ВЕТРОДВИГАТЕЛЬ С ВЕТРОКОЛЕСОМ КРЫЛЬЧАТОГО ТИПА Российский патент 2010 года по МПК F03D1/04 

Описание патента на изобретение RU2387870C2

Известны ветродвигатели, имеющие крыльчатые ветроколеса, ось которых расположена горизонтально, а ветроколесо вращается в вертикальной плоскости, причем с помощью дополнительных устройств ветроколесо во все время своей работы обращено навстречу ветру [См. Я.И.Шефтер. Использование энергии ветра. М.:Энергия, 1975 г. Стр.59-128]. Вследствие давления ветра на крылья ветроколесу придается вращательное движение, которое в дальнейшем преобразуется в другие виды механической энергии, а также в тепловую или электрическую энергии.

Недостатками известных устройств с крыльчатыми ветроколесами и с горизонтально расположенными осями являются следующие:

- консольное положение крыльев ветроколеса, вызывающее необходимость изготавливать их многократно более прочными, в том числе способными противостоять шквальным и ураганным ветрам, а следовательно, и многократно более тяжелыми, чем это необходимо для их работы в расчетном режиме;

- необходимость устанавливать ось вращения ветроколеса на значительной высоте от поверхности земли, тем большей, чем выше мощность ветроколеса, которая пропорциональна квадрату его диаметра, что ведет к соответствующему росту опрокидывающего момента, приложенного к стойке или башне, на вершине которых размещаются ветроколесо и органы управления им, причем опять-таки стойки или башни должны выдерживать ураганные и шквальные ветры;

- сравнительно ограниченный диапазон скоростей ветра, при которых может работать ветродвигатель: преимущественно не менее 3 м/с и не более 40 м/с. При скорости ветра 3 м/с и менее ветроколесо просто не может начать вращаться, при скорости, большей максимально допустимой, оно автоматически или с помощью приводимого в действие вручную механизма останавливается во избежание поломки;

- невозможность или нецелесообразность постройки ветродвигателей большой единичной мощности (например, 1000 кВт и более с ветроколесом диаметром 40 м и более);

- необходимость применения сложной системы регулирования скорости вращения ветроколеса, углов поворота крыльев и т.д.

Предлагаемое изобретением устройство имеет следующие отличия от известных:

- ось ветроколеса расположена вертикально;

- наружные концы его крыльев жестко связаны между собой и закреплены каждый в опорной точке, размещаемой в кольцевой опоре, не дающей крыльям ветроколеса перемещаться вверх или вниз от своего нейтрального положения;

- при необходимости, крылья ветроколеса могут иметь одну или более промежуточных (по их длине) жестких связей между соответствующими опорными и необходимое количество кольцевых опор;

- подвод потока воздуха к ветроколесу производится с помощью конфузора и направляющего аппарата и регулируется с помощью жалюзи, установленных в сечении направляющего аппарата, имеющих возможность, при необходимости, перекрывать в той или иной степени проходное сечение этого аппарата;

- ветродвигатель совместно с конфузором и направляющим аппаратом имеет возможность поворачиваться вокруг вертикальной оси, необязательно совпадающей с осью ветроколеса, чтобы конфузор своим входным раструбом был максимально обращен навстречу ветру;

- ветродвигатель имеет опорные колеса, катающиеся по дорожке в форме дуги окружности с центром, расположенным на оси вращения ветродвигателя. Предлагаемое изобретением устройство устраняет отмеченные выше недостатки известных ветродвигателей с крыльчатыми ветроколесами с горизонтально расположенными осями полностью или в значительной степени:

- устранено консольное положение крыльев ветроколеса, поскольку введено опирание их концов, а при необходимости и промежуточных участков на подвижные опорные точки;

- ветродвигатель в высоту стал меньше, по крайней мере, на половину диаметра ветроколеса, даже если предположить, что ось ветроколеса осталась на той же высоте, что и у колес с горизонтальной осью, а она может располагаться и значительно ниже;

- сила, с которой воздушный поток действует на ветроколесо, направлена не горизонтально, а вертикально, т.е. создает не изгибающий момент, а растягивающую силу, приложенную к опорам и несущим стойкам ветродвигателя, чему материал конструкций сопротивляется во много раз эффективнее;

- расширен диапазон скоростей ветра, при которых ветродвигатель может работать, ввиду более благоприятного с точки зрения прочности способа опирания крыльев ветроколеса, а также благодаря концентрирующему воздушный поток конфузору, что позволяет использовать скорости ветра, например, до 0,5 м/с, а благодаря возможности уменьшать в необходимой степени проходное сечение направляющего аппарата с помощью жалюзи ветроколесо может работать в максимально допустимом режиме при любых скоростях ветра, в том числе и ураганных;

- становится возможным повышение единичной мощности ветродвигателя, например, до 50000 кВт при диаметре ветроколеса до 300 м и соответствующем расположении опорных точек на концах и на промежуточных участках крыльев ветроколеса;

- крылья ветроколеса при изготовлении последнего устанавливаются под наиболее выгодным углом поворота в поперечных сечениях, а вся регулировка скорости и живого сечения воздушного потока производится с помощью жалюзи, что много проще.

Схематически устройство ветродвигателя, предлагаемого изобретением, представлено на Фиг.1 и Фиг.2.

На Фиг.1 изображен вид сбоку ветродвигателя. Здесь:

1 - ветроколесо с вертикальной осью вращения, концевыми и промежуточными опорными точками его крыльев; 2 - кольцевая опора концов крыльев ветроколеса; 3 - промежуточные кольцевые опоры крыльев ветроколеса (изображена только одна); 4 - направляющий аппарат; 5 - жалюзи; 6 - конфузор; 7 - опорные колеса ветродвигателя; 8 - дорожка катания колес; 9 - ось вращения ветродвигателя.

На Фиг.2 изображен вид сверху ветродвигателя.

Здесь: 10 - жесткая связь между концевыми опорными точками крыльев; 11 - жесткая связь между промежуточными опорными точками крыльев. Остальные цифровые обозначения не приведены ввиду легко устанавливаемого соответствия между отдельными элементами ветродвигателя на обеих фигурах.

Стрелками показано направление ветра и потока воздуха в ветродвигателе.

Похожие патенты RU2387870C2

название год авторы номер документа
ВЕТРОДВИГАТЕЛЬ КАРУСЕЛЬНОГО ТИПА 2009
  • Головёнкин Евгений Николаевич
  • Холодков Игорь Вениаминович
  • Халиманович Владимир Иванович
  • Кесельман Геннадий Давыдович
RU2432493C2
ВЕТРОВАЯ ТЕПЛОЭЛЕКТРОСТАНЦИЯ 2016
  • Холодков Игорь Вениаминович
RU2646171C2
ВЕТРОУСТАНОВКА 1996
  • Штубов К.Н.
  • Ольшевская В.Т.
RU2099590C1
ВЕТРОЭЛЕКТРИЧЕСКИЙ БЫСТРОХОДНЫЙ АГРЕГАТ 1991
  • Максимов Виталий Сергеевич
RU2032832C1
ВЕТРОЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА МАЛОЙ МОЩНОСТИ КРЫЛЬЧАТОГО ТИПА 2001
  • Федичев Александр Захарович
  • Шумахер Юрий Викторович
  • Луцишин Александр Иванович
  • Михайличенко Олег Петрович
RU2235900C2
ВЕТРОДВИГАТЕЛЬ 2005
  • Лисняк Станислав Афанасьевич
  • Вялых Сергей Васильевич
RU2283968C1
Безопасная ветроустановка 2021
  • Ясаков Николай Васильевич
RU2767434C1
ВЕТРОТЕПЛОВОЙ ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ-НАКОПИТЕЛЬ 2015
  • Ясаков Николай Васильевич
RU2623637C2
КВАЗИБЕССТЫКОВАЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ КОЛЕЯ МАГИСТРАЛЬНЫХ УЧАСТКОВ 2008
  • Холодков Игорь Вениаминович
RU2454339C2
ВЕТРОМЕХАНИЧЕСКИЙ АГРЕГАТ 2008
  • Лапшин Игорь Геннадиевич
RU2386856C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 387 870 C2

Реферат патента 2010 года ВЕТРОДВИГАТЕЛЬ С ВЕТРОКОЛЕСОМ КРЫЛЬЧАТОГО ТИПА

Изобретение относится к области энергетики и может быть использовано для преобразования энергии ветра в другие виды энергии. Ветродвигатель содержит ветроколесо крыльчатого типа, ось которого расположена вертикально. Наружные концы его крыльев жестко связаны между собой и закреплены каждый в опорной точке, размещаемой в кольцевой опоре, не дающей крыльям ветроколеса перемещаться вверх или вниз. Крылья ветроколеса по длине могут иметь одну или более промежуточных жестких связей и связанных с ними опорных точек. Поток воздуха подводится к ветроколесу с помощью конфузора и направляющего аппарата и регулируется с помощью жалюзи, установленных в сечении этого аппарата. Ветродвигатель выполнен с возможностью поворота вокруг вертикальной оси таким образом, чтобы конфузор своим входным раструбом был максимально обращен навстречу ветру, при этом конфузор одновременно опирается на колеса, катающиеся по дорожке в форме дуги окружности с центром, расположенным на оси вращения ветродвигателя. Изобретение обеспечивает работоспособность устройства в широком диапазоне скоростей ветра, а также возможность повышения мощности ветродвигателя путем увеличения диаметра ветроколеса. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 387 870 C2

Ветродвигатель с ветроколесом крыльчатого типа, отличающийся тем, что ось ветроколеса расположена вертикально, наружные концы его крыльев жестко связаны между собой и закреплены каждый в опорной точке, размещаемой в кольцевой опоре, не дающей крыльям ветроколеса перемещаться вверх или вниз от своего нейтрального положения, причем, при необходимости, крылья ветроколеса могут иметь одну или более промежуточных по их длине жестких связей между соответствующими опорными точками и необходимое количество кольцевых опор, а подвод потока воздуха к ветроколесу производится с помощью конфузора и направляющего аппарата и регулируется с помощью жалюзи, установленных в сечении направляющего аппарата, имеющих возможность, при необходимости, перекрывать в той или иной степени проходное сечение этого аппарата, при этом сам ветродвигатель совместно с конфузором и направляющим аппаратом имеет возможность поворачиваться вокруг вертикальной оси, необязательно совпадающей с осью ветроколеса, таким образом, чтобы конфузор своим входным раструбом был максимально обращен навстречу ветру, одновременно опираясь на колеса, катающиеся по дорожке в форме дуги окружности с центром, расположенным на оси вращения ветродвигателя.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2010 года RU2387870C2

ВЕТРОАГРЕГАТ 2000
  • Бальзанников М.И.
  • Евдокимов С.В.
  • Галицкова Ю.М.
RU2167336C1
Приемная труба для вертикальных ветряных двигателей 1935
  • Муратов Я.Ф.
SU47622A1
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ УСТАНОВКА 2004
  • Милосердов Виктор Петрович
  • Милосердов Игорь Викторович
RU2269673C2
US 6246126 B1, (GERMAINE VAN DER VEKEN), 12.06.2001.

RU 2 387 870 C2

Авторы

Холодков Игорь Вениаминович

Даты

2010-04-27Публикация

2008-03-17Подача