Изобретение относится к системе топливопитания транспортных средств, а именно к заправочно-дренажным устройствам емкостей, в которых хранятся и транспортируются криогенные, взрывоопасные или высокотоксичные компоненты топлива.
Основной сложностью в разработке таких устройств является высокая текучесть этих компонентов, токсичность, пожаро- и взрывоопасность.
Известны аналогичные заправочные устройства в виде электропневмоклапанов с дистанционным управлением, которые применяются в ракетной технике [1]. Эти клапаны размещаются в отсеке ракеты с топливными баками и используются, как правило, однократно. Недостатком указанных клапанов является то, что из-за большой текучести, например, жидкого водорода не обеспечивается полная герметичность запорного узла даже при однократном использовании на ракетах одноразового применения. Кроме этого они занимают определенный объем и имеют существенную массу. При многократном режиме работы таких устройств, например, на самолетах или в автомобилях проблема герметичности становится еще острее.
Известно "Разъемное устройство для стыковки криогенных систем" по патенту RU № 2269455 от 18.06.2004 г., принятое за прототип, которое содержит штуцер и наконечник, каждый из которых состоит из внешнего и внутреннего корпусов и обратных клапанов, установленных во внутренних корпусах. Между внутренними и внешними корпусами штуцера и наконечника смонтированы теплоизолирующие мосты, экраны и опоры. На внешних корпусах штуцера и наконечника установлено замковое устройство, открываемое и закрываемое вручную.
Недостатком указанного устройства является отсутствие возможности централизованного удаления остатков топлива из пространства между наконечником и штуцером после окончания заправки и закрытия клапана штуцера. Удаление остатков топлива особенно важно в случае взрывоопасных или токсичных топлив. Отсутствие дистанционного открытия и закрытия клапанов приводит к трудностям контроля заправки криогенных топлив. Кроме этого в прототипе нет возможности удаления воздуха из межкорпусного и засильфонного пространства. При заправке жидкого водорода воздух будет замерзать и разрушать сильфон. Использование в прототипе обратных клапанов с запорными элементами конического типа не обеспечивает герметичности, особенно при многократных срабатываниях.
Технической задачей предлагаемого изобретения является разработка заправочно-дренажного устройства, в котором полностью исключается негерметичность в процессе и после заправки топлива, имеется дистанционное управление работой устройства, обеспечена продувка и заполнение тупиковых полостей гелием и которое будет иметь минимальную массу, занимать минимальный объем на борту и обладать простой конструкцией для монтажа и обслуживания.
Технический результат достигается в заявляемом заправочно-дренажном устройстве для заправки бортовой емкости криогенными, взрывоопасными или токсичными компонентами топлива, содержащем заправочный и дренажный клапаны, имеющие идентичные конструкции и заключенные в корпусы, топливный трубопровод бортовой емкости, магистраль стационарной системы заправки или транспортной емкости, магистраль стационарной дренажной системы или нейтрализатор, в случае токсичных топлив, причем механизмы каждого из клапанов, заправочного и дренажного, разделены на два автономных узла, одним из которых является запорный узел, выполненный в виде седла с уплотнительной гильзой и пружиной и установленный на борту транспортного средства в топливном трубопроводе бортовой емкости, а другим узлом является толкатель запорного узла, выполненный в виде поршня со штоком, возвратной пружиной и изолирующим сильфоном, зацело установленным в корпусе толкателя запорного узла, и соединенный с топливной магистралью стационарной системы заправки и пристыкованный при заправке топливом бортовой емкости к фланцу запорного узла, образуя в комплексе заправочный или дренажный клапан, на который при открывании запорного узла воздействуют дистанционно подачей давления на поршень толкателя, при этом запорный узел имеет герметичную заглушку с посадочными элементами, идентичными толкателю заправочного или дренажного клапана, которую устанавливают после снятия толкателя по окончании заправки бортовой емкости.
При этом дренажный клапан установлен на дренажном трубопроводе бортовой емкости, состыкован с трубопроводом стационарной дренажной системы или нейтрализатором и соединен с заправочным клапаном через клапан перепуска.
Для расширения возможностей на каждом корпусе узлов толкателей - запорного и дренажного клапанов - смонтирован нажимной винт с шаровой опорой на конце, имеющий маховик и контргайку для ручного открытия запорного узла.
А также между штоком и корпусом толкателя запорного узла установлен изолирующий сильфонный узел, наружная полость которого заполняется гелием для предотвращения замерзания воздуха в этой полости при заправке, например, жидкого водорода.
Таким образом, предлагаемое заправочно-дренажное устройство для заправки бортовой емкости криогенными, взрывоопасными или токсичными компонентами топлива состоит из двух идентичных клапанов: заправочного и дренажного. В отличие от описанной выше конструкции (прототипа) механизмы каждого из клапанов, заправочного и дренажного, разделяются на два автономных узла. Первый - запорный узел в виде седла с уплотнительной гильзой и пружиной - устанавливается на борту транспортного средства, второй - толкатель запорного узла в виде штока с поршнем и изолирующим сильфоном, заключенный в корпус с патрубком и фланцем. Толкатель запорного узла стыкуется с запорным узлом с помощью фланца, а с трубопроводом расходной емкости стационарной заправочной станции соединяется с помощью патрубка. В комплексе образуется клапан, который открывает запорный узел толкателем, перемещаемым командным давлением, подаваемым на поршень штока в полость на другом конце толкателя, и, таким образом, соединяет трубопровод заправки с бортовым топливным баком по концентрическому каналу вокруг штока толкателя запорного узла.
Предлагаемое устройство также отличается тем, что по окончании заправки топливом сбрасывается давление с поршня толкателя, который отходит под действием своей пружины от гильзы запорного узла, и последний закрывается под действием мощной возвратной пружины, что дает возможность привод толкателя запорного узла демонтировать и на его место поставить герметичную заглушку с идентичными посадочными элементами.
Кроме того, концентрические каналы вокруг штоков клапана заправки и клапана дренажа соединены между собой через клапан перепуска, при открытии которого после окончания заправки бортовой емкости обеспечивается сброс остатков топлива из заправочного трубопровода в дренаж или нейтрализатор в зависимости от рода топлива. А также перепуск используется в технологических операциях продувки и очистки бортовой емкости и трубопроводов перед заправкой.
Таким образом достигается плотная герметизация заправочно-дренажного устройства транспортного средства, уменьшение его массы и объема.
На фиг.1 показан продольный разрез заправочного или идентичного ему дренажного клапана заявляемого заправочно-дренажного устройства для заправки бортовой емкости криогенными, взрывоопасными или токсичными компонентами топлива.
На фиг.2 показана установка толкателя на фланце запорного узла.
На фиг.3 показан внешний вид заправочно-дренажного устройства в сборе.
На фиг.4 показан разрез закрытого бортового люка после демонтажа приводов толкателей и установки герметичных заглушек на запорные узлы заправки и дренажа.
Заправочный или дренажный клапан, заключенный в корпус, показанный на фиг.1, состоит из поршня 1 толкателя, корпуса 2 пневматического привода толкателя, возвратной пружины 3 толкателя, цилиндрической направляющей 4 штока 5, сильфонного узла 6, корпуса 7 толкателя, седла 8, корпуса 9 запорного узла, уплотнительной гильзы 10, возвратной пружины 11.
Заявляемое заправочно-дренажное устройство для заправки бортовой емкости криогенными, взрывоопасными или токсичными компонентами топлива, показанное на фиг.3, установлено в бортовом люке 12 транспортного средства, заправляемого топливом через трубопровод, подсоединяемый своим фланцем 13 к фланцу 14 клапана заправки, а трубопровод дренажа подсоединяется своим фланцем 15 к фланцу 16 дренажного клапана.
После заправки на место узлов толкателей устанавливаются герметичные заглушки 17 с пробками для технологических нужд и ставится крышка 18 заправочного люка транспортного средства, показанные на фиг.4.
В предлагаемом устройстве помимо дистанционного привода толкателя предусмотрен изображенный на фиг.1 ручной привод, состоящий из маховика 19, стопорной гайки 20, нажимного винта 21 со сферической опорой на конце и корпуса 22 ручного привода, соединенного фланцами с корпусом 2 пневматического привода толкателя. Ручной привод толкателя используется в различного рода технологических операциях. При этом отпускается стопорная гайка 20, вращением маховика 19 винт 21 двигается внутрь корпуса 22 и нажимает шаровой опорой на пяту поршня 1 пневматического привода толкателя. Соответственно шток 5 толкателя нажимает на уплотнительную гильзу 10 заправочного или дренажного клапана, которая отходит от седла 8 и открывает вход. Технологические операции продувок трубопровода заправки и бортовой емкости, а также очистки трубопровода после заправки проводятся с помощью перепускного клапана 23, показанного на фиг.3. Корпус толкателя и корпус запорного узла покрывают теплоизоляцией 24 из современных материалов, например, типа пенополиуретан.
Работа заявляемого заправочно-дренажного устройства для заправки бортовой емкости криогенными, взрывоопасными или токсичными компонентами топлива осуществляется следующим образом.
Дистанционное открытие заправочного или дренажного клапана осуществляется подачей командного давления инертного газа на поршень 1 толкателя, который перемещается, сжимая пружину 3, перемещает шток 5 толкателя и открывает запорный узел, отжимая гильзу 10 от седла 8, как это было описано выше. Производится заправка топлива. При этом ручной привод выведен из контакта с пятой поршня и застопорен гайкой 20. После окончания заправки производится сброс давления с поршня 1, пружина 3 возвращает его со штоком в исходное состояние, а пружина 11 закрывает запорный узел, прижимая уплотнительную гильзу 10 к седлу 8. После этого открывается перепускной клапан 23, остатки топлива из заправочного трубопровода и полости толкателя сбрасываются в дренаж или нейтрализатор и вся линия тщательно продувается азотом. При необходимости сброса давления из бортовой емкости открывают дренажный клапан заправочно-дренажного устройства по той же схеме, что описана выше.
В результате поиска по совокупности признаков обнаружить подобное устройство не удалось, что подтверждает его соответствие критерию охраноспособности - "новизна".
Экземпляр предложенного устройства изготовлен и прошел пробную эксплуатацию при заправках жидким водородом бортовой емкости гиперзвуковой летающей лаборатории «Холод», замечаний по работе или обнаруженных дефектов не было, что подтверждает его соответствие критерию охраноспособности - «промышленно применимо».
Использованные источники
1. Г.Б. Синярев, М.В. Добровольский. «Жидкостные ракетные двигатели». М.: Оборонгиз, 1957, стр.528.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ДЛЯ СОЕДИНЕНИЯ КОММУНИКАЦИЙ | 2015 |
|
RU2618641C1 |
СПОСОБ ЗАКРЫТОЙ ЗАПРАВКИ ТОПЛИВНОГО БАКА ЖИДКИМ ТОПЛИВОМ И СИСТЕМА ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2012 |
|
RU2489327C1 |
ЕМКОСТЬ ДЛЯ КРИОГЕННЫХ ТОПЛИВ | 2004 |
|
RU2270788C1 |
ДРЕНАЖНО-ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫЙ КЛАПАН БАКА ОКИСЛИТЕЛЯ | 2013 |
|
RU2521431C1 |
СИСТЕМА ЛОКАЛЬНОГО ХРАНЕНИЯ СЖИЖЕННОГО ПРИРОДНОГО ГАЗА С ИЗМЕНЯЮЩИМСЯ ОБЪЕМОМ | 2020 |
|
RU2777177C2 |
СИСТЕМА ЗАПРАВКИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА КРИОГЕННЫМ ТОПЛИВОМ | 1991 |
|
SU1815919A1 |
СПОСОБ ЗАПРАВКИ ЖИДКИМ КРИОГЕННЫМ КОМПОНЕНТОМ ТОПЛИВНОГО БАКА РАКЕТНО-КОСМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ | 2003 |
|
RU2252180C2 |
СИСТЕМА ПИТАНИЯ ДЛЯ ГАЗОВОГО ДВИГАТЕЛЯ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ | 1992 |
|
RU2048652C1 |
ВЗРЫВОЗАЩИТНОЕ УСТРОЙСТВО С РАЗРЫВНОЙ МЕМБРАНОЙ ДЛЯ СИСТЕМ БЕЗОПАСНОЙ ЗАПРАВКИ СУДОВ СЖИЖЕННЫМ ГАЗОМ | 2014 |
|
RU2557914C1 |
СИСТЕМА ЗАПРАВКИ ПЕРЕОХЛАЖДЕННЫМ КИСЛОРОДОМ БАКА ОКИСЛИТЕЛЯ РАЗГОННОГО БЛОКА | 2005 |
|
RU2297373C2 |
Изобретение относится к заправочно-дренажным устройствам емкостей, в которых хранятся и транспортируются криогенные, взрывоопасные или высокотоксичные компоненты топлива. Заправочно-дренажное устройство для заправки бортовой емкости криогенными, взрывоопасными или токсичными компонентами топлива содержит заправочный и дренажный клапаны, имеющие идентичные конструкции и заключенные в корпусы, топливный трубопровод бортовой емкости, магистраль стационарной системы заправки или транспортной емкости, магистраль стационарной дренажной системы или нейтрализатор, в случае токсичных топлив. Причем механизмы каждого из клапанов, заправочного и дренажного, разделены на два автономных узла, одним из которых является запорный узел, выполненный в виде седла с уплотнительной гильзой и пружиной и установленный на борту транспортного средства в топливном трубопроводе бортовой емкости. Другим узлом является толкатель запорного узла, выполненный в виде поршня со штоком, возвратной пружиной и изолирующим сильфоном. Техническим результатом устройства является его полная герметичность в процессе и после заправки топлива, дистанционное управление его работой, продувка и заполнение тупиковых полостей гелием, минимальная масса, минимальный занимаемый объем на борту. 3 з.п. ф-лы, 4 ил.
РАЗЪЕМНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ СТЫКОВКИ КРИОГЕННЫХ СИСТЕМ | 2004 |
|
RU2269455C1 |
СИСТЕМА ПОДАЧИ ТОПЛИВА ДВИГАТЕЛЬНОЙ УСТАНОВКИ | 1998 |
|
RU2131385C1 |
РАЗЪЕМНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАПРАВКИ КРИОГЕННОЙ ЖИДКОСТИ | 2002 |
|
RU2219107C1 |
US 6375152 A, 23.04.2002 | |||
РАЗЪЕМНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЗАПРАВКИ КРИОГЕННЫМ ТОПЛИВОМ | 1991 |
|
RU2042582C1 |
Авторы
Даты
2008-09-10—Публикация
2006-12-21—Подача