АДСОРБЦИОННАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ ТРАНСПОРТА Российский патент 2007 года по МПК B60T13/26 B60T17/02 

Описание патента на изобретение RU2304536C1

Изобретение относится к области пневматической техники и касается преимущественно систем подготовки сжатого воздуха на подвижном составе железнодорожного транспорта.

Известна адсорбционная установка для транспорта, содержащая компрессор, работающий поочередно в режимах рабочего и холостого хода, установленные на линии нагнетания напорный трубопровод, холодильник сжатого воздуха, адсорбер с клапаном продувки, обратный клапан, параллельно которому подключен к линии нагнетания трубопровод с дросселем, воздухосборники с реле давления, блок управления (патент РФ №2179263, МПК 7 F04В 41/02, В60Т 11/10, 2002, бюл. №4).

Недостатком этой установки является расход сжатого воздуха на регенерацию адсорбента, берущийся из магистрали потребителя, что удорожает ее эксплуатацию.

Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является адсорбционная установка для транспорта, содержащая компрессор, работающий поочередно в режимах рабочего и холостого хода, установленные на линии нагнетания напорный трубопровод, холодильник сжатого воздуха, адсорбер, работающий в режиме осушки воздуха при подаче его компрессором и в режиме регенерации адсорбента при прекращении подачи, обратный клапан, воздухосборники и реле давления, блок управления (патент Франции №2149525. Кл. В01D 53/00, 1975).

Процесс регенерации в этой установке осуществляется следующим образом. При заданном давлении в питательной магистрали срабатывает реле давления, воздействует на компрессор, который переводится в режим холостого хода. Прекращается подача воздуха в воздухосборники, а адсорбер через открывшийся клапан продувки сообщается с атмосферой. При этом подаваемый компрессором на холостом ходу воздух, имеющий давление ниже давления в воздухосборниках и выше атмосферного и подогретый за счет этого давления, огибает систему охлаждения и подается на регенерацию адсорбента.

Однако как показывает практика, использование воздуха, имеющего невысокую температуру вследствие малого давления при работе компрессора на холостом ходу, приводит к недостаточному восстановлению влагопоглощающей способности адсорбента и, как следствие, к ухудшению эффективности адсорбционной установки. Это является одним из недостатков прототипа. Второй недостаток заключается в ускоренном износе адсорбента из-за больших скоростей воздуха в начале каждого периода адсорбции и регенерации, что снижает эффективность осушки и надежность установки.

Задачей изобретения является повышение эффективности осушки сжатого воздуха и надежности адсорбционной установки, уменьшение эксплуатационных расходов.

Поставленная задача достигается тем, что адсорбционная установка для транспорта, содержащая компрессор, предназначенный для работы поочередно в режимах рабочего и холостого хода, установленные последовательно на линии нагнетания напорный трубопровод, холодильник сжатого воздуха, адсорбер, предназначенный для работы в режиме осушки сжатого воздуха при подаче его компрессором и в режиме регенерации адсорбента при прекращении подачи, клапан продувки в нижней части адсорбера, первый обратный клапан с параллельным ему дросселем, воздухосборник с реле давления, связанным с компрессором, блок управления, выполнена со следующими отличиями: в напорном трубопроводе между холодильником и адсорбером установлен двухпозиционный клапан, входом соединенный с выходом из холодильника, одним выходом - с входом в адсорбер, а другим - с магистралью регенерации, содержащую последовательно установленные подогреватель регенерационного воздуха и второй обратный клапан и подключенную на выход из адсорбера, а последовательно дросселю установлен отсечной клапан.

В предложенной адсорбционной установке для транспорта одновременно с переводом компрессора в режим холостого хода переключается двухходовой клапан, разобщая компрессор с входом в адсорбер и сообщая его магистралью регенерации через подогреватель регенерационного воздуха и второй обратный клапан с выходом из адсорбера. В этот момент также открывается клапан продувки, сообщая адсорбер с атмосферой, и включается подогреватель регенерационного воздуха. Воздух от компрессора, разогретый в подогревателе до нужной температуры и имеющий вследствие этого низкую относительную влажность, проходит через адсорбент, регенерирует его и отводится в атмосферу. Такая установка более экономична, поскольку в ней на нужды регенерации сухой воздух не тратится.

После достижения в воздухосборнике заданного давления выключается клапан продувки, а включается отсечной клапан и за время, оставшееся до перевода компрессора в режим нагнетания, адсорбер из воздухосборника через дроссель заполняется сухим воздухом до равновесного давления. При снижении давления в воздухосборнике до нижнего установленного предела срабатывает реле давления и компрессор начинает работать в режиме нагнетания. Так как адсорбер предварительно был заполнен сжатым воздухом, то он сразу начинает работать с оптимальных скоростей движения воздуха. Этим снижается износ адсорбента, повышается надежность и эффективность установки.

Изобретение поясняется чертежом, на котором представлена принципиальная пневматическая схема адсорбционной установки. Установка содержит компрессор 1, предназначенный для работы поочередно в режимах рабочего и холостого хода, установленные последовательно на линии нагнетания напорный трубопровод 2, холодильник сжатого воздуха 3, двухпозиционный клапан 4, адсорбер 5 с клапаном продувки 6 в нижней части, первый обратный клапан 7 с параллельным ему дросселем 8 и отсечным клапаном 9, воздухосборник 10, реле давления 11 и блок управления 12. Двухпозиционный клапан 4 входом соединен с выходом из холодильника 3, одним выходом сообщен с входом в адсорбер 5, а другим - с магистралью регенерации 13, содержащей последовательно установленные подогреватель 14 регенерационного воздуха и второй обратный клапан 15. При этом магистраль регенерации 13 подключена к выходу из адсорбера 5.

Адсорбционная установка работает следующим образом.

При включении компрессора 1 в режим нагнетания сжатый воздух поступает в холодильник 3, охлаждается в нем и через двухпозиционный клапан 4 поступает в адсорбер 5, осушается в нем и через первый обратный клапан 7 направляется в воздухосборник 10 и далее к потребителю. По достижении в воздухосборнике 10 максимального рабочего давления срабатывает реле давления 11 и подает сигнал на средства перевода (на чертеже не показаны) компрессора 1 в режим работы на холостом ходу. Подача сжатого воздуха в напорный трубопровод 2 прекращается. Одновременно подается сигнал на блок управления 12, который открывает клапан продувки, сообщая адсорбер 5 с атмосферой. Происходит сброс давления, а также выброс продуктов износа адсорбента и других включений. Переключается также двухпозиционный клапан 4, разобщая компрессор 1 с адсорбером 5, а сообщая его с входом в адсорбер 5 через магистраль регенерации 13, включившийся подогреватель 14 регенерационного воздуха и второй обратный клапан 15. Теперь воздух холостого хода компрессора 1, имеющий недостаточную температуру для регенерации адсорбента, в подогревателе 14 нагревается до нужной температуры (при этом его относительная влажность снижается), поступает в адсорбер 5, регенерирует адсорбент и отводится в атмосферу. При снижении давления сжатого воздуха в воздухосборнике 10 до определенной величины блок управления 12 закрывает клапан продувки 6, отключает подогреватель 14 и открывает отсечной клапан 9. За оставшееся время до перевода компрессора 1 в режим нагнетания адсорбер 5 медленным темпом из воздухосборника 10 через дроссель 8 заполняется сжатым воздухом до равновесного давления.

При снижении в воздухосборнике 10 давления до нижнего установленного предела срабатывает реле давления 11, компрессор 1 начинает работу в режиме нагнетания, наполняя адсорбер 5 с оптимальными скоростями. В дальнейшем процесс повторяется.

Предлагаемая адсорбционная установка из-за улучшенной схемы регенерации адсорбента обеспечивает более глубокую осушку воздуха, а благодаря предварительному заполнению адсорбера после регенерации сжатым воздухом уменьшаются нагрузки на адсорбент, чем повышается ее эксплуатационная надежность.

Похожие патенты RU2304536C1

название год авторы номер документа
ЛОКОМОТИВНАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ ОСУШКИ СЖАТОГО ВОЗДУХА 2006
  • Головач Юлий Николаевич
  • Скогорев Иван Васильевич
  • Пукалова Татьяна Юльевна
RU2309863C1
АДСОРБЦИОННАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА 2008
  • Головач Юлий Николаевич
  • Скогорев Иван Васильевич
  • Гончаренко Владимир Дмитриевич
RU2376173C1
ЛОКОМОТИВНАЯ АДСОРБЦИОННАЯ УСТАНОВКА 2008
  • Головач Юлий Николаевич
  • Скогорев Иван Васильевич
RU2376172C1
АДСОРБЦИОННАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ ПРОИЗВОДСТВА ОСУШЕННОГО СЖАТОГО ВОЗДУХА 2003
  • Головач Ю.Н.
  • Сорин Л.Н.
  • Кубил В.О.
  • Свиридова Е.Ю.
RU2259225C2
ТРАНСПОРТНАЯ АДСОРБЦИОННАЯ УСТАНОВКА 2006
  • Головач Юлий Николаевич
  • Скогорев Иван Васильевич
  • Рыбин Петр Федорович
RU2304535C1
ЛОКОМОТИВНАЯ АДСОРБЦИОННАЯ УСТАНОВКА 2006
  • Головач Юлий Николаевич
  • Скогорев Иван Васильевич
  • Рыбин Петр Федорович
RU2304534C1
АДСОРБЦИОННАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ПОДВИЖНОГО СОСТАВА 2004
  • Головач Юлий Николаевич
  • Сорин Леонид Наумович
  • Кубил Виктор Оттович
  • Свиридова Елена Юрьевна
  • Федоренко Римма Ивановна
RU2297348C2
ТРАНСПОРТНАЯ КОМПРЕССОРНАЯ УСТАНОВКА 2004
  • Головач Ю.Н.
  • Сорин Л.Н.
  • Кубил В.О.
  • Свиридова Е.Ю.
RU2259931C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОЧИЩЕННОГО И ОСУШЕННОГО СЖАТОГО ВОЗДУХА НА ТРАНСПОРТНОМ СРЕДСТВЕ 2001
  • Редин А.Л.
  • Ивановский И.Б.
RU2179263C1
АДСОРБЦИОННАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ ЛОКОМОТИВА 2008
  • Головач Юлий Николаевич
  • Скогорев Иван Васильевич
RU2362691C1

Реферат патента 2007 года АДСОРБЦИОННАЯ УСТАНОВКА ДЛЯ ТРАНСПОРТА

Изобретение относится к области пневматической техники и касается систем подготовки сжатого воздуха на подвижном составе железнодорожного транспорта. Адсорбционная установка содержит компрессор (1), предназначенный для работы поочередно в режиме нагнетания воздуха и холостого хода. На линии нагнетания последовательно установлены напорный трубопровод (2), холодильник (3) сжатого воздуха, адсорбер (5) с клапаном продувки (6), первый обратный клапан (7) с параллельным ему дросселем (8), воздухосборник (10) с реле давления (11), связанным с компрессором (1), блок управления (12). Адсорбер (5) работает в режиме осушки сжатого воздуха при подаче его компрессором (1) и в режиме регенерации адсорбента при прекращении подачи. В напорном трубопроводе (2) между холодильником (3) и адсорбером (5) установлен двухпозиционный клапан (4), входом соединенный с выходом из холодильника (3), общим выходом - с входом в адсорбер (5), а другим - с магистралью (13) регенерации, подключенной к выходу из адсорбера (5). Магистраль (13) регенерации содержит последовательно установленные подогреватель (14) регенерационного воздуха и второй обратный клапан (15). Последовательно дросселю (8) установлен отсечной клапан (9). Технический результат заключается в повышении эффективности осушки сжатого воздуха, надежности установки и уменьшении эксплуатационных расходов. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 304 536 C1

Адсорбционная установка для транспорта, содержащая компрессор, предназначенный для работы поочередно в режиме нагнетания воздуха и холостого хода, установленные последовательно на линии нагнетания напорный трубопровод, холодильник сжатого воздуха, адсорбер с клапаном продувки в нижней части, предназначенный для работы в режиме осушки сжатого воздуха при подаче его компрессором и в режиме регенерации адсорбента при прекращении подачи, первый обратный клапан с параллельным ему дросселем, воздухосборник с реле давления, связанным с компрессором, блок управления, отличающаяся тем, что в напорном трубопроводе между холодильником и адсорбером установлен двухпозиционный клапан, входом соединенный с выходом из холодильника, общим выходом - с входом в адсорбер, а другим - с магистралью регенерации, содержащей последовательно установленные подогреватель регенерационного воздуха и второй обратный клапан, и подключенной к выходу из адсорбера, а последовательно дросселю установлен отсечной клапан.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2007 года RU2304536C1

УСТРОЙСТВО ДЛЯ ПОЛУЧЕНИЯ ОЧИЩЕННОГО И ОСУШЕННОГО СЖАТОГО ВОЗДУХА НА ТРАНСПОРТНОМ СРЕДСТВЕ 2001
  • Редин А.Л.
  • Ивановский И.Б.
RU2179263C1
Способ установки пучков высокопрочной арматуры в стенде 1986
  • Вейцман Сергей Григорьевич
  • Гельфон Игорь Михайлович
  • Гурин Леонид Яковлевич
  • Лясковский Виталий Петрович
SU1395788A1
JP 5124506 A, 21.05.1993
US 4819123 A, 04.04.1989.

RU 2 304 536 C1

Авторы

Головач Юлий Николаевич

Скогорев Иван Васильевич

Рыбин Петр Федорович

Даты

2007-08-20Публикация

2006-02-08Подача