Предлагаемое изобретение относится к сельскому хозяйству, а именно к способам выращивания посадочного материала.
Известен способ выращивания посадочного материала в питомниках, включающий раздельное выращивание сеянцев и саженцев в посевном и школьном отделениях (Дудорев М.А. Лес и поле. Изд. 2. Приволжское кн. изд. Саратов. 1990 г., 74-98 с.).
В посевном отделении питомника, с момента посева семян и в течение всего вегетационного периода сеянцы испытывают действие неблагоприятных факторов окружающей среды. В начальных фазах развития сеянцев действие заморозков, засух, суховеев, прямых солнечных лучей бывает наиболее гибельным для растений. Поэтому лесоводы вынуждены применять дополнительные мероприятия по их защите от неблагоприятных факторов, такие как: снегозадержание, прикатывание почвы после посева, мульчирование (покрышка), притенение всходов, полив, борьба с вредителями и болезнями и др. (Дудорев М.А. Лес и поле. Изд. 2. Приволжское кн. изд. Саратов. 1990 г., 248 с.89 с.).
Каждое из перечисленных мероприятий требует четкого соблюдения сроков проведения, дополнительных материальных затрат, является трудоемким в исполнении и часто не обеспечивает эффективной защиты всходов древесных растений от невзгод.
По мере роста сеянцев необходимость в некоторых мероприятиях (прикатывание, мульчирование, притенение) отпадает. Однако другие мероприятия - снегозадержание, полив, рыхление и прополка, борьба с вредителями и болезнями обычно применяются в течение всего периода выращивания. Выполнять их необходимо в лучшие агротехнические сроки. При достижении сеянцами установленных стандартом размеров (в конце 1, 2 (3) года выращивания) посадочный материал высаживается на лесокультурной площади, а часть растений из посевного отделения пересаживается в школьное. Продолжительность выращивания саженцев в школьном отделении определяется их целевым назначением. Саженцы выращиваются в первой школе в течение 2-5 лет. Выращивание производят в рядовой, ленточной или комбинированной школе. Наиболее часто в практике применяются рядовые школы с размещением растений между рядами 0,8-1,0 м, а в ряду 0,25-0,5 м, что обеспечивает густоту посадки 20-50 тыс. шт./га (Новосельцева А.И., Смирнов Н.А. Справочник по лесным питомникам. М.: Лесная промышленность, 1983 г, 111 с.). По такой технологии саженцы и сеянцы выращиваются в разных хозяйственных отделениях.
Недостатком аналога является малоэффективное регулирование микроклимата на посеве, при котором быстрое пересыхание верхнего слоя почвы приводит к снижению всхожести семян и гибели проростков. В период прорастания всходы менее всего устойчивы к почвенной и воздушной засухе и в большой массе гибнут от иссушения (Марков М.В. Популяционная биология растений. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1986. - С.38-39, 42-44).
Проведение общепринятых защитных мероприятий в посевном отделении (мульчирование, прикатывание, боронование и т.д.) недостаточно сохраняют влагу в почве. Например, мульча из опилок быстро сдувается с посевных лент ветром и влага из почвы быстро испаряется под воздействием сильного ветра и солнечных лучей.
Выращивание саженцев в школьном отделении при рядовом способе размещения растений приводит к неэффективному использованию площади. При ширине междурядий 0,8-1,0 м необходимо междурядья часто культивировать. В противном случае они быстро зарастают травянистой растительностью, которая ухудшает рост саженцев. Особенно данный недостаток становится ощутимым во второй и третьей школах, где саженцы доращиваются до крупных размеров. В определенной степени данный недостаток аналога устраняется при использовании комбинированных школ.
Прототипом предлагаемого способа является способ выращивания посадочного материала в комбинированных школах. В комбинированных школах растения с длительным сроком выращивания высаживают рядами (кулисные ряды) на расстоянии 2,4-4 м один от другого. Между кулисными рядами закладывают два или четыре ряда кустарника. Число высаженных растений на 1 га в таких школах составляет: деревьев 3-6 тыс. шт., кустарников - 40-50 тыс. шт. (Новосельцева А.И., Смирнов Н.А. Справочник по лесным питомникам. М.: Лесная промышленность, 1983 г, 111 с.).
Недостатками прототипа является то, что данным способом решается только проблема экономии площади в школьном отделении. Кустарник, высаженный в междурядья саженцев, в 1-2 летнем возрасте не нуждается в защите от неблагоприятных факторов, а отдельные светолюбивые виды могут даже испытывать угнетение древесными саженцами кулисных рядов.
Таким образом, благоприятное влияние кулис из саженцев на микроклимат прилегающей территории лесоводами в полной мере не используется, а именно на посевах, т.е. в начальных фазах развития древесных всходов (именно в тот период, когда оно особенно необходимо растениям).
Технической задачей изобретения является формирование благоприятного микроклиматического режима на посевах, с целью уменьшения затрат на проведение мероприятий по уходу при выращивании высококачественных сеянцев и саженцев.
Задача достигается в способе, заключающемся в совместном выращивании посадочного материала разного возраста и различного породного состава, при котором саженцы используются в качестве кулис, высаживаемых по чистому пару за год до проведения посева. Согласно изобретению выкопка кулис саженцев проводится в один год с сеянцами при трехлетнем выращивании саженцев и двухлетнем выращивании сеянцев. При четырех- или пятилетнем сроке выращивания саженцев после выкопки сеянцев в межкулисное пространство высеваются менее требовательные породы с двухлетним сроком выращивания или же после однолетнего парования породы с однолетним сроком выращивания. В дальнейшем саженцы также выкапываются одновременно с сеянцами.
Наиболее эффективным для формирования благоприятного микроклиматического режима было установлено расстояние между кулисами, равное 6-9 м, с размещением между ними трех-пяти посевных лент.
При предлагаемом способе выращивания посадочного материала в одно поле объединяются школьное и посевное отделения. Совместное выращивание сеянцев и саженцев не требует применения новой техники и дополнительных затрат на ее приобретение. Агротехника уходов за сеянцами и саженцами остается прежней, т.е. не изменяется. Различия состоят в том, что при закладке кулис из саженцев посадочный агрегат должен быть оборудован маркером-следоуказателем. Это обеспечит размещение принятого количества посевных лент в межкулисное пространство.
Посадку кулис необходимо проводить, используя агрегат, состоящий из трактора (Т-40, МТ3-80) и однорядной посадочной машины (СЛЧ-1, СЛН-1 и др.) с маркером. В качестве посадочного материала для закладки кулис можно использовать сеянцы 1-2-летнего возраста как древесных, так и кустарниковых пород. Посев семян осуществляется любой сеялкой по ленточным схемам с шириной ленты 1,5 метра (Новосельцева А.И., Смирнов В.А. Справочник по лесным питомникам. М.: Лесная промышленность, 1983 г., 62 с.).
Применение кулис не мешает проведению агротехнических мероприятий, обычных для посевного отделения, таких как прополка, рыхление, культивация, полив и т.д. Напротив, благоприятное влияние кулис на микроклимат позволяет сократить количество данных мероприятий, существенно повысить количество и качество выращиваемого посадочного материала.
Примеры конкретного выполнения: в Новобурасском лесном питомнике проводились исследования по влиянию кулис из саженцев березы повислой на рост сеянцев сосны обыкновенной при их совместном выращивании на одном поле. Опыт закладывался в 4-кратной повторности методом рендомизированных повторений (Доспехов Б.А., 1979) с вариантами:
1 - посев сосны обыкновенной вне зоны влияния кулис из саженцев (St);
2 - между кулисами закладывали 5 посевных лент сосны;
3 - между кулисами закладывали 4 ленты сосны;
4 - между кулисами закладывали 3 посевных ленты сосны;
5 - между кулисами закладывали 2 посевные ленты;
6 - между кулисами была посеяна одна лента сосны.
В период вегетации проводился учет ряда микроклиматических и биометрических показателей.
В ходе исследований было установлено, что наиболее эффективным по сумме биометрических показателей сеянцев является 3 вариант, с размещением между кулис четырех посевных лент.
Скорость ветра в межкулисном пространстве 3 варианта на высоте 0,65 м снижается до 85% от контроля, а на высоте 0,2 м до 64% (таблица 1). Высота снежного покрова между кулис увеличивается на 30%. Запас влаги в почве увеличивается на 23%. Испаряемость с открытой водной поверхности снижается на 40%.
Освещенность в межкулисных пространствах 3 варианта в среднем снижается в приземном слое на высоте 0,2 м до 75% от контроля и на высоте 0,65 м - до 84%. Различия с контролем для перечисленных показателей оказались существенными на 05% уровне значимости.
Кулисы, изменяя условия выращивания, оказывают большое влияние на биометрические показатели сеянцев. Разница в показателях заметна уже с первого года роста. Высота надземной части у однолетних сеянцев сосны с 3 варианта составила 9,3 см, а у сеянцев с варианта контроля - 7,7 см (таблица 2).
1-летних - / - 2-летних -
Диаметр сеянцев у корневой шейки, выращенных на варианте 3, был равен 1,47 мм, а у сеянцев с контроля - 1,27 мм. Различия между вариантами существенны на 05% уровне значимости. Масса 25 абсолютно сухих 1-летних сеянцев сосны равнялась 52,79 г, а на контроле - лишь 43,89 г.
В конце второго года выращивания высота надземной части сеянцев на 3 варианте составила 25,9 см, что на 3,5 см (15,6%) выше контрольного показателя. Диаметр у корневой шейки опытных сеянцев составил 3,22 мм, превышая контроль на 0,26 мм (8,8%). Биомасса 25 абс. сухих сеянцев на 3 варианте составила 301,01 г, что на 30 г (12,3%) выше массы сеянцев на контроле. При этом различия между показателями оказались существенными на 05% уровне значимости.
Наибольшая сохранность и выход стандартных сеянцев отмечались также на опытных делянках 3 варианта.
Выход стандартных сеянцев с 1 п. м был максимальным на опытных делянках 3 варианта (таблица 3).
Выход стандартных сеянцев с 1 га для каждого варианта рассчитывался по индивидуальной формуле, учитывающей площадь, занятую кулисами.
Необходимо учитывать тот факт, что кроме сеянцев сосны с этой площади мы получаем еще и саженцы березы.
Таким образом, если максимальный выход стандартных сеянцев мы получаем на 3 варианте - 2258 тыс. шт./га, то к этому еще следует добавить 910 шт. саженцев березы.
Выход стандартных сеянцев с 1 га рассчитанный для чистого посева, т.е. без кулис на 3 варианте составил 2840 тыс. шт., что существенно больше (на 29,1%), чем на варианте контроля.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПОДАВЛЕНИЯ СОРНЫХ РАСТЕНИЙ НА ПОСЕВАХ ХВОЙНЫХ ПОРОД | 2003 |
|
RU2236116C1 |
СПОСОБ СТИМУЛЯЦИИ РОСТА И РАЗВИТИЯ СЕЯНЦЕВ | 2004 |
|
RU2275788C2 |
СПОСОБ ВЫРАЩИВАНИЯ ПОСАДОЧНОГО МАТЕРИАЛА | 2010 |
|
RU2438296C2 |
СПОСОБ ВЫРАЩИВАНИЯ ПОСАДОЧНОГО МАТЕРИАЛА АНЕМОХОРНЫХ ДРЕВЕСНЫХ ВИДОВ | 2008 |
|
RU2380892C1 |
СПОСОБ СТИМУЛЯЦИИ СКОРОСТИ ПРОРАСТАНИЯ СЕМЯН СОСНЫ ОБЫКНОВЕННОЙ | 2014 |
|
RU2569017C1 |
СПОСОБ ВЫРАЩИВАНИЯ КАРЕЛЬСКОЙ БЕРЕЗЫ | 1992 |
|
RU2038749C1 |
СПОСОБ ЛЕСОВОССТАНОВЛЕНИЯ НА ГОРНЫХ СКЛОНАХ | 2016 |
|
RU2643245C2 |
Способ закладки интенсивного плодового сада на семенных карликовых подвоях | 2021 |
|
RU2769736C1 |
Способ получения посадочного материала хвойных пород из семян | 2022 |
|
RU2781628C1 |
Способ размножения крыжовника зелеными черенками в условиях Севера | 2016 |
|
RU2634968C1 |
Изобретение относится к сельскому хозяйству, а именно к способам выращивания посадочного материала, и обеспечивает формирование благоприятного микроклиматического режима на посевах, с целью уменьшения затрат на проведение мероприятий по уходу при выращивании высококачественных сеянцев и саженцев. Способ заключается в совместном выращивании посадочного материала разного возраста и различного породного состава, при котором саженцы используются в качестве кулис, высаживаемых по чистому пару за год до проведения посева. Согласно изобретению выкопка кулис саженцев проводится в один год с сеянцами при трехлетнем выращивании саженцев и двухлетнем выращивании сеянцев. При четырех- или пятилетнем сроке выращивания саженцев после выкопки сеянцев в межкулисное пространство высеваются менее требовательные породы с двухлетним сроком выращивания или же после однолетнего парования - породы с однолетним сроком выращивания. В дальнейшем саженцы выкапываются одновременно с сеянцами. Наиболее эффективным для формирования благоприятного микроклиматического режима было установлено расстояние между кулисами, равное 6-9 м, с размещением между ними трех, пяти посевных лент. При предлагаемом способе выращивания посадочного материала в одно поле объединяются школьное и посевное отделения. 3 табл.
Способ совместного выращивания сеянцев и саженцев в питомниках, заключающийся в совместном выращивании посадочного материала разного возраста и различного породного состава, при котором саженцы используют в качестве кулис, и последующей выкопке посадочного материала, отличающийся тем, что через год после посадки саженцев в межкулисное пространство шириной 6-9 м высевают семена древесных и кустарниковых пород в виде трех-пяти посевных лент, причем выкопку кулис из саженцев проводят в один год с сеянцами при трехлетнем выращивании саженцев и двухлетнем выращивании сеянцев, а при четырех или пятилетнем сроке выращивания саженцев после выкопки сеянцев в межкулисное пространство повторно высевают породы с крупными семенами с однолетним или двухлетним сроком выращивания.
НОВОСЕЛЬЦЕВА А | |||
И | |||
и др | |||
Справочник по лесным питомникам | |||
- М., 1983, с.111 | |||
СПОСОБ ВЫРАЩИВАНИЯ КАРЕЛЬСКОЙ БЕРЕЗЫ | 1992 |
|
RU2038749C1 |
RU 2062024 C1, 20.06.1996 | |||
СПОСОБ ВЫРАЩИВАНИЯ ПОСАДОЧНОГО МАТЕРИАЛА | 1998 |
|
RU2150189C1 |
CN 1600069 A1, 30.03.2005 | |||
СВЕТОЧУВСТВИТЕЛЬНАЯ КОМПОЗИЦИЯ, ЧУВСТВИТЕЛЬНАЯ К ЛАЗЕРНОМУ ИЗЛУЧЕНИЮ | 1986 |
|
RU1354974C |
Авторы
Даты
2008-02-20—Публикация
2005-12-21—Подача