ШПАНГОУТ КАРКАСА ФЮЗЕЛЯЖА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА Российский патент 2009 года по МПК B64C1/10 

Описание патента на изобретение RU2357892C2

Область техники

Настоящее изобретение относится к способному выдерживать большие нагрузки и имеющему при этом небольшую массу шпангоуту каркаса фюзеляжа летательного аппарата, на котором располагается настил.

Предшествующий уровень техники

Элементы каркаса фюзеляжа летательного аппарата включают в себя шпангоуты, располагаемые перпендикулярно оси фюзеляжа, при этом нижняя часть шпангоутов обычно называется дугой.

Чтобы не допустить возможности деформации настила, в частности, под воздействием повышения давления внутри кабины во время нахождения летательного аппарата в полете желательно, чтобы элементы поперечной балки, удерживающей настил, т.е. пол отсека летательного аппарата, крепились к шпангоутам.

Настоящее изобретение, в частности, может быть использовано для создания шпангоутов каркаса летательных аппаратов, образующих средства удержания настила летательного аппарата и представляющих собой конструкцию, состоящую из металлической дуги и поперечной балки, изготовленной из композитных материалов, при этом поперечная балка удерживает настил.

Краткое изложение существа изобретения

Настоящее изобретение относится в основном к шпангоуту каркаса фюзеляжа, который содержит элемент нижней дуги, поперечную балку, удерживающую элемент настила, и решетчатую ферму, соединяющую между собой элемент нижней дуги и поперечную балку.

Такая конструкция, в которой поперечная балка расположена на расстоянии от элемента нижней дуги и соединяется с ней посредством решетчатой фермы, изготовленной из металла или из композитных материалов, позволяет создать шпангоут, обладающий большой инерционностью и имеющий большую высоту при минимально возможной массе и себестоимости производства; при этом нижняя часть конструкции, обеспечивающая общую прочность шпангоута, представлена поперечной балкой, решетчатой фермой и нижней дугой.

Кроме того, согласно предпочтительному варианту осуществления изобретения использование соединительной решетчатой фермы, включающей в себя изготовленные из композитных материалов стержни, концы которых накладками соединяются с поперечными балками и элементом нижней дуги, позволяет минимизировать теплообменные процессы, возникающие между обшивкой фюзеляжа и поперечной балкой шпангоута, на которой устанавливаются комплектующие элементы (конструкции или системы).

Краткое описание чертежей

Другие преимущества и характеристики изобретения станут более понятными из нижеследующего описания варианта воплощения изобретения, который не носит ограничительного характера, со ссылкой на прилагаемые чертежи, на которых:

фиг.1 изображает вид спереди шпангоута каркаса фюзеляжа согласно изобретению;

фиг.2а, 2b - общие виды деталей шпангоута, представленного на фиг.1, согласно изобретению;

фиг.3 - общий вид детали решетчатой фермы шпангоута, представленного на фиг.1, согласно изобретению;

фиг.4 - вид спереди нижней части элемента шпангоута согласно изобретению;

фиг.5 - общий вид двух шпангоутов каркаса фюзеляжа согласно изобретению.

Описание предпочтительных вариантов воплощения изобретения

На фиг.1 представлен вид спереди шпангоута каркаса фюзеляжа, причем шпангоут содержит нижнюю дугу 1, поперечную балку 2, удерживающую элемент настила 3, и решетчатую ферму, соединяющую между собой нижнюю дугу 1 и поперечную балку 2.

Такая конструкция, в которой поперечная балка 2 расположена на расстоянии от нижней дуги 1 и соединена с последней посредством решетчатой фермы 4, позволяет создать шпангоут, обладающий очень большой инерционностью и большой высотой.

Нижняя часть конструкции содержит поперечную балку 2, решетчатую ферму, состоящую из стержней 4а, 4b, концы которых крепятся накладками к нижней дуге 1 и поперечной балке 2. Нижняя дуга 1 надежно удерживает настил и придает прочность всей конструкции шпангоута, что, например, может успешно применяться в конструкции транспортного самолета. Пространство между поперечной балкой 2 и нижней дугой 1, а также использование композитных материалов при изготовлении поперечной балки 2 и решетчатой фермы 4 позволяют минимизировать теплообменные процессы, возникающие между обшивкой фюзеляжа и поперечной балкой шпангоута, на которой установлены комплектующие элементы.

Для соединения нижней дуги и поперечной балки в верхней части шпангоута 5 предусмотрены плечи 6а, 6b, 7a, 7b, предназначенные для соединения с поперечной балкой 2 и нижней дугой 1. Элемент верхнего шпангоута 5 и нижняя дуга 1 являются составными конструктивными элементами шпангоута каркаса фюзеляжа.

Как это следует из фиг.1, плечи 6а, 6b, 7a, 7b образуют на каждом краю верхней части шпангоута 5 вилкообразную деталь, при этом нижняя дуга 1 и поперечная балка 2 крепятся к плечам 6а, 6b, 7a, 7b каждой вилкообразной детали методом соединения накладками.

Крепление плечей к поперечной балке и нижней дуге осуществляется методом соединения накладками, пример крепления плеча 6а к концу поперечной балки 2 изображен на фиг.2а.

Как следует из данного примера, нижняя дуга 1 и поперечная балка 2 крепятся к плечам 6а, 6b, 7a, 7b каждой вилкообразной детали встык методом соединения при помощи накладок 11, 12 и болтов 13.

В соответствии с предпочтительным вариантом осуществления, изображенным на фиг.3, стержнями 4 являются перекладины, изготовленные из композитных материалов и имеющие поперечное сечение в виде буквы U, а поперечная балка 2 также изготовлена из композитных материалов и, согласно этому же примеру, имеет вид вертикальной стенки 2а с двумя продольными, горизонтально расположенными полосами 2b, 2c, вытянутыми в противоположных относительно стенки направлениях и располагаемыми на боковых кромках стенки 2а, при этом свободный край одной из полос может иметь направленный вниз скос 2d, способный препятствовать возможным деформациям полосы 2с.

Нижняя дуга 1, как и поперечная балка 2, может быть изготовлена из композитных материалов, а также из металла, в том числе из обработанного алюминия.

В том случае если нижняя дуга 1 изготовлена из металла, то перед креплением к нему стержней и верхней части шпангоута производится ее покраска, а между концами стержней 4а, 4b и поверхностью нижней дуги 1 размещается слой стекловолокна 9, чтобы не допустить коррозии в месте соприкосновения стержня с нижней дугой.

Согласно примеру на фиг.2b нижняя дуга 1 представляет собой балку с ребрами жесткости, снабженную отверстиями 10, через которые проходят продольные стрингеры 8, удерживающие листы 14 обшивки фюзеляжа.

На фиг.5 представлен вариант изготовления конструкции части фюзеляжа со стрингерами 8 и лонжеронами 16, соединяющими шпангоуты.

Шпангоуты располагаются друг за другом в продольном направлении конструкции фюзеляжа и имеют различные размеры, которые зависят от их продольного места расположения и формы фюзеляжа.

Шпангоут каркаса фюзеляжа согласно изобретению может изготавливаться из металлических элементов или иметь смешанную конструкцию, состоящую из деталей, изготовленных из металла или композитных материалов, при этом решетчатая ферма изготавливается из композитных материалов и соединяется накладками на дуге, изготовленной из металла или из композитных материалов.

Настоящее изобретение, согласно которому совокупность элементов дуги, поперечных шпангоутов и связывающей решетчатой фермы обеспечивают прочность конструкции, не ограничивается приведенным примером. В частности на фиг.4 изображен вариант, в соответствии с которым верхняя часть шпангоута имеет асимметричную форму и содержит на одном конце вилкообразную деталь с плечами 6а, 6b, а на другом - единую крепежную пластину 15, при этом элементы дуги, поперечной балки и стержней могут быть изготовлены из композитных материалов или, по меньшей мере, один из элементов может быть металлическим, а другие изготовлены из композитных материалов.

Похожие патенты RU2357892C2

название год авторы номер документа
ВЫСОКОНАГРУЖЕННЫЙ ШПАНГОУТ ФЮЗЕЛЯЖА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА СО СТЕНКОЙ РЕШЕТЧАТОЙ КОНСТРУКЦИИ 2012
  • Крус Домингес Франсиско Хосе
  • Аревало Родригес Элена
RU2607894C2
КОНСТРУКЦИЯ ЗОНЫ ПРИЛОЖЕНИЯ НАГРУЗКИ В ЗАДНЕМ КОНЦЕ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2009
  • Аревало Родригес Элена
  • Крус Домингес Франсиско Хосе
  • Ариса Мартин Мануэль
RU2514301C2
НЕСУЩАЯ ГОНДОЛА 2007
  • Вошель Ги Бернар
  • Жибуэн Анна Лора
  • Фасье Режи
  • Жоре Жан Филипп
  • Колье Жером
  • Лефор Гийом
  • Шуар Пьер Ален
RU2424160C2
Винтокрылый летательный аппарат 2022
  • Матренин Анатолий Иванович
RU2787419C1
ОТСЕК ШАССИ С РАЗДЕЛЬНОЙ КОНСТРУКЦИЕЙ 2006
  • Де Рюффре Поль
  • Морель Родольф
RU2415779C2
АРМАТУРА ДЛЯ ПЕРЕСТАНОВКИ ГОРИЗОНТАЛЬНОГО СТАБИЛИЗАТОРА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2009
  • Аревало Родригес Элена
RU2517931C2
Отсек фюзеляжа летательного аппарата с вырезом под люк 2016
  • Болдырев Андрей Вячеславович
  • Комаров Валерий Андреевич
  • Павельчук Максим Владимирович
RU2646175C1
Фюзеляж летательного аппарата 2018
  • Дубовиков Евгений Аркадьевич
  • Зиченков Михаил Чеславович
  • Кондаков Иван Олегович
  • Фомин Данил Юрьевич
  • Шаныгин Александр Николаевич
RU2701899C1
ВЕРТИКАЛЬНО ВСТРОЕННЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ЖЕСТКОСТИ 2013
  • Мозелаж-Iii Джон Х.
RU2649839C2
НЕСУЩИЙ ПИЛОН ДВИГАТЕЛЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2011
  • Фольч Кортес Диего
  • Санс Мартинес Пабло Тимотео
RU2554187C2

Реферат патента 2009 года ШПАНГОУТ КАРКАСА ФЮЗЕЛЯЖА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Настоящее изобретение относится к способному выдерживать большие нагрузки и имеющему при этом небольшую массу шпангоуту каркаса летательного аппарата. Шпангоут каркаса фюзеляжа содержит нижнюю дугу, поперечную балку, удерживающую элемент настила, и решетчатую ферму, соединяющую нижнюю дугу и поперечную балку. Шпангоут включает в себя элемент верхнего шпангоута с крепежными плечами, обеспечивающими соединение с поперечной балкой и нижней дугой, который вместе с нижней дугой образует шпангоут фюзеляжа. Достигается создание шпангоута, обладающего большой инерционностью и высотой, и уменьшение массы. 11 з.п. ф-лы, 6 ил.

Формула изобретения RU 2 357 892 C2

1. Шпангоут каркаса фюзеляжа, отличающийся тем, что содержит нижнюю дугу (1), поперечную балку (2), удерживающую элемент (3) настила, и решетчатую ферму (4), соединяющую нижнюю дугу (1) и поперечную балку (2), при этом шпангоут включает в себя элемент верхнего шпангоута (5) с крепежными плечами (6а, 6b, 7a, 7b), обеспечивающими соединение с поперечной балкой (2) и нижней дугой (1), который вместе с нижней дугой (1) образует шпангоут фюзеляжа.

2. Шпангоут каркаса фюзеляжа по п.1, отличающийся тем, что соединяющая решетчатая ферма (4) состоит из стержней (4а, 4b), концы которых соединены накладками с поперечной балкой (2) и нижней дугой (1).

3. Шпангоут каркаса фюзеляжа по п.2, отличающийся тем, что стержнями (4) являются перекладины, изготовленные из композитных материалов и имеющие поперечное сечение в виде буквы U.

4. Шпангоут каркаса фюзеляжа по п.1, отличающийся тем, что крепежные плечи (6а, 6b, 7a, 7b) на каждом краю верхней части шпангоута (5) образуют вилкообразную деталь, при этом нижняя дуга (1) и поперечная балка (2) крепятся к плечам (6а, 6b, 7a, 7b) вилкообразной детали методом соединения накладками.

5. Шпангоут каркаса фюзеляжа по любому из пп.1-4, отличающийся тем, что нижняя дуга (1) представляет собой балку с ребрами жесткости, снабженную отверстиями (10), через которые проходят продольные стрингеры (8).

6. Шпангоут каркаса фюзеляжа по любому из пп.1-4, отличающийся тем, что нижняя дуга (1) представляет собой изготовленную из металла дугу, при этом между концами стержней (4а, 4b) и поверхностью нижней дуги (1) размещается слой стекловолокна (9).

7. Шпангоут каркаса фюзеляжа по п.5, отличающийся тем, что нижняя дуга (1) представляет собой изготовленную из металла дугу, при этом между концами стержней (4а, 4b) и поверхностью нижней дуги (1) размещается слой стекловолокна (9).

8. Шпангоут каркаса фюзеляжа по любому из пп.1-4, 7, отличающийся тем, что нижняя дуга (1) изготовлена из композитных материалов.

9. Шпангоут каркаса фюзеляжа по любому из пп.1-4, 7, отличающийся тем, что нижняя дуга (1) и поперечная балка (2) крепятся к плечам (6а, 6b, 7а, 7b) каждой вилкообразной детали встык методом соединения накладками.

10. Шпангоут каркаса фюзеляжа по п.5, отличающийся тем, что нижняя дуга (1) и поперечная балка (2) крепятся к плечам (6а, 6b, 7а, 7b) каждой вилкообразной детали встык методом соединения накладками.

11. Шпангоут каркаса фюзеляжа по п.6, отличающийся тем, что нижняя дуга (1) и поперечная балка (2) крепятся к плечам (6а, 6b, 7а, 7b) каждой вилкообразной детали встык методом соединения накладками.

12. Шпангоут каркаса фюзеляжа по любому из пп.1-4, 7, 10, 11, отличающийся тем, что имеет смешанную конструкцию, состоящую из деталей, изготовленных из металла и композитных материалов.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2357892C2

US 5752673 А, 19.05.1998
Устройство для погружения иглофильтров 1991
  • Кейлин Александр Вениаминович
SU1803494A1
DE 4017978 A1, 12.12.1991
US 5171510 A, 15.12.1992
Опорный шпангоут из композиционного материала 1990
  • Мерзляков Вячеслав Викторович
  • Овчинников Вадим Михайлович
  • Охрименко Всеволод Иванович
  • Виноградов Владимир Николаевич
  • Акульшин Николай Иванович
  • Касилова Лидия Ивановна
SU1726691A1
Соединение оболочек из композиционных материалов 1977
  • Егоренков Игорь Афанасьевич
  • Чернецкий Всеволод Васильевич
  • Марьинский Николай Николаевич
  • Веденин Геннадий Александрович
  • Колганов Валерий Иванович
SU708102A1

RU 2 357 892 C2

Авторы

Каксиагерра Брюно

Даты

2009-06-10Публикация

2005-11-07Подача