Изобретение относится к узлам приводов газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения.
Известна конструкция авиационного газотурбинного двигателя с передачей крутящего момента от вала компрессора через коническую шестерню к коническому зубчатому колесу центрального привода, передающего крутящий момент на коническую пару зубчатых колес коробки приводных агрегатов (WO 99/47799).
Недостатком известной конструкции является то, что на качество сигнала от датчика частоты вращения ротора компрессора влияет совокупность всех боковых зазоров в кинематической цепи на участке от зубчатого колеса, связанного с датчиком, до ротора компрессора, что в свою очередь влияет на работу топливной автоматики. В конечном итоге это приводит к незапланированным изменениям в работе двигателя.
Наиболее близкой к заявляемой конструкции является конструкция центрального привода авиационного газотурбинного двигателя, включающая в себя сборочную единицу, состоящую из цилиндрического колеса и конической шестерни, которые собраны по посадочным поверхностям, стянуты между собой гайкой и передают друг другу крутящий момент через шлицы. («Отечественная авиация и ракетно-космическая техника», Двигателя авиационные, ракетные, морские, промышленные. 1944-2000, Москва, «АКС-Конверсалт», 2000, раздел 3VR< «Прогресс», стр.320 - прототип).
Недостатком известной конструкции, принятой за прототип, является недостаточная точность сигнала от датчика частоты вращения ротора компрессора. Привод датчика расположен в приливе разделительного корпуса и на его работу влияет совокупность боковых зазоров в кинематической цепи от зубчатого колеса, приводящего во вращение датчик, до ротора компрессора.
Техническая задача, на решение которой направлено заявляемое изобретение, заключается в повышении надежности работы газотурбинного двигателя путем обеспечения высокой точности сигнала от устройства контроля частоты вращения ротора.
Сущность технического решения заключается в том, что в устройстве передачи крутящего момента от вала компрессора к коробке приводных агрегатов газотурбинного двигателя, включающем прямозубое цилиндрическое колесо и коническую шестерню, согласно изобретению цилиндрическое колесо и коническая шестерня разнесены, соединены по посадочным поверхностям и шлицам, при этом коническая шестерня расположена на отдельной подшипниковой опоре, а во внутреннюю полость цилиндрического колеса установлен индуктор.
Расположение конической шестерни на отдельной подшипниковой опоре в передней части центрального привода, соединение с ней по посадочным поверхностям и шлицам цилиндрического колеса позволяет установить во внутреннюю полость этого колеса индуктор. Работа индуктора, расположенного в центральном приводе, исключает влияние боковых зазоров между зубьями зубчатых колес коробки центрального привода, шлицами зубчатых колес и приводных валов на качество сигнала с датчиков частоты вращения, что в целом повышает надежность двигателя.
На чертеже изображено устройство передачи крутящего момента.
На передней части вала ротора компрессора 1 по шлицам установлена прямозубая шестерня 2. В корпусе 3 центрального привода расположено прямозубое зубчатое колесо 4 на подшипниковой опоре 5, связанное по посадочным поверхностям 6 и шлицам 7 с конической шестерней 8, расположенной на подшипниковой опоре 9. Колесо 4 и шестерня 8 стянуты гайкой 10. Во внутреннюю полость 11 колеса 4 установлен индуктор 12, представляющий собой зубчатое колесо с прямозубым профилем. Индуктор 12 закреплен на зубчатом колесе 4 болтом 13 с гайкой 14. На некотором расстоянии от наружного диаметра зубчатого венца редуктора расположены датчики контроля частоты вращения 15.
Работает устройство следующим образом. Ротор компрессора 1 через шестерню 2 вращает зубчатое колесо 4 с индуктором 12. При вращении индуктора 12 зубья индуктора наводят в датчиках контроля частоты вращения 15 индуктивный сигнал, который затем регистрируется двигательными и далее бортовыми системами самолета. В случае колебания нагрузки в кинематической цепи от зубчатых колес коробки до промежуточного колеса 4 с индуктором 12 центрального привода сам индуктор не испытывает окружных колебаний и качество сигнала с датчиков 15 обеспечивает надежную работу двигателя.
Изобретение относится к узлам приводов газотурбинных двигателей авиационного и наземного применения. Устройство передачи крутящего момента от вала компрессора к коробке приводных агрегатов газотурбинного двигателя включает в себя прямозубое цилиндрическое колесо и коническую шестерню, которые разнесены и соединены по посадочным поверхностям и шлицам. Коническая шестерня расположена на отдельной подшипниковой опоре. Во внутреннюю полость цилиндрического колеса установлен индуктор. Изобретение позволяет повысить надежность работы двигателя путем обеспечения точности сигнала от устройства контроля частоты вращения ротора компрессора. 1 ил.
Устройство передачи крутящего момента от вала компрессора к коробке приводных агрегатов газотурбинного двигателя, включающее прямозубое цилиндрическое колесо и коническую шестерню, отличающееся тем, что цилиндрическое колесо и коническая шестерня разнесены и соединены по посадочным поверхностям и шлицам, при этом коническая шестерня расположена на отдельной подшипниковой опоре, а во внутреннюю полость цилиндрического колеса установлен индуктор.
DE 3144892 A1, 16.06.1982 | |||
Установка для сушки покрытий на изделиях | 1979 |
|
SU798454A1 |
Прибор, замыкающий сигнальную цепь при повышении температуры | 1918 |
|
SU99A1 |
GB 1212109 А, 11.11.1970 | |||
СИЛОВАЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА | 1994 |
|
RU2084667C1 |
РЕДУКТОР ГАЗОТУРБИННОГО ДВИГАТЕЛЯ | 1995 |
|
RU2106508C1 |
Авторы
Даты
2007-07-10—Публикация
2005-09-26—Подача