УСТРОЙСТВО ФИКСАЦИИ АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ ПОВЕРХНОСТИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА Российский патент 2010 года по МПК F42B10/00 

Описание патента на изобретение RU2400694C1

Изобретение относится к области летательных аппаратов, а именно к средствам фиксации аэродинамических поверхностей.

Известен механизм фиксирования для стабилизаторов ракеты (патент США US 5950963 от 14.09.1999, МПК F42B 10/00), в котором фиксирование происходит с помощью ушек, установленных на опорной пластине, а высвобождение стабилизаторов происходит за счет перемещения поворотной пластины, смещающей ушки.

Недостатками аналога являются сложность конструкции и невозможность повторной фиксации.

Известно фиксирующее устройство для поворотного стабилизатора (международная заявка WO 2009051865 от 30.06.2008, МПК F42B 10/14), содержащее подпружиненные стопорящие стержни, входящие в зацепление с выступами на поворотной оси, на которой установлен стабилизатор, при этом высвобождение стабилизатора происходит с помощью механизма поворота стабилизатора.

Недостатками прототипа являются низкая надежность фиксации и невозможность повторной фиксации.

Задачей предлагаемого изобретения является создание устройства, обеспечивающего надежную фиксацию аэродинамической поверхности в определенном положении с возможностью при необходимости высвобождения аэродинамической поверхности.

Задача решается за счет того, что устройство фиксации аэродинамической поверхности летательного аппарата содержит корпус, в котором установлен шток с возможностью линейного перемещения в направлении, перпендикулярном оси поворота подвижной части аэродинамической поверхности, жестко закрепленной на вале, выполненном с отверстием, и пружину, установленную между штоком и корпусом, при этом шток установлен с возможностью перемещения в сторону оси вала и фиксации в отверстии вала под действием пружины, а в противоположную сторону под действием рабочего тела, а отверстие для подачи рабочего тела расположено в корпусе.

Предлагаемое изобретение позволяет повысить надежность фиксации с возможностью высвобождения аэродинамической поверхности за счет конструкции устройства, а также позволяет осуществлять повторную фиксацию аэродинамической поверхности.

На фиг.1 изображен общий вид аэродинамической поверхности летательного аппарата с устройством фиксации аэродинамической поверхности летательного аппарата.

На фиг.2 изображено устройство фиксации аэродинамической поверхности летательного аппарата в разрезе.

На фигурах обозначены следующие позиции:

1 - подвижная часть аэродинамической поверхности;

2 - неподвижная часть аэродинамической поверхности;

3 - вал;

4 - стакан;

5, 6 - части корпуса устройства;

7 - полость;

8, 9, 10 - отверстия (в корпусе устройства);

11 - шток;

12 - пружина;

13 - стержень;

14 - отверстие (в стакане);

15, 16 - уплотнительные кольца;

а - ось (вала);

b - ось (штока).

Аэродинамическая поверхность летательного аппарата состоит из подвижной 1 и неподвижной 2 частей, причем подвижная часть аэродинамической поверхности 1 выполнена с возможностью поворота относительно оси a, перпендикулярной оси симметрии летательного аппарата. Подвижная часть аэродинамической поверхности 1 закреплена на вале 3, который установлен в неподвижной части аэродинамической поверхности 2 с возможностью поворота относительно оси а. Как вариант исполнения летательного аппарата, аэродинамическая поверхность может быть выполнена состоящей только из подвижной части аэродинамической поверхности 1, в таком случае вал 3 установлен в корпусе летательного аппарата. Вал 3 соединен с устройством обеспечения поворота подвижной части аэродинамической поверхности, выполненным, например, в виде привода (не показано). Для упрощения процесса изготовления устройства фиксации аэродинамической поверхности летательного аппарата вал 3 включает в себя стакан 4.

Устройство фиксации аэродинамической поверхности летательного аппарата содержит корпус устройства (изображен состоящим из частей 5 и 6) с внутренней полостью 7 и отверстиями 8, 9 и 10, соединенными с полостью 7. В корпусе устройства установлены шток 11 и пружина 12. Полость 7 имеет цилиндрическую форму. Шток 11 выполнен в виде тела вращения, состоящего, по крайней мере, из двух цилиндрических частей разных диаметров, при этом первая цилиндрическая часть имеет больший диаметр и переходит во вторую цилиндрическую часть меньшего диаметра, которая заканчивается законцовкой конической формы. Со стороны основания, соединенного со второй цилиндрической частью, первая цилиндрическая часть выполнена таким образом, чтобы между этим основанием и внутренней поверхностью полости был образован зазор, например первая цилиндрическая часть может быть выполнена с фаской со стороны второй цилиндрической части. Шток 11 установлен с возможностью линейного перемещения в полости 7 таким образом, что первая цилиндрическая часть имеет возможность перемещения только внутри полости, а законцовка может выходить за пределы корпуса устройства на определенное расстояние через отверстие 8 корпуса устройства. Пружина 12 установлена в сжатом состоянии, один из ее концов контактирует со стенкой полости 7, другой - со штоком 11, при этом пружина 12 и шток 11 расположены в полости 7 таким образом, что усилие сжатия пружины 12 действует на шток 11 в направлении отверстия 8. Первая цилиндрическая часть неподвижно соединена со стержнем 13, например, с помощью резьбового соединения, при этом стержень 13 и шток 11 соединены соосно. Стержень 13 выходит за пределы корпуса устройства через отверстие 9.

Устройство фиксации аэродинамической поверхности летательного аппарата и подвижная часть аэродинамической поверхности 1 взаимно расположены таким образом, что ось а вала 3, на котором установлена подвижная часть аэродинамической поверхности 1, и ось b штока 11 перпендикулярны. В стакане 4 выполнено, по крайней мере, одно отверстие 14 конической формы, повторяющее форму конической законцовки штока 11. Отверстие 14 расположено таким образом, что при заданном заранее угловом положении подвижной части аэродинамической поверхности 1 законцовка штока 11 при линейном перемещении штока 11 входит в отверстие 14 и происходит фиксация. Угловое положение подвижной части аэродинамической поверхности 1, в котором она зафиксирована, выбирается исходя из задач, поставленных перед летательным аппаратом. Каждое отверстие 14 соответствует своему угловому положению подвижной части аэродинамической поверхности 1 в зафиксированном состоянии.

Отверстие 10 выполнено с возможностью подачи в полость 7 корпуса рабочего тела, например сжатого воздуха, при этом подача сжатого воздуха может быть осуществлена с помощью пневмосистемы (не показана). Усилие, создаваемое давлением воздуха на шток 11, превышает усилие сжатия пружины 12 и направлено в противоположную сторону. Для обеспечения герметичности шток снабжен уплотнительными кольцами 15 и 16.

Устройство фиксации аэродинамической поверхности летательного аппарата работает следующим образом.

С помощью стержня 13, например вручную, оттягивают шток 11, сжимая пружину 12. Приводят подвижную часть аэродинамической поверхности 1 в положение, при котором она должна быть зафиксирована. Отпускают шток 11. Шток 11 проходит в отверстия 8 и 14. Происходит фиксация подвижной части аэродинамической поверхности 1.

В заданный момент времени приводят в действие пневмосистему и подают воздух через отверстие 10. Давление воздуха в полости 7 корпуса создает усилие, действующее на шток 11 в направлении, противоположном усилию воздействия пружины 12, когда это усилие превышает усилие сжатия пружины 12, шток 11 перемещается в направлении, противоположном силе действия пружины 12, и выходит из отверстий 8 и 14, вал 3 высвобождается. Подвижная часть аэродинамической поверхности 1 получает возможность поворота с помощью устройства обеспечения поворота.

При необходимости повторной фиксации приводят подвижную часть аэродинамической поверхности 1 в положение, при котором необходимо произвести фиксацию, причем в случае, когда положений, при которых возможно произвести фиксацию, несколько, новое положение может отличаться от первоначального. С помощью пневмосистемы откачивают воздух через отверстие 10. Шток 11 под действием пружины 12 проходит через отверстия 8 и 14 и происходит фиксация подвижной части аэродинамической поверхности 1.

Предлагаемое изобретение предназначено для применения в области летательных аппаратов для фиксации подвижных аэродинамических поверхностей в определенном положении, например для аэродинамических поверхностей ракет, и используется на практике. Устройство фиксации аэродинамической поверхности летательного аппарата позволяет повысить надежность фиксации и обеспечить возможность высвобождения аэродинамической поверхности летательного аппарата.

Похожие патенты RU2400694C1

название год авторы номер документа
УСТРОЙСТВО ФИКСАЦИИ СЛОЖЕННЫХ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2008
  • Сабанцев Виктор Михайлович
  • Лукин Иван Дмитриевич
  • Завьялов Игорь Евгеньевич
RU2387947C1
УСТРОЙСТВО ФИКСАЦИИ СЛОЖЕННЫХ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ БЕСПИЛОТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2007
  • Юрконенко Алексей Николаевич
  • Бадей Дмитрий Михайлович
RU2354916C1
УСТРОЙСТВО ФИКСАЦИИ КОНСОЛЕЙ КРЫЛА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В СЛОЖЕННОМ СОСТОЯНИИ 2019
  • Лысанский Виталий Викторович
  • Лежнев Юрий Валентинович
  • Арсентьев Альберт Олегович
RU2731138C1
СПОСОБ ФИКСАЦИИ АЭРОДИНАМИЧЕСКОГО РУЛЯ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2017
  • Дорошков Федор Владимирович
  • Жиганов Петр Геннадьевич
  • Камшилин Дмитрий Михайлович
  • Шалаевских Илья Леонидович
RU2662718C1
УСТРОЙСТВО ФИКСАЦИИ СЛОЖЕННЫХ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2005
  • Лукин Иван Дмитриевич
  • Юрконенко Алексей Николаевич
  • Завьялов Игорь Евгеньевич
RU2283469C1
УСТРОЙСТВО ФИКСАЦИИ В СЛОЖЕННОМ ПОЛОЖЕНИИ КОНСОЛЕЙ КРЫЛА БЕСПИЛОТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2013
  • Юрконенко Алексей Николаевич
RU2522787C1
УСТРОЙСТВО ФИКСАЦИИ СЛОЖЕННЫХ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2014
  • Дергачёв Александр Анатольевич
  • Белюстин Лев Владимирович
  • Каверин Виктор Александрович
  • Шаповалов Анатолий Иванович
  • Коган Евгений Ильич
RU2549047C1
МЕХАНИЗМ ПЕРЕМЕЩЕНИЯ И ФИКСАЦИИ КРЫШКИ 2005
  • Гриценко Андрей Викторович
  • Жданов Олег Николаевич
  • Невмянов Вафа Сафиуллович
  • Толмачёв Сергей Михайлович
RU2290343C1
СКЛАДНОЙ АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ РУЛЬ 2013
  • Акимов Владимир Николаевич
  • Бобырев Валерий Михайлович
  • Иванов Дмитрий Николаевич
  • Паевская Лидия Григорьевна
  • Соломатин Андрей Васильевич
  • Эктов Василий Петрович
RU2538741C1
СКЛАДНАЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКАЯ ПОВЕРХНОСТЬ БЕСПИЛОТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2010
  • Сабанцев Виктор Михайлович
  • Остапенко Максим Юрьевич
RU2453799C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 400 694 C1

Реферат патента 2010 года УСТРОЙСТВО ФИКСАЦИИ АЭРОДИНАМИЧЕСКОЙ ПОВЕРХНОСТИ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

Изобретение относится к области летательных аппаратов, а именно к средствам фиксации аэродинамических поверхностей. Устройство фиксации аэродинамической поверхности летательного аппарата содержит корпус, в котором установлен шток, и пружину. Шток установлен с возможностью перемещения в направлении, перпендикулярном оси вала, на валу жестко закреплена поворотная часть аэродинамической поверхности. Пружина установлена между корпусом и штоком. Вал выполнен, по крайней мере, с одним отверстием. Шток выполнен с возможностью перемещения в сторону оси и фиксации его в отверстии вала под действием пружины. В противоположную сторону - под действием рабочего тела. Для подачи рабочего тела в корпусе выполнено отверстие. Обеспечивается надежная фиксация аэродинамической поверхности. 2 ил.

Формула изобретения RU 2 400 694 C1

Устройство фиксации аэродинамической поверхности летательного аппарата, содержащее корпус, в котором установлен шток с возможностью перемещения в направлении, перпендикулярном оси вала, на котором жестко закреплена поворотная часть аэродинамической поверхности, и пружину, установленную между штоком и корпусом, отличающееся тем, что вал выполнен, по крайней мере, с одним отверстием, а шток - с возможностью перемещения в сторону оси и фиксации его в отверстии вала под действием пружины, а в противоположную сторону - под действием рабочего тела, для подачи которого в корпусе выполнено отверстие.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2010 года RU2400694C1

WO 2009051865 А, 23.04.2009
US 5409185 А, 25.04.1996
US 5950963 А, 14.09.1999
СКЛАДНОЙ АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ ОРГАН 2001
  • Зыбин И.М.
  • Овчелупов Н.В.
  • Фимушкин В.С.
RU2197704C1
УСТРОЙСТВО ФИКСАЦИИ СЛОЖЕННЫХ АЭРОДИНАМИЧЕСКИХ ПОВЕРХНОСТЕЙ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 2005
  • Лукин Иван Дмитриевич
  • Юрконенко Алексей Николаевич
  • Завьялов Игорь Евгеньевич
RU2283469C1
Электрический вал 1946
  • Садовский И.М.
SU70978A1

RU 2 400 694 C1

Авторы

Миронова Елена Адольфовна

Сабанцев Виктор Михайлович

Даты

2010-09-27Публикация

2009-06-30Подача