СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОСТОЯННОЙ МОЩНОСТИ СИЛОВОЙ ТУРБИНЫ КОНВЕРТИРУЕМОГО В НАЗЕМНУЮ УСТАНОВКУ АВИАЦИОННОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ Российский патент 2006 года по МПК F02C3/10 F02C9/22 

Описание патента на изобретение RU2285139C1

Изобретение относится к области газотурбинного двигателестроения на базе конвертируемых двигателей для наземных газотурбинных установок.

Известен, являющийся ближайшим к предложенному изобретению, способ обеспечения постоянной мощности силовой турбины конвертируемого в наземную установку авиационного газотурбинного двигателя путем поддержания постоянной температуры газа перед силовой турбиной в течение межремонтного ресурса работы установки посредством изменения расхода воздуха (см. Беккер Б. Опыт эксплуатации газовых турбин серии 3А фирмы SIEMENS, журнал Газотурбинные технологии №5, 2000 г.).

Мощность силовой турбины зависит от температуры газа перед ней, чем больше температура, тем больше мощность. Но в то же время температура газа определяет тепловое состояние узлов и деталей конвертируемого авиационного газотурбинного двигателя, поэтому устанавливается ее предельно допустимое значение (см. ГОСТ 29328-92 «Установки газотурбинные для привода генераторов. Общие технические условия», стр.4). Известно, что в процессе эксплуатации двигателей их характеристики могут ухудшаться (см. Кулагин И.И. Основы теории авиационных газотурбинных двигателей, Москва, Военное издательство, 1967, с.227, 230). Поэтому значение температуры газа, потребной для поддержания заданной мощности двигателя, в частности, конвертируемого авиационного газотурбинного двигателя, увеличивается и может достигать предельно допустимого значения еще до выработки межремонтного ресурса. Или, при условии ограничения температуры газа мощность силовой турбины конвертируемого авиационного газотурбинного двигателя будет уменьшена, что также недопустимо.

Задачей, на решение которой направлено настоящее изобретение, является обеспечение постоянной мощности силовой турбины посредством определения и обеспечения допустимой начальной температуры газа перед силовой турбиной конвертируемого авиационного газотурбинного двигателя, меньшей предельно допустимого значения.

Поставленная задача достигается за счет того, что в способе обеспечения постоянной мощности силовой турбины конвертируемого в наземную установку авиационного газотурбинного двигателя путем поддержания допустимой температуры газа перед силовой турбиной в течение межремонтного ресурса работы установки посредством изменения расхода воздуха, согласно изобретению увеличивают расход воздуха за счет изменения угла поворота лопаток соплового аппарата турбины привода компрессора газогенератора в сторону уменьшения проходного сечения последнего, а постоянной поддерживают в начале эксплуатации температуру газа перед силовой турбиной, меньшую предельно допустимой и определяемую из следующего выражения:

t4расч.=t4пред.-Q·Tрес.,

где t4пред. - предельно допустимая температура газа перед силовой турбиной конвертируемого авиационного газотурбинного двигателя,

Трес. - межремонтный ресурс конвертируемого авиационного газотурбинного двигателя,

Q - темп роста температуры перед силовой турбиной в процессе эксплуатации, определяемый по следующей формуле:

где tТф.4 - температура газа перед силовой турбиной при наработках Тфакт.,

tТо4 - температура газа перед силовой турбиной в начале эксплуатации конвертируемого двигателя,

Тфакт. - фактическая наработка конвертируемого двигателя.

Поставленная задача достигается за счет того, что поддержание допустимой температуры газа перед силовой турбиной обеспечивают дополнительно посредством уменьшения зазоров между элементами статора и ротора компрессора и турбины привода компрессора газогенератора конвертируемого газотурбинного двигателя.

Поставленная задача достигается за счет того, что поддержание постоянной температуры газа перед силовой турбиной обеспечивают дополнительно посредством уменьшения расхода воздуха, отбираемого от компрессора газогенератора конвертируемого газотурбинного двигателя на охлаждение горячих деталей и узлов последнего.

На чертеже изображен конвертируемый в наземную установку газотурбинный авиационный двигатель.

Конвертируемый в наземную установку авиационный двигатель содержит газогенератор 1, состоящий из компрессора 2, камеры сгорания 3 и турбины 4 привода компрессора 2. За турбиной 4 привода компрессора 2 расположена силовая турбина 5.

Способ обеспечения постоянной мощности силовой турбины 5 конвертируемого в наземную установку авиационного газотурбинного двигателя осуществляется путем поддержания допустимой температуры газа перед силовой турбиной 5 в течение межремонтного ресурса работы установки посредством изменения расхода воздуха в сторону его увеличения. Увеличение расхода воздуха осуществляется за счет изменения угла поворота лопаток соплового аппарата турбины 4 привода компрессора 2 газогенератора 1 в сторону уменьшения проходного сечения соплового аппарата турбины 4. Постоянной поддерживают температуру газа перед силовой турбиной 5 в начале эксплуатации, меньшую предельно допустимой и определяемую из следующего выражения:

t4расч.=t4пред.-Q·Tpec.,

где t4пред. - предельно допустимая температура газа перед силовой турбиной 5 конвертируемого авиационного газотурбинного двигателя,

Трес - межремонтный ресурс конвертируемого авиационного газотурбинного двигателя,

Q - темп роста температуры перед силовой турбиной 5 в процессе эксплуатации, определяемый по следующей формуле:

где tТф.4 - температура газа перед силовой турбиной 5 при наработках Тфакт.,

tТо4 - температура газа перед силовой турбиной 5 в начале эксплуатации конвертируемого двигателя,

Тфакт. - фактическая наработка конвертируемого двигателя.

Величины tТф.4 и tТо4 - температуры газа перед силовой турбиной 5 (за турбиной 4 привода компрессора 2 при наработках Тфакт и То=0) определяют экспериментально в результате испытаний аналогичного двигателя.

Поддержание постоянной температуры газа перед силовой турбиной 5 в начале эксплуатации наземной установки обеспечивают дополнительно посредством уменьшения зазоров между элементами статора и ротора компрессора 2 и турбины 4 привода компрессора 2 конвертируемого газотурбинного двигателя.

Также поддержание постоянной температуры газа перед силовой турбиной 5 обеспечивают дополнительно посредством уменьшения расхода воздуха отбираемого от компрессора 2 газогенератора 1 конвертируемого газотурбинного двигателя на охлаждение горячих деталей и узлов последнего.

Похожие патенты RU2285139C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ КОНВЕРТИРОВАНИЯ ТУРБОВАЛЬНОГО АВИАЦИОННОГО ДВИГАТЕЛЯ В НАЗЕМНУЮ ГАЗОТУРБИННУЮ УСТАНОВКУ 2014
  • Гуров Валерий Игнатьевич
  • Шестаков Константин Никодимович
  • Харьковский Сергей Валентинович
RU2579526C2
СПОСОБ ОЦЕНКИ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ АВИАЦИОННОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ 2008
  • Иноземцев Александр Александрович
  • Семенов Александр Николаевич
  • Андрейченко Игорь Леонардович
  • Полатиди Людмила Борисовна
  • Полатиди Софокл Харлампович
  • Саженков Алексей Николаевич
  • Сычев Владимир Константинович
  • Ступников Владимир Леонидович
RU2389998C1
СПОСОБ ОХЛАЖДЕНИЯ ГОРЯЧИХ УЗЛОВ ГАЗОТУРБИННЫХ УСТАНОВОК 2004
  • Андронов А.В.
  • Никишин В.А.
  • Николаев В.В.
  • Рыжинский И.Н.
RU2252326C1
СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НЕПРЕРЫВНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКИ (ВАРИАНТЫ) 2005
  • Бардычев Александр Сергеевич
  • Лызлов Михаил Глебович
  • Страшелюк Вячеслав Алексеевич
  • Чистотин Владимир Петрович
RU2308607C1
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОМ ТОПЛИВА В ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2010
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
  • Остапенко Сергей Владимирович
  • Титов Юрий Константинович
RU2474712C2
СПОСОБ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ) И ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, ОТРЕМОНТИРОВАННЫЙ ЭТИМ СПОСОБОМ (ВАРИАНТЫ), СПОСОБ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ПАРТИИ, ПОПОЛНЯЕМОЙ ГРУППЫ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ И ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, ОТРЕМОНТИРОВАННЫЙ ЭТИМ СПОСОБОМ 2013
  • Артюхов Александр Викторович
  • Еричев Дмитрий Юрьевич
  • Кондрашов Игорь Александрович
  • Куприк Виктор Викторович
  • Манапов Ирик Усманович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Мовмыга Дмитрий Алексеевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Селезнев Александр Сергеевич
  • Шабаев Юрий Геннадиевич
RU2555922C2
СПОСОБ КОНТРОЛЯ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ГАЗОТУРБИННОЙ УСТАНОВКИ 2009
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
RU2432561C2
СПОСОБ ПОЛУЧЕНИЯ ТЕПЛОВОЙ И ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ 2000
  • Сулимов Д.Д.
  • Торопчин С.В.
  • Кузнецов В.А.
RU2193677C2
СПОСОБ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ (ВАРИАНТЫ) И ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, ОТРЕМОНТИРОВАННЫЙ ЭТИМ СПОСОБОМ (ВАРИАНТЫ), СПОСОБ КАПИТАЛЬНОГО РЕМОНТА ПАРТИИ, ПОПОЛНЯЕМОЙ ГРУППЫ ГАЗОТУРБИННЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ И ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ, ОТРЕМОНТИРОВАННЫЙ ЭТИМ СПОСОБОМ 2013
  • Артюхов Александр Викторович
  • Кондрашов Игорь Александрович
  • Куприк Виктор Викторович
  • Манапов Ирик Усманович
  • Марчуков Евгений Ювенальевич
  • Мовмыга Дмитрий Алексеевич
  • Симонов Сергей Анатольевич
  • Кузнецов Игорь Сергеевич
  • Селезнев Александр Сергеевич
  • Шабаев Юрий Геннадиевич
RU2555936C2
СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ РАСХОДОМ ТОПЛИВА В ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2012
  • Дудкин Юрий Петрович
  • Гладких Виктор Александрович
  • Фомин Геннадий Викторович
  • Остапенко Сергей Владимирович
  • Попов Сергей Владимирович
RU2497001C1

Реферат патента 2006 года СПОСОБ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПОСТОЯННОЙ МОЩНОСТИ СИЛОВОЙ ТУРБИНЫ КОНВЕРТИРУЕМОГО В НАЗЕМНУЮ УСТАНОВКУ АВИАЦИОННОГО ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ

Способ обеспечения постоянной мощности силовой турбины конвертируемого в наземную установку авиационного газотурбинного двигателя осуществляют путем поддержания допустимой температуры газа перед силовой турбиной в течение межремонтного ресурса работы установки посредством изменения расхода воздуха. Изменение расхода осуществляют в сторону его увеличения за счет изменения угла поворота лопаток соплового аппарата турбины привода компрессора газогенератора в сторону уменьшения проходного сечения последнего. При этом поддерживают температуру газа перед силовой турбиной меньшей предельно допустимой и определяемую из защищаемого изобретением уравнения. Изобретение позволяет поддерживать постоянной мощность силовой турбины. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения RU 2 285 139 C1

1. Способ обеспечения постоянной мощности силовой турбины конвертируемого в наземную установку авиационного газотурбинного двигателя путем поддержания допустимой температуры газа перед силовой турбиной в течение межремонтного ресурса работы установки посредством изменения расхода воздуха, отличающийся тем, что увеличивают расход воздуха за счет изменения угла поворота лопаток соплового аппарата турбины привода компрессора газогенератора в сторону уменьшения проходного сечения соплового аппарата, а постоянной поддерживают температуру газа перед силовой турбиной в начале эксплуатации установки, меньшую предельно допустимой и определяемую из следующего выражения:

t4расч.=t4пред.-QTрес.,

где t4пред. - предельно допустимая температура газа перед силовой турбиной конвертируемого авиационного газотурбинного двигателя,

Трес. - межремонтный ресурс конвертируемого авиационного газотурбинного двигателя,

Q - темп роста температуры перед силовой турбиной в процессе эксплуатации, определяемый по следующей формуле:

где tТф.4 - температура газа перед силовой турбиной при наработках Тфакт.,

tTo4 - температура газа перед силовой турбиной в начале эксплуатации конвертируемого двигателя,

Тфакт. - фактическая наработка конвертируемого двигателя.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что поддержание постоянной температуры газа перед силовой турбиной обеспечивают дополнительно посредством уменьшения зазоров между элементами статора и ротора компрессора и турбины привода компрессора газогенератора конвертируемого газотурбинного двигателя.3. Способ по п.1 или 2, отличающийся тем, что поддержание постоянной температуры газа перед силовой турбиной обеспечивают дополнительно посредством уменьшения расхода воздуха, отбираемого от компрессора газогенератора конвертируемого газотурбинного двигателя, на охлаждение горячих деталей и узлов последнего.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2006 года RU2285139C1

БЕККЕР Б
Переносная печь для варки пищи и отопления в окопах, походных помещениях и т.п. 1921
  • Богач Б.И.
SU3A1
Способ определения мощности газотурбинного двигателя газоперекачивающего агрегата 1983
  • Коровин А.С.
  • Пак В.Д.
  • Вихляев И.А.
SU1114142A1
СИСТЕМА РЕГУЛИРОВАНИЯ ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ С РЕГУЛИРУЕМЫМ СОПЛОВЫМ АППАРАТОМ ТУРБИНЫ 1991
  • Костюков В.М.
  • Маханев В.Т.
  • Кальницкий Ф.Е.
  • Замотрин В.Ю.
RU2027049C1
Сверлильная головка 1988
  • Левинин Валерий Федорович
SU1604515A1
Прибор, замыкающий сигнальную цепь при повышении температуры 1918
  • Давыдов Р.И.
SU99A1
ГЕРБИЦИДНЫЙ СОСТАВ 0
  • Иностранцы Герхард Борошевски, Фридрих Арндт Альфред Чижевски
  • Федеративна Республика Германии
  • Иностранна Фирма Шеринг
  • Федеративна Республика Германии
SU353374A1

RU 2 285 139 C1

Авторы

Бардычев Александр Сергеевич

Чистотин Владимир Петрович

Даты

2006-10-10Публикация

2005-03-24Подача