ТОРМОЗ БУРОВОЙ ЛЕБЕДКИ Российский патент 2010 года по МПК B66D5/02 F16D51/08 F16D49/14 

Описание патента на изобретение RU2385283C1

Изобретение относится к оборудованию для бурения нефтяных и газовых скважин, а именно к применяемым тормозам буровых лебедок. Оно может быть использовано и в других отраслях, где применяются канатные подъемники с тормозными устройствами.

Известен ленточный тормоз буровой лебедки [1]. Он состоит из двух стальных лент, оснащенных фрикционными колодками. Торможение осуществляется путем прижатия рычажной системой или пневмоцилиндром лент с колодками к тормозным шкивам барабана лебедки.

Недостатком этого тормоза является неполное использование поверхности тормозных шкивов (угол обхвата ≈300°), неравномерный износ тормозных колодок и затраты значительных физических усилий бурильщика при торможении.

Известен тормоз для быстрой остановки вращающихся валов [2, рисунок 108, с.160]. Этот тормоз выполнен на базе шинно-пневматической муфты и имеет обод, на котором закреплены резинокордный баллон и металлические колодки, облицованные фрикционными накладками, и тормозной шкив. Торможение осуществляется путем подачи в баллон сжатого воздуха из пневмосистемы буровой установки с последующим прижатием фрикционных накладок к тормозному шкиву.

Недостатком этого тормоза является отсутствие возможности проведения ремонтно-профилактических работ на буровой без демонтажа лебедки.

Наиболее близким техническим решением (прототипом) является тормоз буровой лебедки [3]. Он состоит из верхней и нижней частей, образующих (составляющих) обод и резинокордного баллона с колодками, облицованными фрикционными накладками. Тормоз выполнен из отдельных частей, каждая из которых имеет независимое пневмоуправление. Тормоз снабжен дистанционно управляемым стопорным подпружиненным пальцем, установленным на раме лебедки с возможностью фиксации и расфиксации.

Недостатком этого тормоза является низкий срок его службы вследствие быстрого износа пары фрикционная накладка - тормозной шкив, обусловлена длительностью времени выхода из контакта.

Задачей изобретения является увеличение срока службы за счет ускорения процесса расцепления фрикционных накладок от тормозного шкива при спуске бурильного инструмента в скважину.

Указанная задача решается тем, что тормоз буровой лебедки, включающий автономные с независимым пневмоуправлением разъемные части, каждая из которых включает резинокордные баллоны с тормозными колодками, облицованными фрикционными накладками, закрепленные на ободе, и стопорный подпружиненный палец, установленный на раме, согласно изобретению разъемные части попарно соединены коромыслами, между которыми установлена пружина, причем коромысла шарнирно закреплены на ободе и расположены между резинокордным баллоном и тормозными колодками.

На фигуре 1 представлен общий вид бурового тормоза, на фигуре 2 - разъемная часть.

Буровой тормоз (фигура 1) состоит из разъемных частей с независимым пневмоуправлением. Каждая разъемная часть включает резинокордные баллоны 1, 2, колодки 3, облицованные фрикционными накладками 4, закрепленные на ободе 5. Обод 5 состоит из верхней и нижней частей. Разъемные части попарно соединены двумя коромыслами (двуплечими рычагами) 6 и 7, соответственно плечи 6а и 7а прилегают к резинокордным баллонам 1 и 2, а плечи 6б и 7б прилегают к тормозному шкиву 8 (фигура 2). Коромысла (рычаги) 6 и 7 шарнирно закреплены на ободе 5 и повернуты относительно друг друга на 180°. На плечах коромысел (рычагов) 6б и 7б, соприкасающихся с тормозным шкивом 8, крепятся колодки 3 с фрикционными накладками 4. Между коромыслами (рычагами) 6 и 7 установлены пружины 9. При проведении работ по спуску резинокордные баллоны 1 и 2, оснащенные пружинами, способствуют наиболее быстрому расцеплению фрикционных накладок 4 с тормозным шкивом 8.

Каждая часть тормоза имеет независимое пневмоуправление, включающее штуцер 10 и соединительные трубки 11 для подвода и спуска воздуха. Сжатый воздух из пневмосистемы буровой установки через штуцер 10 и трубки 11 подводится в резинокордные баллоны 1 и 2. Фрикционные накладки 4 обхватывают всю поверхность трения соответствующего тормозного шкива 8 лебедки. Для фиксации барабана лебедки в заторможенном состоянии в период длительных остановок установлен дистанционно управляемый стопорный подпружиненный палец (на фигурах не показан), фиксирующий барабан лебедки на раме.

Тормоз буровой лебедки работает следующим образом.

Для обеспечения работ по спуску бурового инструмента необходимо дефиксировать барабан лебедки, освободив стопорный палец (если лебедка была зафиксирована), затем в резинокордные баллоны 1 и 2 нагнетают воздух, за счет этого баллоны увеличиваются в объеме, а плечи 6а и 7а (примыкающие к баллону) соответствующих коромысел (рычагов) 6 и 7 опускаются вниз, пружины 9, расположенные между коромыслами (рычагами) 6 и 7, сжимаются. Плечи 6б и 7б, примыкающие к тормозному шкиву, приподнимаются. Колодки 3 с фрикционными накладками 4 отходят от тормозного шкива 8, буровая лебедка растормаживается и происходит спуск инструмента.

Для завершения операции спуска сжатый воздух через штуцеры сбрасывается из резинокордных баллонов 1 и 2, они сжимаются и примыкающие к ним плечи 6а и 7а соответствующих коромысел (рычагов) 6 и 7 приподнимаются, за счет этого пружины 9 разжимаются и соответствующие противоположные плечи 6б и 7б коромысел (рычагов) 6 и 7 опускаются, фрикционные накладки 4 прижимаются к тормозному шкиву 8. Происходит торможение буровой лебедки.

Положительный эффект при использовании предлагаемого тормоза буровой лебедки достигается за счет повышения срока его службы путем сокращения времени выхода из контакта пары фрикционная накладка - тормозной шкив. А также при разрыве шланга, подводящего воздух, или при отказе компрессора торможение будет происходить автоматически за счет пружин.

ЛИТЕРАТУРА

1 Алексеевский Г.В. Буровые установки Уралмашзавода. - М.: Недра, 1991. - 528 с.

2 Алексеевский Г.В. Буровые установки Уралмашзавода. - М.: Недра, 1971. (рисунок 108, с.160, рисунок 81, с.20, рисунок 198, с.325).

3 Патент (RU) №2244674 Тормоз буровой лебедки / A.M. Изосимов и др. (ГОУ ВПО «Самарский государственный техн. ун-т» - №2002103135/11; Заявлено 02.04.2002; Опубл. 20.01.2005, Бюл. №2.

Похожие патенты RU2385283C1

название год авторы номер документа
ТОРМОЗ БУРОВОЙ ЛЕБЕДКИ 2002
  • Изосимов А.М.
  • Папировский В.Л.
RU2244674C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПЛОЩАДЕЙ ПОВЕРХНОСТЕЙ МЕТАЛЛИЧЕСКИХ ФРИКЦИОННЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПРИ РАЗЛИЧНОЙ ИХ ЭНЕРГОЕМКОСТИ В ТОРМОЗНЫХ УСТРОЙСТВАХ 2011
  • Вольченко Александр Иванович
  • Вольченко Николай Александрович
  • Вольченко Дмитрий Александрович
  • Костин Василий Васильевич
  • Мойсишин Анатолий Васильевич
  • Мойсишин Назарий Васильевич
RU2561415C2
ЛЕНТОЧНО-КОЛОДОЧНЫЙ ТОРМОЗ С РАЗДВИЖНЫМ ШКИВОМ 2008
  • Вольченко Александр Иванович
  • Крыжановский Евстахий Иванович
  • Вольченко Николай Александрович
  • Вольченко Дмитрий Александрович
  • Кашуба Николай Васильевич
RU2382250C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ПАРАМЕТРОВ ПРИ КВАЗИЛИНЕЙНОЙ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ИХ ИЗМЕНЕНИЯ В ЛЕНТОЧНО-КОЛОДОЧНЫХ ТОРМОЗАХ БУРОВЫХ ЛЕБЕДОК 2010
  • Вольченко Александр Иванович
  • Вольченко Николай Александрович
  • Вольченко Дмитрий Александрович
  • Скрипник Василий Степанович
  • Кашуба Николай Васильевич
RU2507423C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТОВ РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ТЕПЛОВЫХ ПОТОКОВ МЕЖДУ ПАРАМИ ТРЕНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ФРИКЦИОННЫХ УЗЛОВ В ЛЕНТОЧНО-КОЛОДОЧНЫХ ТОРМОЗАХ БУРОВЫХ ЛЕБЕДОК (ВАРИАНТЫ) 2007
  • Вольченко Александр Иванович
  • Петрик Анатолий Алексеевич
  • Вольченко Николай Александрович
  • Вольченко Дмитрий Александрович
RU2386061C2
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПАРАМЕТРОВ ТОРМОЗНЫХ ШКИВОВ ЛЕНТОЧНО-КОЛОДОЧНЫХ ТОРМОЗОВ БУРОВЫХ ЛЕБЕДОК (ВАРИАНТЫ) 2012
  • Вольченко Александр Иванович
  • Киндрачук Мирослав Васильевич
  • Вольченко Николай Александрович
  • Вольченко Дмитрий Александрович
  • Журавлев Дмитрий Юрьевич
  • Возный Андрей Владимирович
RU2534158C2
ЛЕНТОЧНО-КОЛОДОЧНЫЙ И ИНДУКТОРНЫЙ ТОРМОЗ 2009
  • Вольченко Александр Иванович
  • Вольченко Николай Александрович
  • Вольченко Дмитрий Александрович
  • Сторож Ярослав Богданович
  • Журавлев Дмитрий Юрьевич
RU2414634C2
ТОРМОЗНОЕ УСТРОЙСТВО 1999
  • Сугимото Масанори
RU2250852C9
ЛЕНТОЧНО-КОЛОДОЧНЫЙ ТОРМОЗ С "ТЕПЛОВЫМИ МОСТИКАМИ" В ОБОДЕ ШКИВА 2014
  • Вольченко Николай Александрович
  • Вольченко Дмитрий Александрович
  • Красин Петр Сергеевич
RU2561646C1
СПОСОБ ЭЛЕКТРОДИНАМИЧЕСКОГО УСТАНОВЛЕНИЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ ИЗМЕНЕНИЯ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫХ ПАРАМЕТРОВ МЕТАЛЛОПОЛИМЕРНЫХ ПАР ТРЕНИЯ ЛЕНТОЧНО-КОЛОДОЧНЫХ ТОРМОЗОВ БУРОВОЙ ЛЕБЕДКИ 2012
  • Вольченко Александр Иванович
  • Вольченко Николай Александрович
  • Вольченко Дмитрий Александрович
  • Поляков Павел Александрович
  • Возный Андрей Владимирович
RU2502900C2

Иллюстрации к изобретению RU 2 385 283 C1

Реферат патента 2010 года ТОРМОЗ БУРОВОЙ ЛЕБЕДКИ

Изобретение относится к области машиностроения, в частности к оборудованию для бурения нефтяных и газовых скважин, а именно к тормозам буровых лебедок. Тормоз содержит автономные с независимым пневмоуправлением разъемные части, каждая из которых включает резинокордные баллоны с тормозными колодками, облицованными фрикционными накладками, закрепленные на ободе и стопорный подпружиненный палец, установленный на раме. Разъемные части попарно соединены коромыслами (рычагами), между которыми установлена пружина. Коромысла шарнирно закреплены на ободе и расположены между резинокордным баллоном и тормозными колодками. Достигается улучшение технических характеристик тормоза буровой лебедки и увеличение срока его службы за счет ускорения процесса расцепления фрикционных накладок от тормозного шкива при спуске бурильного инструмента в скважину. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 385 283 C1

Тормоз буровой лебедки, включающий автономные с независимым пневмоуправлением разъемные части, каждая из которых включает резинокордные баллоны с тормозными колодками, облицованными фрикционными накладками, закрепленные на ободе, и стопорный подпружиненный палец, установленный на раме, отличающийся тем, что разъемные части попарно соединены коромыслами (рычагами), между которыми установлена пружина, причем коромысла шарнирно закреплены на ободе и расположены между резинокордным баллоном и тормозными колодками.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2010 года RU2385283C1

ТОРМОЗ БУРОВОЙ ЛЕБЕДКИ 2002
  • Изосимов А.М.
  • Папировский В.Л.
RU2244674C2
ДВУХСТУПЕНЧАТЫЙ БАРАБАННЫЙ КАМЕРНЫЙ ТОРМОЗ 2003
  • Вольченко Александр Иванович
  • Дячук Владимир Владимирович
  • Вольченко Н.А.
  • Камышанов Валерий Владимирович
  • Вольченко Дмитрий Александрович
RU2239737C1
US 5909788 А, 08.06.1999
ЛЕНТОЧНО-КОЛОДОЧНЫЙ ТОРМОЗ С РАДИАЛЬНО ПОДВИЖНЫМИ НАКЛАДКАМИ В ШКИВЕ 2004
  • Вольченко Дмитрий Александрович
RU2294891C2
Устройство для генерации капель красящей жидкости 1987
  • Воронов Геннадий Сергеевич
SU1450140A1
КОНЦЕНТРАТЫ ДОБАВОК ДЛЯ БАКОВОЙ СМЕСИ, СОДЕРЖАЩИЕ ТРИГЛИЦЕРИДНЫЕ ЭФИРЫ ЖИРНЫХ КИСЛОТ, И СПОСОБЫ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ 2013
  • Шао Хой
  • Танк Хольгер
RU2630198C2

RU 2 385 283 C1

Авторы

Жулаев Валерий Петрович

Ихсанов Девиз Файзрахманович

Горшунова Лидия Петровна

Даты

2010-03-27Публикация

2008-09-29Подача