МАССИВНЫЙ РАЗЪЕМНЫЙ СЕПАРАТОР ШАРИКОВОГО ПОДШИПНИКА Российский патент 2010 года по МПК F16C33/38 

Описание патента на изобретение RU2379557C1

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в авиационном двигателестроении, в котором применяются высокоскоростные и высоконагруженные шариковые подшипники.

Известен массивный разъемный сепаратор шарикового подшипника, состоящий из двух соединенных заклепками колец, в каждом из которых, у мест расположения шариков, выполнены сферические подпятники со сквозными отверстиями (Сепаратор высокоскоростного подшипника, базирующийся на телах качения, патент №111004, 01.01.1957 г.).

Известно, что в нагруженной зоне шарикового подшипника происходит раскрутка тела качения вокруг своей оси, а при входе в ненагруженную зону происходит замедление вращения тела качения. При раскрутке шарик ударяет о сферическую поверхность подпятника сепаратора, стремясь ускорить его вращение, а при замедлении вращения шарика сферическая поверхность подпятника сепаратора ударяет шарик, ускоряя его движение. Таким образом, в процессе работы шарикового подшипника имеет место несинхронное вращение сепаратора.

Несинхронное вращение шариков и сепаратора вокруг оси подшипника приводит к возникновению между ними ударных нагрузок, при этом чем больше масса тела качения, нагрузка и частота вращения подшипника, тем больше величина ударных нагрузок.

В момент удара из зоны контакта шарика со сферой подпятника происходит выдавливание масла, что сопровождается увеличением между данными деталями сил трения, приводящих к износу сферы подпятника и проскальзыванию шарика относительно обойм подшипника, что снижает долговечность данных типов шариковых подшипников.

Недостатком известного массивного разъемного сепаратора шарикового подшипника является наличие ударных нагрузок между сферами подпятников и шариков, приводящих в момент удара к возникновению значительных сил трения, проскальзыванию шариков относительно обойм подшипника и снижению его долговечности.

Задачей настоящего изобретения является устранение недостатка известного массивного сепаратора шарикового подшипника путем выполнения в кольцах сепаратора под каждое тело качения подпятников в виде удлиненной полуцилиндрической выемки с боковыми полусферическими закруглениями, а средняя линия выемки проходит по радиусу расположения центров тел качения.

Предложенный сепаратор представлен на чертеже. Он состоит из двух плоских колец 1 и 2, на внутренних торцевых поверхностях которых, под тела качения 3, выполнены сферические подпятники 6 в виде удлиненной полусферической выемки с боковыми полусферическими закруглениями, а средняя линия выемки проходит по радиусу расположения центров тел качения 3. Скрепление плоских колец 1 и 2 сепаратора друг с другом осуществляется через ступенчатые отверстия 5 заклепками со ступенчатыми стержнями 4, обеспечивающими заданное расстояние между кольцами 1 и 2.

В процессе работы подшипника шарики 3 будут приводить во вращательное движение кольца 1 и 2 сепаратора, контактируя со сферическими подпятниками 6, выполненными в виде удлиненной полусферической выемки с боковыми полусферическими закруглениями, средняя линия которой проходит по радиусу расположения центров тел качения 3.

Наличие свободного хода шариков 3 снижает ударную нагрузку между сферами подпятника и шарика. Величина удлинения полусферической выемки 6 зависит от величины массы тела качения 3, нагрузки на подшипник, а так же от частоты его вращения. Наличие удлиненной выемки 6 обеспечивает более равномерное вращение сепаратора вокруг своей оси, а следовательно, снижает ударные нагрузки между сферами подпятника и шарика. Следует отметить, что длина выемки должна ограничиваться величиной, исключающей касания тел качения между собой в течение выработки всего ресурса шарикового подшипника.

Таким образом, предложенный массивный сепаратор шарикового подшипника позволит снизить ударные нагрузки и силы трения между сферами подпятника и шарика, что обеспечит повышение долговечности шариковых подшипников в целом.

Использование предложенного устройства позволит повысить ресурс шариковых подшипников, снизить досрочный съем с эксплуатации и внеплановый капитальный ремонт дорогостоящих газотурбинных двигателей, на которые устанавливаются данные подшипники, что обеспечит экономию финансовых и материальных средств.

Похожие патенты RU2379557C1

название год авторы номер документа
РОЛИКОВЫЙ ПОДШИПНИК 2006
RU2313703C1
ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) 2004
  • Кабиков Михаил Петрович
RU2319046C2
РОЛИКОВЫЙ ПОДШИПНИК 2008
RU2384767C1
БУКСА С ЦИЛИНДРИЧЕСКИМИ РОЛИКОПОДШИПНИКАМИ 2006
  • Бородин Анатолий Васильевич
RU2309865C1
Сепаратор высокоскоростного подшипника, базирующийся на телах качения 1955
  • Белянчиков М.П.
  • Спицын Н.П.
SU111004A1
СПОСОБ СБОРКИ ПОДШИПНИКОВ ЧИСТОГО КАЧЕНИЯ НА БАЗЕ СТАНДАРТНЫХ ТЕЛ КАЧЕНИЯ 2010
  • Гонченко Борис Васильевич
RU2469218C2
СФЕРИЧЕСКИЙ ДВУХРЯДНЫЙ ШАРИКОВЫЙ ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ 2013
  • Галышкин Николай Васильевич
RU2540691C1
ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ 2003
RU2276749C2
БУКСОВЫЙ ПОДШИПНИК КАЧЕНИЯ СРЕДНЕЙ КОЛЕСНОЙ ПАРЫ ЛОКОМОТИВА 2007
  • Гонченко Борис Васильевич
  • Махмутов Иршат Атауллович
RU2364760C2
ШАРИКОПОДШИПНИК И СЕПАРАТОРЫ ДЛЯ НЕГО 1998
  • Становской В.В.
RU2157928C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 379 557 C1

Реферат патента 2010 года МАССИВНЫЙ РАЗЪЕМНЫЙ СЕПАРАТОР ШАРИКОВОГО ПОДШИПНИКА

Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в авиационном двигателестроении, в котором применяются высокоскоростные и высоконагруженные шариковые подшипники. Массивный разъемный сепаратор шарикового подшипника состоит из двух соединенных заклепками колец, в каждом из которых у мест расположения шариков выполнены сферические подпятники в кольцах сепаратора со сквозными отверстиями. Подпятники выполнены в виде удлиненной полуцилиндрической выемки с боковыми полусферическими закруглениями, а средняя линия выемки проходит по радиусу расположения центров тел качения. Технический результат: снижение ударных нагрузок и силы трения между сферами подпятника и шарика, что обеспечит повышение долговечности шариковых подшипников в целом. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 379 557 C1

Массивный разъемный сепаратор шарикового подшипника, состоящий из двух соединенных заклепками колец, в каждом из которых у мест расположения шариков выполнены сферические подпятники в кольцах сепаратора со сквозными отверстиями, отличающийся тем, что подпятники выполнены в виде удлиненной полусферической выемки с боковыми полусферическими закруглениями, а средняя линия выемки проходит по радиусу расположения центров тел качения.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2010 года RU2379557C1

Сепаратор высокоскоростного подшипника, базирующийся на телах качения 1955
  • Белянчиков М.П.
  • Спицын Н.П.
SU111004A1
Прессовый стол для формовочных машин 1962
  • Крымский Д.М.
SU152282A1
RU 226014 C1, 10.10.2005
0
  • И. М. Чек, С. К. Макаров, Н. В. Горин, Р. В. Г. Д. Макарова В. А. Кириллов
SU200358A1
JP 2003083334 A, 19.03.2003.

RU 2 379 557 C1

Даты

2010-01-20Публикация

2008-05-23Подача