Изобретение относится к авиационной технике, а именно к средствам раскладывания аэродинамических поверхностей.
Известно устройство раскладывания крыла (МПК F42B 10/20, патент Японии JP 8226798 от 03.09.1996), содержащее камеру с поршнем, к которой подведен трубопровод, пружину и раскладывающий элемент. К недостаткам устройства относятся: низкая эффективность вследствие слабого усилия раскладывания и отсутствие фиксации аэродинамической поверхности в разложенном положении.
Также известна складываемая аэродинамическая поверхность (МПК F42B 10/20, патент РФ №2338663 от 20.11.2008), раскладывание которой производится с помощью устройства, содержащего неподвижную и шарнирно навешанную на нее поворотную части, толкатель, скользящий внутри отверстий шарнира, и винтовой преобразователь движения толкателя во вращательное движение поворотной части аэродинамической поверхности, включающий цилиндр с винтовыми поверхностями и взаимодействующий с ними палец. Данное устройство является наиболее близким к предлагаемому изобретению и выбрано в качестве прототипа. Недостатками прототипа являются слабое усилие раскладывания и отсутствие фиксации аэродинамической поверхности в разложенном положении.
Задачей предлагаемого изобретения является создание устройства с повышенной эффективностью раскладывания аэродинамической поверхности, а также обеспечение надежной фиксации аэродинамической поверхности в разложенном положении.
Задача решается за счет того, что устройство раскладывания и фиксации аэродинамической поверхности содержит узел раскладывания аэродинамической поверхности, включающий рабочую камеру с поршнем, и узел фиксации аэродинамической поверхности в разложенном положении; узел раскладывания аэродинамической поверхности снабжен элементом, один конец которого связан с возможностью поворота с поршнем, а другой конец - с кронштейном с отверстиями, установленным на неподвижной части аэродинамической поверхности с возможностью поворота относительно оси раскладывания аэродинамической поверхности, при этом подвижная часть аэродинамической поверхности жестко закреплена на кронштейне, а узел фиксации аэродинамической поверхности выполнен в виде подпружиненных штоков, которые при полном раскрытии подвижной части аэродинамической поверхности входят в отверстия кронштейна.
Предлагаемое изобретение позволяет повысить эффективность устройства за счет сокращения времени раскладывания и повышения усилия раскладывания, а также обеспечить надежную фиксацию аэродинамической поверхности в разложенном положении.
Сущность предлагаемого изобретения поясняется фигурами.
На фиг.1 изображен общий вид аэродинамической поверхности в разложенном положении с устройством раскладывания и фиксации аэродинамической поверхности.
На фиг.2 изображен поперечный разрез устройства раскладывания и фиксации аэродинамической поверхности и условно изображена подвижная часть аэродинамической поверхности в сложенном положении.
На фиг.3 изображен продольный разрез устройства раскладывания и фиксации аэродинамической поверхности при разложенном положении подвижной части аэродинамической поверхности.
Аэродинамическая поверхность состоит из подвижной части 1 аэродинамической поверхности (далее - консоли 1), неподвижной части 2 аэродинамической поверхности, устройства раскладывания и фиксации аэродинамических поверхностей (не обозначено). Устройство раскладывания и фиксации аэродинамических поверхностей расположено в неподвижной части 2 аэродинамической поверхности.
Устройство раскладывания и фиксации аэродинамической поверхности состоит из корпуса 3, узла, обеспечивающего раскрытие аэродинамической поверхности, и узла, обеспечивающего фиксацию аэродинамической поверхности.
Для работы устройства раскладывания и фиксации аэродинамической поверхности в корпусе 3 выполнены отверстия и пазы. В отверстие 4 корпуса 3 вставлен штуцер 5, соединение корпуса 3 и штуцера 5 резьбовое. С другим концом штуцера 5 соединена воздушная магистраль пневмосистемы летательного аппарата. Отверстие 4 соединено с цилиндрической рабочей камерой 6, расположенной вдоль плоскости симметрии аэродинамической поверхности перпендикулярно продольной оси летательного аппарата. В рабочей камере расположен поршень 7 с возможностью перемещения вдоль оси а рабочей камеры 6. В состав поршня 7 входит проушина 8, жестко соединенная с основной частью поршня 7 с помощью, например, резьбового соединения. Для обеспечения герметичности в рабочей камере 6 на поршне 7 и в корпусе 3 в верхней части камеры расположены резиновые и уплотнительные кольца.
В проушине 8 выполнен паз, в который одним концом вставлен связующий элемент, выполненный в виде звена 9. Звено 9 соединено с возможностью поворота как с проушиной 8, так и с кронштейном 10. Кронштейн 10 имеет возможность поворота относительно оси b раскладывания аэродинамической поверхности (далее оси b), расположенной перпендикулярно оси а движения поршня 7 параллельно плоскости симметрии аэродинамической поверхности. На кронштейн 10 установлена консоль 1. Кронштейн 10 имеет симметричную вилкообразную форму и выполнен с выступами в части, соединенной с неподвижной частью аэродинамической поверхности 2. Выступы кронштейна 10 имеют форму пластин с отверстиями, расположенных перпендикулярно оси b.
Узел фиксации аэродинамической поверхности содержит штоки 11, соединенные с пружинами 12, стаканы 13, обеспечивающие фиксирование пружин 12, втулки 14, тяги 15. Втулки 14 жестко закреплены в отверстиях корпуса 3, в отверстиях втулок 14 установлены штоки 11 с возможностью перемещения вдоль осей втулок 14, пружины 12 и тяги 15. Пружины 12 установлены в сжатом состоянии. На свободных концах втулок 14 закреплены стаканы 13, при этом тяги 15 проходят через отверстия стаканов 13. Выступы кронштейна 10 ограничивают перемещение штоков 11 в сложенном положении консоли 1. Отверстия, выполненные в выступах кронштейна 10, расположены так, что при раскрытии консоли их положение соосно осям втулок 14 и штоков 11, за счет чего штоки 11 входят в отверстия.
Устройство раскладывания и фиксации аэродинамической поверхности работает следующим образом:
Под действием воздуха, подаваемого от пневмосистемы летательного аппарата через штуцер 5, происходит движение поршня 7, связанного с кронштейном 10 проушиной 8 и звеном 9. Кронштейн 10 совершает поворот вокруг оси b за счет движения поршня 7, проушины 8 и соединительного звена 9 и происходит раскладывание консоли 1.
При повороте кронштейна 10 с консолью 1 до упора отверстия кронштейна 10 занимают положение, соосное штокам 11 узла фиксации аэродинамической поверхности, и штоки 11 входят в отверстия кронштейна 10 под действием пружин 12.
Для того чтобы сложить консоль 1, оттягивают штоки 11 с помощью тяг 15, поворачивают консоль 1 и отпускают штоки 11, после чего складывают консоль 1 окончательно.
Предлагаемое изобретение позволяет повысить эффективность устройства раскладывания и фиксации аэродинамической поверхности за счет сокращения времени раскладывания и повышения усилия раскладывания. Изобретение предполагается использовать для раскладывания и фиксации складных аэродинамических поверхностей летательных аппаратов.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СКЛАДНАЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКАЯ ПОВЕРХНОСТЬ БЕСПИЛОТНОГО ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2010 |
|
RU2453799C1 |
РАСКЛАДЫВАЕМАЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКАЯ ПОВЕРХНОСТЬ | 2015 |
|
RU2599677C1 |
СКЛАДНОЙ АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ РУЛЬ | 2013 |
|
RU2538741C1 |
УСТРОЙСТВО РАСКЛАДЫВАНИЯ И ФИКСАЦИИ КОНСОЛЕЙ КРЫЛА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2011 |
|
RU2463210C1 |
УСТРОЙСТВО ФИКСАЦИИ В СЛОЖЕННОМ ПОЛОЖЕНИИ КОНСОЛЕЙ КРЫЛА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2018 |
|
RU2708108C1 |
УСТРОЙСТВО ФИКСАЦИИ КОНСОЛЕЙ КРЫЛА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА В СЛОЖЕННОМ СОСТОЯНИИ | 2019 |
|
RU2731138C1 |
САМОЛЕТ СО СКЛАДЫВАЕМЫМ КРЫЛОМ И УСТРОЙСТВО СКЛАДЫВАНИЯ КРЫЛА САМОЛЕТА | 2009 |
|
RU2403177C1 |
СКЛАДНАЯ РУЛЕВАЯ ПОВЕРХНОСТЬ АВИАЦИОННОГО СРЕДСТВА ПОРАЖЕНИЯ С ПРУЖИННЫМ МЕХАНИЗМОМ РАСКЛАДЫВАНИЯ | 2013 |
|
RU2549044C2 |
Устройство закрепления раскрывающихся консолей крыла летательного аппарата | 2019 |
|
RU2728913C1 |
УСТРОЙСТВО РАСКЛАДЫВАНИЯ КОНСОЛЕЙ КРЫЛА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2018 |
|
RU2685407C1 |
Изобретение относится к авиационной технике, а именно к средствам раскладывания аэродинамических поверхностей. Устройство размещено в неподвижной части аэродинамической поверхности и включает рабочую камеру с поршнем, соединенную с пневмосистемой летательного аппарата. Поршень при помощи связующего элемента взаимодействует с кронштейном, на котором закреплена подвижная часть аэродинамической поверхности. Раскладывание осуществляют за счет повышения давления в рабочей камере, что вызывает движение поршня и поворот кронштейна. При полном раскладывании аэродинамической поверхности осуществляют фиксацию аэродинамической поверхности с помощью подпружиненных штоков, входящих в отверстия кронштейна. Повышается эффективность устройства раскладывания и надежность фиксации аэродинамической поверхности. 3 ил.
Устройство раскладывания и фиксации аэродинамической поверхности, содержащее узел раскладывания аэродинамической поверхности, включающий рабочую камеру с поршнем и узел фиксации аэродинамической поверхности в разложенном положении, отличающееся тем, что узел раскладывания аэродинамической поверхности снабжен элементом, один конец которого связан с возможностью поворота с поршнем, а другой конец - с кронштейном с отверстиями, установленным на неподвижной части аэродинамической поверхности с возможностью поворота относительно оси раскладывания аэродинамической поверхности, при этом подвижная часть аэродинамической поверхности жестко закреплена на кронштейне, а узел фиксации аэродинамической поверхности выполнен в виде подпружиненных штоков, которые при полном раскрытии подвижной части аэродинамической поверхности входят в отверстия кронштейна.
СКЛАДЫВАЕМАЯ АЭРОДИНАМИЧЕСКАЯ ПОВЕРХНОСТЬ | 2007 |
|
RU2338663C1 |
JP 8226798 B1, 03.09.1996 | |||
RU 2911146 C1, 15.04.1994 | |||
СКЛАДНОЙ АЭРОДИНАМИЧЕСКИЙ ОРГАН УПРАВЛЯЕМОГО СНАРЯДА | 2004 |
|
RU2280230C1 |
Авторы
Даты
2010-09-27—Публикация
2009-03-02—Подача