ГАЗОТУРБОВОЗ Российский патент 2010 года по МПК B61C5/00 

Описание патента на изобретение RU2387556C2

Изобретение относится к железнодорожному транспорту, конкретно к силовым установкам локомотива, выполненным на базе газотурбинного двигателя (турбопоезда или газотурбовоза), который в качестве топлива использует сжиженный природный газ - СПГ. Сжиженный природный газ примерно в 2 раза дешевле, чем керосин или дизельное топливо, поэтому его применение в железнодорожном транспорте перспективно.

Работы по созданию газотурбовоза проведены в СССР и за рубежом. В Западной Европе наиболее интенсивные работы по газотурбовозам впервые были развернуты во Франции и привели к созданию газотурбовоза.

Известна силовая установка по патенту РФ на изобретение №2137617, эта установка имеет жидкостную систему охлаждения и вентилятор для создания потока охлаждающего воздуха.

Известна силовая установка по патенту РФ №2189477, которая содержит газотурбинный двигатель - ГТД, газовый тракт, соединяющий этот газотурбинный двигатель со свободной турбиной, и нагрузку в виде электрогенератора, вал которого подсоединен к валу свободной турбины через муфту.

Недостатком этой силовой установки является то, что она имеет низкий КПД около 20%, что почти в 2 раза меньше, чем у современных дизельных установок.

Известна силовая установка газотурбовоза по патенту РФ №2272916, которая содержит газотурбинный двигатель с турбиной и свободную турбину, за которой установлен регенеративный теплообменник, выход из которого соединен с газотурбинным двигателем, конкретно - с системой охлаждения турбины.

Недостатками этого двигателя являются низкий КПД силовой установки из-за того, что подача пара на вход в турбину резко уменьшает температуру продуктов сгорания, проходящих через нее, и тем самым снижает КПД турбины и силовой установки в целом. Если же компенсировать снижение температуры газа перед турбиной увеличением расхода топлива, это приведет к дефектам в виде прогара сопловых и рабочих лопаток турбины. Кроме того, длительное пропускание большого расхода воды через систему охлаждения турбины приводит к отложению накипи в системе охлаждения турбины и ухудшению охлаждения. Применение дистиллированной воды невозможно по техническим и экономическим соображениям. Кроме того, регенеративный теплообменник имеет недостаточную поверхность теплообмена, для того, чтобы полностью утилизировать тепло выхлопных газов.

Известен газотурбовоз по патенту РФ на изобретение №2314220, прототип, содержащий вспомогательный дизель и газатурбинный двигатель.

Недостаток: ограниченная скорость движения газотурбовоза, обычно М=0,5, т.е. в два раза меньше скорости звука. Достижение более высоких скоростей газатурбовоза невозможно, т.к. максимальная тяга современных газотурбинных двигателей, применяемых в авиации, не превышает 20 т.

Задача создания изобретения: повышение скорости движения газотурбовоза.

Решение указанной задачи достигнуто в газотурбовозе, содержащем корпус, имеющий крышу и боковые стенки, основную силовую установку в виде двух газотурбинных двигателей, а также вспомогательный дизель, соединенные кинематически, при этом применено два ракетных двигателя, установленных в мотогондолах, прикрепленных к боковым стенкам корпуса газотурбовоза, на крыше корпуса установлен, по меньшей мере, один аэродинамический стабилизатор.

Предложенное техническое решение обладает новизной, изобретательским уровнем и промышленной применимостью, что подтверждается проведенными патентными исследованиями. Для реализации изобретения достаточно применения известных узлов и деталей, ранее разработанных и реализованных в конструкции газотурбинных двигателей и в машиностроении.

Сущность изобретения поясняется на фиг.1…4, где:

на фиг.1 приведена схема газотурбовоза,

на фиг.2 - вид А-А,

на фиг.3 - вид сбоку.

на фиг.4 - схема основной силовой установки газотурбовоза.

Газотурбовоз 1 содержит корпус 2, состоящий из боковых стенок 3 и крыши 4.

Корпус 2 установлен на платформе 5. Внутри корпуса 2 установлен вспомогательный дизель 6. К боковым стенкам 3 корпуса 2 прикреплены две мотогондолы 7, в которых установлены ракетные двигатели 8. Каждый ракетный двигатель 8 содержит камеру сгорания 9 и турбонасосный агрегат 10. На крыше 4 газотурбовоза 1 установлен, по меньшей мере, один аэродинамический стабилизатор 11. Вспомогательный дизель 6 соединен через управляемую муфту 12 соединительным валом 13 с раздаточной коробкой 14. Из раздаточной коробки 14 выходит силовой вал 15, другой конец которого соединен с электрогенератором 16, который кабелем 17 соединен с тяговым приводом (приводами) 18, которые соединены с колесными парами 19. Колесные пары 19 установлены на рельсах 20. Внутри корпуса 2 установлен блок управления 21, к которому подключены электрические связи 22.

Ракетный двигатель 8 (фиг.3) содержит камеру сгорания 9 и турбонасосный агрегат 10. Турбонасосный агрегат 10, в свою очередь, содержит установленные на валу ТНА 23 крыльчатку насоса окислителя 24, крыльчатку насоса горючего 25, пусковую турбину 26, дополнительный насос горючего 27, с валом дополнительного насоса горючего 28, соединенным мультипликатором 29, размещенным в корпусе 30, с валом ТНА 23, основную турбину 31, выполненную в верхней части турбонасосного агрегата 22. Газогенератор 32 установлен над основной турбиной 31 соосно с турбонасосным агрегатом 22. Камера сгорания 21 содержит сопло 33, выполненное из двух оболочек и зазором «А» между ними, и головку камеры сгорания 34, внутри которой выполнены наружная плита 35 и внутренняя плита 36 с полостью «Б» между ними. Внутри головки камеры сгорания 34 установлены форсунки окислителя 37 и форсунки горючего 38. Форсунки окислителя 37 сообщают полость «В» с внутренней полостью камеры сгорания «Д», а форсунки горючего 38 сообщают полость «Б» с внутренней полостью камеры сгорания «Д». На наружной поверхности камеры сгорания 21 установлен коллектор горючего 39, от которого отходят топливопроводы 40 к нижней части сопла 33. К коллектору горючего 39 подключен выход из клапана горючего 40, вход которого трубопроводом горючего 41 соединен с выходом из крыльчатки насоса горючего 25. Выход из дополнительного насоса горючего 27 соединен топливопроводом высокого давления 42 через регулятор расхода 43, имеющий привод 44 и клапан высокого давления 45 с газогенератором 32, конкретно - с полостью «Е». Выход из крыльчатки насоса окислителя 24 трубопроводом окислителя 46 через клапан 47 тоже соединен с генератором 32, конкретно с его полостью «Ж». На головке 35 камеры сгорания 21 установлены запальные устройства 48, а на газогенераторе 31 - запальные устройства 49.

К пусковой турбине 26 подстыкован трубопровод высокого давления 50 с пусковым клапаном 51, предназначенным для запуска пусковой турбины 26.

К блоку управления 21 электрическими связями 22 подключены электрозапальные устройства 48 и 49, клапан горючего 40, клапан окислителя 47, привод регулятора расхода 44, клапан высокого давления 45, пусковой клапан 51.

К коллектору горючего 39 подключен продувочный трубопровод 52 с клапаном продувки 53. На камере сгорания выполнены цапфы 54 для ее качания в одной плоскости. Привод осуществляется при помощи гидроцилиндра 55, соединенного с блоком управления 21.

Ориентировочные характеристики газотурбовоза:

Скорость движение, макс. М=0,9 Вес локомотива, т 120 Тяга ракетных двигателей, т 2х 50 Время набора скорости М=0,9, сек 1000

Компоненты ракетного топлива для стартового ЖРД

Окислитель: кислород Горючее: СПГ

При запуске ракетных двигателей 8 с блока управления 21 по электрическим связям 22 подаются сигналы на пусковой клапан 51. Воздух высокого давления с наземной системы по трубопроводу высокого давления 50 подается на пусковую турбину 26 и раскручивает ротор ТНА 22. Давление окислителя и горючего на выходе из крыльчаток насосов окислителя 22 и горючего 23 возрастает. Подается сигнал на открытие клапанов 40, 45 и 47. Окислитель и горючее (СПГ) поступают в камеру сгорания 21 и газогенератор 32. Подается сигнал на запальные устройства 48 и 49, топливная смесь в камере сгорания 21 и в газогенераторе 32 воспламеняется. Ракетный двигатель 8 запустился. Регулятором расхода 43 при помощи привода 44 осуществляют регулирование режима его работы.

При выключении ракетного двигателя 8 с блока управления 21 подается сигнал на клапаны 40, 45 и 47, которые закрываются. Потом подается сигнал на открытие продувочного клапана 53 и инертный газ по продувочному трубопроводу 52 поступает в топливный коллектор 39 и далее в полость «А» для удаления остатков горючего.

Применение изобретения позволило:

1. Повысить скорость передвижения газотурбовоза за счет большой реактивной тяги ракетных двигателей.

2. Обеспечить управление движением состава за счет рассогласования тяги двух ракетных двигателей.

Похожие патенты RU2387556C2

название год авторы номер документа
АГРЕГАТ ПОДАЧИ ГОРЮЧЕВА В ДВС 2008
  • Болотин Николай Борисович
RU2362899C1
ГИПЕРЗВУКОВОЙ САМОЛЕТ И РАКЕТНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА САМОЛЕТА 2008
  • Болотин Николай Борисович
RU2378158C1
ГИПЕРЗВУКОВОЙ САМОЛЕТ С БОЕВЫМ ЛАЗЕРОМ АВИАЦИОННОГО БАЗИРОВАНИЯ 2008
  • Болотин Николай Борисович
RU2384473C2
ВОЕННО-КОСМИЧЕСКИЙ САМОЛЕТ С БОЕВЫМ ЛАЗЕРОМ АВИАЦИОННОГО БАЗИРОВАНИЯ 2008
  • Болотин Николай Борисович
RU2366593C1
ГИПЕРЗВУКОВОЙ САМОЛЕТ И БОЕВОЙ ЛАЗЕР АВИАЦИОННОГО БАЗИРОВАНИЯ 2008
  • Болотин Николай Борисович
RU2380282C1
ГИПЕРЗВУКОВОЙ САМОЛЕТ И РАКЕТНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ УСТАНОВКА САМОЛЕТА 2008
  • Болотин Николай Борисович
RU2368540C1
СИСТЕМА ТУРБОНАСОСНОЙ ПОДАЧИ ТРЕХКОМПОНЕНТНОГО ТОПЛИВА РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2008
  • Болотин Николай Борисович
RU2384724C1
ТУРБОНАСОСНЫЙ АГРЕГАТ ТРЕХКОМПОНЕНТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2008
  • Болотин Николай Борисович
RU2383766C1
МНОГОСТУПЕНЧАТАЯ РАКЕТА-НОСИТЕЛЬ С АТОМНЫМИ РАКЕТНЫМИ ДВИГАТЕЛЯМИ 2008
  • Болотин Николай Борисович
RU2381152C1
ТУРБОНАСОСНЫЙ АГРЕГАТ ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2006
  • Болотин Николай Борисович
RU2302548C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 387 556 C2

Реферат патента 2010 года ГАЗОТУРБОВОЗ

Изобретение относится к локомотивам с силовой установкой, работающей на сжиженном природном газе. Газотурбовоз содержит корпус, имеющий крышу и боковые стенки, основную силовую установку в виде двух газотурбинных двигателей, а также вспомогательный дизель, соединенные кинематически. При этом применено два ракетных двигателя, установленных в мотогондолах, прикрепленных к боковым стенкам корпуса газотурбовоза, на крыше корпуса установлен, по меньшей мере, один аэродинамический стабилизатор. В ракетном двигателе газотурбовоза, содержащем камеру сгорания с турбонасосным агрегатом, выход насосов окислителя и горючего соединен с газогенератором, установленным соосно с турбиной. Турбонасосный агрегат содержит дополнительный насос горючего и пусковую турбину, соединенную с источником сжатого воздуха. Технический результат заключается в повышении скорости движения и повышении КПД силовой установки. 4 ил.

Формула изобретения RU 2 387 556 C2

Газотурбовоз, содержащий корпус, имеющий крышу и боковые стенки, основную силовую установку в виде двух газотурбинных двигателей, а также вспомогательный дизель, соединенные кинематически, отличающийся тем, что применено два ракетных двигателя, установленных в мотогондолах, прикрепленных к боковым стенкам корпуса газотурбовоза, на крыше корпуса установлен, по меньшей мере, один аэродинамический стабилизатор.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2010 года RU2387556C2

РЕАКТИВНЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ЛОКОМОТИВ 2003
  • Фишбейн Б.Д.
RU2251505C1
КОМБИНИРОВАННЫЙ ГАЗОТУРБИННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 1992
  • Бакулев В.И.
  • Козляков В.В.
RU2038504C1
US 4233908, 18.11.1980.

RU 2 387 556 C2

Авторы

Болотин Николай Борисович

Даты

2010-04-27Публикация

2008-04-18Подача