Настоящее изобретение относится к области дорожного строительства и может быть использовано при возведении автомобильных дорог и площадок на болотах как в летнее, так и в зимнее время года.
Известен способ строительства дорог на болотах (Технологические схемы комплексной механизации основных видов дорожно-строительных работ. ВСН 10-72. Минавтодор РСФСР. - М.: Транспорт, 1974, с.44-51). Он включает доставку грунта, разгрузку, послойное разравнивание и уплотнение. При этом работы выполняют на всей ширине отсыпаемой насыпи по ходу направления движения технологического потока.
Недостатком известного способа является то, что при таком способе отсыпки насыпи вид напряженно-деформированного состояния (НДС) в торфяном основании остается постоянным и не учитывается при отсыпке в зимнее или летнее время года, что снижает эффективность способа.
Наиболее близким техническим решением (по первому и второму вариантам) является способ строительства дорог на болотах, согласно которому насыпь земляного полотна отсыпают послойно, доставку грунта на линейно-протяженную строительную площадку для каждого технологического слоя выполняют транспортом, движущимся по ходу движения технологического потока, и с возвращением порожнего транспорта против хода движения технологического потока укладку грунта на основание, разравнивание и уплотнение осуществляют посредством построечной техники, при этом сооружение насыпи земляного полотна ведут последовательно - делянами, а перед сооружением каждого технологического слоя земляного полотна на деляне линейно-протяженную строительную площадку делят на продольные полосы с чередованием их в каждом слое попеременно. (Патент РФ 2224837, Е 01 С 3/00, 2003. Способ сооружения земляного полотна).
Недостатком известного способа является то, что неравномерная отсыпка полос деляны (сначала с одной стороны, потом с другой - на значительной протяженности) приводит к формированию в торфяном основании несимметричной зоны НДС, что приводит к неравномерному уплотнению торфа по ширине и глубине основания и может привести к нарушению устойчивости насыпи, т.е. учитываются только технологические особенности строительства, но не учитывается физическое состояние основания и особенности его поведения при нагружении в случае отсыпки насыпи в зимнее или летнее время года. Все это снижает эффективность способа.
При создании настоящего изобретения была поставлена задача по разработке более эффективного способа строительства дорог на болотах как в летнее, так и зимнее время года за счет учета вида НДС, формируемого в основании насыпи при ее отсыпке, что обеспечит формирование в торфяном основании симметричной зоны НДС и, в свою очередь, равномерное уплотнение торфа по ширине и глубине основания. Кроме того, повышается однородность грунта в земляном полотне насыпи по плотности за счет более равномерной отсыпки по ее ширине.
Поставленная задача достигается тем, что в известном способе строительства дорог на болотах насыпь земляного полотна отсыпают послойно, доставку грунта на линейно-протяженную строительную площадку для каждого технологического слоя выполняют транспортом, движущимся по ходу движения технологического потока, и с возвращением порожнего транспорта против хода движения технологического потока, укладку грунта на основание, разравнивание и уплотнение осуществляют посредством построечной техники, при этом сооружение насыпи земляного полотна ведут последовательно - делянами, а перед сооружением каждого технологического слоя земляного полотна на деляне линейно-протяженную строительную площадку делят на продольные полосы с чередованием их в каждом слое попеременно, причем по первому варианту (в летнее время - отсыпка грунта на непромороженный торфяной покров) линейно-протяженную строительную площадку делят на три полосы, отсыпку первого слоя начинают с двух крайних полос с опережением отсыпки средней полосы на длину не менее 2,5bкр, отсыпку второго слоя начинают со средней полосы с опережением отсыпки крайних полос на длину не менее 2,5bср с последующим чередованием отсыпки полос в следующих слоях, по второму варианту (в зимнее время - отсыпка грунта на промороженный торфяной покров) линейно-протяженную строительную площадку делят на три полосы, отсыпку первого слоя начинают со средней полосы с опережением отсыпки крайних полос на длину не менее 2,5bср с последующим чередованием отсыпки полос в следующих слоях.
Изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1 изображена схема отсыпки насыпи на болоте в летнее время; на фиг.2 - схема отсыпки насыпи в зимнее время; на фиг.3 - план отсыпки насыпи в летнее время; на фиг.4 - план отсыпки насыпи в зимнее время; на фиг.5 - вариант отсыпки насыпи в летнее время; на фиг.6 - вариант отсыпки насыпи в зимнее время.
Строительство дороги на болоте осуществляют следующим образом.
При строительстве дороги в летнее время (фиг.1, фиг.3) вначале расчищают трассу дороги и подготавливают основание 1 с подошвой 2. После этого подошву 2 делят по ширине на три продольные полосы 3, 4 и 5 в пределах деляны. Затем начинают отсыпку первого слоя насыпи с краев, включая откосы, полос 3, 5, например, на ширину одной полосы дороги и на длину, равную половине ширине насыпи, но не менее 2,5bкр. После этого начинают отсыпку средней части насыпи полосы 4, продолжая при этом выполнять отсыпку насыпи по крайним полосам 3,4. Второй слой формируют в обратном порядке. Отсыпают среднюю часть - полосу 6, например на длину, равную половине ширины насыпи, но не менее 2,5bср. После этого начинают отсыпку крайних полос 7, 8, продолжая при этом выполнять отсыпку средней части - полосы 4. На фиг.5 приведен вариант строительства дороги (при небольшой глубине болота - менее 2 м) с отсыпкой второго слоя по всей ширине насыпи. В процессе отсыпки первого слоя насыпи происходит формирование в основании насыпи НДС, характеризуемое сжатием (параметр Лоде, определяющий вид напряженного состояния, μσ=-1), и более плотной структуры, что повышает устойчивость системы и эффективность способа. В процессе отсыпки, в обратном порядке, второго слоя происходит выравнивание поля напряжений в торфяном основании и разброс стыковочных швов - несовпадение продольных швов по высоте насыпи, обеспечивая однородность грунта земляного полотна по плотности.
Длина отсыпки полос, равная 2,5bкр (2,5bср) и более, выбрана из условия снижения взаимного влияния зоны деформаций в основании под средней полосой и зоны деформаций в основании под крайними полосами в процессе отсыпки наспи земляного полотна.
При строительстве дороги в зимнее время (фиг.2, фиг.4) вначале расчищают от снега трассу дороги и подготавливают основание 1 с подошвой 2. После этого подошву 2 делят по ширине на три продольные полосы 3, 4 и 5 в пределах деляны. Затем начинают отсыпку первого слоя со средней части 4 насыпи, например на ширину, равную двум полосам дороги и длину, равную половине ширине насыпи, но не менее 2,5bср.
После этого начинают отсыпку крайних полос 3, 5 насыпи, продолжая при этом выполнять отсыпку средней части насыпи - полосы 4. Отсыпку последующих слоев выполняют в обратном порядке или по всей ширине дороги в зависимости от глубины болота, условий строительства и условий эксплуатации. На фиг.6 приведен вариант строительства дороги в один слой при небольшой глубине болота (глубиной мене 2 м). В процессе отсыпки насыпи происходит формирование в основании насыпи НДС, характеризуемое растяжением (параметр Лоде, определяющий вид напряженного состояния, μσ=+1), что приводит к более быстрой осадке насыпи в зимнее время и соответственно ее стабилизации. При этом сокращаются сроки строительства и повышается эффективность способа.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
Способ сооружения земляного полотна | 2002 |
|
RU2224837C2 |
СПОСОБ СТРОИТЕЛЬСТВА КУСТОВОГО СВАЙНОГО ОСНОВАНИЯ ДЛЯ БУРЕНИЯ И ЭКСПЛУАТАЦИИ СКВАЖИН НЕФТЕГАЗОВЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ | 2007 |
|
RU2353727C1 |
СПОСОБ СООРУЖЕНИЯ ЗЕМЛЯНОГО ПОЛОТНА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПУТИ НА СЛАБОМ ПРИ ПРОТАИВАНИИ ОСНОВАНИИ | 2021 |
|
RU2795020C1 |
ЗЕМЛЯНОЕ ПОЛОТНО НА БОЛОТАХ С УСТРОЙСТВОМ ОПОРНОЙ ГРУНТОВОЙ ОБОЙМЫ УШИРЕННОГО ТИПА | 2015 |
|
RU2594379C1 |
СПОСОБ СООРУЖЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕЗДА ВДОЛЬ ТРАССЫ МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА (ВАРИАНТЫ) И УСТРОЙСТВА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2003 |
|
RU2220350C1 |
СПОСОБ СООРУЖЕНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО ПРОЕЗДА ВДОЛЬ ТРАССЫ МАГИСТРАЛЬНОГО ТРУБОПРОВОДА (ВАРИАНТЫ) | 2003 |
|
RU2221953C1 |
Способ защиты мерзлого основания насыпи дорожного полотна от негативного влияния обводнения | 2020 |
|
RU2753329C2 |
НАСЫПЬ НА МЕРЗЛОМ ГРУНТЕ | 2008 |
|
RU2360063C1 |
СПОСОБ ВОЗВЕДЕНИЯ НАСЫПИ НА МЕРЗЛЫХ ГРУНТАХ | 2008 |
|
RU2378446C2 |
Способ возведения земляного полотна в зимнее время | 1991 |
|
SU1819932A1 |
Изобретение направлено на формирование в торфяном основании симметричной зоны НДС, равномерное уплотнение торфа по ширине и глубине основания, повышение однородности грунта в земляном полотне насыпи по плотности за счет более равномерной отсыпки по ее ширине. Указанный технический результат достигается тем, что в способе строительства дорог на болотах насыпь земляного полотна отсыпают послойно, доставку грунта на линейно-протяженную строительную площадку для каждого технологического слоя выполняют транспортом, движущимся по ходу движения технологического потока, и с возвращением порожнего транспорта против хода движения технологического потока укладку грунта на основание, разравнивание и уплотнение осуществляют посредством построечной техники, при этом сооружение насыпи земляного полотна ведут последовательно - делянами, а перед сооружением каждого технологического слоя земляного полотна на деляне линейно-протяженную строительную площадку делят на продольные полосы с чередованием их в каждом слое попеременно, причем по первому варианту (в летнее время - отсыпка грунта на непромороженный торфяной покров) линейно-протяженную строительную площадку делят на три полосы, отсыпку первого слоя начинают с двух крайних полос с опережением отсыпки средней полосы на длину не менее 2,5bкр, отсыпку второго слоя начинают со средней полосы с опережением отсыпки крайних полос на длину не менее 2,5bкр с последующим чередованием отсыпки полос в следующих слоях, по второму варианту (в зимнее время - отсыпка грунта на промороженный торфяной покров) линейно-протяженную строительную площадку делят на три полосы, отсыпку первого слоя начинают со средней полосы с опережением отсыпки крайних полос на длину не менее 2,5bкр с последующим чередованием отсыпки полос в следующих слоях. 2 н.п. ф-лы, 6 ил.
Способ сооружения земляного полотна | 2002 |
|
RU2224837C2 |
Способ возведения насыпи на слабом основании | 1988 |
|
SU1631130A1 |
ИВАНОВ Н.Н | |||
Строительство автомобильных дорог | |||
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
- М.: Транспорт, 1963, с.143-150, 257-258 | |||
НЕКРАСОВ В.К | |||
Строительство автомобильных дорог | |||
Печь для непрерывного получения сернистого натрия | 1921 |
|
SU1A1 |
- М.: Транспорт, 1980, с.149, 243-245 | |||
RU 94036354 A1, 10.06.1996. |
Авторы
Даты
2007-02-20—Публикация
2005-08-30—Подача