Изобретение относится к техническим средствам для спасения людей при аварийных ситуациях, например при пожарах, землетрясениях и др., а именно к способам эвакуации людей из высотных зданий.
Известен способ эвакуации людей с высотных сооружений (прототип), реализуемый в устройстве, содержащем кабину, закрепленную на стальных проволочных канатах, и снабженную тормозом лебедку (RU №2305577 C1, A62B 1/02, опубл. 10.09.2007).
Однако недостатком известного способа является ограниченная область его применения, связанная с необходимостью предварительного оборудования здания средствами эвакуации, что делает невозможным использование способа для эвакуации людей из других сооружений, которые заранее не оснащены подобными устройствами, но которые составляют абсолютное большинство сооружений, нуждающихся в средствах спасения людей при возникновении аварийных ситуаций. Другим недостатком способа-прототипа и реализующего его устройства является возможность при возникновении аварийной ситуации выхода из строя самого оборудования для эвакуации людей, которое размещено в пределах здания, что снижает эффективность его использования и уменьшает надежность осуществления самой спасательной операции.
Техническим результатом изобретения являются расширение возможностей использования способа и реализующего его комплекса для эвакуации люден из зданий, не оснащенных спасательными средствами, и повышение эффективности его использования за счет отсутствия влияния последствий аварийной ситуации на работоспособность оборудования комплекса.
Технический результат достигается тем, что в способе эвакуации людей из высотных зданий, заключающемся в эвакуации людей с помощью кабины, связанной стальным проволочным канатом с лебедкой, согласно изобретению к аварийному зданию направляют автомобиль с установленными на его платформе лебедкой и кабиной, одновременно по радиотелефону к аварийному зданию вызывают оборудованный канатной лебедкой вертолет, с которою по сигналу в виде лазерного луча, который направляют вертикально вверх из источника лазерного излучения на упомянутой кабине, опускают канат с крюком на его конце, который соединяют с кабиной, после чего с помощью лебедки на вертолете кабин поднимают на высоту, соответствующую отметке оконного проема здания, через который предполагается эвакуация людей, при этом процесс подъема кабины контролируют из автомобиля, далее кабину фиксируют относительно этого оконного проема и соединяют с ним помостом, через который и переводят людей из аварийного здания в кабину, далее кабину с людьми опускают вниз с повторением описанного цикла до полного завершения спасательной операции, после чего кабину отсоединяют от каната, закрепленного на лебедке вертолета. В комплексе для осуществления способа, содержащем кабину, стальной проволочный канат и лебедку с тормозом, согласно изобретению лебедка установлена на платформе автомобиля, а над ней на опорной раме размещена кабина, при этом один конец стального проволочного каната закреплен на барабане лебедки, а второй - на днище кабины, верхняя часть которой снабжена проушиной с возможностью ее сцепления с крюком, закрепленным на конце другого каната, второй конец которого закреплен на барабане лебедки, установленной на вертолете, при этом кабина снабжена выдвижным или поворотным в вертикальной плоскости помостом с ограждением с возможностью его упора в здание и захватными приспособлениями в виде двух круглозвенных цепей с крючьями на их концах с возможностью их фиксации в оконных проемах здания, а на крыше кабины рядом с проушиной установлен источник лазерного излучения с возможностью направления луча вертикально вверх.
На фиг.1 представлена наземная часть комплекса - вид сбоку в исходном положении, на фиг.2 - положение элементов комплекса при эвакуации людей из аварийного здания.
Комплекс для эвакуации людей из зданий содержит автомобиль 1 с платформой 2, на которой установлена лебедка 3 с тормозом. Над лебедкой 3 на опорной раме 4, закрепленной на платформе 2 автомобиля 1, размещена кабина 5. На барабане лебедки 3 закреплен один конец стального проволочного каната 6, а второй его конец - на днище 7 кабины 5. Верхняя часть 8 кабины 5 снабжена проушиной 9 с возможностью ее сцепления с крюком 10 (см. фиг.2), закрепленным на конце другого каната 11, второй конец которого закреплен на барабане лебедки 12, установленной на вертолете 13. При этом кабина 5 снабжена выдвижным или поворотным в вертикальной плоскости помостом 14 с ограждением 15 с возможностью его упора в здание 16 и захватными приспособлениями в виде двух круглозвенных цепей 17 с крючьями 18 на их концах с возможностью их фиксации в оконных проемах 19 здания 16. На крыше кабины 5 рядом с проушиной 9 установлен источник 20 лазерного излучения с возможностью направления луча вертикально вверх.
Комплекс для эвакуации людей из высотных зданий действует следующим образом. При возникновении аварийной ситуации к аварийному зданию 16 направляют автомобиль 1 с установленными на его платформе 2 лебедкой 3 и кабиной 5. Одновременно по радиотелефону к аварийному зданию 16 вызывают оборудованный канатной лебедкой 12 вертолет 13. Вертолет 13 зависает над подъехавшим автомобилем 1. С вертолета 13 по сигналу в виде лазерного луча, который направляют вертикально вверх из источника 20 лазерного излучения на кабине 5, опускают канат 11 с крюком 10 на его конце к подъехавшему автомобилю 1. Крюк 10 соединяют с проушиной 9 кабины 5. После этого с помощью лебедки 12 на вертолете 13 кабину 5 поднимают на высоту, соответствующую отметке оконного проема 19 здания 16, через который предполагается эвакуация людей. При этом процесс подъема и фиксации кабины 5 на заданной высоте контролируют из автомобиля 1. При подъеме кабины 5 стальной проволочный канат 6 сматывается с барабана расторможенной лебедки 3. Путем затормаживания барабана лебедки 3 кабину 5 удерживают на заданном уровне перед оконным проемом 19 здания 16 и в то же время фиксируют ее относительно автомобиля 1. Кроме того, кабину 5 фиксируют относительно оконного проема 19 с помощью захватных приспособлений в виде двух круглозвенных цепей 17 с крючьями 18. Кабину 5 с оконным проемом 19 здания 16 соединяют помостом 14, через который и переводят людей из аварийного здания 16 в кабину 5. Далее кабину 5 с людьми опускают вниз с повторением описанного цикла до полного завершения спасательной операции. При опускании кабины 5 с помощью привода лебедки 3 выбирается образующаяся слабина стального проволочного каната 6. После этого кабину 5 отсоединяют от каната 11, закрепленного на лебедке 12 вертолета 13 путем снятия крюка 10 с проушины 9. Канат 11 наматывают на барабан лебедки 12. На этом операция эвакуации людей из аварийного здания 16 завершается.
Отличительные признаки изобретения позволяют в значительно мере расширить возможности использования способа с использованием относительно простых технических средств при сокращении времени спасательной операции по эвакуации людей из зданий любой высоты, которые не снабжены устройствами для эвакуации людей при аварийных ситуациях, а также повышают эффективность использования способа за счет отсутствия влияния последствий аварийной ситуации на работоспособность оборудования комплекса.
Способ эвакуации людей из высотных зданий заключается в том, что к аварийному зданию направляют автомобиль с установленными на его платформе лебедкой и кабиной. Одновременно по радиотелефону к аварийному зданию вызывают оборудованный канатной лебедкой вертолет, с которого по сигналу в виде лазерного луча, который направляют вертикально вверх из источника лазерного излучения на упомянутой кабине, опускают канат с крюком на его конце, который соединяют с кабиной. С помощью лебедки на вертолете кабину поднимают на высоту, соответствующую отметке оконного проема здания, через который предполагается эвакуация людей. Процесс подъема кабины контролируют из автомобиля. Кабину фиксируют относительно этого оконного проема и соединяют с ним помостом, через который и переводят людей из аварийного здания в кабину. Кабину с людьми опускают вниз с повторением описанного цикла до полного завершения спасательной операции, после чего кабину отсоединяют от каната, закрепленного на лебедке вертолета. Изобретения позволяют в значительной мере расширить возможности эвакуации людей с использованием относительно простых технических средств. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.
1. Способ эвакуации людей из высотных зданий, заключающийся в эвакуации людей с помощью кабины, связанной стальным проволочным канатом с лебедкой, отличающийся тем, что к аварийному зданию направляют автомобиль с установленными на его платформе лебедкой и кабиной, одновременно по радиотелефону к аварийному зданию вызывают оборудованный канатной лебедкой вертолет, с которого по сигналу в виде лазерного луча, который направляют вертикально вверх из источника лазерного излучения на упомянутой кабине, опускают канат с крюком на его конце, который соединяют с кабиной, после чего с помощью лебедки на вертолете кабину поднимают на высоту, соответствующую отметке оконного проема здания, через который предполагается эвакуация людей, при этом процесс подъема кабины контролируют из автомобиля, далее кабину фиксируют относительно этого оконного проема и соединяют с ним помостом, через который переводят людей из аварийного здания в кабину, после этого кабину с людьми опускают вниз с повторением описанного цикла до полного завершения спасательной операции, после чего кабину отсоединяют от каната, закрепленного на лебедке вертолета.
2. Комплекс для осуществления способа, содержащий кабину, стальной проволочный канат и лебедку с тормозом, отличающийся тем, что лебедка установлена на платформе автомобиля, а над ней на опорной раме размещена кабина, при этом один конец стального проволочного каната закреплен на барабане лебедки, а второй - на днище кабины, верхняя часть которой снабжена проушиной с возможностью ее сцепления с крюком, закрепленным на конце другого каната, второй конец которого закреплен на барабане лебедки, установленной на вертолете, при этом кабина снабжена выдвижным или поворотным в вертикальной плоскости помостом с ограждением с возможностью его упора в здание и захватными приспособлениями в виде двух круглозвенных цепей с крючьями на их концах с возможностью их фиксации в оконных проемах здания, а на крыше кабины рядом с проушиной установлен источник лазерного излучения с возможностью направления луча вертикально вверх.
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ЭВАКУАЦИИ ЛЮДЕЙ С ВЫСОТНЫХ СООРУЖЕНИЙ | 2006 |
|
RU2305577C1 |
CH 685101 A5, 31.03.1995 | |||
Устройство для эвакуации людей с высотных сооружений | 1981 |
|
SU986428A1 |
US 3844377 А, 29.10.1974 | |||
RU 2005128131, 27.04.2008 | |||
Устройство для эвакуации людей из высотных зданий | |||
Ярмарка идей | |||
Интернет http://www.membrana.ru/invent/?1095658395, 20.09.2004 | |||
Способы и методы спасения людей при пожаре в высотных зданиях | |||
Льночесальная машина | 1923 |
|
SU245A1 |
Авторы
Даты
2010-08-10—Публикация
2009-03-23—Подача