Изобретение относится к авиационной технике, в частности к устройствам для определения наличия обледенения и интенсивности обледенения летательных аппаратов.
Известно устройство для определения наличия и интенсивности обледенения летательного аппарата, которое реализует способ по патенту RU №2005666 С1, 5 B64D 15/20. Устройство содержит датчик обледенения, который включает в себя датчик температуры торможения воздушного потока, а также первый и второй чувствительные элементы (ЧЭ), каждый из которых содержит нагреватель и термодатчик. Нагреватели первого и второго ЧЭ подключены к выходам первого и второго регуляторов мощности соответственно, поддерживающим температуру поверхностей первого и второго ЧЭ на заданных уровнях, например T1п=(100-120)°С и Т2п=(2-5)°С. В вычислитель поступает информация о мощности нагрева N1 и N2 и температурах поверхностей ЧЭ T1п и Т2п, а также температуре торможения воздушного потока Тад. Оба участка поверхности с термочувствительными элементами размещены на датчике обледенения в равнозначных условиях обдува воздушным потоком и улавливания облачных капель воды.
Коэффициенты конвективной теплоотдачи на обоих участках поверхности равны. Поскольку в этом случае на обе поверхности попадает одинаковое количество воды, то интенсивное и полное испарение обеспечивают только на первой поверхности за счет подвода к ней достаточного количества тепла. К поверхности, где расположен второй чувствительный элемент, подводят лишь такое количество тепла, чтобы нагреть ее до положительной температуры, но близкой к точке замерзания воды 0°С, например до (2-5)°С.
В этом случае поверхность не покрывается льдом, а пленка воды с нее интенсивно сдувается набегающим потоком из-за малой скорости испарения воды и недостаточного количества подведенного тепла для полного испарения улавливаемой воды.
При этом в известном устройстве значением тепловых потерь на испарение капельной влаги ЧЭ, имеющим температуру (2-5)°С, пренебрегается. При малой интенсивности обледенения, характерной для низких давлений и температуры окружающего воздуха минус (30-60)°С, это приводит к снижению точности определения интенсивности обледенения.
Таким образом, устройство, реализующее известный способ, не позволяет принципиально исключить наличие зоны нечувствительности при определении наличия и интенсивности обледенения летательного аппарата, что ограничивает достоверность измерения и снижает точностные характеристики устройств при его реализации, требующей при этом использование цифрового вычислителя, которое усложняет устройство.
Наиболее близким по технической сущности является устройство, приведенное в качестве примера реализации способа определения наличия и интенсивности обледенения летательного аппарата по заявке на изобретение №2007121115, приоритет от 2007.06.05, сущность которого заключается в следующем.
Известное устройство содержит датчик обледенения, который включает в себя датчик температуры торможения воздушного потока, а также первый и второй чувствительные элементы (ЧЭ), каждый из которых содержит нагреватель и термодатчик. Нагреватели первого и второго ЧЭ подключены к выходам первого и второго регуляторов мощности соответственно. Регуляторы мощности нагрева поддерживают температуру поверхностей первого и второго ЧЭ на заданных уровнях, например T1п=120°С и Т2п=100°С. В вычислитель поступает информация о мощности нагрева N1 и N2 и температурах поверхностей ЧЭ Т1п и Т2п, а также температуре торможения воздушного потока Тад. Вычислитель известного устройства, используя уравнение
Sα=(N1-N2)/(Т1п-Т2п),
определяет значение комплексной величины Sα.
Далее, последовательно решая уравнения
N1к=Sα·(Т1п-Тад),
N2к=Sα·(T2п-Tад),
определяются тепловые потоки N1к и N2к, необходимые для компенсации тепловых потерь на конвективную составляющую теплоотдачи, соответственно, первой и второй поверхности ЧЭ датчика обледенения, а по уравнениям
N1ни=N1-N1к,
N2ни=N2-N2к,
Nни=(N1ни+N2ни)/2,
- тепловые потоки N1ни и N2ни, необходимые для компенсации тепловых потерь на нагрев и испарение улавливаемой капельной влаги, соответственно, первой и второй поверхности ЧЭ датчика обледенения, Вт.
Значения величин N1ни и N2ни однозначно для известного устройства определяют количество воды, испаряемое в единицу времени на каждой из поверхностей ЧЭ датчика обледенения, а значение Nни при отрицательной температуре воздуха - условную интенсивность обледенения.
Известное устройство кроме задач измерения параметров N1, N2, Т1п, Т2п и Тад производит вычисления, требующие применения сложного вычислительного устройства.
Задачей изобретения является упрощение устройства, реализующего известный способ измерения интенсивности обледенения, а также повышение его надежности.
Технический результат достигается тем, что в устройство для определения наличия и интенсивности обледенения, содержащее индикатор, датчик обледенения, который включает в себя датчик температуры воздушного потока, а также первый и второй чувствительные элементы, каждый из которых включает нагреватель и термодатчик, причем нагреватели первого и второго чувствительных элементов подключены к выходам первого и второго регуляторов мощности соответственно, дополнительно введены блок управления первого регулятора мощности, первый и второй сумматоры, коэффициенты передачи по входам которых определены заданным соотношением, а также усилитель, при этом термодатчик первого чувствительного элемента подключен к входу блока управления и первому входу первого сумматора, второй и третий входы которого подключены к датчику температуры воздуха и термодатчику второго чувствительного элемента соответственно, выход блока управления подключен к входу первого регулятора мощности и первому входу второго сумматора, а выход первого сумматора - к входу усилителя, выход которого подключен к входу индикатора и ко второму входу второго сумматора, подключенного своим выходом к входу второго регулятора мощности.
Значения коэффициентов передач К по входам сумматоров выбираются для первого сумматора - на первом входе
K=ε,
на втором входе
K=(1-ε),
на третьем входе
K=-1,
а для второго сумматора - на первом входе
K=ε,
на втором входе К=1,
где ε - значение коэффициента, установленное меньше единицы. Для выбранного режима работы устройства оптимальным будет значение ε в интервале от 0,5 до 0,8.
Сущность изобретения поясняется на чертеже, на котором представлена блок-схема устройства.
Устройство содержит датчик 1 обледенения, который включает первый ЧЭ 2 и второй ЧЭ 3, нагреватель 4 и нагреватель 5, термодатчик 6, термодатчик 7, а также датчик 8 температуры торможения воздушного потока. Термодатчик 6 подключен к входу блока 9 управления, соединенного своим выходом с входом регулятора 10 мощности, подключенного к нагревателю 4. Термодатчики 6 и 7, а также датчик 8 температуры торможения подключены соответственно к первому, третьему и второму входам первого сумматора 11, выход которого подключен к входу усилителя 12. Второй сумматор 13 подключен своим первым входом к выходу блока 9 управления, а вторым - к выходу усилителя 12. Выход второго сумматора 13 соединен с входом второго регулятора 14 мощности, подключенного к нагревателю 5. Вход индикатора 15 подключен к выходу усилителя 12.
Устройство работает следующим образом.
При отрицательной температуре воздушного потока блок 9 управления вырабатывает сигнал, пропорциональный мощности, который при помощи регулятора 10 и нагревателя 4 обеспечивают термостабилизацию поверхности ЧЭ 2 на заданном уровне (100-120)°С. В "сухом" воздушном потоке на регулятор 14 мощности с выхода второго сумматора 13 поступает сигнал, пропорциональный величине εN1, где N1 - мощность нагревателя 4.
ЧЭ 2 и ЧЭ 3 находятся в одинаковых условиях обдува воздушным потоком и имеют равные площади поверхностей, поэтому перегрев ЧЭ 3 относительно температуры воздуха составляет долю, равную ε от перегрева ЧЭ 2.
При этом имеют место равенства
Т2п-Тад=ε(T1п-Тад),
εТ1п+(1-ε)Тад-Т2п=ΔТ=0,
где
T1п, Т2п и Тад - показания датчиков 6, 7, 8 соответственно,
ΔT - сигнал на выходе первого сумматора 11.
Таким образом, в "сухом" воздушном потоке сигнал на выходе первого сумматора 11 равен нулю, а значит и сигнал на выходе усилителя 12 отсутствует.
При попадании датчика 1 обледенения в воздушный поток, содержащий переохлажденную капельную влагу, блок 9 управления вырабатывает дополнительный сигнал, пропорциональный мощности нагревателя 4, необходимой для компенсации тепловых потерь на испарение влаги, улавливаемой поверхностью ЧЭ 2.
Так как ЧЭ 2 и ЧЭ 3 улавливают одинаковое количество влаги, и тепловые потери при полном ее испарении одинаковы, а также с учетом того, что на регулятор 14 мощности от блока 9 управления поступает только часть дополнительного сигнала, пропорционального мощности, затрачиваемой на испарение воды, то происходит снижение температуры Т2п и появление сигналов на выходах первого сумматора 11 и усилителя 12.
При этом на входе второго регулятора 14 мощности сигнал, пропорциональный мощности нагревателя 5, становится равным
N2=εN1+Nвых,
где
N2 - мощность нагревателя 5, Вт,
Nвых - сигнал на выходе усилителя 12, (Nвых=kΔT),
k - коэффициент передачи усилителя 12, Вт/град (k>10).
Появление выходного сигнала усилителя 12 является сигналом о наличии условий обледенения, а его величина прямо пропорциональна условной (без учета формы льдообразования) интенсивности обледенения.
Действительно, при наличии капельной влаги и ее полном испарении на обоих ЧЭ справедливы равенства
N1=αS(T1п-Tад)+Nни,
N2=αS(T2п-Тад)+Nни=εN1+Nвых,
где
α - коэффициент конвективной теплоотдачи каждого ЧЭ, Вт/м2 град;
S - площадь поверхности каждого ЧЭ, м;
Nни - мощность, затраченная на нагрев и испарение капельной влаги каждым ЧЭ, Вт.
Значение Nвых равно
Nвых=Nни(1-ε)/(1+αS/k).
Влияние режима полета летательного аппарата при использовании предлагаемого устройства, определяемое вариациями коэффициента α могут быть снижены выбором значения коэффициента k.
Так при изменении коэффициента α от 600 до 1600 Вт/м2град, площади ЧЭ 2, и ЧЭ 3 S·=10-4 м2 и k=10 Вт/град значения Nвых изменяются всего от 0,994 до 0,984 величины Nни(1-ε).
Таким образом, точностные характеристики предлагаемого устройства равны известному устройству при значительном упрощении вычислителя, что позволяет его существенно упростить, снизить габариты и вес, а также повысить надежность. Одновременно при снижении температуры воздушного потока устройство снижает температуру ЧЭ 3.
Изобретательский уровень решения также состоит в том, что за счет предложенной совокупности признаков одновременно достигнуто облегчение теплового режима работы датчика 1 обледенения, что является новым качеством.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛИЧИЯ И ИНТЕНСИВНОСТИ ОБЛЕДЕНЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2007 |
|
RU2341413C1 |
ЭЛЕКТРОТЕРМИЧЕСКИЙ СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ВОДНОСТИ ВОЗДУШНОГО ПОТОКА | 2012 |
|
RU2562476C2 |
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ОБНАРУЖЕНИЯ ОБЛЕДЕНЕНИЯ ИЛИ СНЕГА НА КОНТРОЛИРУЕМОЙ ПОВЕРХНОСТИ | 2018 |
|
RU2685631C1 |
СПОСОБ И УСТРОЙСТВО ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТОЛЩИНЫ ЛЬДА НА РАБОЧЕЙ ПОВЕРХНОСТИ ДАТЧИКА ОБЛЕДЕНЕНИЯ | 2021 |
|
RU2763473C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИНТЕНСИВНОСТИ ОБЛЕДЕНЕНИЯ И ТОЛЩИНЫ ОТЛОЖЕНИЯ ЛЬДА | 2006 |
|
RU2307050C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИНТЕНСИВНОСТИ ОБЛЕДЕНЕНИЯ И ТОЛЩИНЫ ОТЛОЖЕНИЯ ЛЬДА | 2003 |
|
RU2243923C1 |
Регулятор температуры | 1983 |
|
SU1089557A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ ИНТЕНСИВНОСТИ ОБЛЕДЕНЕНИЯ | 2000 |
|
RU2169105C1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ АДАПТИВНОГО ОБОГРЕВА КРИОГЕННОГО АППАРАТА | 2015 |
|
RU2588585C1 |
Регулятор температуры | 1983 |
|
SU1161929A1 |
Изобретение относится к средствам для определения наличия обледенения и интенсивности обледенения летательных аппаратов. Устройство содержит индикатор, датчик обледенения, который включает в себя датчик температуры воздуха, а также первый и второй чувствительные элементы (ЧЭ), каждый из которых включает нагреватель и термодатчик. Нагреватели первого и второго ЧЭ подключены к выходам первого и второго регуляторов мощности соответственно. Дополнительно введены блок управления первого регулятора мощности, первый и второй сумматоры, а также усилитель. Выход блока управления подключен к входу первого регулятора мощности и первому входу второго сумматора, а выход первого сумматора - к входу усилителя, выход которого подключен к индикатору и ко второму входу второго сумматора, подключенного своим выходом к входу второго регулятора мощности. Коэффициенты передачи по первому, второму и третьему входам первого сумматора равны соответственно значениям ε, (1-ε), и -1, а по первому и второму входам второго сумматора равны соответственно значениям ε и 1, причем значение 8 меньше единицы. Достигается упрощение устройства при сохранении точности определения интенсивности обледенения известного устройства, уменьшение габаритов и веса, а также повышение надежности устройства. 1 ил.
Устройство для определения наличия и интенсивности обледенения, содержащее индикатор, датчик обледенения, который включает в себя датчик температуры воздуха, а также первый и второй чувствительные элементы, каждый из которых включает нагреватель и термодатчик, причем нагреватели первого и второго чувствительных элементов подключены к выходам первого и второго регуляторов мощности соответственно, отличающееся тем, что в него введены блок управления первого регулятора мощности, первый и второй сумматоры, а также усилитель, при этом термодатчик первого чувствительного элемента подключен к входу блока управления и первому входу первого сумматора, второй и третий входы которого подключены к датчику температуры воздуха и термодатчику второго чувствительного элемента соответственно, выход блока управления подключен к входу первого регулятора мощности и первому входу второго сумматора, а выход первого сумматора - к входу усилителя, выход которого подключен к входу индикатора и ко второму входу второго сумматора, подключенного своим выходом к входу второго регулятора мощности, при этом коэффициенты передачи по первому, второму и третьему входам первого сумматора равны соответственно значениям ε, (1-ε) и -1, а по первому и второму входам второго сумматора равны соответственно значениям ε и 1, причем значение ε меньше единицы.
АКОПОВ М.Г., БЕКАСОВ В.И., ЕВСЕЕВ А.С | |||
и др | |||
Системы оборудования летательных аппаратов | |||
- М.: Машиностроение, 1986, с.287-290 | |||
СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ НАЛИЧИЯ И ИНТЕНСИВНОСТИ ОБЛЕДЕНЕНИЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2007 |
|
RU2341413C1 |
RU 230050 C1, 27.09.2007 | |||
US 2007176049 A1, 02.08.2008 | |||
KR 20060117302 A, 16.11.2006. |
Авторы
Даты
2010-07-10—Публикация
2008-12-31—Подача