КОНСТРУКЦИЯ ДИРИЖАБЛЯ Российский патент 2008 года по МПК B64B1/08 

Описание патента на изобретение RU2327601C2

Изобретение относится к конструкциям летательных аппаратов легче воздуха и может быть использовано в дирижаблестроении.

Известна конструкция корпуса дирижабля (патент РФ №2207298, прототип), содержащая каркас из продольных стрингеров, концы которых соединяют затяжкой изменяемой длины. Обшивка в пределах стрингеров имеет форму поверхности отрицательной гауссовой кривизны, при этом внутри корпуса поддерживают пониженное давление газа по сравнению с внешним давлением. Изменение длины затяжки позволяет изменять объем дирижабля и тем самым регулировать его плавучесть.

Эта конструкция корпуса имеет существенный недостаток: изменение объема корпуса требует синхронного регулирования давления газа внутри корпуса, что усложняет конструкцию и эксплуатацию дирижабля.

В ряде случаев нет необходимости изменять объем дирижабля в процессе эксплуатации. В этих случаях изменение плавучести производят традиционным способом с применением воздушных баллонетов.

Целью изобретения является упрощение конструкции и эксплуатации дирижабля, повышение его надежности. Эта цель достигается тем, что изменение объема корпуса производят в процессе его сборки путем натяжения затяжки. В результате этого конструкция корпуса оказывается предварительно напряженной. Таким образом, отпадает необходимость в изменении объема корпуса при эксплуатации и в поддержании внутри корпуса пониженного давления газа, конструкция дирижабля и его эксплуатация упрощаются. Преднапряжение существенно повышает поперечную изгибную жесткость дирижабля и одновременно позволяет производить, при необходимости, натурное испытание на прочность основных несущих элементов дирижабля в процессе его изготовления.

На фиг.1 показан продольный разрез каркаса дирижабля с тремя стрингерами по 1-1 на фиг.2. На фиг.2 дан разрез каркаса по 2-2 на фиг.1. Пунктирными линиями показана геометрия каркаса после преднапряжения, воздушные баллонеты на фигурах не показаны.

Конструкция дирижабля (фиг.1) содержит каркас из трех или более продольных стрингеров 1, концы которых соединены затяжкой 2. Между смежными стрингерами имеется обшивка 3, закрепляемая к стрингерам и очерченная по поверхности отрицательной гауссовой кривизны. На одном из концов затяжки имеется натяжное устройство 4 в виде резьбовой гайки либо инвентарного домкрата.

Сборку каркаса выполняют в следующей последовательности операций. Монтируют стрингеры 1 и их концы объединяют затяжкой 2. После этого монтируют обшивку 3 по заданной геометрии и закрепляют ее к стрингерам. Таким образом, каркас оказывается подготовленным для предварительного напряжения, которое производят одним из известных способов с помощью натяжного устройства 4. В результате деформаций происходит увеличение объема корпуса, в стрингерах возникают сжимающие, а в обшивке - растягивающие напряжения в двух ортогональных направлениях, т.е. образуется ее плоское напряженное состояние.

Предварительное напряжение, т.е. создание в конструкции внутренних самоуравновешенных усилий, существенно увеличивает ее жесткость при действии неравновесных эксплуатационных нагрузок. Тем самым отпадает необходимость в создании внутри корпуса дирижабля отрицательного давления газа, как это предусмотрено в прототипе.

Конструкция дирижабля с предварительным напряжением каркаса позволяет производить натурное испытание на прочность основных несущих элементов в процессе изготовления путем создания кратковременного усилия в затяжке, превышающего эксплуатационное, что повышает надежность конструкции.

Похожие патенты RU2327601C2

название год авторы номер документа
КОНСТРУКЦИЯ КОРПУСА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2006
  • Корнилов Виктор Георгиевич
RU2327599C1
КОНСТРУКЦИЯ КОРПУСА ДИРИЖАБЛЯ 2002
  • Корнилов В.Г.
RU2207298C1
КОРПУС ДИРИЖАБЛЯ 2006
  • Корнилов Виктор Георгиевич
RU2327600C1
КОНСТРУКЦИЯ КОРПУСА АЭРОСТАТА 2002
  • Корнилов В.Г.
RU2252174C2
ЖЕЛЕЗОБЕТОННЫЙ КАРКАС ЗДАНИЯ ИЛИ СООРУЖЕНИЯ 1998
  • Канчели Н.В.
  • Корнилов В.Г.
RU2194127C2
СПОСОБ СОЕДИНЕНИЯ ДЕТАЛЕЙ НЕРАЗЪЕМНЫМ ЗАКЛЕПОЧНЫМ ШВОМ 2006
  • Васильев Сергей Леонидович
  • Громов Виктор Федорович
  • Макаров Александр Федотович
RU2288380C1
СПОСОБ ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО НАПРЯЖЕНИЯ ПЕРЕКРЫТИЯ 1998
  • Корнилов В.Г.
RU2147328C1
Каркас здания 1989
  • Корнилов Виктор Георгиевич
SU1756493A1
ПНЕВМОТОРОВЫЙ ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ В ВИДЕ ДИСКА 2012
  • Бородина Лариса Константиновна
RU2500573C1
Каркас высотного здания или башенного сооружения 1978
  • Корнилов Виктор Георгиевич
SU767299A1

Иллюстрации к изобретению RU 2 327 601 C2

Реферат патента 2008 года КОНСТРУКЦИЯ ДИРИЖАБЛЯ

Изобретение относится к области летательных аппаратов легче воздуха. Конструкция дирижабля содержит каркас из трех продольных стрингеров, концы которых соединены затяжкой. Обшивка в пределах смежных стрингеров имеет форму поверхности отрицательной гауссовой кривизны. Затяжка на одном из концов снабжена устройством для ее натяжения в процессе сборки каркаса, которое предназначено для создания состояния предварительного напряжения конструкции и для выполнения натурных испытаний основных несущих элементов конструкции на прочность. Изобретение направлено на повышение жесткости и упрощение конструкции. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 327 601 C2

Конструкция дирижабля, содержащая каркас из по меньшей мере трех продольных стрингеров, концы которых соединены затяжкой, и обшивку, очерченную в пределах смежных стрингеров по поверхности отрицательной гауссовой кривизны, отличающаяся тем, что затяжка на одном конце снабжена устройством для натяжения в процессе сборки каркаса, которое предназначено для предварительного напряжения и натурных испытаний основных несущих элементов конструкции на прочность путем создания кратковременного усилия в затяжке выше усилия при эксплуатации.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2008 года RU2327601C2

КОНСТРУКЦИЯ КОРПУСА ДИРИЖАБЛЯ 2002
  • Корнилов В.Г.
RU2207298C1
ЭЛЕКТРОННЫЙ КОММУТАТОР 0
SU205319A1
US 4032086 А, 28.06.1977.

RU 2 327 601 C2

Авторы

Корнилов Виктор Георгиевич

Даты

2008-06-27Публикация

2006-02-28Подача