СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ НИКЕЛЬ-МЕТАЛЛОГИДРИДНЫХ БУФЕРНЫХ БАТАРЕЙ НА ЭЛЕКТРОМОБИЛЯХ Российский патент 2009 года по МПК H01M10/42 H01M10/30 

Описание патента на изобретение RU2368985C2

Изобретение относится к электротехнике, а именно к химическим источникам тока, которыми могут быть снабжены различные транспортные средства: гибридные электромобили, электромобили с энергоустановками на топливных элементах и др.

Известен способ эксплуатации никель-металлогидридных аккумуляторов, заключающийся в быстром заряде током (0,5-1)С с переключением в режим подзаряда током (0,033-0,05)С при достижении одного из параметров:

- времени (90 мин при заряде током 1C);

- максимального напряжения 1,8 В/аккумулятор;

- максимальной температуры (50-60°С в зависимости от температуры аккумулятора);

- падения напряжения на 5-10 мВ/аккумулятор от максимального значения в ходе заряда (-ΔU);

- скорости роста температуры 1-2°С/мин (dT/dτ)

(См. «Методы заряда для Ni-MH аккумуляторов» на стр.12 и 13 технического руководства фирмы Panasonic «Никель-металлгидридные аккумуляторы». Ноябрь 2000).

Недостатками технического решения указанного аналога являются:

- невозможность эксплуатации аккумуляторов в буферном режиме, когда в процессе заряда ток может изменяться, и зарядные импульсы могут чередоваться с разрядными;

- отсутствие зависимости максимально допустимого напряжения при заряде от температуры аккумулятора и тока;

- ограничения по току заряда (до 1C).

Наиболее близким к предлагаемому изобретению по совокупности существенных признаков является способ эксплуатации тяговых батарей электромобиля, взятый за прототип, с использованием гальваностатического заряда до определенного термозависимого напряжения с последующим переходом на потенциостатический заряд (Книга: «Электромобиль: техника и экономика». В.А.Щетина, Ю.Я.Морговский, Б.И.Центер, В.А.Богомазов. Под общ. ред. В.А.Щетины. - Л.: Машиностроение, Ленинградское отделение, 1987, стр.76-80). Контролируемыми параметрами при заряде являются напряжение, температура и зарядная емкость, а при разряде - напряжение и температура.

Недостатками данного способа эксплуатации являются:

- невозможность эксплуатации в буферном режиме;

- отсутствие зависимости минимально допустимого напряжения при разряде от температуры и тока.

Задачей предлагаемого изобретения является создание способа эксплуатации никель-металлогидридной батареи, обеспечивающего высокий ресурс, надежность в эксплуатации и высокую эффективность.

Поставленная задача решается тем, что ускоренный заряд током до 20С проводят до достижения на аккумуляторе (или группе аккумуляторов) максимального напряжения, зависящего от тока и температуры или до достижения максимальной температуры, после чего проводится подзаряд током (0,03-0,05)С. В любой момент заряда или хранения батарея может быть подвергнута разряду током до 20С до достижения минимального напряжения, зависящего от тока и температуры.

Отключение батареи с ускоренного заряда (переключение в режим подзаряда) проводится при достижении на одном из аккумуляторов (или группе аккумуляторов) максимального зарядного напряжения, рассчитываемого по формуле:

Umax=Uз-k×(t-to)+R×(Iз-Iнз),

где:

Uз - конечное зарядное напряжение аккумулятора (или группы аккумуляторов) при номинальном токе заряда Iнз при температуре to=20°С;

k - температурный коэффициент напряжения;

t - температура аккумулятора;

Iз - ток заряда;

R - сопротивление аккумулятора (или группы аккумуляторов).

Включение в режим ускоренного заряда происходит после израсходования при разряде не менее 10% от номинальной емкости батареи или при хранении более 10 дней.

Отключение батареи при разряде проводится при достижении на одном из аккумуляторов (или группе аккумуляторов) минимального разрядного напряжения, рассчитываемого по формуле:

Umin=Up-k×(t-to)-R×(Ip-Iнр),

где:

Up - конечное разрядное напряжение аккумулятора (или группы аккумуляторов) при номинальном токе разряда Iнр при температуре to=20°С.

Кроме отключения по напряжению система контроля и управления работой батареи обеспечивает отключение батареи при заряде и разряде в случае достижения максимально допустимой температуры на любом из аккумуляторов - tмах=60-65°С.

Пример. Способ эксплуатации был реализован при циклировании батареи, состоящей из 168 последовательно соединенных никель-металлогидридных призматических аккумуляторов емкостью 10 А·ч. На каждой группе из 4-х аккумуляторов измерялось напряжение и контролировалась температура. Первоначально были рассчитаны значения Uз, Up, k, R на основании зависимостей напряжения, температуры и внутреннего давления в аккумуляторе от сообщенной емкости при различных значениях тока. При этом значение Umax было выбрано таким образом, чтобы заряд батареи прекращался при достижении 85-90% от максимальной зарядной емкости, то есть емкости, при которой внутреннее давление в аккумуляторе достигало давления открытия предохранительного клапана.

После подстановки экспериментальных значений в приведенные выше формулы было получено:

Umax=5,96-0,009×(t-20)+0,0107×(Iз-3)

и

Umin=4-0,009×(t-20)-0,0107×(Ip-3).

Данные формулы были включены в логику системы по контролю и управлению батареей с отключением при достижении tмax=65°С.

Батарея была установлена на испытательный стенд, имитирующий работу электропривода электромобиля на топливных элементах с максимальными токами при заряде (торможении) и разряде (разгоне) 160 А, т.е. 16С. Наработка батареи составила 2000 часов в течение 2 лет. Выход по току (отношение разрядной емкости к зарядной) составил более 90%.

Похожие патенты RU2368985C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЛИТИЙ-ИОННОЙ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ В АВТОНОМНОЙ СИСТЕМЕ ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ ИСКУССТВЕННОГО СПУТНИКА ЗЕМЛИ 2015
  • Коротких Виктор Владимирович
  • Нестеришин Михаил Владленович
  • Опенько Сергей Иванович
  • Ефремова Наталья Владимировна
RU2604207C1
СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ НИКЕЛЬ-ВОДОРОДНОЙ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ В СОСТАВЕ ИСКУССТВЕННОГО СПУТНИКА ЗЕМЛИ 2009
  • Коротких Виктор Владимирович
  • Кочура Сергей Григорьевич
  • Нестеришин Михаил Владленович
RU2401487C1
Способ эксплуатации литий-ионной аккумуляторной батареи в составе автономной системы электропитания искусственного спутника Земли 2015
  • Коротких Виктор Владимирович
  • Нестеришин Михаил Владленович
  • Опенько Сергей Иванович
RU2638825C2
СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ АККУМУЛЯТОРНЫХ БАТАРЕЙ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2013
  • Симкин Владимир Васильевич
  • Светников Олег Григорьевич
  • Виноградов Сергей Юрьевич
  • Бурков Григорий Сергеевич
RU2543497C2
РЕГУЛЯТОР НАПРЯЖЕНИЯ 1994
  • Адамчук Александр Владимирович
RU2040843C1
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ИМПУЛЬСНОГО ЗАРЯДА АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ 2002
  • Быстров В.К.
  • Матюшин В.А.
  • Николаев А.Г.
RU2231888C2
СПОСОБ ЗАРЯДА ЛИТИЙ-ИОННОЙ АККУМУЛЯТОРНОЙ БАТАРЕИ ИЗ n ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО СОЕДИНЕННЫХ АККУМУЛЯТОРОВ С ПОДКЛЮЧЕННЫМИ К НИМ ЧЕРЕЗ КОММУТАТОРЫ БАЛАНСИРОВОЧНЫМИ РЕЗИСТОРАМИ 2011
  • Коротких Виктор Владимирович
  • Нестеришин Михаил Владленович
  • Опенько Сергей Иванович
RU2479894C2
АВТОНОМНАЯ СИСТЕМА ЭЛЕКТРОПИТАНИЯ 2005
  • Бушуева Елена Ивановна
  • Галочкин Сергей Александрович
  • Кудряшов Виктор Спиридонович
  • Эльман Виктор Олегович
RU2317216C2
СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКИХ КОНДЕНСАТОРОВ 2012
  • Степанов Алексей Борисович
  • Варакин Игорь Николаевич
  • Менухов Владимир Васильевич
  • Шумовский Вячеслав Иванович
RU2520183C2
СПОСОБ РЕЗЕРВИРОВАНИЯ АККУМУЛЯТОРОВ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ 2013
  • Симкин Владимир Васильевич
  • Светников Олег Григорьевич
RU2543498C2

Реферат патента 2009 года СПОСОБ ЭКСПЛУАТАЦИИ НИКЕЛЬ-МЕТАЛЛОГИДРИДНЫХ БУФЕРНЫХ БАТАРЕЙ НА ЭЛЕКТРОМОБИЛЯХ

Изобретение относится к электротехнике, а именно к источникам питания, которыми могут быть снабжены различные транспортные средства: гибридные электромобили, электромобили с энергоустановками на топливных элементах и др. Согласно изобретению способ эксплуатации никель-металлгидридных буферных батарей заключается в проведении ускоренного заряда, переключении на подзаряд малым током и осуществлении разряда до достижения минимального напряжения, ускоренный заряд током до 20 С проводят до достижения на аккумуляторе или группе аккумуляторов максимального напряжения, рассчитываемого по формуле Umax=Uз-k×(t-to)+R×(Iз-Iнз), где Uз - конечное зарядное напряжение аккумулятора (или группы аккумуляторов) при номинальном токе заряда Iнз при температуре to=20°С, k - температурный коэффициент напряжения, t - температура аккумулятора, Iз - ток заряда, R - сопротивление аккумулятора (или группы аккумуляторов), что соответствует достижению 85-90% максимальной зарядной емкости; разряд проводят до достижения на аккумуляторе или группе аккумуляторов минимального напряжения

Umin=Up-k×(t-to)-R×(Ip-Iнр), где Up - конечное разрядное напряжение аккумулятора (или группы аккумуляторов) при номинальном токе разряда Iнр при температуре to=20°C; разряд или ускоренный заряд прекращают при достижении максимальной температуры, равной 60-65°С; повторное включение на ускоренный заряд проводят только после израсходования на разряде не менее 10% от номинальной емкости или при хранении более 10 дней. Техническим результатом является высокий ресурс, надежность в эксплуатации и высокая эффективность батареи.

Формула изобретения RU 2 368 985 C2

Способ эксплуатации никель-металлогидридных буферных батарей на электромобилях, заключающийся в проведении ускоренного заряда, переключении на подзаряд малым током и осуществлении разряда до достижения минимального напряжения, отличающийся тем, что ускоренный заряд током до 20 С проводят до достижения на аккумуляторе или группе аккумуляторов максимального напряжения, рассчитываемого по формуле Umax=Uз-k×(t-to)+R×(Iз-Iнз), где Uз - конечное зарядное напряжение аккумулятора (или группы аккумуляторов) при номинальном токе заряда Iнз при температуре to=20°C; k - температурный коэффициент напряжения; t - температура аккумулятора; Iз - ток заряда, R - сопротивление аккумулятора (или группы аккумуляторов), что соответствует достижению 85-90% максимальной зарядной емкости; разряд проводят до достижения на аккумуляторе или группе аккумуляторов минимального напряжения Umin=Up-k×(t-to)-R×(Ip-Iнр), где Up - конечное разрядное напряжение аккумулятора (или группы аккумуляторов) при номинальном токе разряда Iнр при температуре to=20°C; разряд или ускоренный заряд прекращают при достижении максимальной температуры, равной 60-65°С; повторное включение на ускоренный заряд проводят только после израсходования на разряде не менее 10% от номинальной емкости или при хранении более 10 дней.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2009 года RU2368985C2

ЩЕТИНА В.А
и др
Электромобиль: техника и экономика
- Л.: Машиностроение
Ленинградское отделение, 1987, с.76-80
СПОСОБ ЗАРЯДА АККУМУЛЯТОРА 2002
  • Сарапов С.В.
  • Федоров А.Ю.
RU2218636C1
Способ эксплуатации герметичной никель-водородной батареи 1976
  • Кудряшов Виктор Спиридонович
  • Эвенов Геннадий Дмитриевич
  • Авзалов Марат Фагамович
  • Козлов Александр Григорьевич
  • Центер Борис Иоселевич
  • Клосс Александр Ильич
SU593270A1
JP 9283187 А, 31.10.1997
JP 7022073 А, 24.01.1995.

RU 2 368 985 C2

Авторы

Быстров Юрий Александрович

Кудрявцев Николай Анатольевич

Русин Алексей Иванович

Березин Михаил Юрьевич

Карташова Ирина Борисовна

Федорова Татьяна Геннадьевна

Даты

2009-09-27Публикация

2007-09-17Подача