КОЛЬЦЕВАЯ КАМЕРА ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ Российский патент 2010 года по МПК F02K9/64 

Описание патента на изобретение RU2391537C1

Изобретение относится к области ракетного двигателестроения и может быть использовано при создании безгенераторных жидкостных ракетных двигателей, работающих на криогенных компонентах, например кислороде и водороде.

В настоящее время одной из основных проблем при создании жидкостных ракетных двигателей является получение высокого значения удельного импульса тяги при уменьшении габаритных размеров камеры, в частности сопла. Одним из путей, позволяющих обеспечить достаточно высокое значение удельного импульса тяги при уменьшении габаритных размеров камеры, является использование вместо обычных круглых сопел Лаваля кольцевых сопел. Отличие между соплом Лаваля и кольцевым состоит в том, что кольцевое сопло имеет форму критического сечения не круглую, а кольцевую. Кольцевые сопла позволяют увеличить площадь выходного сечения сопла и разместить часть агрегатов в центральной части, что приводит к уменьшению линейных размеров двигателя.

Известна принципиальная схема кольцевой камеры жидкостного ракетного двигателя, реализующая данный принцип (А.П.Васильев и др. "Основы теории и расчета жидкостных ракетных двигателей", Москва, "Высшая школа", 1967 г., рис.X.186).

Известен жидкостный ракетный двигатель, содержащий кольцевую камеру со смесительной головкой, тарельчатым соплом внешнего расширения, профилированным центральным телом и кольцевым критическим сечением, агрегаты управления и агрегаты питания, включающие турбонасосный агрегат с турбиной, расположенные в полости профилированного центрального тела (М.В.Добровольский и др. "Жидкостные ракетные двигатели. Основы проектирования", Москва, "Высшая школа", 1968 г., рис.2.32, стр.59 - прототип).

Указанный двигатель работает следующим образом. Компоненты топлива подаются в смесительную головку, воспламеняются и истекают через кольцевое критическое сечение. В тарельчатом сопле внешнего расширения продукты сгорания расширяются, причем внешняя граница расширения определяется атмосферным давлением, а внутренняя - контуром профилированного центрального тела. Продукты сгорания со сверхзвуковой скоростью поступают к срезу тарельчатого сопла. Для подачи компонентов топлива в смесительную головку используется турбонасосный агрегат, турбина которого приводится во вращение струей газов, истекающих из газогенератора.

В указанном тракте охлаждения охладитель подается между ребрами, выполненными на тыльной стороне оболочки. Рабочая поверхность, обращенная к источнику тепла, в данном случае, взаимодействующая с продуктами сгорания, выполнена гладкой цилиндрической. Продукты сгорания, контактируя с рабочей поверхностью, отдают ей тепло. За счет теплопроводности металла тепло от оболочки передается на ребра тракта охлаждения, которые омываются охладителем. Охладитель, проходя через каналы охлаждения, контактирует с поверхностями ребер и тыльной стороной оболочки и при этом, нагреваясь сам, охлаждает ребра и внутреннюю рабочую поверхность внутренней оболочки.

При такой конструкции тракта охлаждения необходимо подобрать оптимальную толщину рабочей огневой стенки, ребер и площадь поверхности теплообмена. С одной стороны, с утонением огневой рабочей стенки улучшаются условия теплообмена, с другой - толщина стенки ограничена условиями прочности и изготовления. Увеличение количества ребер ведет к улучшению условий теплопередачи, но, в то же, приводит к загромождению тракта, что увеличивает гидравлическое сопротивление тракта охлаждения и ведет к увеличению мощности насоса для подачи охладителя в тракт охлаждения.

При использовании данного тракта охлаждения в теплонапряженных конструкциях не обеспечивается достаточно эффективный съем тепла и охлаждение стенок конструкции, что приводит к снижению показателей эффективности работы.

Задачей изобретения является устранение указанных недостатков и создание тракта охлаждения, конструкция которого позволит улучшить условия теплообмена между продуктами сгорания и охладителем.

Основными недостатками данной двигателя являются значительные диаметральные размеры и сложность пневмогидравлической схемы, связанные с тем, что для подачи компонентов топлива в смесительную головку используется турбонасосный агрегат, турбина которого приводится во вращение струей газов, истекающих из газогенератора. Использование газогенератора приводит к необходимости организации трубопроводов подвода компонентов топлива в газогенератор, использованию специальной ступени в турбонасосном агрегате или специальных насосов для подачи компонентов топлива с повышенным давлением в смесительную головку газогенератора, что в конечном итоге приводит к увеличению массы и ухудшению массово-габаритных характеристик двигателя.

Задачей изобретения является устранение указанных недостатков и создание жидкостного ракетного двигателя, конструкция которого позволяет обеспечить достаточно высокое значение удельного импульса тяги, упростить пневмогидравлическую схему и реализовать значительно большее давление в камере при минимальных габаритных размерах.

Поставленная задача достигается тем, что в предложенной кольцевой камере жидкостного ракетного двигателя, содержащей регенеративно охлаждаемую кольцевую камеру сгорания со смесительной головкой и тарельчатым соплом внешнего расширения, профилированным центральным телом и кольцевым критическим сечением, агрегаты управления и агрегаты питания, включающие турбонасосный агрегат с турбиной, расположенные в полости профилированного центрального тела, согласно изобретению, входная полость турбины турбонасосного агрегата соединена с полостью тракта охлаждения, а на наружной поверхности профилированного центрального тела выполнены радиальные ребра.

Сущность изобретения иллюстрируется чертежом, где показан осевой разрез предложенного двигателя.

Кольцевая камера жидкостного ракетного двигателя содержит кольцевую камеру сгорания 1 со смесительной головкой 2 и тарельчатым соплом 3 внешнего расширения с кольцевым критическим сечением 4. Внутренняя поверхность сопла 3 образует профилированное центральное тело 5.

В полости профилированного центрального тела 5 установлены агрегаты управления 6 и агрегаты питания, включающие турбонасосный агрегат 7 с турбиной и насосами подачи компонентов в смесительную головку 2, причем входная полость турбины соединена с полостью тракта охлаждения.

На профилированной поверхности центрального тела 5 выполнены радиальные ребра 8.

Предложенное устройство работает следующим образом.

Компоненты топлива подаются в смесительную головку 2, воспламеняются и истекают через кольцевое критическое сечение 4. В тарельчатом сопле внешнего расширения продукты сгорания расширяются, причем внешняя граница расширения определяется атмосферным давлением, а внутренняя - контуром профилированного центрального тела. Продукты сгорания со сверхзвуковой скоростью поступают к срезу тарельчатого сопла 3 и обтекают при этом радиальные ребра 8. Наличие радиальных ребер 8 позволяет улучшить условия теплообмена между горячими продуктами сгорания и охладителем. Охладитель, проходя по каналам тракта охлаждения, отбирает тепло с профилированной поверхности центрального тела 5, радиальных ребер 8, нагревается и поступает во входную полость турбины турбонасосного агрегата. На лопатках турбины охладитель расширяется и приводит турбину во вращение.

Использование предложенного технического решения позволит упростить пневмогидравлическую схему двигателя и улучшить его массово-габаритные характеристики.

Похожие патенты RU2391537C1

название год авторы номер документа
ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2008
  • Горохов Виктор Дмитриевич
  • Черниченко Владимир Викторович
  • Солженикин Павел Анатольевич
RU2391531C1
ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2008
  • Горохов Виктор Дмитриевич
  • Черниченко Владимир Викторович
  • Стогней Владимир Григорьевич
RU2391532C1
КОЛЬЦЕВАЯ КАМЕРА ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2008
  • Горохов Виктор Дмитриевич
  • Черниченко Владимир Викторович
  • Стогней Владимир Григорьевич
RU2392477C1
ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2008
  • Черниченко Владимир Викторович
  • Горохов Виктор Дмитриевич
  • Дубанин Владимир Юрьевич
RU2391538C1
КОЛЬЦЕВАЯ КАМЕРА ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2008
  • Горохов Виктор Дмитриевич
  • Черниченко Владимир Викторович
  • Стогней Владимир Григорьевич
  • Черниченко Виктор Владимирович
RU2422664C2
ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2008
  • Горохов Виктор Дмитриевич
  • Черниченко Владимир Викторович
  • Стогней Владимир Григорьевич
RU2390648C1
ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2008
  • Черниченко Владимир Викторович
  • Горохов Виктор Дмитриевич
  • Стогней Владимир Григорьевич
  • Дубанин Владимир Юрьевич
RU2382225C1
КОЛЬЦЕВАЯ КАМЕРА ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2008
  • Горохов Виктор Дмитриевич
  • Черниченко Владимир Викторович
  • Стогней Владимир Григорьевич
RU2403425C2
ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2011
  • Черниченко Владимир Викторович
RU2445500C1
ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ 2011
  • Черниченко Владимир Викторович
  • Шепеленко Виталий Борисович
  • Лукин Юрий Петрович
RU2445501C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 391 537 C1

Реферат патента 2010 года КОЛЬЦЕВАЯ КАМЕРА ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ

Изобретение относится к области ракетного двигателестроения и может быть использовано при создании безгенераторных жидкостных ракетных двигателей, работающих на криогенных компонентах, например кислороде и водороде. Кольцевая камера жидкостного ракетного двигателя содержит регенеративно охлаждаемую кольцевую камеру сгорания со смесительной головкой и тарельчатым соплом внешнего расширения, профилированным центральным телом и кольцевым критическим сечением. Агрегаты управления и агрегаты питания, включающие турбонасосный агрегат с турбиной, расположены в полости профилированного центрального тела. Входная полость турбины турбонасосного агрегата соединена с полостью тракта охлаждения, а на наружной поверхности профилированного центрального тела выполнены радиальные ребра. Изобретение обеспечивает упрощение пневмогидравлической схемы и улучшение массово-габаритных характеристик. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 391 537 C1

Кольцевая камера жидкостного ракетного двигателя, содержащая регенеративно охлаждаемую кольцевую камеру сгорания со смесительной головкой и тарельчатым соплом внешнего расширения, профилированным центральным телом и кольцевым критическим сечением, агрегаты управления и агрегаты питания, включающие турбонасосный агрегат с турбиной, расположенные в полости профилированного центрального тела, отличающаяся тем, что входная полость турбины турбонасосного агрегата соединена с полостью тракта охлаждения, а на наружной поверхности профилированного центрального тела выполнены радиальные ребра.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2010 года RU2391537C1

ДОБРОВОЛЬСКИЙ М.В
и др
Жидкостные ракетные двигатели
Основы проектирования
- М.: Высшая школа, 1968, рис.2.32, с.59
КОЛЬЦЕВАЯ КАМЕРА ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ 1999
  • Горохов В.Д.
  • Лобов С.Д.
  • Орлов В.А.
  • Черниченко В.В.
RU2151318C1
КАМЕРА С УВЕЛИЧЕННОЙ ПОВЕРХНОСТЬЮ ТЕПЛООБМЕНА ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ 2003
  • Калмыков Г.П.
  • Янчилин Л.А.
RU2254490C2
US 3216191 А, 09.11.1965
Устройство для разделения сыпучих материалов 1985
  • Скрынников Борис Михайлович
  • Зубенко Сергей Викторович
SU1297942A1
US 4109460 А, 29.08.1978.

RU 2 391 537 C1

Авторы

Горохов Виктор Дмитриевич

Черниченко Владимир Викторович

Стогней Владимир Григорьевич

Даты

2010-06-10Публикация

2008-12-17Подача