Изобретение относится к области ракетной техники и может быть использовано при создании камер жидкостных ракетных двигателей (ЖРД).
Известна камера ЖРД, содержащая камеру сгорания с сужающейся частью, критическое сечение, сопло, тракт охлаждения, образованный скрепленными между собой внутренней оболочкой и наружной рубашкой, коллектор для подачи охладителя в тракт охлаждения, расположенный на расширяющейся части сопла, трубы для перепуска охладителя от входной части камеры сгорания к коллектору на расширяющейся части сопла, установленные при помощи компенсаторов, представляющих собой кольцо, входная и выходная части которого выполнены по отношению друг к другу с эксцентриситетом, величина которого в каждом конкретном случае определяется из соотношения е=L-1, где е - эксцентриситет, L - длина между осями ответных посадочных мест камеры, 1 - длина между осями выходного и входного сечений трубы (Michael Рорр. Cryogenic Engine Thrust Chamber Technologies, Paper 4.3, p.1-20, 5th AAAF International Symposium/Propulsion in Space Transportation, Paris, France, 1996, 21 p., рис.13, стр.8. Камера двигателя РД0120 - прототип).
В данной камере охладитель подается в коллектор, расположенный в закритической части сопла, проходит по каналам охлаждения камеры сгорания и собирается в коллекторе, расположенном возле смесительной головки в начальной части камеры сгорания. Из этого коллектора охладитель по перебросным трубам, как правило двум, перебрасывается к закритической части сопла, проходит по каналам охлаждения сопла и собирается в коллекторе, расположенном у среза сопла.
Камера состоит из сварно-паяных частей, линейные размеры которых из-за процессов сварки и пайки изменяются в достаточно широком диапазоне. Трубы для переброса компонентов также изготавливаются при помощи сварки отдельно гнутых участков, при этом в трубах должны быть предусмотрены специальные профилированные участки для компенсации термических напряжений, возникающих при работе двигателя. Выполнение этих условий приводит к тому, что в готовых трубах линейные размеры могут изменяться на несколько миллиметров в любую сторону в зависимости от длины трубы. При сборке окончательно изготовленных камер и труб для компенсации разницы в линейных размерах ответных посадочных мест применяются специальные компенсаторы, представляющие собой кольцо, входная и выходная части которого выполнены по отношению друг к другу с указанным эксцентриситетом. При сборке определяется расстояние между осями выходных сечений, которое может иметь значение от нуля до нескольких миллиметров, подбирается компенсатор, эксцентриситет которого равен расстоянию между осями выходных сечений, и устанавливается между трубой и ответным посадочным местом камеры.
Такая конструкция камеры с перебросными трубами приводит к селективной сборке и необходимости иметь комплект компенсаторов, выполненных с различным эксцентриситетом, величина которого может изменяться от минимально возможного до максимально возможного с определенным шагом, что в конечном итоге приводит к усложнению конструкции и увеличению трудоемкости сборки.
Задачей предлагаемого изобретения является устранение указанных недостатков и создание камеры ЖРД с перебросными трубами, конструкция которой позволит значительно упростить процесс сборки и тем самым снизить трудоемкость.
Решение указанной задачи достигается тем, что в предложенной камере жидкостного ракетного двигателя, содержащей камеру сгорания с сужающейся частью, критическое сечение, сопло, тракт охлаждения, образованный скрепленными между собой профилированными внутренней оболочкой и наружной рубашкой, коллектор для подачи охладителя в тракт охлаждения, расположенный на расширяющейся части сопла, трубы для перепуска охладителя от входной части камеры сгорания к коллектору на расширяющейся части сопла, установленные при помощи компенсаторов, представляющих собой кольцо, входная и выходная части которого выполнены по отношению друг к другу с эксцентриситетом, согласно изобретению компенсатор между трубой и ответным посадочным местом камеры установлен с возможностью осевого радиального вращения, причем ось вращения компенсатора перпендикулярна оси камеры, а эксцентриситет компенсатора определен из соотношения е=|Lmax-lmin|, где е - эксцентриситет, Lmax - максимально возможная длина между осями ответных посадочных мест камеры, lmin - минимально возможная длина между осями выходного и входного сечений трубы.
Сущность предложенного изобретения иллюстрируется чертежами, где на фиг.1 показан осевой разрез перебросных труб предложенной камеры ЖРД в случае, когда расстояние между выходными сечениями трубы больше расстояния между ответными местами камеры, на фиг.2 - осевой разрез перебросных труб предложенной камеры ЖРД в случае, когда расстояние между выходными сечениями трубы меньше расстояния между ответными местами камеры, на фиг.3 - возможные положения компенсатора. На фиг.2 штриховой линией показано возможное положение компенсатора для первого случая. На всех чертежах обозначен эксцентриситет е.
Предложенная камера ЖРД работает следующим образом.
В окончательно изготовленной камере 1 ЖРД между посадочными местами 2 перебросной трубы и ответными посадочными местами 3 камеры устанавливают с возможностью осевого вращения предварительно изготовленный компенсатор 4, эксцентриситет которого для всех возможных случаев сборки определен из соотношения е=|Lmax-lmin|, где е - эксцентриситет, Lmax - максимально возможная длина между осями ответных посадочных мест камеры, lmin - минимально возможная длина между осями выходного и входного сечений трубы. Компенсатор вращают вокруг его оси вращения, при этом за счет возможности вращения компенсатора и его эксцентриситета подбирают требуемое положение трубы и фиксируют трубу в заданном положении.
В случаях, когда разность расстояний между ответными посадочными местами трубы и камеры имеет минимальное и максимальное значения, ось трубы располагается параллельно оси камеры. Во всех остальных промежуточных положениях ось трубы отклоняется от оси камеры на угол, величина которого не превышает значения α=arctg е/ Lmax, где α - угол между продольными осями перебросной трубы и камеры.
Проведенные работы по установке предложенным способом труб на камеры ЖРД показали, что величина угла α составляет ориентировочно 2-4°, что в большинстве случаев находится в допуске на осевое положение трубы, никоим образом не сказывается на конструкции и не влияет на дальнейшую сборку.
Использование предложенного технического решения позволит значительно сократить время и трудоемкость установки перебросных труб на камеру ЖРД и снизить себестоимость камеры за счет изготовления одного компенсатора взамен комплекта компенсаторов с различным эксцентриситетом и подгонки труб.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ УСТАНОВКИ ТРУБЫ | 2008 |
|
RU2422665C2 |
УЗЕЛ КРЕПЛЕНИЯ НЕОХЛАЖДАЕМОГО НАСАДКА | 2007 |
|
RU2345240C1 |
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ КАМЕРЫ ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2013 |
|
RU2514863C1 |
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ КАМЕРЫ ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2013 |
|
RU2511942C1 |
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ КАМЕРЫ ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2013 |
|
RU2511785C1 |
ЖИДКОСТНЫЙ РАКЕТНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ | 2014 |
|
RU2556091C1 |
КОЛЬЦЕВАЯ КАМЕРА ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2008 |
|
RU2391541C1 |
КОЛЬЦЕВАЯ КАМЕРА ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2008 |
|
RU2391540C1 |
СПОСОБ СОЗДАНИЯ ТЯГИ ЖРД И УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ | 2005 |
|
RU2290525C2 |
КОЛЬЦЕВАЯ КАМЕРА ЖИДКОСТНОГО РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2014 |
|
RU2555419C1 |
Изобретение относится к области ракетной техники и может быть использовано при создании камер жидкостных ракетных двигателей (ЖРД). Камера жидкостного ракетного двигателя содержит камеру сгорания с сужающейся частью, критическое сечение, сопло, тракт охлаждения, образованный скрепленными между собой профилированными внутренней оболочкой и наружной рубашкой. Коллектор для подачи охладителя в тракт охлаждения расположен на расширяющейся части сопла, а трубы для перепуска охладителя от входной части камеры сгорания к коллектору - на расширяющейся части сопла. Трубы установлены при помощи компенсаторов, представляющих собой кольцо, входная и выходная части которого выполнены по отношению друг к другу с эксцентриситетом. Компенсатор между трубой и ответным посадочным местом камеры установлен с возможностью осевого радиального вращения, причем ось вращения компенсатора перпендикулярна оси камеры, а эксцентриситет компенсатора определен из соотношения е=|Lmax-lmin|, где е - эксцентриситет, Lmax - максимально возможная длина между осями ответных посадочных мест камеры, lmin - минимально возможная длина между осями выходного и входного сечений трубы. Изобретение обеспечивает упрощение процесса сборки и тем самым снижение трудоемкости. 3 ил.
Камера жидкостного ракетного двигателя, содержащая камеру сгорания с сужающейся частью, критическое сечение, сопло, тракт охлаждения, образованный скрепленными между собой профилированными внутренней оболочкой и наружной рубашкой, коллектор для подачи охладителя в тракт охлаждения, расположенный на расширяющейся части сопла, трубы для перепуска охладителя от входной части камеры сгорания к коллектору на расширяющейся части сопла, установленные при помощи компенсаторов, представляющих собой кольцо, входная и выходная части которого выполнены по отношению друг к другу с эксцентриситетом, отличающаяся тем, что компенсатор между трубой и ответным посадочным местом камеры установлен с возможностью осевого радиального вращения, причем ось вращения компенсатора перпендикулярна оси камеры, а эксцентриситет компенсатора определен из соотношения e=|Lmax-lmin|, где е - эксцентриситет, Lmax - максимально возможная длина между осями ответных посадочных мест камеры, lmin - минимально возможная длина между осями выходного и входного сечений трубы.
ТРУБЧАТАЯ КАМЕРА СГОРАНИЯ РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ С РЕГЕНЕРАТИВНЫМ ОХЛАЖДЕНИЕМ И СПОСОБ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ЕЕ ОХЛАЖДАЮЩЕГО ТРАКТА | 2004 |
|
RU2267634C1 |
ДВИГАТЕЛЬ И СПОСОБ СБОРКИ КАМЕРЫ СГОРАНИЯ РАКЕТНОГО ДВИГАТЕЛЯ | 2004 |
|
RU2267635C1 |
DE 3535779 C1, 09.04.1987 | |||
DE 3328117 A1, 14.02.1985 | |||
КОНДУКТОМЕТРИЧЕСКИЙ КОНЦЕНТРАТОМЕР | 0 |
|
SU284410A1 |
Авторы
Даты
2010-06-10—Публикация
2008-12-17—Подача