СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЗАТОРОШЕННОГО ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА Российский патент 2010 года по МПК B63B35/08 

Описание патента на изобретение RU2389635C2

Изобретение относится к судостроению, в частности к способам разрушения ледяного покрова.

Известен способ разрушения ледяного покрова, заключающийся в воздействии на ледяной покров гравитационными волнами от идущего вдоль кромки ледяного покрова судна, которое дополнительно подвергают искусственной качке (RU 2081025 С1, 10.06.97).

Недостатком решения является невозможность его осуществления в узкостях и на мелководье, т.е. на таких участках рек, где наиболее высока вероятность возникновения заторов. В узких местах судно не способно двигаться вдоль кромки затора, как правило, ориентированной перпендикулярно береговой линии, в течение определенного времени, достаточного для возбуждения гравитационных волн максимальной амплитуды. Ограниченность глубины также часто делает невозможным использование для осуществления способа ледоколов. Кроме того, подвижка масс льда после разрушения затора может привести к повреждениям корпуса судна или его выбросу на мель или берег.

Сущность изобретения заключается в повышении эффективности разрушения заторошенного ледяного покрова на данном участке реки.

Технический результат, получаемый при осуществлении изобретения, состоит в предотвращении разрушительных наводнений в районе затора.

Существенные признаки, характеризующие изобретение.

Ограничительные: способ разрушения ледяного покрова, заключающийся в воздействии на него гравитационными волнами от идущего вдоль кромки ледяного покрова судна.

Отличительные: судно перемещают по круговой траектории вблизи кромки льда со скоростью, соответствующей максимальному волновому сопротивлению, и периодом, равным критическому периоду изгибно-гравитационных волн в ледяном покрове, а способ осуществляют с помощью амфибийного судна на воздушной подушке.

Общеизвестно, что при весеннем ледоходе в узкостях, на крутых поворотах руслов рек и перед гидротехническими сооружениями вероятность заторообразований довольно высока, при этом за нижней по течению реки кромкой затора, как правило, образуются чистые ото льда участки воды. Это позволяет использовать предлагаемый способ.

Также известно (1. Костюков А.А. Сопротивление воды движению судов. Л.: Судостроение. - 1965. - 448 с), что на мелководье критическая скорость vK, т.е. скорость судна, при которой волновое сопротивление достигает максимального значения, равна (где: g - ускорение силы тяжести, Н - глубина воды). Этому же значению равна и критическая скорость CP при распространении свободных игибно-гравитационных волн (ИГВ) в ледяном покрове на мелководье (2. Хейсин Д.Е. Динамика ледяного покрова. Л.: Гидрометеоиздат. 1967. - 216 с). В работе [2] на стр.57 также отмечается, что если критические периоды ИГВ близки к периоду гравитационных волн на чистой воде, то это приводит к эффективному (резонансному) раскачиванию ледяного покрова и взлому припайных льдов.

Изобретение осуществляется следующим образом. В район возникшего затора к его свободной кромке доставляют амфибийное судно на воздушной подушке (СВП). Поскольку движение судна по заторошенному льду небезопасно в силу высокой вероятности повреждения юбки, СВП в непосредственной близости от кромки заторошенного ледяного покрова на чистой воде начинают перемещать по круговой траектории с критической скоростью

(где D - цилиндрическая жесткость ледяного покрова; ρл - плотность льда; h - толщина ледяного покрова). Это приведет к равенству частот гравитационных волн, возбуждаемых с максимальной амплитудой, критической частоте ИГВ, т.к. их скорости распространения одинаковы. Как известно, совпадение частоты вынужденных колебаний, т.е. частот гравитационных волн, с собственными, т.е. критических частот ИГВ, приводит к резонансу. В нашем случае - к резонансному раскачиванию заторошенного ледяного покрова, и как следствие, увеличению эффективности его разрушения.

Для обеспечения равенства указанных периодов диаметр круговой траектории (циркуляции) Ф определяют по зависимостям:

Поскольку

Такое движение СВП продолжают (повторяют) до тех пор, пока амплитуда возбуждаемых ИГВ не достигнет максимальных значений и кромка заторошенного ледяного покрова не начнет разрушаться.

Осуществление данного способа позволит достичь заявленный результат.

Похожие патенты RU2389635C2

название год авторы номер документа
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНЫХ ЗАТОРОВ НА РЕКАХ 2004
  • Козин В.М.
  • Горкунов Э.С.
  • Колмогоров В.Л.
  • Козин М.В.
RU2261817C1
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ЗАТОРА НА РЕКАХ 2004
  • Козин В.М.
  • Горкунов Э.С.
  • Колмогоров В.Л.
RU2255176C1
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА НА МЕЛКОВОДЬЕ 2010
  • Козин Виктор Михайлович
  • Погорелова Александра Владимировна
  • Верещагин Владислав Юрьевич
  • Земляк Виталий Леонидович
  • Рогожникова Елена Григорьевна
RU2457975C1
СПОСОБ ПОДДЕРЖАНИЯ СКОРОСТИ СУДНА НА ВОЗДУШНОЙ ПОДУШКЕ ДЛЯ РЕЗОНАНСНОГО РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДОВОГО ПОКРОВА 1988
  • Берданосов В.Д.
  • Козин В.М.
  • Новолодский И.Д.
RU2111888C1
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА НА МЕЛКОВОДЬЕ 2019
  • Козин Виктор Михайлович
  • Земляк Виталий Леонидович
  • Радионов Сергей Владимирович
  • Назарова Вероника Павловна
RU2725458C1
Способ разрушения ледяного покрова 2021
  • Лебедев Артём Алексеевич
  • Козин Виктор Михайлович
RU2769019C1
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА НА МЕЛКОВОДЬЕ 2019
  • Козин Виктор Михайлович
  • Земляк Виталий Леонидович
  • Васильев Алексей Сергеевич
  • Радионов Сергей Владимирович
RU2709979C1
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА НА МЕЛКОВОДЬЕ 2019
  • Козин Виктор Михайлович
  • Земляк Виталий Леонидович
  • Радионов Сергей Владимирович
  • Назарова Вероника Павловна
RU2725570C1
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ЗАТОРА НА РЕКАХ 2004
  • Козин В.М.
  • Горкунов Э.С.
  • Колмогоров В.Л.
  • Козин М.В.
RU2258629C1
СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 2002
  • Козин В.М.
RU2229409C2

Реферат патента 2010 года СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЗАТОРОШЕННОГО ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА

Изобретение относится к водному транспорту и касается технологии разрушения ледяного покрова. Способ разрушения заторошенного ледяного покрова заключается в воздействии на него гравитационными волнами от идущего вдоль кромки ледяного покрова судна. Судно перемещают по круговой траектории вблизи кромки льда со скоростью, соответствующей максимальному волновому сопротивлению, и периодом, равным критическому периоду изгибно-гравитационных волн в ледяном покрове. Такой способ может быть осуществлен с помощью амфибийного судна на воздушной подушке. Изобретение позволяет предотвращать наводнения, возникающие при заторообразованиях на реках.

Формула изобретения RU 2 389 635 C2

1. Способ разрушения заторошенного ледяного покрова, заключающийся в воздействии на него гравитационными волнами от идущего вдоль кромки ледяного покрова судна, отличающийся тем, что судно перемещают по круговой траектории вблизи кромки льда со скоростью, соответствующей максимальному волновому сопротивлению, и периодом, равным критическому периоду изгибно-гравитационных волн в ледяном покрове.

2. Способ по п.1, отличающийся тем, что его осуществляют с помощью амфибийного судна на воздушной подушке.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2010 года RU2389635C2

СПОСОБ РАЗРУШЕНИЯ ЛЕДЯНОГО ПОКРОВА 1994
  • Бурменский А.Д.
  • Козин В.М.
RU2081025C1
SU 1605471 A1, 10.03.1996.

RU 2 389 635 C2

Авторы

Козин Виктор Михайлович

Погорелова Александра Владимировна

Верещагин Владислав Юрьевич

Чижиумов Сергей Деомидович

Савунов Максим Александрович

Козин Михаил Викторович

Земляк Виталий Леонидович

Шлыкова Ульяна Алексеевна

Видякин Алексей Вячеславович

Колошенко Юлия Борисовна

Даты

2010-05-20Публикация

2008-04-23Подача