Предлагаемое изобретение относится к запорно-пусковым устройствам (ЗПУ), используемым в газовых магистралях, преимущественно, для противопожарной техники и предназначено для использования в установках газового пожаротушения.
Известны различные типы запорно-пусковых устройств, устанавливаемых в газовых магистралях.
В частности, известны установки, в которых ЗПУ выполнено в виде шарового крана (DE №4103987 А1 от 10.10.1991). Главным недостатком подобных устройств является их недолговечность из-за возможности заклинивания их подвижных частей после продолжительного статического состояния. Для поддержания их работоспособного состояния возникает необходимость периодического их приведения в действие, что усложняет обслуживание подобных устройств.
Наиболее близким аналогом предложенного изобретения является решение по патенту RU №2213600 С1, от 04.07.2002, из которого известно ЗПУ, содержащее центральный полый шток, снабженный тарельчатым клапаном коммутации впускного и выпускного отверстий корпуса для герметизации пневматического или гидравлического огнетушащего вещества в емкости хранения под давлением. На противоположном конце клапана в рабочей камере, снабженной дренажным каналом, установлен подпружиненный поршень, полость которого закрыта клапаном, снабженным запирающим элементом и взаимодействующим с толкателем механизма запуска. Запирающий элемент центральной полости поршня выполнен в виде мембраны, укрепленной над обратным клапаном.
Основным достоинством подобных устройств является высокая надежность, а также быстродействие, однако необходимость замены мембраны после каждого пуска усложняет обслуживание подобных устройств, поскольку требует проведения сборочно-разборочных операций. Кроме того, практически во всех известных устройствах усилие для срабатывания ЗПУ зависит от давления рабочей среды на входе, что требует максимальной мощности привода.
Задачей, которая решается с помощью настоящего изобретения, а также достигаемым техническим результатом являются повышение функциональной надежности устройства и одновременно повышение удобства обслуживания, а также минимизации мощности привода ЗПУ.
Указанный технический результат достигается тем, что заявляемое ЗПУ содержит полый корпус, в котором выполнены входное и выходное отверстия газовой магистрали с закрепленными одноименными штуцерами для подсоединения к газовой магистрали установки газового пожаротушения, и между которыми с образованием периферийного осевого прохода размещена обойма с рабочей камерой, при этом открытая сторона обоймы (одна сторона рабочей камеры) перекрыта расположенным со стороны входного отверстия ЗПУ корпусом золотникового устройства, а в зоне выходного отверстия полого корпуса ЗПУ размещен перекрывающий это отверстие клапан, закрепленный на подпружиненном поршне, установленном с возможностью перемещения в рабочей камере обоймы, причем в обойме выполнено отверстие для подачи газа к торцевой поверхности поршня, а ЗПУ снабжено механизмом открытия и закрытия клапана, который содержит два смонтированных в корпусе золотникового устройства двухпозиционных подпружиненных золотника, соответственно, открытия и закрытия клапана, и индивидуальные приводы перемещения упомянутых золотников, причем корпус ЗПУ, корпус золотникового устройства и упомянутые золотники имеют и/или образуют систему отверстий, расположенных в них таким образом, что в перемещенном положении золотника открытия клапана и исходном положении золотника закрытия клапана упомянутые отверстия формируют (образуют) канал выхода газа из упомянутой рабочей камеры в атмосферу, а в перемещенном положении золотника закрытия клапана - канал подачи газа из входного отверстия корпуса в рабочую камеру.
Целесообразно, если золотники установлены в упомянутом корпусе золотникового устройства, преимущественно, с поперечным расположением относительно оси полости корпуса ЗПУ, а в обойме выполнено отверстие для подачи газа в полость между обращенными друг к другу торцевыми поверхностями поршня и обоймы.
Технологически целесообразно, если в корпусе золотникового устройства смонтированы две оппозитно расположенные гильзы, в которых установлены вдоль одной оси упомянутые подпружиненные золотники, при этом гильзы имеют и/или образуют совместно с упомянутым корпусом и золотниками упомянутую систему отверстий.
Кроме того, золотник закрытия ЗПУ и соответствующая гильза имеют и/или образуют дополнительную систему отверстий для формирования канала подачи газа из входного отверстия в рабочую камеру при закрытом положении клапана.
При этом, привод каждого золотника может быть выполнен в виде пускового устройства, например пиропатрона и/или в виде рукоятки.
А также, корпус золотникового устройства имеет наружную конусную поверхность, а во входном отверстии ЗПУ установлен входной штуцер, имеющий внутреннюю конусную поверхность, обращенную к вышеупомянутой наружной поверхности.
Целесообразно разместить пружину между золотниками.
Сущность изобретения поясняется чертежами, на которых представлено:
фиг.1 - продольный разрез предложенного устройства в режиме ожидания;
фиг.2 - то же, положение при открывании клапана автоматически пиропатроном;
фиг.3 - то же, положение при закрывании клапана автоматически пиропатроном. Представленный на чертеже пример выполнения ЗПУ, в соответствии с заявляемым изобретением, содержит следующие конструктивные элементы (см. позиции на чертежах, в которых арабскими цифрами обозначены детали, римскими цифрами - поверхности поршня и клапана, буквами - отверстия, проточки, полости, каналы, камера, проходы и т.п.):
1 - обойма, в которой смонтированы поршень и клапан;
2 - выходной штуцер;
3 - клапан;
4 - корпус ЗПУ (непосредственно корпус и связанные с ним детали, выполняющие те же функции);
5 - подпружиненный поршень;
6 - гайка крепления клапана на поршне;
7 - пружина поршня;
8 - проставок с радиальными отверстиями (технологически обусловленная деталь, обеспечивающая проход газа в подсеть корпуса золотникового устройства);
9 - ограничитель перемещения золотника закрытия ЗПУ в виде упорной шайбы;
10 - корпус золотникового устройства (непосредственно корпус и связанные с ним детали, выполняющие те же функции);
11 - рукоятка (ручной привод золотника закрытия ЗПУ);
12 - ось поворота рукоятки 11;
13 - ограничитель перемещения золотника открытия ЗПУ в виде упорной шайбы;
14 - пусковой привод золотника закрытия ЗПУ (пиропатрон);
15 - модульный корпус пиропатрона 14;
16 - объединенный корпус приводов перемещения золотника закрытия ЗПУ;
17 - гайка крепления корпуса привода 16;
18 - толкатель золотника закрытия ЗПУ;
19 - гильза золотника закрытия ЗПУ;
20 - золотник закрытия ЗПУ;
21 - пружина золотников;
22 - гильза золотника открытия ЗПУ;
23 - золотник открытия ЗПУ, конструктивно объединенный с толкателем;
24 - гайка крепления корпуса привода 27;
25 - пусковой привод золотника открытия ЗПУ (пиропатрон);
26 - модульный корпус пиропатрона 25;
27 - объединенный корпус приводов перемещения золотника открытия ЗПУ;
28 - декомпрессионное сверление в поршне;
29 - ось поворота рукоятки ручного привода золотника открытия ЗПУ;
30 - рукоятка (ручной привод золотника открытия ЗПУ);
31 - уплотнения пары гильза-золотник;
32 - уплотнения пары клапан-поршень-обойма;
33 - входной штуцер;
34 - продольное отверстие (канал) в корпусе 10 для прохода газа от входного отверстия ЗПУ к золотнику 23 и далее - в рабочую камеру (при открытии клапана 3);
35 - кольцевая проточка на поверхности золотника 23;
36 - продольное отверстие (канал) в корпусе 10 со стороны рабочей камеры 37 - для прохода газа в рабочую камеру при перемещении золотника 23;
37 - рабочая камера в обойме (камера управления перемещениями поршня 3);
38 - продольное отверстие (канал) в корпусе 10 для прохода газа от входного отверстия ЗПУ к золотнику 20 и далее - в рабочую камеру (при закрытии клапана 3);
39 - отверстие (канал) в обойме 1 для подачи газа к торцевой поверхности поршня 3;
40 - кольцевая проточка в золотнике 20;
41 - отверстие (канал) в корпусе 10 со стороны рабочей камеры 37 - для прохода газа в рабочую камеру при перемещении золотника 20;
42 - кольцевая проточка в золотнике 23;
43 - осевое отверстие (канал) в золотнике 23;
44 - полость между золотниками, в которой размещена пружина 21 золотников;
45 - кольцевая проточка в гильзе 19;
46 - осевое отверстие (канал) в золотнике 20;
47 - продольные (периферийные) каналы, выполненные вдоль толкателя 18 золотника 20, служащие для соединения с атмосферой;
48 - полость для размещения рукоятки в объединенном корпусе соответствующего привода;
49 - периферийный осевой проход газа от входного к выходному штуцеру (между корпусом ЗПУ и обоймой);
50 - полость между обращенными друг к другу поверхностями поршня (правая торцевая наружная поверхность) и обоймы (левая торцевая внутренняя поверхность);
51 - радиальное отверстие (канал) в золотнике 20;
52 - поверхность поршня, обращенная к поверхности обоймы (в полости 50);
53 - поверхность клапана, перекрывающая в выходном штуцере;
54 - поверхность поршня, размещенная в рабочей камере;
55, 56, 57 - стрелки, показывающие траекторию прохода газа в различных участках ЗПУ.
ЗПУ, выполненное согласно предлагаемому изобретению, имеет полый корпус 4, с противоположных сторон которого выполнены входное и выходное отверстия (не обозначены на чертежах, соответственно, слева и справа), предназначенные для подключения, соответственно, к источнику газа и к газовой магистрали. В зоне выходного отверстия корпуса 4 установлен клапан 3, соединенный с подпружиненным поршнем 5, установленным с возможностью перемещения в рабочей камере 37 обоймы 1. При этом, корпус 4 имеет цилиндрическую полость (не обозначена), в которой с образованием осевого прохода 49 закреплена обойма 1, имеющая упомянутую рабочую камеру 37, и перекрывающий открытую сторону обоймы 1 (т.е. ограничивающий рабочую камеру 37) и расположенный со стороны входного отверстия корпус золотникового устройства 10.
В корпусе 10 смонтированы подпружиненные золотник 20 закрытия ЗПУ и золотник 23 открытия ЗПУ, размещенные в двух оппозитно расположенных и закрепленных в корпусе гильзах 19 и 22 соответственно, установленные соосно (вдоль одной оси), перемещения которых ограничены шайбами 9 и 13.
При этом корпус 10, гильзы 22 и 19, а также двухпозиционные подпружиненные золотники 20 и 23 имеют (или образуют в собранном состоянии - посредством выполнения совокупностей проточек и/или сверлении) систему проходов (сообщающихся отверстий), формирующих в перемещенном положении золотника 23 открытия ЗПУ (верхнее положение) и исходном положении золотника 20 закрытия ЗПУ канал выхода газа (образованный совокупностью сообщающихся отверстий 36, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 48 - фиг.2) из упомянутой рабочей камеры 37 в атмосферу (сообщения упомянутой камеры с атмосферой), а в перемещенном положении второго золотника 20 (нижнее положение по чертежу на фиг.2) - канал подачи газа (образованный совокупностью сообщающихся отверстий 38, 40, 41 - фиг.3) из входного отверстия в рабочую камеру 37.
Соответственно, золотник 23 имеет систему отверстий (радиальное 42 и продольное 43), образующих канал прохода газа из рабочей камеры 37 в атмосферу (канал для сообщения упомянутой камеры с атмосферой), а золотник 20 имеет одну систему отверстий (радиальное 51 и продольное 46) для образования канала выхода газа из рабочей камеры в атмосферу (канал для сообщения упомянутой камеры с атмосферой - фиг.2), а другую, образуемую проточкой 40 - для образования канала подачи газа из входного отверстия в рабочую камеру 37 (фиг.2).
Гильза 22 и золотник 23 имеют (или образуют при перемещении золотника) дополнительную систему отверстий (например, за счет выполнения кольцевых проточек) для формирования канала подачи газа (образованного совокупностью сообщающихся отверстий) от входного штуцера 33 в рабочую камеру 37 при закрытом положении клапана 3 и исходном положении золотника 23.
Золотники 23 и 20 установлены в упомянутом корпусе 10 таким образом, что имеют, преимущественно, поперечное расположение относительно корпуса 4, что обеспечивает минимальную длину системы отверстий.
В обойме 1 выполнено отверстие 39 для подачи газа в полость 50 - к торцевой поверхности поршня 5, обращенной к выходному отверстию ЗПУ и к торцевой поверхности (дну) обоймы.
Привод каждого золотника выполнен автоматическим - в виде пускового устройства на основе пиропатронов 14 и 25, размещенных в собственных модульных корпусах 16 и 25, и/или в виде ручного привода - рукояток 11 и 30, размещенных вместе с упомянутыми корпусами пиропатронов в корпусах 16 и 27 соответствующих приводов.
В примере выполнения ЗПУ, показанном на фиг.1, внутренняя поверхность стакана 1 и наружная поверхность поршня 5 выполнены ступенчатыми. В этом случае предусмотрено декомпрессионное сверление 28 в поршне для выпуска газа из полости, образуемой между поверхностью поршня и обращенной к ней поверхности обоймы (при перемещении поршня в положение закрытия клапана).
В этом ЗПУ корпус 10 имеет наружную конусную поверхность, а установленный во входном отверстии входной штуцер 33 имеет соответствующую внутреннюю поверхность.
Принцип работы предложенного ЗПУ подразделяется на этапы работы при открывании и закрывании клапана соответственно.
Работа ЗПУ при открывании клапана (фиг.2): при срабатывании пускового устройства 25 (или ручного привода - путем перемещения по стрелке рукоятки 30) происходит принудительное перемещение золотника 23 в крайнее нижнее положение (по чертежу) до соприкосновения с упорной шайбой 13. При этом давление газов в рабочей камере 37 уменьшается - за счет соединения ее по проходу, образованному совокупностью сообщающихся отверстий: радиального в проставке 8, совмещенных отверстий 36 и 43, через полость 44, и по проходу, образованному совокупностью сообщающихся отверстий 45, 46 и 47 - с атмосферой. Выход газа показан стрелкой 55.
За счет разности усилия, развиваемого давлением газов, с одной стороны поступающих в полость 50 через канал 39, и действующего на поверхность 52, и усилия, прижимающего клапан 3 к седлу штуцера 2, с другой стороны, происходит перемещение клапана 3 совместно с поршнем 5, вследствие чего открывается проход газов в выходной штуцер и далее по магистрали - к объекту. Поток газов через упомянутые отверстия в элементах ЗПУ показан стрелкой 56.
Работа ЗПУ при закрытии клапана (фиг.3): при срабатывании пускового устройства 14 (или ручного привода путем перемещения рукоятки 11 по стрелке) происходит перемещение золотника 20 в крайнее верхнее (по чертежу) положение до соприкосновения с упорной шайбой 9.
При этом газы по каналу, образованному совокупностью сообщающихся отверстий 38, 41 и проточки И, поступают в рабочую камеру 37. Поток газа показан стрелкой 57. За счет разности усилия, развиваемого давлением газов на поверхности 54 и 53, происходит перемещение клапана 3 совместно с поршнем 5 в исходное положение, в результате чего проход газов к выходному штуцеру 2 перекрывается.
Образуемый упомянутой дополнительной системой отверстий 34, 36 и проточкой 35 проход служит для подачи газа, необходимого для того, чтобы до пуска ЗПУ осуществлять дополнительное поджатие поршня вместе с клапаном 3 к седлу клапана, выполненному на штуцере 2 (что повышает надежность закрытия клапана 3).
При отсутствии давления газов на входе в ЗПУ, описанные операции по включению соответствующих пусковых устройств или ручных приводов являются подготовительными.
Предложенное ЗПУ обеспечивает быстрое открытие и закрытие его, т.к. время определяется временем срабатывания пускового устройства (в нашем случае пиротехнического), а также имеет постоянное усилие срабатывания независимо от давления газа на входе в ЗПУ, что позволяет минимизировать мощность привода и позволит сократить тем самым габариты ЗПУ.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
ЗАПОРНО-ПУСКОВОЕ УСТРОЙСТВО УСТАНОВКИ ГАЗОВОГО ПОЖАРОТУШЕНИЯ | 2004 |
|
RU2270710C1 |
Запорно-пусковое устройство установки газового пожаротушения | 2020 |
|
RU2747958C1 |
ЗАПОРНО-ПУСКОВОЕ УСТРОЙСТВО УСТАНОВКИ ГАЗОВОГО ПОЖАРОТУШЕНИЯ | 2006 |
|
RU2330700C1 |
ЗАПОРНО-ПУСКОВОЕ УСТРОЙСТВО УСТАНОВКИ ГАЗОВОГО ПОЖАРОТУШЕНИЯ И ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ КОНТРОЛЯ ЕГО РАБОТОСПОСОБНОСТИ | 2010 |
|
RU2411976C1 |
НАСОС ПОРШНЕВОЙ ГИДРОПРИВОДНОЙ | 2019 |
|
RU2719754C1 |
ЦИЛИНДР УПРАВЛЕНИЯ ФОНАРЕМ САМОЛЕТА | 2012 |
|
RU2492366C1 |
Запорно-пусковое устройство и способ его функционирования | 2018 |
|
RU2695389C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТУШЕНИЯ ПОЖАРА В КОНТЕЙНЕРЕ ДЛЯ ХРАНЕНИЯ И ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ И ПРИСПОСОБЛЕНИЕ ДЛЯ МОНТАЖА ЭТОГО УСТРОЙСТВА | 2009 |
|
RU2396096C1 |
Обратный наборно-секционный клапан системы управления шаровым краном | 2020 |
|
RU2737570C1 |
КЛАПАН БЫСТРОДЕЙСТВУЮЩИЙ УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ПРЯМОТОЧНЫЙ КБУП | 2001 |
|
RU2193428C1 |
Предложенное изобретение относится к запорно-пусковым устройствам, используемым в газовых магистралях, преимущественно к противопожарной технике и предназначено для использования в установках газового пожаротушения. Запорно-пусковое устройство содержит корпус, в котором выполнены входное и выходное отверстия газовой магистрали. В зоне выходного отверстия корпуса установлен клапан, соединенный с подпружиненным поршнем, установленным с возможностью перемещения в рабочей камере корпуса. Устройство имеет механизм открывания и закрывания клапана, который содержит два смонтированных в корпусе двухпозиционных подпружиненных золотника, связанных с приводом их перемещения. Корпус и двухпозиционные подпружиненные золотники имеют и/или образуют систему отверстий, формирующих в перемещенном положении первого золотника и исходном положении второго золотника канал подачи газа из упомянутой рабочей камеры в атмосферу, а в перемещенном положении второго золотника - канал подачи газа из входного отверстия в рабочую камеру. Корпус имеет цилиндрическую полость, в которой с образованием осевого прохода закреплена обойма с упомянутой рабочей камерой, и перекрывающий открытую сторону стакана расположенный со стороны входного отверстия корпуса золотникового устройства, при этом золотники установлены в упомянутом корпусе преимущественно с поперечным расположением относительно обоймы, а в обойме выполнено отверстие для подачи газа к торцевой поверхности поршня. Корпус имеет две оппозитно расположенные гильзы, в которых установлены вдоль одной оси упомянутые подпружиненные золотники, при этом указанные гильзы имеют и/или образуют посредством проточек указанную систему отверстий, причем первый золотник имеет и/или образует посредством проточек систему отверстий для формирования канала подачи газа из рабочей камеры в атмосферу, а второй золотник имеет и/или образует посредством проточек одну систему отверстий для формирования канала подачи газа из рабочей камеры в атмосферу, а другую - для образования канала подачи газа из входного отверстия в рабочую камеру. Технический результат заключается в повышении функциональной надежности устройства без снижения скорости срабатывания, минимизация мощности привода и повышение удобства обслуживания. 8 з.п. ф-лы, 3 ил.
ЗАПОРНО-ПУСКОВОЕ УСТРОЙСТВО | 2002 |
|
RU2213600C1 |
US 6164383 A, 26.12.2000 | |||
RU 2001123315 А, 20.04.2003. |
Авторы
Даты
2006-12-10—Публикация
2005-04-06—Подача