УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОМПЕНСАЦИИ РЕАКТИВНОЙ МОЩНОСТИ Российский патент 2009 года по МПК H02J3/18 H02P7/292 B60L9/12 

Описание патента на изобретение RU2368051C1

Изобретение относится к электротехнике и может быть применено на электроподвижном составе переменного тока для повышения коэффициента мощности.

Известно устройство для компенсации реактивной мощности, содержащее тяговый трансформатор, преобразователь, тяговый двигатель пульсирующего тока, два источника реактивной мощности, датчики тока и напряжения, блок управления, коммутатор (RU 2212086, кл. H02J 3/18, B60L 9/12, Бюл. №25, 10.09.2003).

Недостатком устройства является возникновение ударных токов при подключении коммутатором источника реактивной мощности к вторичной обмотке трансформатора в случае несоответствия напряжения на обмотке трансформатора и на конденсаторе источника реактивной мощности, что снижает надежность устройства. Появление ударных токов снижает коэффициент мощности.

Известно устройство для компенсации реактивной мощности, содержащее тяговый трансформатор, преобразователь, тяговый двигатель пульсирующего тока, два источника реактивной мощности, блок управления, коммутатор, датчики тока и напряжения (RU 2256994, кл. H02J 3/18, B60L 9/12, Бюл. №20, 20.07.2005 - прототип).

Недостатком устройства, принятого за прототип, является дискретный способ регулирования реактивной мощности с большим шагом дискретности, что снижает коэффициент мощности во всем диапазоне регулирования, большое количество элементов и наличие коммутатора снижают надежность устройства.

Задача изобретения - повысить надежность устройства для компенсации реактивной мощности во всем диапазоне регулирования за счет исключения коммутатора и сокращения числа элементов и повысить коэффициент мощности за счет непрерывного регулирования величины реактивного тока пропорционально напряжению сети.

Технический результат достигается тем, что в устройство для компенсации реактивной мощности, содержащее тяговый трансформатор, первичная обмотка которого подключена к питающей сети, последовательно соединенные якорную обмотку и обмотку возбуждения тягового двигателя пульсирующего тока, датчик тока и датчик напряжения, их выходы подключены к первому и второму входам блока управления соответственно, конденсатор, в него дополнительно введены два биполярных транзистора с изолированными затворами, шесть диодов, к свободному выводу якорной обмотки тягового двигателя пульсирующего тока подключены катоды первого и второго диодов, к свободному выводу обмотки возбуждения тягового двигателя пульсирующего тока подключены аноды третьего и четвертого диодов, анод первого и катод третьего диодов соединены с общим выводом конденсатора, датчика напряжения и вторичной обмотки тягового трансформатора, свободный вывод которой соединен через датчик тока со свободным выводом датчика напряжения и общим выводом коллектора первого биполярного транзистора с изолированным затвором, анода второго, катодов четвертого и пятого диодов, анод пятого диода соединен с общим выводом анода шестого диода и эмиттеров первого и второго биполярных транзисторов с изолированными затворами, их затворы подключены к первому и второму выходам блока управления соответственно, свободный вывод конденсатора соединен с общим выводом коллектора второго биполярного транзистора с изолированным затвором и катода шестого диода.

На чертеже изображена принципиальная электрическая схема предлагаемого устройства для компенсации реактивной мощности.

В соответствии с чертежом устройство для компенсации реактивной мощности содержит тяговый трансформатор 1, первичная обмотка которого подключена к питающей сети, последовательно соединенные якорную обмотку 2 и обмотку возбуждения 3 тягового двигателя пульсирующего тока, датчик тока 4 и датчик напряжения 5, их выходы подключены к первому и второму входам блока управления 6 (например, ADAM-5510, Прософт, краткий каталог продукции 6.0, 2001, с.47) соответственно, к свободному выводу якорной обмотки 2 тягового двигателя пульсирующего тока подключены катоды первого 7 и второго 8 диодов, к свободному выводу обмотки возбуждения 3 тягового двигателя пульсирующего тока подключены аноды третьего 9 и четвертого 10 диодов, анод первого 7 и катод третьего 9 диодов соединены с общим выводом конденсатора 11, датчика напряжения 5 и вторичной обмотки тягового трансформатора 1, свободный вывод которой соединен через датчик тока 4 со свободным выводом датчика напряжения 5 и общим выводом коллектора первого 12 биполярного транзистора с изолированным затвором, анода второго 8, катодов четвертого 10 и пятого 13 диодов, анод пятого диода 13 соединен с общим выводом анода шестого диода 14 и эмиттеров первого 12 и второго 15 биполярных транзисторов с изолированными затворами, их затворы подключены к первому и второму выходам блока управления 6 соответственно, свободный вывод конденсатора 11 соединен с общим выводом коллектора второго биполярного транзистора с изолированным затвором 15 и катода шестого диода 14.

Устройство для компенсации реактивной мощности работает следующим образом. Биполярные транзисторы с изолированными затворами 12, 15 и диоды 13, 14 включены попарно встречно друг другу, таким образом, что в одном полупериоде напряжения сети ток в цепи конденсатора 11 регулирует биполярный транзистор с изолированным затвором 15, а биполярный транзистор с изолированным затвором 12 зашунтирован открытым диодом 13, в другом полупериоде рабочим является биполярный транзистор с изолированным затвором 12, а биполярный транзистор с изолированным затвором 15 зашунтирован диодом 14. Емкость конденсатора 11 выбирается из условия компенсации реактивной мощности в цепи якорной обмотки 2 и обмотки возбуждения 3 тягового двигателя пульсирующего тока при максимальном напряжении на тяговом трансформаторе 1. При снижении напряжения реактивная мощность в цепи тягового двигателя пульсирующего тока снижается. В зависимости от выходных сигналов датчиков тока 4 и напряжения 5, блок управления 6 формирует импульсы управления биполярными транзисторами с изолированными затворами 12 и 15. Импульсы управления биполярными транзисторами с изолированными затворами 12, 15 синхронизированы с частотой сети, а скважность изменяется пропорционально напряжению на вторичной обмотке тягового трансформатора 1. При этом через конденсатор 11 протекает ток, равный реактивному току, протекающему в цепи мостового выпрямителя на диодах 7, 8, 9 и 10, якорной обмотки 2 и обмотки возбуждения 3 тягового двигателя пульсирующего тока, но противоположный ему по фазе. В результате ток, потребляемый устройством из сети, содержит только активную составляющую тока нагрузки во всем диапазоне изменения напряжения сети.

Предлагаемое устройство для компенсации реактивной мощности реализует поставленную задачу: повышает надежность устройства для компенсации реактивной мощности во всем диапазоне регулирования за счет исключения коммутатора и сокращения числа элементов (на 11) и повышает коэффициент мощности за счет непрерывного регулирования величины реактивного тока пропорционально напряжению сети.

Похожие патенты RU2368051C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОМПЕНСАЦИИ РЕАКТИВНОЙ МОЩНОСТИ 2008
  • Мазнев Александр Сергеевич
  • Евстафьев Андрей Михайлович
RU2384929C2
МНОГОДВИГАТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД 2007
  • Мазнев Александр Сергеевич
  • Евстафьев Андрей Михайлович
  • Шатнев Олег Игоревич
RU2333849C1
МНОГОДВИГАТЕЛЬНЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД 2006
  • Мазнев Александр Сергеевич
  • Евстафьев Андрей Михайлович
RU2332315C1
ТЯГОВЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД ПОСТОЯННОГО ТОКА 2015
  • Ким Сергей Ирленович
  • Ким Светлана Владимировна
  • Харитонов Владимир Иванович
RU2606406C1
УСТРОЙСТВО ОСЛАБЛЕНИЯ МАГНИТНОГО ПОЛЯ ТЯГОВОГО ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛЯ ЭЛЕКТРОВОЗА ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 2018
  • Мельниченко Олег Валерьевич
  • Портной Александр Юрьевич
  • Шрамко Сергей Геннадьевич
  • Линьков Алексей Олегович
  • Яговкин Дмитрий Андреевич
  • Волчек Татьяна Витальевна
RU2700243C1
ТЯГОВЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД ПОСТОЯННОГО ТОКА 2010
  • Ким Сергей Ирленович
  • Набатчиков Юрий Николаевич
  • Федотов Михаил Владимирович
  • Журавлев Сергей Николаевич
  • Уткин Алексей Евгеньевич
RU2440900C1
СПОСОБ ВЫРАВНИВАНИЯ НАГРУЗКИ ТЯГОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ ЭЛЕКТРОВОЗА ПЕРЕМЕННОГО ТОКА 2018
  • Мельниченко Олег Валерьевич
  • Портной Александр Юрьевич
  • Шрамко Сергей Геннадьевич
  • Линьков Алексей Олегович
  • Яговкин Дмитрий Андреевич
  • Баринов Игорь Александрович
RU2724981C2
УСТРОЙСТВО ДЛЯ РЕГУЛИРОВАНИЯ СКОРОСТИ ЭЛЕКТРОПОДВИЖНОГО СОСТАВА 2006
  • Мазнев Александр Сергеевич
  • Евстафьев Андрей Михайлович
RU2301159C1
ТЯГОВЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД 2005
  • Мазнев Александр Сергеевич
  • Евстафьев Андрей Михайлович
RU2291794C1
ТЯГОВЫЙ ЭЛЕКТРОПРИВОД ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА 2014
  • Ким Сергей Ирленович
RU2550395C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 368 051 C1

Реферат патента 2009 года УСТРОЙСТВО ДЛЯ КОМПЕНСАЦИИ РЕАКТИВНОЙ МОЩНОСТИ

Изобретение относится к области электротехники и может быть использовано на электроподвижном составе переменного тока. Технический результат заключается в повышении коэффициента мощности во всем диапазоне регулирования и надежности. В устройстве для компенсации реактивной мощности блок управления по выходным сигналам датчиков тока и напряжения формирует импульсы управления биполярными транзисторами с изолированными затворами. Импульсы управления биполярными транзисторами с изолированными затворами синхронизированы с частотой сети, а скважность изменяется пропорционально напряжению на вторичной обмотке тягового трансформатора. Через конденсатор протекает ток, равный реактивному току, протекающему в цепи мостового выпрямителя на диодах, якорной обмотки и обмотки возбуждения тягового двигателя пульсирующего тока, но противоположный ему по фазе. В результате ток сети содержит только активную составляющую тока нагрузки. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 368 051 C1

Устройство для компенсации реактивной мощности, содержащее тяговый трансформатор, первичная обмотка которого подключена к питающей сети, последовательно соединенные якорную обмотку и обмотку возбуждения тягового двигателя пульсирующего тока, датчик тока и датчик напряжения, их выходы подключены к первому и второму входам блока управления соответственно, конденсатор, отличающееся тем, что в него дополнительно введены два биполярных транзистора с изолированными затворами, шесть диодов, к свободному выводу якорной обмотки тягового двигателя пульсирующего тока подключены катоды первого и второго диодов, к свободному выводу обмотки возбуждения тягового двигателя пульсирующего тока подключены аноды третьего и четвертого диодов, анод первого и катод третьего диодов соединены с общим выводом конденсатора, датчика напряжения и вторичной обмотки тягового трансформатора, свободный вывод которой соединен через датчик тока со свободным выводом датчика напряжения и общим выводом коллектора первого биполярного транзистора с изолированным затвором, анода второго, катодов четвертого и пятого диодов, анод пятого диода соединен с общим выводом анода шестого диода и эмиттеров первого и второго биполярных транзисторов с изолированными затворами, их затворы подключены к первому и второму выходам блока управления соответственно, свободный вывод конденсатора соединен с общим выводом коллектора второго биполярного транзистора с изолированным затвором и катода шестого диода.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2368051C1

СПОСОБ УПРАВЛЕНИЯ КОМПЕНСАТОРОМ РЕАКТИВНОЙ МОЩНОСТИ И УСТРОЙСТВО ЕГО РЕАЛИЗУЮЩЕЕ 2004
  • Каширин Вячеслав Владимирович
  • Никонов Валерий Викторович
  • Солтус Константин Павлович
RU2282295C2
RU 2001127970 А, 27.06.2003
Устройство для автоматического регулирования реактивной мощности 1989
  • Копанев Анатолий Степанович
  • Наумов Борис Михайлович
  • Юренко Иван Кондратьевич
SU1674306A1
СПОСОБ ПОДГОТОВКИ ПЛОДОВ ЦИТРУСОВЫХ ПЕРЕД ИЗВЛЕЧЕНИЕМ СОКА 1999
  • Квасенков О.И.
RU2167582C2
US 4129809 А, 12.12.1978
JP 54082057 А, 29.06.1979
Электромагнитный прибор, служащий для ограничения силы электрического тока или для учета перегрузок цепи потребления тока 1929
  • Фурер Б.М.
SU22792A1
WO 8303930 А, 10.11.1983.

RU 2 368 051 C1

Авторы

Мазнев Александр Сергеевич

Евстафьев Андрей Михайлович

Даты

2009-09-20Публикация

2008-03-18Подача