СПОСОБ ТУШЕНИЯ ПОЖАРА И УСТАНОВКА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ Российский патент 2007 года по МПК E21F5/00 A62C3/02 

Описание патента на изобретение RU2295040C1

Изобретение относится преимущественно к технике тушения подземных пожаров в угольных шахтах и позволяет повысить эффективность ингибирования пламенного горения и флегматизации взрывчатой среды за счет создания инертной атмосферы.

Известен способ объемного тушения пожара и устройство для его осуществления (патент РФ №2115450, А 62 С 35/00, опубл. 1998.07.20). Изобретение используется для тушения очагов ЛВЖ, ГЖ и твердых горючих материалов путем подачи в защищаемое помещение (очаг пожара) огнетушащего аэрозоля, полученного путем сжигания твердотопливного заряда из АОС на основе нитратов и/или перхлоратов щелочных металлов, органических и/или металлических горючих охладителей и/или технологических добавок, причем перед или одновременно с подачей аэрозоля подают вторичный реагент (диоксид углерода и/или ортофосфорную кислоту) в соотношении по массе с твердотопливным зарядом 1:0,5-1:100, а для создания в зоне пожара экранирующих аэрозольных завес аэрозоль образуют сжиганием сажеобразующей смеси и смешивают его с диоксидом углерода при соотношении по массе сажеобразующей смеси и диоксида углерода 0,5:1-7:1. Для осуществления способа используют устройство, содержащее корпус с зарядом АОС, узел инициирования, баллон с вторичным реагентом, причем пространство между выходом из камеры сгорания и зарядом из АОС заполнено наполнителем (например, перхлоратом калия или сажеобразующей смесью) при соотношении по массе заряда и наполнителя 1:4-10:1. Недостатком данного изобретения является низкая эффективность пожаротушения и высокий расход огнетушащего вещества.

Известен способ тушения пожаров и предотвращения взрывов в подземных горных выработках, принятый за прототип в части способа (а.с. СССР №1270366, 5 E 21 F 5/00, опубл. 1985.05.20). Способ включает подачу огнегасительной смеси в виде аэрозоля, одним из компонентов которой является хладон, локализацию пожарной зоны путем возведения перемычки, согласно изобретению с целью повышения эффективности ингибирования пламенного горения и флегматизации взрывчатой среды за счет поддержания хладона во взвешенном состоянии, в пожарной зоне размещают устройство рециркуляции атмосферы с активатором, осуществляют принудительную турбулизацию атмосферы с активатором и осуществляют принудительную турбулизацию атмосферы в этой зоне посредством активатора. Недостатком данного изобретения является низкая эффективность пожаротушения и высокий расход огнетушащего вещества.

Известна автоматическая установка газового пожаротушения (патент РФ №2108828, А 62 С 35/00, А 62 С 37/00, опубл. 1998.04.20). Устройство содержит датчики обнаружения пожара, блок управления, емкость с огнетушащим веществом, электроуправляемый клапан, распределительную сеть и выпускной насадок, при этом емкость с огнетушащим веществом соединена через электроуправляемый клапан с распределительной сетью и выпускным насадком, а блок управления соединен с датчиками обнаружения пожара и электроуправляемым клапаном, введен теплообменник регенеративного типа, масса теплобменного вещества которого выбрана из заданного соотношения и который установлен между электроуправляемым клапаном и выпускным насадком и расположен в виде эжектора. Недостатком данного изобретения является низкая эффективность пожаротушения и высокий расход огнетушащего вещества.

Известен автомобиль газового пожаротушения, принятый за прототип в части устройства (патент РФ №2131755, А 62 А 27/00, опубл. 1999.06.20). Устройство содержит шасси, изотермическую емкость с огнетушащим веществом в виде перегретой криогенной жидкости, трубопровод подачи, патрубок подачи огнетушащего вещества, трубопроводы, предохранительную и запорную арматуры, нагреватель, выполненный в виде теплообменника "криогенная жидкость-окружающий воздух" и расположенный под изотермической емкостью так, что вход теплообменника соединен с жидкой фазой криогенного вещества, согласно изобретению степень перегрева криогенной жидкости составляет Тпернорм=1,1-1,8, где Тпер - температура перегретой криогенной жидкости; Тнорм - температура криогенной жидкости при нормальных условиях, теплообменная поверхность теплообменника достаточна для испарения жидкого азота со скоростью в Vпар/Vжидк раз меньше расхода криогенной жидкости, необходимой для тушения, где Vпар - удельный объем газа, равновесного криогенной жидкости в перегретом состоянии; Vжидк - удельный объем криогенной жидкости в перегретом состоянии, при этом выход теплообменника через вентили соединен с газообразной фазой и средней частью жидкой фазы криогенного вещества на высоте, достаточной для подачи жидкости в теплообменник. Недостатком данного изобретения является низкая эффективность пожаротушения и высокий расход огнетушащего вещества.

Техническим результатом изобретения является повышение эффективности пожаротушения и снижение расхода огнетушащего вещества.

Технический результат достигается в части способа достигается тем, что в способе тушения пожара, включающем возведение основной перемычки, подачу огнегасительной смеси и локализацию пожарной зоны, согласно изобретению одновременно с возведением основной перемычки возводят дополнительную перемычку и фиксируют в выработке перед пожарной зоной установку для тушения пожара с авиационным двигателем, а огнегасительную смесь получают путем сжигания топлива и подают ее за основную перемычку, причем топливо сжигают до прекращения горения в пожарной зоне.

Технический результат в части устройства достигается тем, что установка для тушения пожара, содержащая платформу, изотермическую емкость, трубопровод подачи, основную перемычку, установленную перед очагом пожара, согласно изобретению снабжена дополнительной перемычкой, установленной перед основной перемычкой с отверстием, причем вся установка выполнена на колесно-рельсовом ходу и содержит три платформы, на первой, выполненной без бортов, жестко закреплен авиационный двигатель, связанный через генератор с маслостанцией и через компрессор с перемычками, на второй платформе с проемом закреплены распорные и несущие стойки с шарнирными башмаками для раскрепления установки в выработке, а на третьей платформе закреплена изотермическая емкость, связанная трубопроводом подачи с авиационным двигателем.

Применение предлагаемого устройства по сравнению с прототипом позволяет повысить эффективность пожаротушения и снизить расход огнетушашего вещества.

Способ тушения пожара и установка для его осуществления поясняются чертежами, на фиг.1 показана установка в транспортном положении, на фиг.2 показана установка в рабочем положении, на фиг.3 показан вид по стрелке А, где:

1 - авиационный двигатель;

2 - основная перемычка с отверстием;

3 - компрессор;

4 - дополнительная перемычка;

5 - маслостанция;

6 - генератор;

7 - шарнирные башмаки распорных стоек;

8 - проушина для распорных стоек;

9 - трубопровод подачи;

10 - проем для установки распорных стоек;

11 - изотермическая емкость с топливом, например керосином;

12 - распорные стойки;

13 - несущие стойки.

Способ тушения пожара осуществляют следующим способом. Основную перемычку 2 возводят одновременно с возведением дополнительной 4 перемычки. Установку перед запуском фиксируют перед пожарной зоной с помощью распорных 12 и несущих 13 стоек и локализуют пожарную зону путем установки основной 2 перемычки с отверстием и дополнительной 4 перемычки. Огнегасительную смесь, состоящую в основном из углекислого газа получают путем сжигания топлива, например керосина, и подачи продуктов сгорания топлива за перемычку 2 с отверстием. Топливо сжигают до получения в пожарной зоне атмосферы, не поддерживающей горение за счет вытеснения углекислым газом воздуха и инертизации и флегматизации атмосферы (до прекращения горения в пожарной зоне).

Установка для тушения пожара включает три платформы на колесно-рельсовом ходу, соединенные между собой (условно не выделены). На первой платформе жестко закрепляют кузов без бортов, внутри которого жестко закрепляют авиационный двигатель 1, связанный через генератор 6 с маслостанцией 5 и компрессором 3. Компрессор 3 связан с основной 2 и дополнительной 4 перемычками. Авиационный двигатель 1 связывают трубопроводом подачи 9 с изотермической емкостью 11 с топливом, например керосином. Емкость 11 выполнена изотермической для обеспечения возможного перегрева топлива. Зазор между емкостью с топливом заполнен негорючей жидкостью, например водой. На кузове первой платформы закреплена перемычка 2 с отверстием, совпадающим с местом выхода продуктов сгорания, закрепленная со стороны выхода продуктов сгорания и установленная перед очагом пожара. В средней части первой платформы закреплена до основной 2 перемычки с отверстием дополнительная перемычка 4, выполненная, например, из резинокорда, для надежной изоляции очага пожара и предотвращения утечек огнегасительной смеси. Вторая платформа, служащая в основном для перемещения стоек, включает раму с проемом 10, достаточным для монтажа несущих 13 и распорных 12 стоек с шарнирными башмаками 7, предназначенными для надежного раскрепления установки в выработке перед пожарной зоной. Третья платформа установки включает кузов с закрепленной на нем емкостью 11, выполненной изотермической для предотвращения перегрева топлива.

Установка для тушения пожара работает следующим образом. Установку фиксируют перед пожарной зоной с помощью распорных 12 стоек с шарнирными башмаками 7, вставленных в проушину 8, и несущих стоек 13. После этого подают топливо из изотермической емкости 11 и с помощью пускателя (условно не показан) запускают авиационный двигатель 1. С помощью компрессора 3 заполняют основную 2 и дополнительную 4 перемычки воздухом. Маслостанция 5 необходима для подачи масла и смазки движущихся частей двигателя, а генератор 6 - для выработки электричества. Затем подают продукты сгорания топлива за перемычки 2 и 4 в пожарную зону до практически полного вытеснения ими воздуха из выработки и прекращения горения.

Применение предлагаемого способа тушения пожара и установки для его осуществления обеспечивает следующие преимущества:

- повышение эффективности пожаротушения;

- снижение расхода огнетушащего вещества;

- снижение расхода материалов.

Похожие патенты RU2295040C1

название год авторы номер документа
СПОСОБ ТУШЕНИЯ ПОЖАРА 2008
  • Толстунов Сергей Андреевич
  • Мозер Сергей Петрович
  • Толстунов Антон Сергеевич
RU2360126C1
СПОСОБ ТУШЕНИЯ ПОЖАРА 2008
  • Толстунов Сергей Андреевич
  • Мозер Сергей Петрович
  • Толстунов Антон Сергеевич
RU2360125C1
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТУШЕНИЯ ПОЖАРОВ 2005
  • Толстунов Сергей Андреевич
  • Мозер Сергей Петрович
  • Толстунов Антон Сергеевич
RU2290237C1
СПОСОБ ТУШЕНИЯ ПОЖАРА В ТУПИКОВОЙ ВЫРАБОТКЕ 1992
  • Чуприков А.Е.
  • Лагутин В.И.
  • Кузнецов А.Т.
RU2039295C1
СПОСОБ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ ЗАЩИТЫ ГРУЗА ВНУТРИ ЗАКРЫТОГО КОНТЕЙНЕРА, ВАГОНА ИЛИ ФУРГОНА 2007
  • Сильников Евгений Сергеевич
  • Рыченко Юлия Вячеславовна
  • Николаев Андрей Иванович
  • Андреев Андрей Алексеевич
  • Барсуков Игорь Борисович
  • Пушкин Владимир Александрович
  • Каплоухий Сергей Александрович
  • Абраменко Виктор Алексеевич
RU2359722C2
Способ тушения пожаров и предотвращения взрывов в подземных горных выработках 1985
  • Беляев Олег Николаевич
  • Палеев Дмитрий Юрьевич
  • Чуриков Юрий Васильевич
  • Филиппов Александр Иванович
SU1270366A1
Способ локализации и непрерывного тушения пожаров и мобильный пожарный агрегат для его осуществления 2021
  • Забелин Сергей Николаевич
  • Девяткин Сергей Петрович
RU2781523C1
СПОСОБ ТУШЕНИЯ ПОЖАРА 2002
  • Руденко М.Г.
  • Щербаков И.С.
  • Гришин А.М.
RU2216367C2
СПОСОБ ОБЪЕМНОГО ТУШЕНИЯ ПОЖАРА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2004
  • Каришин В.В.
  • Зарецкий Р.Ю.
RU2253492C1
СПОСОБ ИЗОЛЯЦИИ И ПОДАВЛЕНИЯ ПОЖАРА В НАКЛОННОЙ ГОРНОЙ ВЫРАБОТКЕ ШАХТЫ 1995
  • Чуприков А.Е.
  • Лагутин Е.В.
  • Лапин В.А.
RU2086770C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 295 040 C1

Реферат патента 2007 года СПОСОБ ТУШЕНИЯ ПОЖАРА И УСТАНОВКА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ

Изобретение относится преимущественно к технике тушения подземных пожаров в угольных шахтах и позволяет повысить эффективность ингибирования пламенного горения и флегматизации взрывчатой среды за счет создания инертной атмосферы. Технический результат в части способа тушения пожара достигается тем, что одновременно с возведением основной перемычки возводят дополнительную перемычку и фиксируют в выработке перед пожарной зоной установку для тушения пожара с авиационным двигателем, а огнегасительную смесь получают путем сжигания топлива и подают ее за основную перемычку, причем топливо сжигают до прекращения горения в пожарной зоне. Установка для тушения пожара снабжена дополнительной перемычкой, установленной перед основной перемычкой с отверстием, причем вся установка выполнена на колесно-рельсовом ходу и содержит три платформы: на первой, выполненной без бортов, жестко закреплен авиационный двигатель, связанный через генератор с маслостанцией и через компрессор с перемычками, на второй платформе с проемом закреплены распорные и несущие стойки с шарнирными башмаками для раскрепления установки в выработке, а на третьей платформе закреплена изотермическая емкость, связанная трубопроводом подачи с авиационным двигателем. 2 н.п. ф-лы, 3 ил.

Формула изобретения RU 2 295 040 C1

1. Способ тушения пожара, включающий возведение основной перемычки, подачу огнегасительной смеси и локализацию пожарной зоны, отличающийся тем, что одновременно с возведением основной перемычки возводят дополнительную перемычку и фиксируют в выработке перед пожарной зоной установку для тушения пожара с авиационным двигателем, а огнегасительную смесь получают путем сжигания топлива и подают ее за основную перемычку, причем топливо сжигают до прекращения горения в пожарной зоне.2. Установка для тушения пожара, содержащая платформу, изотермическую емкость, трубопровод подачи, основную перемычку, установленную перед очагом пожара, отличающаяся тем, что она снабжена дополнительной перемычкой, установленной перед основной перемычкой с отверстием, причем вся установка выполнена на колесно-рельсовом ходу и содержит три платформы, на первой, выполненной без бортов, жестко закреплен авиационный двигатель, связанный через генератор с маслостанцией и через компрессор - с перемычками, на второй платформе с проемом закреплены распорные и несущие стойки с шарнирными башмаками для раскрепления установки в выработке, а на третьей платформе закреплена изотермическая емкость, связанная трубопроводом подачи с авиационным двигателем.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2007 года RU2295040C1

Способ тушения пожаров и предотвращения взрывов в подземных горных выработках 1985
  • Беляев Олег Николаевич
  • Палеев Дмитрий Юрьевич
  • Чуриков Юрий Васильевич
  • Филиппов Александр Иванович
SU1270366A1
АВТОМОБИЛЬ ГАЗОВОГО ПОЖАРОТУШЕНИЯ 1997
  • Белокопытов О.К.
  • Зашляпин Р.А.
  • Лебедевич Е.И.
  • Насибулин И.К.
  • Чебуркин Н.В.
RU2131755C1
Генератор инертного газа 1981
  • Вишневский Леонид Денисович
  • Макаренко Валерий Леонидович
SU977823A1
СПОСОБ ИЗОЛЯЦИИ И ПОДАВЛЕНИЯ ПОЖАРА В НАКЛОННОЙ ГОРНОЙ ВЫРАБОТКЕ ШАХТЫ 1995
  • Чуприков А.Е.
  • Лагутин Е.В.
  • Лапин В.А.
RU2086770C1
Устройство для введения лекарственных порошков 1987
  • Ананьева Наталья Андреевна
  • Усанова Елена Павловна
SU1503827A1
US 5469920 А, 28.11.1995.

RU 2 295 040 C1

Авторы

Толстунов Сергей Андреевич

Мозер Сергей Петрович

Толстунов Антон Сергеевич

Даты

2007-03-10Публикация

2005-07-12Подача