Изобретение относится к горному делу и может быть использовано для искусственного проветривания карьеров, в которых проводится добыча рудных и нерудных ископаемых.
Одной из важнейших проблем при разработке рудных и нерудных ископаемых открытым способом является обеспечение санитарных норм воздуха в карьерах и разрезах (Певзнер М.Е. Экология горного производства. Горные науки и промышленность, сб. статей. М.: Недра, 1989).
Особенно актуально это для глубоких карьеров при их интенсивной разработке.
Основными причинами пылеобразования и загазованности в рудниках являются: бурение, взрывание, вторичное дробление и перевозка горной массы транспортом с двигателями внутреннего сгорания.
Для нормализации атмосферной обстановки в карьерах используются естественные и искусственные способы проветривания (Битколов Н.Э., Медведев И.И. Аэрология карьеров. М.: Недра, 1992).
Известные методы активации естественного воздухообмена в рудниках (устройство проранов, профилирование бортов карьеров, использование ветроотклоняющих щитов и др.) в практике широкого применения не нашли из-за их низкой эффективности, либо высокой стоимости.
Искусственное проветривание карьеров предполагает применение механических (вентиляторные установки), тепловых или комбинированных средств (Битколов Н.Э., Медведев И.И. Аэрология карьеров. М.: Недра, 1992). При этом реализуются нагнетательный, всасывающий, либо комбинированный способ проветривания с каскадной схемой размещения средств вентиляции.
Эти способы также малоэффективны особенно в крупных карьерах, поскольку для их реализации требуются большие энергетические затраты.
Наиболее близким к заявляемому способу является "Способ вентиляции рудника" (патент РФ №2162944), при котором всасывающая струя формируется каскадным взрывом топливно-воздушной смеси. В то же время в способе-прототипе не рассматривается оптимальный режим вентиляции.
Целью предлагаемого изобретения является повышение эффективности рудника вентиляции способом каскадного взрыва.
Для достижения поставленной цели предлагается предварительно прогреть поверхность грунта в районе размещения установок с топливом.
В этом случае создается дополнительный восходящий поток воздуха. Интенсивность такого дополнительного потока зависит, естественно, от температуры и площади нагрева поверхности грунта. Прогрев целесообразно осуществлять нагревательными элементами, не вносящими дополнительного технологического загрязнения. Для этого возможно использование тепловых установок, работающих на различных физических принципах (Битколов Н.З., стр.179-180; А.С. СССР №1681016).
Повышение эффективности достигается и выбором массы диспергируемого и взрываемого топлива.
Расчеты, проведенные по методике, изложенной в работе (М.А.Затевахин. Турбулентный термин во влажной атмосфере. Теплофизика высоких температур, 2001, т.39, №4, с.573-580), показывают, что при взрыве 3 каскадов, в которых масса топлива увеличивается с глубиной, высота подъема струи до 10% больше, чем при равномерном распределении массы топлива по каскадам. Такое увеличение высоты струи приводит к увеличению объема замещаемого в карьере воздуха до 30%.
Реализация предлагаемого способа возможна устройством, представленным на чертеже, где показаны: емкость 1, опора 2, узел нагревания 3, блок подрыва 4 и пульт управления 5.
В качестве емкости сифонного типа можно применять аналогичный узел из системы пожаротушения тонкораспыленной водой (Установка. Группа Кампаний "ИСТА", С-Пб, 2000).
Предлагаемое устройство работает следующим образом.
Предварительно с помощью узла 3 прогревается грунтовая поверхность в районе размещения емкостей 1 в каждом каскаде, либо в отдельных каскадах. Затем проводится заправка емкостей 1 топливом и установка в них пороховых зарядов и взрывчатых веществ на опорах 2.
По команде оператора с пульта управления 5 осуществляется сначала поджиг пороха в емкостях 1, а после диспергировании топлива в облако, подрывается заряд на опоре 2.
Очередность взрывания каскадов: сверху-вниз, как изложено в "Способе вентиляции рудника" (патент РФ №2162944).
Указанное устройство испытано в условиях карьера ОАО "Гранит - Кузнечное". Результаты испытаний хорошо согласуются с теоретическими расчетами. Например, при взрыве 1 тонны бензина в 3 каскадах замещается в карьере до 107 м3 воздуха.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ВЕНТИЛЯЦИИ РУДНИКА | 2000 |
|
RU2162944C1 |
СПОСОБ ПЫЛЕПОДАВЛЕНИЯ ПРИ ВЗРЫВНЫХ РАБОТАХ | 2002 |
|
RU2273738C2 |
СПОСОБ ВЕНТИЛЯЦИИ РУДНИКА И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2005 |
|
RU2276271C1 |
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ГОРНЫХ ПОРОД | 2008 |
|
RU2383852C2 |
СПОСОБ УТИЛИЗАЦИИ БОЕПРИПАСА | 2005 |
|
RU2282137C1 |
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ГОРНЫХ ПОРОД | 2005 |
|
RU2302608C2 |
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ГОРНЫХ ПОРОД | 1999 |
|
RU2143096C1 |
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ГОРНЫХ ПОРОД | 2000 |
|
RU2163001C1 |
СПОСОБ АЭРОДИНАМИЧЕСКОГО ПРОФИЛИРОВАНИЯ БОРТОВ КАРЬЕРОВ И УГОЛЬНЫХ РАЗРЕЗОВ | 2013 |
|
RU2539086C1 |
Способ вентиляции карьера | 1980 |
|
SU861642A1 |
Изобретение относится к горному делу и может быть использовано для искусственного проветривания карьеров в условиях инверсности атмосферы. Техническим результатом является повышение эффективности каскадного взрыва топливно-воздушной смеси. Эффективность вентиляции увеличивается за счет предварительного нагрева поверхности грунта в местах проведения взрывов и достигается оптимизацией массы топлива в каскадах путем ее увеличения на нижних горизонтах и уменьшением на верхних. При одинаковой массе топлива в предлагаемом способе объем замещаемого в карьере воздуха увеличивается на 30%. Реализация способа осуществляется с помощью устройства, включающего емкости сифонного типа для размещения топлива, узлы нагревания, опоры для размещения зарядов взрывчатых веществ и блоки подрыва на каждом горизонте, а также пульт управления, размещаемый в безопасной зоне. 2 н.п. ф-лы, 1 ил.
СПОСОБ ВЕНТИЛЯЦИИ РУДНИКА | 2000 |
|
RU2162944C1 |
Способ вентиляции карьера | 1980 |
|
SU861642A1 |
Способ проветривания карьеров | 1980 |
|
SU901561A1 |
Способ проветривания карьера | 1988 |
|
SU1681016A1 |
Способ искусственного проветривания карьеров | 1989 |
|
SU1752975A1 |
СПОСОБ ПРОВЕТРИВАНИЯ КАРЬЕРОВ | 1995 |
|
RU2071565C1 |
RU 94040233 A1, 27.10.1996 | |||
US 3666176 A, 30.05.1972. |
Авторы
Даты
2008-03-20—Публикация
2006-03-29—Подача