СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ГАЗОВЫДЕЛЕНИЯ ХИМИЧЕСКОГО ИСТОЧНИКА ТОКА С ВОДНЫМ ЭЛЕКТРОЛИТОМ В РЕЖИМЕ ПОДЗАРЯДА НА ТРАНСПОРТНОМ СРЕДСТВЕ Российский патент 2007 года по МПК H02J7/10 H01M10/44 

Описание патента на изобретение RU2297087C2

Изобретение относится к электротехнике и предназначено для снижения газовыделения при заряде щелочных и кислотных аккумуляторов открытой конструкции.

Известен способ заряда никель-кадмиевого аккумулятора разнополярными импульсами тока при отсутствии газовыделения (см. а. с. №1048536 SU) со стабилизированными амплитудами зарядного и разрядного токов, позволяющий сократить время заряда и расход электроэнергии при отсутствии газовыделения. Недостатком указанного способа является необходимость стабилизации зарядного и разрядного токов, что ограничивает его применение для режима подзаряда аккумуляторной батареи (АБ) на транспортном средстве, когда средний ток заряда зависит от режима движения.

Более близким к предлагаемому способу является способ заряда АБ, используемый в системе заряда аккумуляторной батареи разнополярным импульсным током (см. а. с. №1534634 SU). Здесь в течение нескольких зарядных импульсов осуществляется заряд однополярным импульсным током АБ и конденсатора, по достижении суммарным напряжением на конденсаторе и АБ порога срабатывания стабилитрона осуществляется разряд АБ на конденсатор, обеспечивается заряд последовательностью однополярных импульсов зарядного тока и пауз, в одну из которых помещается разрядный импульс тока. Этот способ является наиболее близким к предлагаемому, хотя назначением изобретения снижение газовыделения отдельно не оговаривается. Недостатком указанного способа является отсутствие гибкости по отношению к изменению степени заряженности аккумуляторной батареи вследствие фиксированного значение порога срабатывания стабилитрона.

Цель изобретения - снижение газозыделения аккумуляторной батареи в режиме подзаряда на транспортном средстве с учетом величины зарядного тока (режима движения транспортного средства) и степени заряженности АБ.

Указанная цель достигается тем, что в процессе подзаряда контролируется величина напряжения на АБ, характеризующая ее степень заряженности и, при периодическом контроле, также интенсивность заряда (зарядный ток), кроме того измеряется и интегрируется по времени среднее значение зарядного тока. При входе в режим подзаряда АБ и источник зарядного тока соединяются через зарядный импульсный преобразователь (ИП); измеряется начальное значение напряжения на АБ Ub0 между двумя зарядными импульсами; через интервал времени Т1 в промежутке между зарядными импульсами измеряется текущее значение напряжения на АБ и, в случае увеличения измеряемого напряжения до некоторой величины U+, верхней границы диапазона напряжений, определяемой в интервале 0.95 граничного напряжения заряда, предусмотренного ТУ или инструкцией по эксплуатации на данную АБ, включается в работу разрядный импульсный преобразователь и находится в работе, пока очередное измеренное через интервал времени Т2 значение напряжения не снизится до некоторой величины Ub0+U-, нижней границы диапазона напряжений, определяемой с использованием величины U- как произведение доли текущего переданного на АБ заряда (интеграл среднего тока по времени) от полной емкости АБ на максимальный перепад напряжений на рабочем участке типовой разрядной характеристики данного типа АБ; после чего разрядный ИП выключается; тем самым в среднем за период включения-выключения разрядного ИП снижается концентрационная поляризация электродов химического источника тока и вероятность газовыделения. Степень заряженности АБ при таком способе учитывается измерением начального напряжения на АБ в каждом цикле подзаряда, интенсивность подзаряда учитывается благодаря периодичности измерения напряжения на АБ.

Такой способ подзаряда АБ на транспортном средстве позволяет более эффективно использовать энергию подзаряда за счет снижения величины поляризации химического источника тока и, как следствие, ограничения потенциала электродов ниже потенциала газовыделения.

Алгоритм функционирования предлагаемого способа подзаряда АБ поясняется чертежом.

Использование предлагаемого изобретения дает возможность более эффективно использовать энергию подзаряда и снизить газовыделение химического источника тока.

Похожие патенты RU2297087C2

название год авторы номер документа
Способ заряда-разряда аккумуляторной батареи и устройство для его осуществления 1990
  • Зингер Александр Матвеевич
SU1781766A1
Способ заряда аккумуляторной батареи и устройство для его осуществления 1980
  • Козелков Леонид Васильевич
  • Пугачев Емельян Васильевич
  • Розеншток Борис Яковлевич
  • Денисенко Антон Павлович
  • Иванов Владимир Георгиевич
  • Милешин Евгений Павлович
SU886140A1
СПОСОБ УСКОРЕННОГО ФОРМИРОВАНИЯ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЕМКОСТИ ЗАКРЫТЫХ НИКЕЛЬ-КАДМИЕВЫХ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ ПРИ ПОМОЩИ ЗАРЯДА АСИММЕТРИЧНЫМ ТОКОМ 2006
  • Сметанкин Георгий Павлович
  • Бурдюгов Александр Сергеевич
  • Матекин Сергей Семенович
  • Плохова Татьяна Вячеславовна
RU2313864C1
СПОСОБ УСКОРЕННОГО ФОРМИРОВАНИЯ И ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЕМКОСТИ ГЕРМЕТИЧНЫХ НИКЕЛЬ-КАДМИЕВЫХ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ ПРИ ПОМОЩИ ЗАРЯДА АСИММЕТРИЧНЫМ ТОКОМ 2006
  • Сметанкин Георгий Павлович
  • Бурдюгов Александр Сергеевич
  • Матекин Сергей Семенович
RU2313863C1
СИСТЕМА ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ КОСМИЧЕСКОГО АППАРАТА 2019
  • Глухов Виталий Иванович
  • Коваленко Сергей Юрьевич
  • Нехамкин Леонид Иосифович
  • Тарабанов Алексей Анатольевич
RU2724111C1
СПОСОБ УСКОРЕННОГО БАТАРЕЙНОГО ФОРМИРОВАНИЯ АККУМУЛЯТОРОВ ПОВЫШЕННЫМ ТОКОМ 2003
  • Дзензерский Виктор Александрович
  • Скосарь Юрий Иванович
  • Бурылов Сергей Владимирович
  • Скосарь Вячеслав Юрьевич
  • Буряк Александр Афанасьевич
RU2284076C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИМПУЛЬСНОГО ЗАРЯДА АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ 2002
  • Быстров В.К.
  • Матюшин В.А.
  • Николаев А.Г.
RU2231888C2
УСТРОЙСТВО КОНТРОЛЯ И УПРАВЛЕНИЯ СТЕПЕНЬЮ ЗАРЯЖЕННОСТИ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 1991
  • Воронцов Ю.П.
  • Петраков В.А.
RU2023338C1
СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ НИКЕЛЬ-ВОДОРОДНОЙ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ В СОСТАВЕ ИСКУССТВЕННОГО СПУТНИКА ЗЕМЛИ 2009
  • Коротких Виктор Владимирович
  • Кочура Сергей Григорьевич
  • Нестеришин Михаил Владленович
RU2401487C1
Зарядно-разрядное устройство аккумуляторных батарей 2022
  • Водолазская Наталия Владимировна
  • Рябко Константин Александрович
  • Рябко Евгения Владимировна
  • Крутоус Никита Сергеевич
  • Клёсов Дмитрий Николаевич
RU2783009C1

Реферат патента 2007 года СПОСОБ СНИЖЕНИЯ ГАЗОВЫДЕЛЕНИЯ ХИМИЧЕСКОГО ИСТОЧНИКА ТОКА С ВОДНЫМ ЭЛЕКТРОЛИТОМ В РЕЖИМЕ ПОДЗАРЯДА НА ТРАНСПОРТНОМ СРЕДСТВЕ

Изобретение относится к электротехнике, в частности к электросистемам транспортных средств, содержащим химический источник тока. Предложен способ снижения газовыделения химического источника тока в режиме подзаряда на транспортном средстве. Технический результат - снижение газовыделения аккумуляторной батареи с водным электролитом в режиме подзаряда на транспортном средстве. Способ предусматривает использование зарядного и разрядного импульсных преобразователей, периодическое измерение величины напряжения на аккумуляторной батарее, измерение среднего значения зарядного тока, вычисление его интеграла по времени и позволяет снизить объем газовыделения аккумуляторной батареи за счет ограничения потенциала электродов величиной, меньшей потенциала газовыделения. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 297 087 C2

Способ снижения газовыделения химического источника тока в режиме подзаряда на транспортном средстве, использующий асимметричный зарядный ток, периодическое измерение величины напряжения на аккумуляторной батарее, измерение среднего значения зарядного тока, вычисление его интеграла по времени, сравнение величины напряжения на аккумуляторной батарее с величиной верхней границы диапазона напряжений, определяемой в интервале 0,95 граничного напряжения заряда, предусмотренного ТУ или инструкцией по эксплуатации на данную аккумуляторную батарею и, в случае его превышения, включение разрядного импульсного преобразователя на время, пока очередное измеренное через некоторый интервал времени значение напряжения не станет меньше нижней границы диапазона напряжений, отличающийся тем, что нижняя граница диапазона напряжений определяется как сумма начального напряжения, измеряемого при входе в режим подзаряда между двумя зарядными импульсами, и величины произведения доли текущего переданного на аккумуляторную батарею заряда от полной емкости аккумуляторной батареи на максимальный перепад напряжений на рабочем участке типовой разрядной характеристики данного типа аккумуляторной батареи, что позволяет более гибко ограничивать потенциал электродов для снижения газовыделения в зависимости от степени заряженности аккумулятора.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2007 года RU2297087C2

Способ заряда никель-кадмиевого аккумулятора и устройство для его осуществления 1989
  • Гераськов Валерий Леонидович
  • Дуденко Андрей Владимирович
SU1612344A1
Система заряда аккумуляторной батареи разнополярным импульсным током 1988
  • Пугачев Вячеслав Владимирович
  • Олейник Николай Иванович
SU1534634A1
US 6047172 A, 01.09.2000
WO 9707582 A1, 27.02.1997.

RU 2 297 087 C2

Авторы

Крутиков Евгений Валерьевич

Даты

2007-04-10Публикация

2005-05-11Подача