Изобретение относится к освоению подводных месторождений полезных ископаемых, преимущественно жидких и газообразных, к сооружению технологических комплексов при сооружении морских комплексов, работающих в экстремальных условиях.
Известно техническое решение, которое направлено на решение задачи возможности эксплуатации морской платформы в арктических широтах, при этом предусматривается выполнение основания морской платформы из двух модулей с возможностью линейного перемещения относительно друг друга, съем с основания и транспортировку несущей платформы на плаву в безопасное место от траектории движения айсберга [1].
Известное техническое решение предусматривает наличие скважин только на технологических сателлитах, а конструкция морской платформы не предусматривает возможность установки скважин непосредственно на платформе.
Известен способ обустройства морского нефтегазового месторождения, при котором сооружают центральные, периферийные морские платформы с технологическим оборудованием, включая компрессорные станции, каждую платформу выполняют с подводным неподвижным модулем, габаритные размеры которых выбирают из условия беспрепятственного прохождения ледового поля или айсберга, который жестко связывают с грунтом, и верхним подвижным модулем, на береговой базе устанавливают технологическое оборудование, включающее соответствующую компрессорную станцию, при этом все модули связывают между собой основным магистральным трубопроводом [2 - прототип].
Недостатком известного способа является сложность сооружения комплекса и его высокие затраты на его эксплуатацию и относительно невысокая надежность.
Целью настоящего изобретения является повышение надежности и экономичности обустройства месторождений полезных ископаемых как в арктических условиях, так и в широтах, подверженных ураганам и цунами.
Поставленная цель достигается тем, что реализуется способ обустройства морского нефтегазового месторождения, при котором сооружают центральные и периферийные морские платформы с технологическим оборудованием, включая компрессорные станции, каждую платформу выполняют с подводным неподвижным модулем, габаритные размеры которых выбирают из условия беспрепятственного прохождения ледового поля или айсберга, который жестко связывают с грунтом, и верхним подвижным модулем, на береговой базе устанавливают технологическое оборудование, включающее соответствующую компрессорную станцию, при этом все модули связывают между собой основным магистральным трубопроводом, причем верхние подвижные модули с технологическим оборудованием и/или с компрессорными станциями связывают с основным магистральным трубопроводом с помощью дополнительных магистральных трубопроводов, которые подсоединяют к основному магистральному трубопроводу с помощью соответствующих переключающих устройств, и к технологическому оборудованию центральной платформы и к компрессорной станции соответствующего подвижного модуля - с помощью соединительных муфт с обратными клапанами.
В одном из вариантов реализации способа дополнительные магистральные трубопроводы выполняют гибкими и их снабжают поплавковыми устройствами с регулируемой плавучестью, причем поплавковое устройство, расположенное рядом с соединительной муфтой с обратными клапанами, снабжают сигнальным устройством.
Кроме того, верхние подвижные модули с компрессорными станциями могут быть выполнены в виде надводного транспортного средства и установлены на предварительно заданном месте посредством якорной системы, которую устанавливают или убирают с помощью специализированного судна - якорязаводчика.
При наличии ледового поля или айсберга, траектория движения которого проходит через точку установки морской платформы, соответствующий подвижный модуль отсоединяют от неподвижного, дополнительные трубопроводы с помощью соединительных муфт отсоединяют от компрессорной станции, а соответствующие переключающие устройства переводят в положение, обеспечивающее транспортировку полезных ископаемых по основному магистральному трубопроводу, после чего верхний подвижный модуль отводят в безопасное место или на береговую технологическую базу.
Технические средства для осуществления способа представлены на рисунках, приведенных на фиг.1-4.
На фиг.1 представлены технические средства, которые реализуют способ при жестком креплении морских платформ к грунту с помощью, например, натяжных свай, и выполнении дополнительного магистрального трубопровода также жестким; на фиг.2 - то же при выполнении дополнительного магистрального трубопровода гибким; на фиг.3 - вариант установки морских платформ с динамической стабилизацией и установки компрессорных станций на надводных транспортных средствах; на фиг.4 - общая схема обустройства месторождения.
Технические средства для реализации способа (фиг.1, фиг.4) включают в себя центральные 1 и периферийные 2 морские платформы с технологическим оборудованием 3, включая компрессорные станции 4. Каждая платформа 1 или 2 содержит подводный неподвижным модуль 5, габаритные размеры которой выбирают из условия беспрепятственного прохождения ледового поля или айсберга 6 или волн, обусловленных ураганами или цунами. Подводный неподвижный модуль 5 жестко связывают с твердым грунтом 7 и на нем располагают верхний подвижный модуль 9. На береговой базе устанавливают технологическое оборудование, включающее соответствующую компрессорную станцию 4. Все модули связывают между собой основным магистральным трубопроводом 10. Наличие нескольких компрессорных станций 4 между морскими платформами 1 и 2 и береговой базой необходимо в случае отдаленного расположения нефтегазового месторождения от береговой базы, что в практике достаточно часто имеет место.
Верхние подвижные полупогруженные модули 8 с технологическим оборудованием 3 или с компрессорными станциями 4 связаны с основным магистральным трубопроводом 9 с помощью дополнительных магистральных трубопроводов 10. Дополнительные магистральные трубопроводы 10 подсоединены к основному магистральному трубопроводу 9 с помощью переключающих устройств 11, а к технологическому оборудованию 3 центральной платформы 1 и к компрессорной станции 4 соответствующего подвижного модуля 8 - с помощью соединительных муфт с обратными клапанами 12.
В ряде реализации способа дополнительные магистральные трубопроводы 10 выполняют гибкими (фиг.2 и фиг.3) и их снабжают поплавковыми устройствами 13 с регулируемой плавучестью. Поплавковое устройство 13, расположенное рядом с соединительной муфтой с обратными клапанами 12, снабжают сигнальным устройством (не показано).
В некоторых случаях верхние подвижные модули с компрессорными станциями 4 выполняют в виде надводного транспортного средства 14 (фиг.3) и устанавливают на предварительно заданном месте посредством якорной системы 15. Транспортное средство 14 устанавливают или снимают с помощью специализированного судна - якорязаводчика (не показано).
Предложенный способ осуществляется следующим образом.
Сооружают центральные 1 и периферийные 2 морские платформы с технологическим оборудованием 3, включая компрессорные станции 4, каждую платформу выполняют с подводным неподвижным модулем 5, габаритные размеры которых выбирают из условия беспрепятственного прохождения ледового поля или айсберга 6, а также нижней кромки волн, обусловленных тайфунами или цунами, который жестко связывают с грунтом 7, и верхним подвижным модулем 8, на береговой базе устанавливают технологическое оборудование, включающее соответствующую компрессорную станцию 4, при этом все модули связывают между собой основным магистральным трубопроводом 9. Верхние подвижные модули 8 с технологическим оборудованием 3 и/или с компрессорными станциями 4 связывают с основным магистральным трубопроводом 8 с помощью дополнительных магистральных трубопроводов 10, которые подсоединяют к основному магистральному трубопроводу 9 с помощью соответствующих переключающих устройств 11, и к технологическому оборудованию 3 центральной платформы 1 и компрессорной станции 4 соответствующего подвижного модуля 8 - с помощью соединительных муфт с обратными клапанами 12.
В одном из вариантов реализации способа дополнительные магистральные трубопроводы 10 выполняют гибкими и их снабжают поплавковыми устройствами 13 с регулируемой плавучестью, причем поплавковое устройство 13, расположенное рядом с соединительной муфтой с обратными клапанами 12, снабжают сигнальным устройством (не показано).
Кроме того, возможен вариант реализации способа, когда верхние подвижные модули с компрессорными станциями 4 выполняют в виде надводного транспортного средства 14 и устанавливают на предварительно заданном месте посредством якорной системы 15, которую устанавливают или снимают с помощью специализированного судна - якорязаводчика (также не показано).
При наличии ледового поля или айсберга 6, а также больших волн, обусловленных тайфунами или цунами, траектория движения которого проходит через точку установки морской платформы, соответствующий подвижный модуль 8 отсоединяют от неподвижного модуля 5, дополнительные трубопроводы 10 с помощью соединительных муфт 12 отсоединяют от подвижного модуля 8, а соответствующие переключающие устройства 11 переводят в положение, обеспечивающее транспортировку полезных ископаемых по основному магистральному трубопроводу 9, после чего верхний подвижный модуль 8 отводят в безопасное место или на береговую технологическую базу.
Реализация данного способа позволяет повысить надежность и экономичность обустройства месторождений полезных ископаемых как в арктических широтах, так и в широтах, подверженных ураганам и цунами, поскольку габариты неподвижного модуля выбирают из условия беспрепятственного прохождения ледового поля или айсберга, а также нижней кромки волн, обусловленных тайфунами или цунами, в то время как подвижный полупогруженный модуль отводят в безопасное место.
Источники информации
1. Патент РФ №2238365, кл. Е 02 В 17/00, 2004.
2. Патент РФ №2166065, кл. Е 21 В 43/01, 2001.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОБУСТРОЙСТВА АРКТИЧЕСКОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА | 2005 |
|
RU2288994C1 |
СПОСОБ ОБУСТРОЙСТВА МОРСКОГО МЕСТОРОЖДЕНИЯ УНИФИЦИРОВАННЫМИ ТЕХНИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ | 2007 |
|
RU2363810C1 |
СПОСОБ СООРУЖЕНИЯ МОРСКОГО ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА | 2009 |
|
RU2405084C1 |
СПОСОБ СООРУЖЕНИЯ МНОГООПОРНОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПЛАТФОРМЫ | 2007 |
|
RU2361039C2 |
СПОСОБ СООРУЖЕНИЯ АРКТИЧЕСКОЙ ПЛАТФОРМЫ | 2003 |
|
RU2238365C1 |
МОРСКОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС | 2001 |
|
RU2215847C2 |
Способ сооружения морского технологического комплекса | 2002 |
|
RU2225476C1 |
СПОСОБ СООРУЖЕНИЯ МОРСКОЙ ПЛАТФОРМЫ | 2004 |
|
RU2280128C1 |
СПОСОБ ОБУСТРОЙСТВА МОРСКИХ ГЛУБОКОВОДНЫХ НЕФТЕГАЗОВЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ | 2008 |
|
RU2383683C1 |
СПОСОБ ОБУСТРОЙСТВА МОРСКИХ ГЛУБОКОВОДНЫХ НЕФТЕГАЗОВЫХ МЕСТОРОЖДЕНИЙ | 2013 |
|
RU2547161C2 |
Изобретение относится к освоению подводных месторождений полезных ископаемых, преимущественно жидких и газообразных, к сооружению технологических комплексов в арктических условиях. Подводные неподвижные модули жестко связывают с твердым грунтом, а располагаемые на них верхние подвижные модули с технологическим оборудованием и/или с компрессорными станциями связывают с основным магистральным трубопроводом с помощью дополнительных магистральных трубопроводов, которые подсоединяют к основному магистральному трубопроводу с помощью соответствующих переключающих устройств, а к технологическому оборудованию или к компрессорной станции соответствующего подвижного модуля - с помощью соединительных муфт с обратными клапанами. Изобретение обеспечивает повышение надежности и экономичности обустройства месторождений полезных ископаемых в арктических условиях. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.
RU 2166065 С2, 27.04.2001 | |||
МОРСКОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС | 2001 |
|
RU2215847C2 |
СПОСОБ СООРУЖЕНИЯ АРКТИЧЕСКОЙ ПЛАТФОРМЫ | 2003 |
|
RU2238365C1 |
Гидротехническое сооружение для добычи углеводородов на континентальном шельфе в приполярных глубоководных акваториях и способ его возведения | 1991 |
|
SU1821525A1 |
US 3535884 A, 27.10.1970. |
Авторы
Даты
2007-04-10—Публикация
2005-10-12—Подача