ПРОКЛАДКА СТЫКОВАЯ КОМПОЗИЦИОННАЯ Российский патент 2010 года по МПК E01B11/54 

Описание патента на изобретение RU2399712C1

Изобретение относится к верхнему строению железнодорожного пути, именно к конструкциям рельсовых изолирующих стыков.

Повышению эксплуатационной надежности рельсовых стыковых электроизолирующих соединений за счет уменьшения вероятности возникновения короткого замыкания между стыкуемыми рельсами в результате скапливания электропроводящих частиц (металлической стружки, опилок и т.п.) на торцевой поверхности головки междурельсовой прокладки и в зазоре между рельсов уделяется большое внимание.

Известен изолирующий рельсовый стык, содержащий размещенную между торцами рельсов электроизолирующую прокладку (патент Российской Федерации 2114947, кл. Е01В 11/54).

Недостаток этого изолирующего стыка заключается в том, что во время его эксплуатации на головке электроизолирующей прокладки накапливаются токопроводящие частицы, которые могут вызвать короткое замыкание изолирующего рельсового стыка.

Известен другой изолирующий рельсовый стык, содержащий размещенную между торцами рельсов электроизолирующую прокладку, а также вкладыши, расположенные между электроизолирующей прокладкой и торцами рельсов (а.с. СССР 1664942, кл. Е01В 11/54). Высота этих вкладышей меньше высоты электроизолирующей прокладки и рельсов, в результате этого между рельсами и электроизолирующей прокладкой имеются зазоры.

В этом стыке по сравнению с вышеописанным токопроводящие частицы скапливаются в зазорах между электроизолирующей прокладкой и рельсами, и тем самым уменьшается их накапливание на головке этой прокладки, которое может вызвать короткое замыкание стыка.

Недостаток данного изолирующего рельсового стыка заключается в том, что у него электроизолирующая прокладка достаточно быстро растрескивается при эксплуатации этого стыка. Объясняется это тем, что при эксплуатации этого стыка головка электроизолирующей прокладки испытывает большие динамические нагрузки от колес подвижного состава.

Известно техническое решение конструкции изолирующего рельсового стыка, позволяющей уменьшить растрескивание его электроизолирующей прокладки при эксплуатации этого стыка (патент Российской Федерации 2207421, кл. Е01В 11/54).

В изолирующем рельсовом стыке, содержащем размещенную между торцами рельсов электроизолирующую прокладку, а также вкладыши, расположенные между электроизолирующей прокладкой и торцами рельсов, вкладыши выполнены из эластичного материала.

Это позволяет электроизолирующей прокладке благодаря эластичности вкладышей утапливаться при контакте с колесом подвижного состава, а при прекращении этого контакта возвращаться в исходное положение. В результате этого уменьшаются динамические нагрузки на электроизолирующую прокладку от колес подвижного состава.

Однако при этом отсутствует шунтирование магнитного потока, в обычных стыках осуществляющееся за счет металлического крепления. При отсутствии магнитного шунтирования остаточная намагниченность рельсов любой природы (закалка, сварка, погрузка при помощи электромагнитов и т.п.) приводит к возникновению существенного магнитного поля в зазорах изостыков и, как следствие, к возникновению ложных сигналов замыкания изостыков из-за налипания в зазорах металлической пыли и стружки.

Известно предотвращение скапливания электропроводящих частиц на торцевой поверхности головки междурельсовой прокладкой, выполненной из магнитодиэлектрика (патент РФ на полезную модель №44681, 2005). Предлагаемые устройство, принятое в качестве прототипа, решает задачу уменьшения напряженности магнитного поля в стыковом пространстве между рельсами за счет шунтирования магнитного поля прокладками, изготовленными из материалов, содержащих ферромагнитные частицы. При этом в магнитном отношении среда изостыка становится более однородной и силовые линии векторов магнитной индукции и напряженности поля будут проходить в основном в пространстве между рельсами параллельно оси рельса.

Недостатком известного решений является низкая прочность материала прокладки, что приводит к быстрому разрушению, в результате чего происходит электрическое замыкание рельсовой цепи.

При эксплуатации прокладки испытывают большие динамические нагрузки от колес подвижного состава и рельсов, при выполнении их из прочных, непластичных материалов они разрушаются колесами, а при выполнении их пластичными, но не прочными, они разрушаются стыками рельс.

Настоящее техническое решение направлено на повышение эксплуатационной надежности рельсового стыкового электроизолирующего соединения за счет создания прокладки стыковой композиционной, снижающей напряженность магнитного поля в стыковом зазоре и обладающей высокими прочностными свойствами.

Указанный технический результат прокладки стыковой композиционной, располагающейся между торцами железнодорожных рельсов и стыковыми накладками, содержащей головку, шейку и подошву, достигается тем, что прокладка выполнена из полиуретана, имеющего удельное электрическое сопротивление не менее 10 МОм·см, твердость по Шору не менее 85 единиц и неравнозначную магнитную проницаемость в области головки, шейки и подошвы прокладки, уменьшающуюся от головки к подошве, при этом значение магнитной проницаемости шейки в 1,5-2,0 раза меньше значения магнитной проницаемости подошвы, а контур подошвы прокладки выступает за контур подошвы рельса, не ограниченный стыковыми накладками, на 4-5 мм.

Экспериментально установлено, что эффект шунтирования магнитного поля прокладками в зазорах изостыков проявляется при наличии небольшой площади из магнитодиэлектрического материала между торцовыми поверхностями рельсов. Величина шунтирования прокладки, выполненной полностью из магнитодиэлектрического материала, и прокладки, выполненной из материала, имеющего свойства магнитодиэлектрика в области подошвы и частично шейки прокладки, отличается на 10-12%.

Выявленный эффект позволил сформулировать совокупность физико-механических свойств, которыми должен обладать материал междурельсовой прокладки, расположенный между торцами стыкуемых рельсов. Для головки прокладки, которая в первую очередь воспринимает нагрузки сжатия, материал должен иметь высокие прочностные свойства и обладать пластичностью и изолирующими свойствами. Материал подошвы прокладки, который в меньшей мере подвержен действию сжимающих сил, должен обладать эффектом шунтирования магнитного поля за счет наличия в материале ферромагнитных частиц.

Выполнение подошвы прокладки, выступающей за контур подошвы рельса, не ограниченный стыковыми накладками, на 4-5 мм, позволяет дополнительно снизить вероятность образования токопроводящих мостиков между рельсами.

На чертеже изображена прокладка стыковая композиционная.

Прокладка включает головку 1, шейку 2, подошву 3. Головка 1, шейка 2 и подошва 3 междурельсовой прокладки выполнены в форме, повторяющей форму поперечного сечения соответственно головки, шейки и подошвы стыкуемых рельсов. Изготавливается прокладка следующим образом. Готовится металлонаполненный полиуретан, в процессе затвердевания, когда движение металлических частичек еще возможно, но уже затруднено, прокладку ориентируют в положении аналогично тому, как она установлена в изостыке. Под действием силы тяжести большая часть металлических частиц осаждается в подошве, верхняя часть головки практически становится свободной от металлических частиц. Такое неравномерное распределение части по высоте прокладки обуславливает неоднозначное значение магнитной проницаемости различных областей прокладки.

Изобретение может быть реализовано с использованием известного из уровня техники технологического оборудования и материалов.

Перечисленные получаемые положительные технические результаты, достигаемые заявляемыми признаками полезной модели, снижают количество отказов рельсовой цепи.

Похожие патенты RU2399712C1

название год авторы номер документа
РЕЛЬСОВЫЙ ЭЛЕКТРОИЗОЛИРУЮЩИЙ СТЫК 2011
  • Фадеев Валерий Сергеевич
  • Емельянов Евгений Николаевич
  • Конаков Александр Викторович
  • Чигрин Юрий Леонидович
  • Штанов Олег Викторович
  • Ободовский Юрий Васильевич
  • Паладин Николай Михайлович
  • Киреевнин Алексей Борисович
RU2473726C2
РЕЛЬСОВОЕ СТЫКОВОЕ ЭЛЕКТРОИЗОЛИРУЮЩЕЕ СОЕДИНЕНИЕ 2012
  • Юрханов Владислав Борисович
  • Шаврин Евгений Геннадьевич
  • Розанов Александр Геннадьевич
  • Дариенко Ирина Николаевна
  • Матасова Анна Анатольевна
RU2501902C1
ПРОКЛАДКА СТЫКОВАЯ КОМПОЗИЦИОННАЯ 2009
  • Емельянов Евгений Николаевич
  • Конаков Александр Викторович
  • Фадеев Валерий Сергеевич
  • Чигрин Юрий Леонидович
  • Штанов Олег Викторович
  • Ободовский Юрий Васильевич
  • Паладин Николай Михайлович
  • Васин Валерий Викторович
RU2383680C1
ПРОКЛАДКА СТЫКОВАЯ КОМПОЗИЦИОННАЯ 2010
  • Фадеев Валерий Сергеевич
  • Конаков Александр Викторович
  • Чигрин Юрий Леонидович
  • Штанов Олег Викторович
  • Ободовский Юрий Васильевич
  • Паладин Николай Михайлович
  • Прищенко Александр Александрович
  • Васин Валерий Викторович
  • Емельянов Евгений Николаевич
RU2427681C1
ИЗОЛИРУЮЩИЙ СТЫК 2009
  • Фадеев Валерий Сергеевич
  • Емельянов Евгений Николаевич
  • Конаков Александр Викторович
  • Чигрин Юрий Леонидович
  • Штанов Олег Викторович
  • Ободовский Юрий Васильевич
  • Паладин Николай Михайлович
  • Васин Валерий Викторович
RU2409722C1
СТЫКОВАЯ ПРОКЛАДКА КОМПОЗИЦИОННАЯ 2008
  • Аркатов Виктор Степанович
  • Васин Валерий Викторович
  • Емельянов Евгений Николаевич
  • Каменев Александр Иванович
  • Конаков Александр Викторович
  • Фадеев Валерий Сергеевич
  • Чигрин Юрий Леонидович
  • Штанов Олег Викторович
RU2398797C2
ИЗОЛИРУЮЩИЙ СТЫК 2011
  • Емельянов Евгений Николаевич
  • Конаков Александр Викторович
  • Фадеев Валерий Сергеевич
  • Чигрин Юрий Леонидович
  • Штанов Олег Викторович
  • Ободовский Юрий Васильевич
  • Паладин Николай Михайлович
  • Васин Валерий Викторович
RU2459898C1
ВКЛАДЫШ ДЛЯ ИЗОЛИРУЮЩЕГО РЕЛЬСОВОГО СТЫКА 2005
  • Фадеев Валерий Сергеевич
  • Каменев Александр Иванович
  • Мокрицкий Борис Яковлевич
  • Аркатов Виктор Степанович
  • Сазонов Владимир Николаевич
  • Аркатов Юрий Викторович
RU2301291C2
СОЕДИНИТЕЛЬ ИЗОЛИРУЮЩИЙ РЕЛЬСОВЫЙ 2007
  • Емельянов Евгений Николаевич
  • Павлушко Григорий Дмитриевич
  • Прищенко Александр Александрович
  • Фадеев Валерий Сергеевич
RU2336386C1
СПОСОБ ФОРМИРОВАНИЯ МАГНИТНОГО ШУНТА РЕЛЬСОВОГО СТЫКА 2023
  • Фадеев Валерий Сергеевич
  • Конаков Александр Викторович
  • Паладин Николай Михайлович
RU2809421C1

Реферат патента 2010 года ПРОКЛАДКА СТЫКОВАЯ КОМПОЗИЦИОННАЯ

Изобретение относится к верхнему строению железнодорожного пути, а именно к конструкциям рельсовых изолирующих стыков. Прокладка стыковая композиционная располагается между торцами железнодорожных рельсов и стыковыми накладками и содержит головку, шейку и подошву. Прокладка выполнена из полиуретана, имеющего удельное электрическое сопротивление не менее 10 МОм·см, твердость по Шору не менее 85 единиц. Прокладка имеет неравнозначную магнитную проницаемость в области головки, шейки и подошвы прокладки, уменьшающуюся от головки к подошве. Значение магнитной проницаемости шейки в 1,5-2,0 раза меньше значения магнитной проницаемости подошвы. Контур подошвы прокладки выступает за контур подошвы рельса, не ограниченный стыковыми накладками, на 4-5 мм. Технический результат заключается в повышении эксплуатационной надежности рельсового стыкового электроизолирующего соединения. 1 ил.

Формула изобретения RU 2 399 712 C1

Прокладка стыковая композиционная, располагающаяся между торцами железнодорожных рельсов и стыковыми накладками, содержащая головку, шейку и подошву, отличающаяся тем, что выполнена из полиуретана, имеющего удельное электрическое сопротивление не менее 10 МОм·см, твердость по Шору не менее 85 единиц, и неравнозначную магнитную проницаемость в области головки, шейки и подошвы прокладки, уменьшающуюся от головки к подошве, при этом значение магнитной проницаемости шейки в 1,5-2,0 раза меньше значения магнитной проницаемости подошвы, а контур подошвы прокладки выступает за контур подошвы рельса, не ограниченный стыковыми накладками, на 4-5 мм.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2010 года RU2399712C1

US 3666175 А, 30.05.1972
Объектив эндоскопа 1986
  • Васин Леонид Николаевич
  • Фролов Юрий Александрович
  • Дмитриев Александр Петрович
  • Коробченко Игорь Александрович
SU1339474A1
0
SU85165A1
Фильера для прядения искусственного шелка 1935
  • Лео Энгель
SU49009A1

RU 2 399 712 C1

Авторы

Фадеев Валерий Сергеевич

Конаков Александр Викторович

Емельянов Евгений Николаевич

Чигрин Юрий Леонидович

Штанов Олег Викторович

Ободовский Юрий Васильевич

Паладин Николай Михайлович

Васин Валерий Викторович

Аркатов Виктор Степанович

Сазонов Владимир Николаевич

Даты

2010-09-20Публикация

2009-07-30Подача