки в открытом тигле, °С2202202042202041904Трибологические характеристики, определяемые на четырехшариковой машине трения- критическая нагрузка (Рк) Н(кгс)848980898971- показатель износа при осевой нагрузке 196Н (20 кгс), мм0,290,320,450,300,350,45Термоокислительная стабильность при 200°С в течение 50 час при расходе воздуха (10+0,5) дм3/ч по ГОСТ 23797:
Свойства после окисления: а) кинематическая вязкость, мм2/с при
- 100°С9,137,975,26,710,54,55- минус 40°С8040905063008100112005400б) кислотное число, мг КОН/г масла1,431,271,121,141,123,1

Похожие патенты RU2283341C1

название год авторы номер документа
СМАЗОЧНЫЙ СОСТАВ 2009
  • Меджибовский Александр Самойлович
  • Назарова Татьяна Иосифовна
  • Райсин Борис Александрович
  • Поляков Сергей Юрьевич
RU2398009C1
СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ ОСЕВЫХ ШАРНИРОВ ВИНТОВ ВЕРТОЛЕТОВ 2006
  • Назарова Татьяна Иосифовна
  • Лейканд Матвей Абрамович
  • Михеичев Павел Алексеевич
  • Столяров Игорь Эдуардович
  • Школьников Виктор Маркович
  • Питомиц Николай Федорович
  • Поляков Сергей Юрьевич
RU2303625C1
МОТОРНО-РЕДУКТОРНОЕ МАСЛО 2010
  • Меджибовский Александр Самойлович
  • Мещерин Евгений Михайлович
  • Цветков Олег Николаевич
  • Герасимов Владимир Владимирович
RU2441058C2
СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ДЛЯ РАБОТЫ В ВЕРТОЛЕТНЫХ АГРЕГАТАХ 2001
  • Лейканд М.А.
  • Питомиц Н.Ф.
  • Столяров И.Э.
  • Поляков С.Ю.
  • Козлова А.И.
  • Винс В.В.
  • Бурдин Е.Ю.
  • Юрьев М.С.
  • Фертман А.М.
  • Владимиров И.М.
  • Школьников В.М.
  • Назарова Т.И.
  • Михеичев П.А.
RU2203312C1
СМАЗОЧНЫЕ КОМПОЗИЦИИ ДЛЯ АГРЕГАТОВ ВЕРТОЛЕТОВ 2004
  • Назарова Татьяна Иосифовна
  • Лейканд Матвей Абрамович
  • Хурумова Аида Федоровна
  • Козлова Амалия Иосифовна
  • Питомиц Николай Федорович
  • Поляков Сергей Юрьевич
  • Михеичев Павел Алексеевич
  • Столяров Игорь Эдуардович
  • Школьников Виктор Маркович
RU2303626C2
Смазочное масло для трансмиссий и шарниров винтов вертолетов 2020
  • Колесников Игорь Владимирович
  • Сычев Александр Павлович
  • Бойко Михаил Викторович
  • Колесников Владимир Иванович
  • Сычев Алексей Александрович
  • Бойко Татьяна Григорьевна
  • Бичеров Александр Александрович
  • Ермаков Сергей Федорович
RU2739323C1
СМАЗОЧНОЕ МАСЛО ДЛЯ ГАЗОВЫХ ТУРБИН 2000
  • Кузнецова М.В.
  • Назарова Т.И.
  • Хурумова А.Ф.
  • Школьников В.М.
RU2185423C2
СМАЗОЧНАЯ КОМПОЗИЦИЯ ВЫСОКОТЕМПЕРАТУРНОГО МАСЛА ДЛЯ ТЕПЛОНАПРЯЖЕННЫХ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ СВЕРХЗВУКОВОЙ АВИАЦИИ 2010
  • Хурумова Аида Фёдоровна
  • Алексашин Анатолий Алексеевич
  • Аверина Надежда Павловна
  • Яновский Леонид Самойлович
  • Урявин Сергей Петрович
  • Ковба Лидия Васильевна
RU2476587C2
СМАЗОЧНОЕ МАСЛО ДЛЯ ГАЗОВЫХ ТУРБИН 1997
  • Сайфуллин Н.Р.
  • Калимуллин М.М.
  • Нигматуллин Р.Г.
  • Меджибовский А.С.
  • Мурашов С.И.
  • Назарова Т.И.
  • Хурумова А.Ф.
  • Новосартов Г.Т.
RU2125588C1
ТРАНСМИССИОННОЕ МАСЛО 2019
  • Колесников Владимир Иванович
  • Колесников Игорь Владимирович
  • Сычев Александр Павлович
  • Бойко Михаил Викторович
  • Бичеров Александр Александрович
  • Бойко Татьяна Григорьева
RU2702651C1

Реферат патента 2006 года МОТОРНО-РЕДУКТОРНОЕ МАСЛО ДЛЯ АВИАЦИОННОЙ ТЕХНИКИ

Изобретение относится к области нефтехимии и авиационной технике, конкретно к моторно-редукторному маслу, предназначенному для работы в теплонапряженных газотурбинных (турбовинтовых) двигателях и высоконагруженных редукторах самолетов и вертолетов. Сущность: масло в качестве базового масла содержит диизооктилсебацинат или его смесь с полиальфаолефиновым маслом и дополнительно содержит загущающую присадку на основе полиалкилметакрилата VISCOPLEX 12-310 в количестве, обеспечивающем вязкость масла 5-8 мм2/с при 100°С, при следующем соотношении компонентов, мас.%: антиокислитель 0,1-2,0, ариловый эфир фосфорной кислоты 1-7, бензотриазол 0,005-0,01, присадка VISCOPLEX 12-310 10-20, базовое масло до 100. Предпочтительно, масло содержит антиокислитель аминного или фенольного типа или их смесь, и дополнительно может содержать полиметилсилоксан в количестве 0,0003-0,0005 мас.%. Технический результат - повышение термоокислительной стабильности и противоизносных свойств. 2 з.п. ф-лы, 2 табл.

Формула изобретения RU 2 283 341 C1

1. Моторно-редукторное масло на основе базового масла, содержащее антиокислитель, ариловый эфир фосфорной кислоты и бензотриазол, отличающееся тем, что оно в качестве базового масла содержит диизооктилсебацинат или его смесь с полиальфаолефиновым маслом и дополнительно содержит загущающую присадку на основе полиалкилметакрилата VISCOPLEX 12-310 в количестве, обеспечивающем вязкость масла 5-8 мм2/с при 100°С, при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Антиокислитель0,1-2,0Ариловый эфир фосфорной кислоты1,0-7,0Бензотриазол0,005-0,01Присадка VISCOPLEX 12-31010,0-20,0Базовое маслоДо 100

2. Моторно-редукторное масло по п.1, отличающееся тем, что оно содержит антиокислитель аминного или фенольного типа или их смесь.3. Моторно-редукторное масло по п.1, отличающееся тем, что оно дополнительно содержит полиметилсилоксан в количестве 0,0003-0,0005 мас.%.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2006 года RU2283341C1

СМАЗОЧНОЕ МАСЛО ДЛЯ ГАЗОВЫХ ТУРБИН 2000
  • Кузнецова М.В.
  • Назарова Т.И.
  • Хурумова А.Ф.
  • Школьников В.М.
RU2185423C2
US 5665685 A, 09.09.1997
US 5387346 A, 07.02.1995
US 5622924 A, 22.04.1997.

RU 2 283 341 C1

Авторы

Назарова Татьяна Иосифовна

Лейканд Матвей Абрамович

Питомиц Николай Федорович

Поляков Сергей Юрьевич

Середа Василий Александрович

Улитько Александр Васильевич

Школьников Виктор Маркович

Михеичев Павел Алексеевич

Столяров Игорь Эдуардович

Горячев Василий Васильевич

Яновский Леонид Самойлович

Меджибовский Александр Самойлович

Гущин Александр Иванович

Даты

2006-09-10Публикация

2005-07-18Подача