РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ "ЭВРИКА" Российский патент 2007 года по МПК F02B53/00 

Описание патента на изобретение RU2311548C2

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и предназначено для использования в технике наземного и воздушного сообщения.

Известен роторный двигатель внутреннего сгорания, принятый за ближайший аналог (прототип), содержащий корпус с трехвершинной эпитрохоидной полостью, вал с эксцентриком, проходящий через центр корпуса, овальный ротор, свободно установленный на эксцентрике, переднюю и заднюю торцевые крышки корпуса и две цилиндрические синхронизирующие шестерни, большая из которых с внутренними зубьями соединена жестко с передней торцевой крышкой корпуса, а меньшая синхронизирующая шестерня с наружными зубьями соединена жестко с овальным ротором, состоящим из полуовал-поршня и полуовал-газораспределителя, радиальное уплотнение, выполненное в виде установленных в выступах полости корпуса радиальных уплотнительных пластин с гофрированными пружинами, при этом полуовал-газораспределитель имеет каналы, окна и канавки впуска и выпуска, сообщающиеся соответственно с впускными и выпускными окнами торцевых крышек корпуса (FR 2050093, 26.03.1971, F02B 53/00).

Однако известный двигатель имеет существенные недостатки, так как в нем не разработано торцевое уплотнение овального ротора и недостаточно разработано радиальное уплотнение ротора, а без этого затрудняется его реализация, так как осуществление в нем торцевого лабиринтного уплотнения не обеспечивает надежный запуск и экономичную работу двигателя на небольших оборотах из-за повышенных утечек рабочего тела через зазоры такого уплотнения.

В известном двигателе вал выполнен эксцентриковым и на его эксцентрике установлена синхронизирующая меньшая шестерня с наружными зубьями, соединенная жестко с овальным ротором, а большая синхронизирующая шестерня с внутренними зубьями жестко закреплена на передней торцевой крышке корпуса.

Однако выполнение такой шестеренчатой синхронизации движения овального ротора в этом двигателе практически неосуществимо, потому что для этого надо обеспечивать соотношение диаметров делительных окружностей шестерен 2:3, но при установке на эксцентрике вала меньшей синхронизирующей шестерни с наружными зубьями ее диаметр будет большим, а диаметр большей синхронизирующей шестерни будет еще больше из-за большой величины эксцентриситета в этом случае, а это неизбежно приводит к значительному увеличению радиальных размеров овального ротора и габаритов двигателя при небольшой величине диаметра опорных шеек эксцентрикового вала, а поэтому при повышении оборотов эксцентрикового вала, сопровождающемся резким увеличением центробежных сил ротора, опорные шейки вала не выдержат больших нагрузок и это приведет к снижению надежности и долговечности двигателя и к нецелесообразности его создания, а значит, в таком двигателя нельзя использовать две цилиндрические синхронизирующие шестерни с соотношением диаметров 2:3.

Изобретение решает задачи при создании роторного двигателя внутреннего сгорания, в котором достигается максимальная степень сжатия больше 100 и компактные стационарные камеры сгорания выполняются во впадинах полости корпуса, разработать надежное торцевое уплотнение овального ротора и улучшить радиальное уплотнение с целью значительного уменьшения потерь рабочего тела как при запуске двигателя, так и на всех режимах его работы, как при воспламенении рабочей смеси от искры свечей зажигания, так и при работе его с еще большей экономичностью при впрыске топлива в камеры сгорания, и при этом осуществить в двигателе применение двух цилиндрических синхронизирующих шестерен с соотношением диаметров 2:3, кроме того, обеспечить выполнение вала с эксцентриком с небольшой величиной эксцентриситета, чтобы уменьшить диаметры цилиндрических синхронизирующих шестерен, радиальные размеры овального ротора и при этом увеличить диаметр опорных шеек вала.

Технический результат заключается в увеличении надежности и долговечности, обеспечении возможности увеличения оборотов вала, уменьшении габаритов и массы двигателя при увеличении его мощности.

Указанный технический результат достигается в роторном двигателе внутреннего сгорания, содержащем корпус с трехвершинной эпитрохоидной полостью, вал с эксцентриком, проходящий через центр корпуса, овальный ротор, свободно установленный на эксцентрике, переднюю и заднюю торцевые крышки корпуса и две цилиндрические синхронизирующие шестерни, большая из которых с внутренними зубьями соединена жестко с передней торцевой крышкой корпуса, а меньшая синхронизирующая шестерня с наружными зубьями соединена жестко с овальным ротором, состоящим из полуовал-поршня и полуовал-газораспределителя, радиальное уплотнение, выполненное в виде установленных в выступах полости корпуса радиальных уплотнительных пластин с гофрированными пружинами, при этом полуовал-газораспределитель имеет каналы, окна и канавки впуска и выпуска, сообщающиеся соответственно с впускными и выпускными окнами торцевых крышек корпуса, согласно изобретению по торцам ротора установлены маслосъемные кольца, а по периферии - торцевые уплотнения, состоящие из овальных колец, эквидистантных радиальной поверхности ротора, и гофрированных пружин, причем кольца выполнены сужающимися в радиальном направлении и раздвигающимися посредством гофрированных пружин к периферии ротора, радиальное уплотнение имеет торцевые сухарики с гофрированными пружинами, которые поджимают сухарики к торцевым крышкам, вал выполнен эксцентрико-коленчатым, синхронизирующие шестерни - с соотношением диаметров 2:3, меньшая синхронизирующая шестерня выполнена со ступицей шестерни и с наплавленным подшипником скольжения и установлена на коленчатой шейке вала.

Кроме того, эксцентрико-коленчатый вал может быть выполнен составным, при этом опорная шейка заднего конца вала выполнена заодно с эксцентриком и по оси последнего выполнено глухое отверстие со шлицами, а опорная шейка переднего конца вала выполнена заодно с коленчатой шейкой, снабженной шлицевым стержнем, который после установки на коленчатую шейку меньшей синхронизирующей шестерни со ступицей шестерни с наплавленным подшипником скольжения запрессовывается в осевое глухое шлицевое отверстие эксцентрика, образуя жесткое соединение составных частей вала.

Кроме того, эксцентрико-коленчатый вал может быть выполнен цельным, при этом меньшая синхронизирующая шестерня со ступицей шестерни выполнены разрезными и после установки на коленчатую шейку соединены жестко ступицей шестерни с овальным ротором.

На фиг.1 показан роторный двигатель внутреннего сгорания в поперечном разрезе В-В фиг.2; на фиг.2 - в продольном разрезе А-А фиг.1.

Роторный двигатель внутреннего сгорания содержит корпус 1 с трехвершинной эпитрохоидной полостью и соответствующий ей овальный ротор 2, состоящий из полуовал-поршня 3 и полуовал-газораспределителя 4, и в последнем выполнены впускной 5 и выпускной 6 каналы, соединенные впускным 7 и выпускным 8 окнами соответственно с впускной 9 и выпускной 10 канавками, выполненными на разных торцах полуовал-газораспределителя 4 эквидистантно его радиальной поверхности, которые периодически в нужное время время соединяются соответственно с тремя впускными окнами 11 передней торцевой крышки корпуса 12 (на фиг.1 одно из окон 11 показано штрихпунктирными линиями, как находящееся впереди чертежа) и с тремя выпускными окнами 13 задней торцевой крышки корпуса 14 (на фиг.1 две из них показаны штриховыми линиями, как находящиеся с задней стороны чертежа), размещенными на лучах, проведенных через центр корпуса О1 к вершинам его полости (возможно, близко к ним) через 120° относительно друг друга. Через полость корпуса 1 по его центру О1 проходит вал двигателя, который выполнен эксцентрико-коленчатым и он может быть и составным, как показано на фиг.1, и цельным и в первом случае его задняя опорная шейка 15 выполнена заодно с эксцентриком 16, а передняя опорная шейка 17 выполнена заодно с коленчатой шейкой 18, снабженной шлицевым стержнем 19, который запрессован в осевое глухое отверстие 20, выполненное со шлицами в эксцентрике 16 по его оси О2, и такое соединение эксцентрика большого диаметра с коленчатой шейкой меньшего диаметра обеспечивает высокую прочность и надежность эксцентрикового вала, так как величину эксцентритета можно выполнять от очень малой величины до достаточно большой при значительной величине диаметра опорных шеек вала. Ротор 2 по переферии имеет торцевое уплотнение 21 для предотвращения утечки рабочего тела и состоящее из овальных колец, эквидистантных радиальной поверхности ротора 2, имеющих тепловой зазор 22 и суживающихся в радиальном направлении и раздвигающихся посредством гофрированных пружин 23, и еще по торцам ротора установлены маслосъемные кольца 24, а радиальное уплотнение выполнено в виде установленных в выступах полости корпуса радиальных уплотнительных пластин 25 с гофрированными пружинами 26, прижимающих первые к радиальной поверхности ротора 2 с постоянным усилием, и еще оно имеет торцевые сухарики 27 с гофрированными пружинами 28, которые поджимают сухарики к торцевым крышкам корпуса 12 и 14. Вблизи вершин полости корпуса 1 выполнены три камеры сгорания 29, в которых установлены свечи зажигания или форсунки 30. Двигатель имеет две цилиндрические синхронизирующие шестерни, большая из которых с внутренними зубьями 31 соединена жестко с передней торцевой крышкой корпуса 12, а меньшая синхронизирующая шестерня 32 имеет наружные зубья и выполнена заодно со ступицей шестерни 33 с наплавленным подшипником 34, которым она опирается на коленчатую шейку 18 и шлицами 35 соединена жестко с овальным ротором 2. Коленчатая шейка 18 имеет торцевой буртик 36, примыкающий к диску жесткости 37, выполненным заодно с передней опорной шейкой 17, имеющей шлицевой конец 38 для привода вспомогательных агрегатов, а задняя опорная шейка 15 имеет шлицевой конец 39 для привода силовой передачи. Передняя торцевая крышка корпуса 12 имеет выступ 40, который способствует образованию полости 41 для размещения в ней синхронизирующих шестерен 31 и 32 и диска жесткости 37 передней опорной шейки 17 вала двигателя. А в случае выполнения эксцентрико-коленчатого вала цельным, то тогда малая синхронизирующая шестерня 32 со ступицей 33 выполняются разрезными и на шлицы 35 находит своими шлицами ротор 2 и происходит его жесткое соединение с меньшей синхронизирующей шестерней 32, сидящей свободно на коленчатой шейке 18 эксцентрико-коленчатого вала. Ротор 2 подшипником скольжения 42 опирается на эксцентрик 16. Передняя опорная шейка 17 эксцентрико-коленчатого вала опирается на подшипник скольжения 43 выступа 40 передней торцевой крышки 12, а задняя опорная шейка этого вала опирается на подшипник 44 задней торцевой крышки корпуса 14. Впуск свежей смеси или воздуха в двигатель и в его рабочие камеры А, В и С показан стрелками с ноликом 45, выпуск отработанных газов из этих камер и двигателя показан стрелками с крестиком 46. Расстояние между центром О1 опорных шеек вала 15 и 17 и центром О2 эксцентрика 16 и коленчатой шейки 18 определяет величину эксцентриситета Е эксцентрико-коленчатого вала.

Двигатель работает следующим образом. При вращении эксцентрико-коленчатого вала двигателя в направлении стрелки С1 вокруг своего центра О2 на его эксцентрике 16 в округ его центра О2 вращается ротор 2 в противоположном направлении согласно стрелке С2 (см. фиг.1), так как к ротору 22 присоединена жестко меньшая синхронизирующая шестерня 32 с наружными зубьями, которая обкатывает большую синхронизирующую шестерню 31 с внутренними зубьями и соединенную жестко с торцевой крышкой корпуса 12 и при соотношении диаметров их шестерен 2:3, меньшая синхронизирующая шестерня 32 вращается в два раза медленнее и в противоположном направлении, а в результате этого в вершины полости корпуса 1 заходят поочередно то полуовал-поршень 3, то полуовал-газораспределитель 4 и изменяют объемы рабочих камер А, В и С, а когда полуовал-поршень 3 вытеснит, например, из рабочей камеры А весь рабочий заряд в камеру сгорания 29, как это показано на фиг.1, то в это время в свече зажигания проскакивает искра или впрыскивается топливо форсункой 30 и происходит воспламенение рабочей смеси, а при дальнейшем вращении ротора 2 происходит расширение рабочей смеси в камере А и их давление передается через ротор 2 на эксцентрик 16 и поворачивает его в направлении стрелки С1 и обеспечивает вращение эксцентрико-коленчатого вала с передачей им работы силовым агрегатам. А в рабочую камеру В в это время происходит впуск рабочей смеси 45, которая проходит через впускное окно 11 передней торцевой крышки 12 и перетекает по впускной канавке 9 торца полуовал-газораспределителя 4 и через его впускное окно 7 и впускной канал 5 попадает в рабочую камеру В, и так как сообщение впускных элементов происходит по мере необходимости, то поэтому не наблюдаются потери рабочей смеси. На фиг.1 и 2 отражено и то, что из рабочей камеры С производится выпуск отработанных газов, которые выходят из нее в выпускной канал 6 полуовал-газораепределителя 4 и проходят через выпускное окно 8 в выпускную канавку 10 и из последней выходят в атмосферу через выпускное окно 13 задней торцевой крышки 14, и так как сообщение выпускных элементов с атмосферой начинает происходить при максимальном расширении отработанных газов и продолжается до полного их вытеснения из рабочей камеры, то это обеспечивает наиболее полное использование работы газов и хорошую очистку рабочих камер.

Роторный двигатель имеет хорошие технико-экономические показатели. В нем выполнена простая и надежная синхронизация вращения эксцентрико-коленчатого вала и планетарного движения ротора при использовании всего двух цилиндрических синхронизирующих шестерен при соотношении диаметров их делительных окружностей 2:3, что обеспечивает наивысшую компактность двигателя с применением таких шестерен в результате выполнения вала двигателя эксцентрико-коленчатым, что позволяет уменьшить диаметры таких шестерен и вследствие этого уменьшить радиальные размеры овального ротора и габариты двигателя при достаточно большой величине диаметра опорных шеек вала двигателя и вследствие этого повысить надежность и долговечность двигателя и создать возможность повышения оборотов его вала для еще более значительного уменьшения габаритов двигателя при достижении им большой мощности.

Похожие патенты RU2311548C2

название год авторы номер документа
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ "ВИКТОР" 1997
RU2133355C1
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1991
  • Енов М.И.
  • Белай Н.Т.
RU2006614C1
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ "СЛАВЯНИН" 1990
  • Енов М.И.
  • Белай Н.Т.
RU2028475C1
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1991
  • Енов Михаил Иванович
RU2006615C1
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ "ВИТЯЗЬ" 1999
RU2158834C1
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1992
  • Енов Михаил Иванович
RU2032809C1
РОТОРНО-ВЫТЕСНИТЕЛЬНЫЙ ДВС "ДЕРУС-04/05" И СПОСОБ ЕГО РАБОТЫ 2006
  • Денисов Владимир Никитович
RU2312236C1
Роторный двигатель внутреннего сгорания "БЕСШАТУННЫЙ" 2019
  • Енов Михаил Иванович
RU2730202C1
Роторно-поршневой компрессор или вакуум-насос 2019
  • Нехорошев Борис Георгиевич
RU2715767C2
РОТОРНО-ПОРШНЕВОЙ ДВИГАТЕЛЬ ШАШКИНА С АВТОМАТИЧЕСКИМ РЕГУЛИРОВАНИЕМ СКОРОСТИ ВРАЩЕНИЯ 1996
  • Шашкин Анатолий Степанович
RU2116461C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 311 548 C2

Реферат патента 2007 года РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ "ЭВРИКА"

Изобретение относится к области транспортного машиностроения и предназначено для использования в технике наземного и воздушного сообщения. Роторный двигатель внутреннего сгорания содержит корпус с трехвершинной эпитрохоидной полостью, вал с эксцентриком, овальный ротор, состоящий из полуовал-поршня и полуовал-газораспределителя, две цилиндрические синхронизирующие шестерни, торцевые крышки, радиальное уплотнение. По торцам ротора установлены маслосъемные кольца, а по периферии - торцевые уплотнения, состоящие из овальных колец, эквидистантных радиальной поверхности ротора, и гофрированных пружин. Кольца выполнены сужающимися в радиальном направлении и раздвигающимися посредством гофрированных пружин к периферии ротора. Радиальное уплотнение имеет торцевые сухарики с гофрированными пружинами, которые поджимают сухарики к торцевым крышкам. Вал выполнен эксцентрико-коленчатым, синхронизирующие шестерни - с соотношением диаметров 2:3, меньшая синхронизирующая шестерня выполнена со ступицей шестерни и с наплавленным подшипником скольжения и установлена на коленчатой шейке вала. Увеличивается надежность и долговечность, обеспечивается возможность увеличения оборотов вала, уменьшаются габариты и масса двигателя при увеличении его мощности. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 311 548 C2

1. Роторный двигатель внутреннего сгорания, содержащий корпус с трехвершинной эпитрохоидной полостью, вал с эксцентриком, проходящий через центр корпуса, овальный ротор, свободно установленный на эксцентрике, переднюю и заднюю торцевые крышки корпуса и две цилиндрические синхронизирующие шестерни, большая из которых с внутренними зубьями соединена жестко с передней торцевой крышкой корпуса, а меньшая синхронизирующая шестерня с наружными зубьями соединена жестко с овальным ротором, состоящим из полуовал-поршня и полуовал-газораспределителя, радиальное уплотнение, выполненное в виде установленных в выступах полости корпуса радиальных уплотнительных пластин с гофрированными пружинами, при этом полуовал-газораспределитель имеет каналы, окна и канавки впуска и выпуска, сообщающиеся соответственно с впускными и выпускными окнами торцевых крышек корпуса, отличающийся тем, что по торцам ротора установлены маслосъемные кольца, а по периферии - торцевые уплотнения, состоящие из овальных колец, эквидистантных радиальной поверхности ротора и гофрированных пружин, причем кольца выполнены сужающимися в радиальном направлении и раздвигающимися посредством гофрированных пружин к периферии ротора, радиальное уплотнение имеет торцевые сухарики с гофрированными пружинами, которые поджимают сухарики к торцевым крышкам, вал выполнен эксцентрико-коленчатым, синхронизирующие шестерни - с соотношением диаметров 2:3, меньшая синхронизирующая шестерня выполнена со ступицей шестерни и с наплавленным подшипником скольжения и установлена на коленчатой шейке вала.2. Двигатель по п.1, отличающийся тем, что эксцентрико-коленчатый вал выполнен составным, при этом опорная шейка заднего конца вала выполнена заодно с эксцентриком и по оси последнего выполнено глухое отверстие со шлицами, а опорная шейка переднего конца вала выполнена заодно с коленчатой шейкой, снабженной шлицевым стержнем, который после установки на коленчатую шейку меньшей синхронизирующей шестерни со ступицей шестерни с наплавленным подшипником скольжения запрессовывается в осевое глухое шлицевое отверстие эксцентрика, образуя жесткое соединение составных частей вала.3. Двигатель по п.1, отличающийся тем, что эксцентрико-коленчатый вал выполнен цельным, при этом меньшая синхронизирующая шестерня со ступицей шестерни выполнены разрезными и после установки на коленчатую шейку соединены жестко ступицей шестерни с овальным ротором.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2007 года RU2311548C2

КОРНЕИЗВЛЕКАЮЩЕЕ УСТРОЙСТВО 1992
  • Мишин П.В.
  • Кузнецов В.А.
  • Терентьев С.И.
  • Лазарев В.Ю.
  • Иванов С.А.
  • Иванов А.П.
RU2050093C1
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ 1991
  • Енов М.И.
  • Белай Н.Т.
RU2006614C1
РОТОРНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ "СЛАВЯНИН" 1990
  • Енов М.И.
  • Белай Н.Т.
RU2028475C1
РУССКИЙ РОТОР ВЕСЕЛОВСКОГО "РРВ" 1993
  • Веселовский Валерий Борисович
RU2078221C1
US 3967594 A, 06.07.1976
US 3413961 A, 03.12.1968.

RU 2 311 548 C2

Даты

2007-11-27Публикация

2005-12-08Подача