Изобретение относится к блокировочному устройству для поворотно-раздвижной двери, в частности для транспортных средств, которое взаимодействует с направляющим рельсом, расположенным на полотне поворотно-раздвижной двери вдоль его нижней горизонтальной кромки, предусмотрено в зоне вспомогательной запорной кромки в зоне пола и выполнено с возможностью приведения в действие дверным приводом.
Поворотно-раздвижные двери, нередко используемые, в частности, в транспортных средствах, например железнодорожных вагонах или метровагонах, направляются обычно в зоне своей верхней горизонтальной кромки и соединены с дверным приводом. Нижняя зона двери направляется большей частью направляющими роликами или направляющими рельсами и т.п., чтобы предотвратить удары о портал или вибрацию в открытом состоянии дверной створки. Возникает та проблема, что в зоне вспомогательной запорной кромки на нижнем краю дверной створки в закрытом состоянии должен быть предусмотрен фиксатор, чтобы гарантировать надежное закрывание и герметизацию дверей также в этой зоне. В основном, в уровне техники для этого имеются две возможности.
Первая возможность предусматривает род поворотного рычага или крюка, который по достижении дверью закрытого конечного положения поворачивается так, что давит на фиксирующую поверхность дверного полотна в направлении закрывания и фиксирует, таким образом, его положение.
При второй возможности направляющую дверного полотна в зоне его нижней горизонтальной кромки используют для того, чтобы в конце движения закрывания взаимодействующий с направляющей направляющий орган переместить перпендикулярно (или приблизительно перпендикулярно) плоскости дверного полотна и обеспечить, таким образом, корректное закрытое конечное положение.
Первый вариант имеет тот недостаток, что приходится использовать дополнительные элементы, которые должны быть размещены в портале, поэтому он сложен, связан с потребностью в площади и должен отдельно учитываться также в системе управления дверью.
Второй вариант проще в отношении управления, однако потребность в площади возникает именно там, где пассажиры уделяют внимание имеющейся в распоряжении площади, а именно по ширине портала в свету.
Задачей изобретения является усовершенствование устройства второго рода так, чтобы уменьшить потребность в площади и обеспечить варианты выполнения, в которых расположенный на дверном полотне направляющий рельс можно было бы сделать заметно короче, чем прежде, и все это не повышая издержки или затраты на монтаж.
Согласно изобретению эта задача достигается посредством четырехзвенного шарнирного механизма, образованного расположенным, в основном, горизонтально, соединительным звеном и шарнирно расположенными на нем рычагами, причем на одном из рычагов предусмотрена кулиса, в которую входит блокировочный палец с возможностью перемещения в ней посредством приводимого в действие от дверного привода исполнительного элемента. Следовательно, можно вращательное движение, проходящее до сих пор в горизонтальной плоскости и, в основном, поперек ширины портала и требующее поэтому места в этом направлении, преобразовать во вращательное движение вокруг горизонтальных или, в основном, горизонтальных осей и при этом выполнить участвующие в этом детали в виде плоских образований, имеющих поэтому в направлении ширины портала заметно меньший размер.
Один вариант осуществления изобретения отличается тем, что входящий в кулису блокировочный палец расположен на поворотном вокруг, в основном, горизонтальной оси блокировочном рычаге, а исполнительный элемент воздействует на блокировочный рычаг предпочтительно в зоне пальца. Это обеспечивает точное ведение блокировочного пальца и исполнительного элемента только одной деталью, что экономит место и издержки.
В одном усовершенствовании предусмотрено, что на соединительном звене с возможностью поворота вокруг, в основном, вертикальной оси расположен поворотный рычаг, несущий на своем свободном конце взаимодействующий с направляющим рельсом направляющий ролик. За счет этого в закрытом положении дверной створки направляющий ролик может лежать в пределах ширины портала, а в открытом положении - вплотную на краю портала или немного за пределами ширины портала. Благодаря этому направляющий рельс на дверном полотне может быть выполнен значительно короче, чем дверное полотно в этом направлении (его ширина).
Изобретение более подробно поясняется ниже с помощью чертежа, на котором изображают:
- фиг.1: вид в горизонтальном направлении параллельно плоскости дверного полотна;
- фиг.2: схематичный вид сверху по стрелке II из фиг.1;
- фиг.3: схематичный вид по стрелке III из фиг.1 в закрытом и блокированном положениях;
- фиг.4 и 5: виды аналогично видам из фиг.1 и 2, однако в открытом положении устройства.
На фиг.1 изображен схематичный вид по стрелке I из фиг.2 удерживающе-блокировочного механизма, обычно в направлении продольной оси транспортного средства. В кузове вагона или портальной раме 10 на монтажной плите 12 закреплено удерживающее устройство 11. На монтажной плите 12 установлены два соединенных соединительным звеном 1 рычага 2, 3 по типу четырехзвенного шарнирного механизма, в изображенном примере по типу параллелограмма. На соединительном звене 1 с возможностью поворота вокруг, в основном, вертикальной оси 15 установлен поворотный рычаг 7. Он несет на своем обращенном к проему портала и дверному полотну 13 конце направляющий ролик 8, взаимодействующий с направляющим рельсом 9 дверного полотна 13.
Один из обоих рычагов 2, 3, в изображенном примере это рычаг 2, имеет кулису 14, в которую входит блокировочный палец 4, закрепленный на поворотном на монтажной плите 12 блокировочном рычаге 5. На блокировочный рычаг 5, в изображенном примере непосредственно на блокировочный палец 4, воздействует исполнительный элемент 6, направляемый вдоль вспомогательной запорной кромки транспортного средства вверх и приводимый в действие там дверным приводом (не показан).
Принцип действия этого устройства следующий. Когда исходя из изображенного на фиг.1 положения отдельных компонентов исполнительный элемент 6 поднят, он поворачивает блокировочный рычаг 5 и тем самым блокировочный палец 4 вверх по круговой траектории вокруг точки сочленения блокировочного рычага 5. В результате движения блокировочный палец 4 перемещается в кулисе 14, которая при этом за счет поворота обоих рычагов 2, 3 движет соединительное звено 1 влево (на фиг.1), пока не будет достигнуто изображенное на фиг.4 конечное положение. При этом соединительное звено 1 и тем самым также направляющий ролик 8 совершают незначительное вертикальное движение, которое, однако, не играет роли для надежности и качества ведения по направляющему рельсу 9.
В процессе движения открывания двери происходит еще движение поворотного рычага 7 вокруг его оси 15, как непосредственно видно из сравнения фиг.2 и 5. Из закрытого положения на фиг.2, в котором поворотный рычаг 7 направлен внутрь ширины портала, он поворачивается, захватываемый направляющим рельсом 9 открывающейся двери, в направление, в котором он повернут из ширины портала на фиг.5. Таким образом, достигается то, что длина направляющего рельса 9 на дверном полотне 13 может быть значительно меньше, чем длина движения открывания дверного полотна 13, и что, кроме того, или в комбинации с этим ширина портала при открытой двери в большей степени поддерживается свободной от удерживающе-направляющих частей дверного механизма, чем в уровне техники.
Кулиса 14 имеет ту особенность, что она на участке, на который блокировочный палец 4 попадает при закрытой двери (фиг.1), имеет форму дуги окружности, причем центр дуги окружности совпадает с осью поворота блокировочного рычага 5. Это образует в кинематике мертвую зону, т.е. усилия, действующие через дверное полотно 13, направляющий рельс 9, направляющий ролик 8, поворотный рычаг 7 и его опору в направлении открывания на соединительное звено 1 и тем самым на рычаг 2, не способны вызвать на блокировочном рычаге 5 момент в направлении открывания. Поэтому эта блокировка остается стойкой к случайным или преднамеренным попыткам несанкционированного открывания дверного полотна 13 путем его тряски.
Эта цель может быть достигнута также посредством так называемого механизма прохождения через мертвую точку, причем кулиса 14 должна быть выполнена в этой зоне так, чтобы при движении открывания дверного полотна блокировочный рычаг 5 вдавливался дальше в направлении блокировки, однако такие известные механизмы прохождения через мертвую точку имеют тот недостаток, что при выходе из строя обычного дверного привода, когда пассажиры уже надавливают на дверь и она открывается устройством аварийного открывания, блокировочный рычаг 5 приходится поворачивать из его концевой зоны против блокирующего крутящего момента надавливающих на дверь пассажиров, что трудно сделать неопытным пассажирам, в частности, в необычных, неприятных или опасных ситуациях.
По сравнению с этим у кулисной направляющей с мертвой зоной возникающие на дверном полотне 13 усилия (за исключением повышения трения в опоре блокировочного рычага 5, которым можно пренебречь) не оказывают никакого влияния на необходимое для устранения блокировки усилие.
При рассмотрении фиг.4 в глаза бросается то, что в соответствующем открытой двери положении устройства зона кулисы 14, в которой находится блокировочный палец 4, проходит, в основном, в направлении, в котором движется исполнительный элемент 6 (стрелка II на фиг.1 и встречная стрелка на фиг.4). За счет этого исполнительный элемент или его не приходится точно регулировать, поскольку дальнейшее движение исполнительного элемента 6 вверх не вызывает заметного поворота рычага 2 и тем самым заметного изменения положения направляющего ролика 8.
Как видно на фиг. 2 и 5, устройство за счет использования листов, проходящих, в основном, параллельно друг другу, может быть выполнено очень плоским, легко устанавливаемым в зоне портала и на расстоянии от самого пола, что снижает опасность загрязнения и обледенения.
Необходимое у большинства подобных дверей устройство аварийного выхода здесь может быть реализовано особенно просто, поскольку устройство аварийного выхода при приведении в действие дверного привода вручную в зоне над порталом автоматически захватывает исполнительный элемент 6, так что принятия специальных мер не требуется.
Блокировочное устройство для поворотно-раздвижной двери, в частности для транспортных средств, выполнено с возможностью взаимодействия с направляющим рельсом, расположенным на полотне поворотно-раздвижной двери вдоль его нижней горизонтальной кромки. Устройство расположено в зоне вспомогательной запорной кромки в зоне пола и выполнено с возможностью приведения в действие дверным приводом. Блокировочное устройство содержит четырехзвенный шарнирный механизм, предпочтительно параллелограмм. Последний образован расположенным, в основном, горизонтально соединительным звеном и шарнирно расположенными на нем рычагами. На одном из рычагов предусмотрена кулиса. В кулису входит блокировочный палец с возможностью перемещения в ней посредством приводимого в действие от дверного привода исполнительного элемента. Технический результат заключается в усовершенствовании блокировочного устройства таким образом, чтобы уменьшить потребность в площади, не повышая затраты на монтаж. 2 з.п. ф-лы, 5 ил.
1. Блокировочное устройство для поворотно-раздвижной двери, в частности для транспортных средств, выполненное с возможностью взаимодействия с направляющим рельсом (9), расположенным на полотне (13) поворотно-раздвижной двери вдоль его нижней горизонтальной кромки, расположенное в зоне вспомогательной запорной кромки в зоне пола и выполненное с возможностью приведения в действие дверным приводом, отличающееся тем, что содержит четырехзвенный шарнирный механизм, предпочтительно параллелограмм, образованный расположенным, в основном, горизонтально соединительным звеном (1) и шарнирно расположенными на нем рычагами (2, 3), причем на одном из рычагов (2, 3) предусмотрена кулиса (14), в которую входит блокировочный палец с возможностью перемещения в ней посредством приводимого в действие от дверного привода исполнительного элемента (6).
2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что входящий в кулису (14) блокировочный палец (4) расположен на поворотном вокруг, в основном, горизонтальной оси блокировочном рычаге (5), а исполнительный элемент (6) выполнен с возможностью воздействия на блокировочный рычаг предпочтительно в зоне пальца (4).
3. Устройство по п.1 или 2, отличающееся тем, что на соединительном звене (1) с возможностью поворота вокруг, в основном, вертикальной оси расположен поворотный рычаг (7), несущий на своем свободном конце направляющий ролик (8), выполненный с возможностью взаимодействия с направляющим рельсом (9).
DE 19735181 А1, 25.02.1999 | |||
Обучающее устройство | 1980 |
|
SU875434A1 |
US 2003188488 А1, 09.10.2003 | |||
УСТРОЙСТВО ДЛЯ НАВЕШИВАНИЯ СТВОРОК ДВЕРЕЙ И ОКОН | 2001 |
|
RU2187614C1 |
Авторы
Даты
2009-08-10—Публикация
2005-09-15—Подача