Изобретение относится к области морского транспорта и способов проведения экспериментальных исследований на моделях ледоколов и судов ледового плавания в ледовых опытовых бассейнах.
Известен способ проведения самоходных испытаний модели в ледовом бассейне при использовании разворота поворотных насадок для очистки от битого льда канала за моделью, согласно которому приготовляют поле моделированного льда, в котором затем проводят испытания модели судна с работающими движителями путем ее буксировки или же при свободном самоходом движении модели с заданной скоростью и заданной частотой вращения движителей, в процессе чего регистрируют частоту попадания притопленных обломков льда к движительно-рулевому комплексу и к другим внешним по отношению к корпусу модели устройствам. (Каштелян В.И., Пехтусов М.В., Шпаков B.C. Исследование движительного комплекса гребной винт - направляющая насадка как средства повышения ледопроходимости ледоколов и чистоты канала за ними. Труды ЦНИИ им. акад. А.Н.Крылова, вып.276, 1973, с.26-35.)
Недостатком указанного способа является наличие «масштабного эффекта», связанного с отличием условий проведения модельных исследований от натурных, вызванных несовпадением плотности моделированного и натурного льда. Вследствие этого нарушается соотношение между вертикальной силой (Архимедова сила) и горизонтальными силами (силы взаимодействия притопленных льдин с корпусом). Эффект от действия горизонтальных сил оказывается существенно сильнее, чем от вертикальных. «Масштабный эффект» проявляется в качественном и количественном несовпадении результатов модельного и натурного экспериментов и вследствие этого в завышении показателей ледоотводящих защитных устройств на основании данных модельного эксперимента.
Заявляемое изобретение решает задачу повышения достоверности результатов модельных испытаний моделей судов в ледовом опытовом бассейне и получения объективных экспериментальных данных, необходимых для проектирования винто-рулевых комплексов судов и средств их защиты ото льда, путем создания в нем условий проведения модельного эксперимента, подобных натурным.
Для этого по способу проведения модельных испытаний судов в ледовом опытовом бассейне, включающему приготовление поля моделированного льда, проведение испытаний модели с работающими движителями путем ее буксировки или при свободном движении модели носом или кормой вперед с заданной скоростью νм и с заданной частотой вращения движителей, заключающихся в регистрации частоты попадания притопленных обломков льда к движительно-рулевому комплексу, к ледовым ящикам модели судна и к другим внешним по отношению к корпусу модели устройствам при наличии или отсутствии ледовой защиты на корпусе модели, по изобретению производят измерение плотности моделированного льда и после этого в неразрушенном ледяном покрове буксируют модель судна с неработающими движителями со скоростью, определяемой по соотношению
где νм, νн - скорости модели и натурного судна соответственно, λ - масштаб модели, после чего измеряют средний размер обломков льда и ширину канала за моделью, образующихся при прохождении модели в ледяном поле, затем в неразрушенном ледяном поле перед моделью в полосе шириной, равной ширине канала за моделью, нарезают ледяной покров на отдельные плотно прилегающие друг к другу льдины, размер которых равен измеренному среднему размеру обломков льда, и в полученном таким образом канале проводят испытание путем буксировки модели с работающими движителями, причем буксировку модели при указанных испытаниях осуществляют при уменьшенной по сравнению с νм скоростью и определяемой по соотношению
где ρв - плотность воды, - требуемая техническим заданием на проведение экспериментов плотность льда, а частоту вращения движителей при этом задают такую, чтобы скорость жидкости в струе за движителями соответствовала значению, определяемому соотношением
где - скорость в струе за движителем в натурных условиях, а в процессе испытаний модели в режиме свободного самохода частоту вращения движителей задают такую, чтобы скорость жидкости в струе за движителями на швартовном режиме соответствовала значению, определяемому соотношением
где - скорость в струе за движителем на швартовном режиме в натурных условиях.
Предварительное измерение плотности моделированного льда необходимо для определения, насколько измеренная величина отличается от заданной техническим заданием на проведение модельного эксперимента, и с использованием измеренной затем определяют скорость буксировки модели с работающими движителями и задают частоту вращения ее движителей. Предварительная буксировка модели судна в неразрушенном ледяном покрове с неработающими движителями со скоростью, определяемой с учетом масштаба модели по критерию подобия Фруда в виде позволяет получить информацию о средних размерах секторов льда образующихся при разрушении движущейся моделью сплошного ледяного покрова, так как средний размер обломков зависит от скорости движения модели и толщины льда lл=ƒ(νм, h), с тем чтобы затем на подготовленном участке канала с плотно прилегающими друг к другу льдинами, имеющими размер, аналогичный среднему размеру полученных в процессе предварительной буксировки модели обломков льда, проводить самоходные испытания модели судна с работающими движителями как в режиме буксировки, так и в режиме самоходного движения модели.
Уменьшение скорости буксировки модели в подготовленном путем нарезки на льдины участке канала в раз позволяет получить в ледовом бассейне соотношение вертикальных и горизонтальных сил, действующих на притопленную льдину, соответствующее натурным условиям. При уменьшении скорости движения модели уменьшаются усилия, действующие в горизонтальной плоскости при взаимодействии корпуса и льдин, и соотношение указанных сил становится аналогичным натурному.
Устранение влияния «масштабного эффекта», вызванного несовпадением плотности моделированного и натурного льда, происходит за счет снижения величины сил, вызывающих движение находящейся под водой льдины в горизонтальной плоскости. Снижение величины сил, действующих в горизонтальной плоскости, выполняется таким образом, чтобы эти силы были сопоставимы с силами, вызывающими движение льдины в вертикальной плоскости. Величина силы Архимеда действующей на льдину с плотностью отличается от аналогичной силы действующей на льдину с плотностью в следующее число раз:
Например, при плотности воды, равной измеренной плотности моделированного льда и требуемой техническим заданием плотности льда получим, что действующая в эксперименте сила Архимеда отличается от требуемой силы Архимеда в 2 раза:
Горизонтальное усилие F, действующее на притопленную льдину при ее взаимодействии с корпусом модели или ледовой защитой, можно записать следующим образом:
где m - масса льдины, Δt - время действия ударного импульса, эту величину можно считать постоянной (Рывлин А.Я., Хейсин Д.Е. Испытания судов во льдах. Л.: Судостроение, 1980). Для того чтобы силы, действующие в разных плоскостях, были сравнимы по величине, необходимо уменьшить горизонтальную силу в раз. В результате получим силу F'. Это требование позволяет получить выражение для определения нового значения скорости буксировки модели :
Горизонтальное усилие Fг.д., действующее на притопленную льдину при ее взаимодействии со струей воды, отбрасываемой движителем, можно записать следующим образом:
где С - коэффициент сопротивления льдины, lл - средний размер льдины.
Для того чтобы силы, действующие в разных плоскостях, были сравнимы по величине, необходимо уменьшить горизонтальную силу в раз. Это требование позволяет получить выражение для определения нового значения скорости жидкости в струе гребного винта :
Сущность заявляемого изобретения поясняется чертежом, на котором схематически показана чаша ледового бассейна (вид сверху), в которой проводятся модельные испытания судов по предлагаемому способу.
В ледовом бассейне 1 наморожено поле моделированного льда 2, разделенное по длине на два участка 3 и 4, в пределах которых проводятся испытания модели 5, имеющей движитель 6. На участке 3 представлен канал 7 с обломками льдин 8, образовавшимися при предварительной буксировке модели 5. В оставшемся неразрушенном ледяном покрове на участке 4 в канале 9, ширина которого совпадает с шириной канала 7 на участке 3, расположены плотно прилегающие друг к другу льдины 10, полученные путем нарезки ледяного покрова на сектора с размерами, равными средней длине льдин, измеренных в канале 7 на участке 3.
Предлагаемый способ проведения самоходных модельных испытаний судов в ледовом опытовом бассейне осуществляется следующим образом.
В ледовом бассейне 1 намораживают моделированное ледяное поле 2. После приготовления поля льда измеряют плотность ледяного покрова и сравнивают ее с заданным техническим заданием на проведение экспериментов плотностью Затем на участке 3 ледового бассейна 1 буксируют модель 5 со скоростью, равной После этого производят измерения среднего размера обломков льдин 8, образовавшихся при прохождении модели 5, а также ширины ледяного канала 7, оставшегося за ней. Затем в неразрушенном ледяном поле перед моделью 5 на участке 4 ледового бассейна 1 в полосе канала 9 шириной, равной ширине канала 7 за моделью 5, нарезают ледяной покров на отдельные плотно прилегающие друг к другу льдины 10, размер которых равен измеренному среднему размеру обломков льда 8. В полученном таким образом канале 9 с плотно прилегающими друг к другу льдинами 10 проводят испытания путем буксировки модели с работающими движителями 6, регистрируя частоту взаимодействия движителей 6 и внешних устройств модели со льдинами, со скоростью буксировки при указанных испытаниях уменьшенной по сравнению с νм в раз с учетом разницы замеренной и потребной где ρв - плотность воды, - требуемая техническим заданием на проведение экспериментов плотность льда, и с частотой вращения движителей 6, выбранной так, чтобы скорость жидкости в струе за движителями соответствовала значению, определяемому соотношением
где - скорость в струе за движителем в натурных условиях.
Проведение же испытаний в режиме свободного самоходного движения модели осуществляют при такой частоте вращения движителей модели, которая обеспечивает на швартовном режиме скорость жидкости в струе за движителем соответствующую значению, определяемому соотношением
Предлагаемый способ позволяет исключить влияние «масштабного эффекта» при проведении модельных испытаний в ледовых условиях в опытовом бассейне и таким образом получить достоверные экспериментальные данные.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ПРОВЕДЕНИЯ БУКСИРОВОЧНЫХ МОДЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ СУДОВ В ЛЕДОВОМ ОПЫТОВОМ БАССЕЙНЕ | 2008 |
|
RU2385252C1 |
СПОСОБ ПРОВЕДЕНИЯ САМОХОДНЫХ МОДЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ СУДОВ В ЛЕДОВОМ ОПЫТОВОМ БАССЕЙНЕ | 2014 |
|
RU2581311C1 |
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ В ЛЕДОВОМ БАССЕЙНЕ ДИСТАНЦИИ ТОРМОЖЕНИЯ КРУПНОТОННАЖНОГО СУДНА ПРИ ПРОВОДКЕ ЕГО ЛЕДОКОЛОМ | 2017 |
|
RU2669158C1 |
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ТЕЛЕЖКА ЛЕДОВОГО ОПЫТОВОГО БАССЕЙНА | 2011 |
|
RU2467910C1 |
Способ испытания моделей судов ледового плавания в опытовом бассейне с искусственным льдом | 1949 |
|
SU441190A1 |
ДВИЖИТЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС СУДНА ЛЕДОВОГО ПЛАВАНИЯ | 1997 |
|
RU2141431C1 |
ЛЕДОКОЛЬНОЕ СУДНО | 2003 |
|
RU2268193C2 |
ОПЫТОВЫЙ БАССЕЙН ДЛЯ ИСПЫТАНИЙ МОДЕЛЕЙ СУДОВ ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ВО ЛЬДАХ | 2007 |
|
RU2352493C1 |
ЛЕДОВЫЙ ОПЫТОВЫЙ БАССЕЙН | 2010 |
|
RU2440271C1 |
Способ проведения испытаний моделей судов в ледовом опытном бассейне | 2023 |
|
RU2811173C1 |
Изобретение относится к области экспериментальных исследований в ледовых опытовых бассейнах и может быть использовано для проектирования винто-рулевых комплексов судов и средств их защиты ото льда путем создания в нем условий проведения модельного эксперимента, подобных натурным. Способ включает приготовление поля моделированного льда и проведение испытаний модели с работающими движителями путем ее буксировки или при свободном движении модели с заданной скоростью и с заданной частотой вращения движителей, заключающихся в регистрации частоты попадания притопленных обломков льда к движительно-рулевому комплексу и к другим внешним по отношению к корпусу модели устройствам при наличии или отсутствии ледовой защиты на корпусе модели. При этом производят измерение плотности моделированного льда и после этого в неразрушенном ледяном покрове буксируют модель судна с неработающими движителями со скоростью, определяемой из масштаба модели, после чего измеряют средний размер обломков льда и ширину канала за моделью, образующихся при прохождении модели в ледяном поле, затем в неразрушенном ледяном поле перед моделью в полосе шириной, равной ширине канала за моделью, нарезают ледяной покров на отдельные плотно прилегающие друг к другу льдины, размер которых равен измеренному среднему размеру обломков льда, и в полученном таким образом канале проводят испытание путем буксировки модели с работающими движителями, причем буксировку модели при указанных испытаниях осуществляют при уменьшенной по сравнению с масштабной скорости, определяемой с учетом плотности воды и плотности льда, а частоту вращения движителей при этом задают такую, чтобы скорость жидкости в струе за движителями соответствовала значению, определяемому с учетом скорости в струе за движителем в натурных условиях, а в процессе испытаний модели в режиме свободного самохода частоту вращения движителей задают такую, чтобы скорость жидкости в струе за движителями на швартовном режиме соответствовала значению, определяемому с учетом скорости в струе за движителем на швартовном режиме в натурных условиях. Технический результат заключается в повышении достоверности результатов испытаний путем приближения их к натурным условиям. 1 ил.
Способ проведения самоходных модельных испытаний судов в ледовом опытовом бассейне, включающий приготовление поля моделированного льда, проведение испытаний модели с работающими движителями путем ее буксировки или при свободном движении модели носом или кормой вперед с заданной скоростью vм и с заданной частотой вращения движителей, заключающихся в регистрации частоты попадания притопленных обломков льда к движительно-рулевому комплексу, к ледовым ящикам модели судна и к другим внешним по отношению к корпусу модели устройствам при наличии или отсутствии ледовой защиты на корпусе модели, отличающийся тем, что предварительно определяют плотность моделированного льда и после этого в неразрушенном ледяном покрове буксируют модель судна с неработающими движителями со скоростью, определяемой по соотношению
,
где vм, vн - скорости модели и натурного судна соответственно,
λ - масштаб модели,
после чего измеряют средний размер обломков льда и ширину канала за моделью, образующихся при прохождении модели в ледяном поле, затем в неразрушенном ледяном поле перед моделью в полосе шириной, равной ширине канала за моделью, нарезают ледяной покров на отдельные плотно прилегающие друг к другу льдины, размер которых равен измеренному среднему размеру обломков льда, и в полученном таким образом канале проводят испытание путем буксировки модели с работающими движителями, причем буксировку модели при указанных испытаниях осуществляют при уменьшенной по сравнению с vм скоростью и определяемой по соотношению
,
где ρв - плотность воды,
- требуемая техническим заданием на проведение экспериментов плотность льда,
а частоту вращения движителей при этом задают такую, чтобы скорость жидкости в струе за движителями соответствовала значению, определяемому соотношением
,
где - скорость в струе за движителем в натурных условиях,
а в процессе испытаний модели в режиме свободного самохода частоту вращения движителей задают такую, чтобы скорость жидкости в струе за движителями на швартовном режиме соответствовала значению, определяемому соотношением
,
где - скорость в струе за движителем на швартовном режиме в натурных условиях.
Каштелян В.И., Пехтусов М.В., Шпаков B.C | |||
Исследование движительного комплекса гребной винт - направляющая насадка как средства повышения ледопроходимости ледоколов и чистоты канала за ними | |||
Труды ЦНИИ им | |||
акад | |||
А.Н.Крылова, вып.276, 1973, с.26-35 | |||
СПОСОБ ИСПЫТАНИЙ МОДЕЛИ МОРСКОГО ИНЖЕНЕРНОГО СООРУЖЕНИЯ В ЛЕДОВОМ ОПЫТОВОМ БАССЕЙНЕ И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ | 2004 |
|
RU2279654C1 |
УСТАНОВКА ДЛЯ ИСПЫТАНИЙ МОДЕЛЕЙ СУДОВЫХ ДВИЖИТЕЛЕЙ | 2001 |
|
RU2216476C2 |
Способ испытания моделей судов ледового плавания | 1982 |
|
SU1071515A1 |
Авторы
Даты
2010-03-20—Публикация
2008-09-03—Подача