Предлагаемое изобретение относится к пиротехническим системам сигнализации, маркирования и защиты различных объектов, преимущественно к плавающим, служащим в качестве отвлекающего средства для систем наведения противника и действующим, например, в видимом и/или инфракрасном (ИК) диапазонах электромагнитного излучения.
За последние годы на вооружение армий и флотов многих стран поставлены разные системы защиты, в том числе использующие видимый и ИК-диапазоны электромагнитного излучения, отличающиеся по видам постановки, времени действия и интенсивности излучения.
Хотя современные системы наведения ракетного оружия, в том числе высокоточного, используют спутниковую навигацию и ориентацию по особенностям местности, но при подлете к объекту атаки используют головки самонаведения, в том числе в визуально-оптическом диапазоне. Поэтому эффективная защита объектов в этом диапазоне электромагнитного излучения остается актуальной.
Известно устройство по патенту США №5,895,882 (кл. 6 F42В 4/26, 102/341, от 08.12.97 г.), включающее удлиненный корпус, соединенный с носовым и кормовым узлами. В корпусе размещен средний кожух, в котором установлен узел полезной нагрузки. Причем кормовой узел прикреплен к корпусу срезаемыми винтами и снабжен приемником управляющего сигнала. Носовой узел снабжен стабилизатором, подобным пропеллеру, вращающимся от набегающего потока воздуха, служащим тормозным устройством и взводящим пиротехническую цепочку. В полости узла полезной нагрузки размещены баллоны со сжатым углекислым газом, их накалыватели, поплавок и механизм его заполнения, а также емкость с топливом и газогенератор для создания ИК-струи.
Известное устройство действует следующим образом.
После выброса с самолета над заданным участком моря устройство за счет стабилизатора плавно уходит под воду. Там по управляющему сигналу в нем срабатывает пироцепочка, давлением ее горячих газов срезаются скрепляющие винты и отстреливается кормовой узел. Одновременно накалываются баллоны со сжатым газом, которым заполняется поплавок, последний своей положительной плавучестью выбрасывает из полости корпуса узел полезной нагрузки и доставляет его на поверхность моря. Срабатывает газогенератор и вспыхнувшие пары топлива создают над поверхностью моря ИК-струю.
Недостатками известного устройства является то, что оно самолетом доставляется в заданный участок моря - это обстоятельство значительно увеличивает время постановки защиты, а следовательно, снижает ее эффективность.
Наиболее близким к предлагаемому выбрано устройство для постановки на водную поверхность ложной цели, описанное в журнале "Maritime Defence", October, 1978 г., включающее реактивный двигатель с переходным дном, вышибной заряд со взрывателем, корпус, в полости которого размещены механизм торможения, источник излучения, узел обеспечения положительной плавучести, который содержит надувной резиновый поплавок, а в качестве механизма торможения использован парашют.
Известное устройство действует следующим образом.
После выстрела из корабельной пусковой установки реактивным двигателем оно доставляется в заданный участок моря. Подается команда на воспламенение заряда, на отстрел реактивного двигателя и выдвижение тормозного парашюта (механизма торможения). Далее происходит отстрел крепящих элементов и вытяжка верхнего узла, содержащего ложную цель. Затем производится вытяжка нижнего узла, содержащего надувной резиновый поплавок (узел обеспечения положительной плавучести). Следует приводнение и воспламенение ИК-струи. В рабочем состоянии устройство удерживается в вертикальном положении поплавком и носовой частью корпуса, служащей противовесом.
Недостатками известного устройства является то, что использован парашют, применение которого затягивает время постановки ложной цели и, следовательно, снижает эффективность защиты. Кроме того, применение парашюта и надувного резинового поплавка снижает надежность работы устройства, особенно после его длительного хранения и при экстримальных параметрах атмосферы (штормовой ветер, минусовая температура и др.).
Технической задачей является устранение указанных недостатков, что приведет к ускорению постановки ложной цели и следовательно повышению защиты.
Поставленная задача решается тем, что устройство для постановки на водную поверхность плавающей ложной цели включает реактивный двигатель с переходным дном, вышибной заряд со взрывателем, корпус, в полости которого размещены механизм торможения, источник излучения, узел обеспечения положительной плавучести. Устройство выполнено с возможностью осевого вращения, механизм торможения выполнен в виде тормозной головки с отверстиями, размещенными симметрично относительно ее оси, и с предохранительно-исполнительным механизмом, а узел обеспечения положительной плавучести выполнен в виде герметичной телескопической системы, снабженной аккумулятором давления с воспламенительно-замедлительным механизмом, причем тормозная головка соединена с герметичной телескопической системой.
Техническими преимуществами предлагаемого устройства по сравнению с описанным в прототипе являются следующие.
Использование турбореактивного двигателя с предохранительно-исполнительным механизмом обеспечивает надежность доставки и срабатывания всех систем для достижения поставленной задачи. В частности, предохранительно-исполнительный механизм инициирует работу аккумулятора давления, например, порохового, только после срабатывания вышибного заряда, на траектории полета устройства, и удара тормозной головки о поверхность воды, т.е. при полной готовности устройства к погружению.
Использование механизма торможения в виде тормозной головки позволяет сэкономить полезный объем, независимо от погодных условий обеспечить заданную скорость вхождения в воду и срабатывания механизма обеспечения положительной плавучести. Причем, вращение тормозной головки, обеспеченное, например, применением турбореактивного двигателя, и наличие отверстий на ней создает необходимую силу трения для гашения как угловой, так и линейной скорости движения устройства в воде, что позволяет исключить применение парашюта, являющегося одним из основных элементов конструкции прототипа, снижающего эффективность и надежность. Симметричное расположение отверстий на тормозной головке обеспечивает устойчивость при вхождении и движении устройства в воде.
Использование механизма обеспечения положительной плавучести в виде описанной выше конструкции позволяет значительно сэкономить полезный объем, обеспечить заданные время действия и высоту источника излучения над поверхностью моря, а также исключает применение резинового поплавка, как элемента, снижающего надежность работы устройства (как в прототипе).
Использование аккумулятора давления, например, порохового, с воспламенительно-замедлительным механизмом в качестве источника сжатого газа позволяет снизить занимаемый полезный объем и гарантировать надежность срабатывания механизма обеспечения положительной плавучести. Использование воспламенительно-замедлительного механизма обеспечивает воспламенение источника излучения после срабатывания аккумулятора давления с временной задержкой, необходимой для завершения развертывания механизма обеспечения положительной плавучести, т.е. после доставки источника на поверхность моря.
Таким образом, все перечисленные выше отличительные признаки, не выявленные в известных технических решениях, в их совокупности позволяют решить поставленную техническую задачу и подтверждают соответствие «изобретательскому уровню» предложенного технического решения.
Суть предлагаемой конструкции поясняется прилагаемыми чертежами.
Фиг.1 показывает продольный разрез предлагаемого устройства в собранном виде.
Фиг.2 - тот же разрез указанного устройства в рабочем виде.
Предлагаемое устройство для постановки на водную поверхность плавающей ложной цели включает реактивный двигатель 1 с переходным дном, вышибной заряд 2 со взрывателем, корпус 3, тормозную головку 4, герметичную телескопическую систему 5, зажимное дно 6, пороховой аккумулятор 7 давления с воспламенительно-замедлительным механизмом, а также предохранительно-исполнительный механизм 8 и источник излучения 9. Причем тормозная головка 4 выполнена в форме усеченного конуса с отверстиями, расположенными симметрично относительно оси головки, наклоненными к ней и развернутыми в направлении угловой скорости вращения. Герметичная телескопическая система 5 выполнена в виде набора вложенных друг в друга тонкостенных металлических труб, удерживаемых в собранном виде зажимным дном 6 в форме диска. Пороховой аккумулятор 7 давления с восламенительно-замедлительным механизмом размещен в герметичной телескопической системе 5. Последняя соединена с тормозной головкой 4, включающей предохранительно-исполнительный механизм 8.
Предлагаемое устройство действует следующим образом.
Предлагаемая конструкция в собранном виде выстреливается из корабельной пусковой установки, турбореактивным двигателем доставляется в заданную точку траектории. Давлением пороховых газов вышибного заряда отстреливается двигатель. Устройство продолжает полет по траектории, входит в воду. При этом тормозная головка за счет отверстий быстро гасит угловую и линейную скорости. Срабатывает предохранительно-исполнительный механизм от удара о поверхность воды, воспламеняет пороховой аккумулятор давления. Газы горения последнего создают давление внутри герметичной телескопической системы, вызывая ее раздвижение и сброс зажимного дна. Плавно раздвигаясь, герметичная телескопическая система, обладая положительной плавучестью, выталкивает над поверхностью моря источник излучения. Одновременно через замедлитель происходит воспламенение последнего. По окончании горения происходит самозатопление устройства.
Как показано выше и подтвердили натурные испытания опытного образца, предлагаемая конструкция показала себя весьма надежной и эффективной плавающей ложной целью, соответствующей поставленной технической задаче. Причем ее основные отличительные признаки в своем сочетании позволили значительно повысить надежность постановки на водную поверхность плавающей ложной цели в заданном участке моря и повысить эффективность защиты объектов.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОСТАНОВКИ НА ВОДНУЮ ПОВЕРХНОСТЬ ПЛАВАЮЩЕЙ ЛОЖНОЙ ЦЕЛИ | 2005 |
|
RU2425323C2 |
РАЗДЕЛЯЮЩИЙСЯ РЕАКТИВНЫЙ СНАРЯД | 2013 |
|
RU2522537C1 |
СИГНАЛЬНАЯ МИНА НЕЛЕТАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ | 2009 |
|
RU2401980C1 |
МОРСКОЙ СИГНАЛЬНЫЙ БОЕПРИПАС | 2008 |
|
RU2364822C1 |
ДЫМОВОЙ БОЕПРИПАС | 2009 |
|
RU2407982C1 |
МОРСКОЙ СИГНАЛЬНЫЙ БОЕПРИПАС | 2020 |
|
RU2747020C1 |
ВЗРЫВАТЕЛЬ ДЛЯ СНАРЯДОВ РЕАКТИВНЫХ СИСТЕМ ЗАЛПОВОГО ОГНЯ | 2010 |
|
RU2456537C2 |
КАССЕТНАЯ ГОЛОВНАЯ ЧАСТЬ ДЛЯ ПРОТИВОТАНКОВОГО МИНИРОВАНИЯ МЕСТНОСТИ | 1997 |
|
RU2137086C1 |
КАССЕТНАЯ ГОЛОВНАЯ ЧАСТЬ | 2010 |
|
RU2443967C1 |
ПАТРОН ДЛЯ ИМИТАЦИИ ЛОЖНОЙ ЦЕЛИ | 2012 |
|
RU2492411C1 |
Изобретение относится к системам защиты различных объектов, преимущественно к плавающим, служащим в качестве отвлекающего средства от систем наведения противника и действующим как телевизионная ложная цель. Устройство, выполненное с возможностью осевого вращения, включает реактивный двигатель с переходным дном, вышибной заряд со взрывателем, корпус, в полости которого размещены механизм торможения, источник излучения, узел обеспечения положительной плавучести. Механизм торможения выполнен в виде тормозной головки с отверстиями, размещенными симметрично относительно ее оси, и с предохранительно-исполнительным механизмом, а узел обеспечения положительной плавучести выполнен в виде герметичной телескопической системы, снабженной аккумулятором давления с воспламенительно-замедлительным механизмом, причем тормозная головка соединена с герметичной телескопической системой. Повышается надежность и эффективность защиты объектов. 2 ил.
Устройство для постановки на водную поверхность плавающей ложной цели, включающее реактивный двигатель с переходным дном, вышибной заряд со взрывателем, корпус, в полости которого размещены механизм торможения, источник излучения, узел обеспечения положительной плавучести, отличающееся тем, что оно выполнено с возможностью осевого вращения, механизм торможения выполнен в виде тормозной головки с отверстиями, размещенными симметрично относительно ее оси, и с предохранительно-исполнительным механизмом, а узел обеспечения положительной плавучести выполнен в виде герметичной телескопической системы, снабженной аккумулятором давления с воспламенительно-замедлительным механизмом, причем тормозная головка соединена с герметичной телескопической системой.
ж."Maritime Defence", 1978 | |||
October, US 5895882 А, 20.04.1999 | |||
СНАРЯД ДЛЯ ПОСТАНОВКИ КОМБИНИРОВАННОЙ ЛОЖНОЙ ЦЕЛИ | 2003 |
|
RU2239777C1 |
US 6230629 A, 15.05.2001. |
Авторы
Даты
2007-06-27—Публикация
2005-11-09—Подача