Изобретение относится к области строительства опорных конструкций линий электропередачи высокого напряжения. В частности, изобретение касается конструкции грозозащиты воздушных линий электропередачи (ВЛ) с изолирующими траверсами без грозозащитных тросов.
Известна конструкция изолирующей опорно-подвесной трехфазной подвески ВЛ, описанная в US №3316342, Н01В 17/00, Н01В 17/08, H02G 7/20, Н01В 17/00, Н01В 17/02, H02G 7/20, опубл. 25.04.1967. Известная трехфазная подвеска содержит одну стальную траверсу, к которой на подвесной изолирующей подвеске в горизонтально разнесенные подвешены провода ЛЭП, при этом фиксация проводов в горизонтальной плоскости осуществляется опорным изолятором, распложенным наклонно к горизонтальному направлению.
Данное решение принято в качестве прототипа для заявленных объектов.
Такие подвески эффективны при компактизации канала передачи электроэнергии, например, в следующих случаях:
- в компактных ВЛ (воздушных линиях);
- в ВЛ с самонесущими изолированными проводами;
- в условиях, когда по различным причинам ВЛ выполняется с небольшими пролетами, и в связи с этим появляется необходимость уменьшить междуфазные расстояния, например, в городских условиях;
- в условиях, когда по различным причинам необходимо понизить высоту опор, например для повышения грозоупорности ВЛ или для уменьшения ширины охранной зоны ВЛ.
Недостатком данного решения является сложность конструкции в части как опорных элементов, так и в части установки изолирующих элементов, а также невысокая грозозащищенность ВЛ из-за отсутствия специальных средств грозозащиты (например, грозозащитного троса) и повышенных горизонтальных габаритов, при которых возможен прорыв молнии к любой из трех фаз ВЛ.
В большинстве случаев ВЛ защищаются от грозовых отключений подвеской грозозащитного троса. Однако в ряде случаев грозозащитный трос не выполняет своих функций, а иногда приводит к возникновению дополнительных аварийных ситуаций (например, при обрыве грозотроса).
Для повышения эффективности грозозащиты ВЛ необходимо обеспечить сопротивление заземления опор на уровне нормативных значений, определенных в Правилах Устройства Электроустановок (ПУЭ-7). В случае, когда трасса ВЛ проходит в районах с высоким удельным сопротивлением грунта, выполнение этого требования ПУЭ на практике обеспечить практически невозможно. В таких условиях наличие грозозащитного троса приводит не к повышению, а к снижению грозоупорности ВЛ, поскольку при высоких значениях сопротивления заземления опор каждый удар молнии в грозозащитный трос приводит к обратному перекрытию с тела опоры на провода ВЛ. В этом случае наличие грозотроса только увеличивает число грозовых отключений ВЛ.
В районах с высокой коррозионной агрессивностью атмосферы грозозащитные тросы корродируют значительно быстрее проводов, т.к. они выполнены из стали. При достижении коррозией критических значений происходит обрыв грозотросов. При падении грозотрос часто "ложится" на провода, приводя к коротким замыканиям и аварийному отключению ВЛ.
Снятие грозотроса приводит к тому, что молния поражает верхние провода ВЛ и каждое такое поражение приводит к перекрытию воздушного промежутка между проводом и телом опоры и, как следствие, к аварийному отключению ВЛ. Однако следует отметить, что количество ударов молнии в ВЛ без грозозащитных тросов снижается, так как провода подвешиваются ниже тросов.
Настоящее изобретение направлено на достижение технического результата, который заключается в упрощении конструкции и повышении грозозащищенности ВЛ.
Указанный технический результат для первого варианта исполнения достигается тем, что в устройстве грозозащиты воздушной линии электропередачи, содержащем опору с изолирующей траверсой, к которой прикреплен провод, и элемент грозозащиты, отличающемся тем, что изолирующая траверса выполнена из одного поддерживающего изолятора, воспринимающего растягивающие нагрузки, и одного опорного изолятора, воспринимающего сжимающие нагрузки, к точке связи которых между собой прикреплен провод, при этом другим концом поддерживающий изолятор прикреплен к опоре выше места прикрепления к этой опоре другого конца опорного изолятора, а элемент грозозащиты выполнен в виде ограничителя перенапряжений и прикреплен к опоре ниже опорного изолятора вдоль последнего с образованием искрового промежутка по отношению к проводу.
Указанный технический результат для второго варианта исполнения достигается тем, что в устройстве грозозащиты воздушной линии электропередачи, содержащем опору с изолирующей траверсой, к которой прикреплен провод, и элемент грозозащиты, отличающемся тем, что изолирующая траверса выполнена из одного поддерживающего изолятора, воспринимающего растягивающие нагрузки, и одного опорного изолятора, воспринимающего сжимающие нагрузки, к точке связи которых между собой прикреплен провод, при этом другим концом поддерживающий изолятор прикреплен к опоре выше места прикрепления к этой стойке другого конца опорного изолятора, элемент грозозащиты выполнен в виде ограничителя перенапряжений и прикреплен к опоре ниже опорного изолятора вдоль последнего, при этом ограничитель перенапряжений подключен к проводу шлейфом через дисконнектор, отключающий шлейф при выходе ограничителя перенапряжений из строя.
Указанные признаки являются существенными и взаимосвязаны между собой с образованием устойчивой совокупности существенных признаков, достаточной для получения требуемого технического результата.
Изобретение поясняется конкретными примерами, которые, однако, не являются единственно возможными, но наглядно демонстрируют возможность достижения приведенной совокупностью признаков требуемого технического результата:
фиг.1 - первый вариант исполнения грозозащиты;
фиг.2 - второй вариант исполнения грозозащиты.
Одним их путей повышения грозоупорности ВЛ без грозотросов является использование подвесных защитных аппаратов - нелинейных ограничителей перенапряжений (ОПН), которые на опорах с подвесной изоляцией подвешиваются к стальным траверсам параллельно линейному изолятору. При этом ОПН, как правило, не имеет электрического контакта с проводом, а отделен от него искровым воздушным промежутком, который перекрывается при возникновении грозовых перенапряжений и подключает ОПН к проводу только при появлении опасных грозовых перенапряжений. В случае, когда на ВЛ применяются изолирующие траверсы, подобное решение реализовано быть не может, т.к. изолирующая подвеска верхнего провода крепится непосредственно к верхней части стойки опоры, и никаких металлических (заземленных) траверс, к которым возможна подвеска ОПН, конструкция опоры не предусматривает.
ОПН - аппараты защиты от перенапряжений современного поколения, пришедшие на смену вентильным разрядникам. Ограничители перенапряжений нелинейные типа ОПН предназначены для защиты электрооборудования распределительных электрических сетей переменного тока с изолированной или компенсированной нейтралью от грозовых и коммутационных перенапряжений в соответствии с их вольт-амперными характеристиками и пропускной способностью. ОПН относятся к категории изделий, хорошо освоенных промышленностью. Эти аппараты выпускаются рядом российских предприятий, таких как ЗАО «Феникс-88» (информация об ОПН представлена на официальном сайте этой компании в Интернет в режиме он-лайн по адресу: http://www.fenix88.nsk.su/prod_opn.php), Группа компаний «Промгруппа Планета» (информация об ОПН представлена на официальном сайте этой компании в Интернет в режиме он-лайн по адресу: http://pplaneta.ru/opn.html), как «АВК-Энерго» (информация об ОПН представлена на официальном сайте этой компании в Интернет в режиме он-лайн по адресу: http://www.avk.su/avkcatalog/opn/), как ЗАО «Высоковольтные Электрические Защитные Аппараты» («ВЭЗА») и ООО «Электрозащита» (информация об ОПН представлена на официальном сайте этой компании в Интернет в режиме он-лайн по адресу: http://www.elz.ru/opn.htm).
В рамках настоящего изобретения предлагается выполнить грозозащиту ВЛ без грозозащитных тросов при помощи ОПН. При этом предлагается изменить пространственное положение ОПН. Для этого предлагается грозозащиту воздушной линии электропередачи (ВЛ) с изолирующими траверсами, каждая из которых выполнена из одного поддерживающего изолятора 1, воспринимающего растягивающие нагрузки, и одного опорного изолятора 2, воспринимающего сжимающие нагрузки, к точке связи которых между собой прикреплен провод 3 и каждый из которых прикреплен другим концом к опоре ВЛ 4, установить ОПН 5 на опоре 4 ниже опорного изолятора 2 изолирующей траверсы и отделить ОПН 5 от провода 3 искровым промежутком (фиг.1). Таким образом, поддерживающий изолятор 1 и опорный изолятор 2 за счет прикрепления их к опоре 4 на разной высоте (поддерживающий изолятор прикреплен к опоре выше места прикрепления к этой опоре другого конца опорного изолятора), образуют силовой треугольник в вертикальной плоскости, образующий изолирующую траверсу. При этом ОПН, представляющий собой близкую к трубчатой форме конструкцию, размещается на расстоянии от опорного изолятора (вдоль опорного изолятора) и примерно параллельно ему (продольная ось конструкции ОПН параллельна продольной оси опорного изолятора, который так же имеет близкую к трубчатой форму). Устройство грозозащиты (ОПН) прикреплено к опоре ниже опорного изолятора вдоль последнего с образованием искрового промежутка по отношению к проводу.
Возможен вариант исполнения, согласно которому для конструкции по фиг.2 ОПН 5 установлен на стойке опоры ниже опорного изолятора 2 изолирующей траверсы, при этом ОПН 5 подключен к проводу шлейфом 6, который отстреливается отделителем 7 (дисконнектором) в случае выхода ОПН из строя (фиг.2). При этом отделитель (дисконнектор может быть установлен с любой стороны шлейфа 6.
Новое размещение ОПН на стойке опоры относительно элементов изолирующей траверсы позволяет обеспечить высокий уровень защиты от перенапряжений и грозозащиты ВЛ при отсутствии необходимости изменения конструкции самой опоры.
Использование ОПН позволяет обеспечить значительный экономический эффект за счет резкого уменьшения количества аварийных отключений в грозовой сезон.
Настоящее изобретение промышленно применимо, так как основано на рациональном расположении элементов опоры, обеспечивающем повышение эксплуатационных характеристик опоры в части защиты от грозовых отключений.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
УСТРОЙСТВО ГРОЗОЗАЩИТЫ ДЛЯ ВОЗДУШНОЙ ЛИНИИ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ (ВАРИАНТЫ) | 2009 |
|
RU2400896C1 |
УСТРОЙСТВО ГРОЗОЗАЩИТЫ ДЛЯ ВОЗДУШНОЙ ЛИНИИ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ (ВАРИАНТЫ) | 2009 |
|
RU2400895C1 |
УСТРОЙСТВО ГРОЗОЗАЩИТЫ ДЛЯ ВОЗДУШНОЙ ЛИНИИ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ (ВАРИАНТЫ) | 2009 |
|
RU2414031C1 |
ИЗОЛИРУЮЩАЯ ОПОРНО-ПОДВЕСНАЯ ТРЕХФАЗНАЯ ПОДВЕСКА ВОЗДУШНЫХ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ | 2007 |
|
RU2340059C1 |
ЛИНИЯ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ | 2002 |
|
RU2312441C2 |
ПРОМЕЖУТОЧНАЯ ОПОРА ДЛЯ ВОЗДУШНЫХ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ СВЕРХВЫСОКОГО НАПРЯЖЕНИЯ (ВАРИАНТЫ) | 2006 |
|
RU2314617C1 |
УСТРОЙСТВО ГРОЗОЗАЩИТЫ ВЫСОКОВОЛЬТНОЙ ВОЗДУШНОЙ ЛИНИИ (ВАРИАНТЫ) И ВЫСОКОВОЛЬТНАЯ ВОЗДУШНАЯ ЛИНИЯ, СНАБЖЕННАЯ ТАКИМ УСТРОЙСТВОМ | 2011 |
|
RU2456733C1 |
АНКЕРНАЯ УГЛОВАЯ ОПОРА НА ОТТЯЖКАХ | 2008 |
|
RU2379451C1 |
УСТРОЙСТВО ЗАЩИТЫ ИЗОЛИРОВАННЫХ ПРОВОДОВ, ЛИНЕЙНЫХ ИЗОЛЯТОРОВ И ОБОРУДОВАНИЯ 6-35 кВ ВОЗДУШНЫХ ЛИНИЙ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ ОТ АТМОСФЕРНЫХ ПЕРЕНАПРЯЖЕНИЙ (ВАРИАНТЫ) | 2015 |
|
RU2584824C1 |
УСТРОЙСТВО ГРОЗОЗАЩИТЫ И ЛИНИЯ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ С УСТРОЙСТВОМ ГРОЗОЗАЩИТЫ | 2002 |
|
RU2248079C2 |
Изобретение относится к области строительства опорных конструкций линий электропередачи высокого напряжения. Устройство грозозащиты воздушной линии электропередачи, содержащее опору с изолирующей траверсой, к которой прикреплен провод, и элемент грозозащиты, при этом изолирующая траверса выполнена из одного поддерживающего изолятора, воспринимающего растягивающие нагрузки, и одного опорного изолятора, воспринимающего сжимающие нагрузки, к точке связи которых между собой прикреплен провод, при этом другим концом поддерживающий изолятор прикреплен к опоре выше места прикрепления к этой опоре другого конца опорного изолятора, а элемент грозозащиты выполнен в виде ограничителя перенапряжений и прикреплен к опоре ниже опорного изолятора вдоль последнего с образованием искрового промежутка по отношению к проводу. Во втором варианте выполнения устройства грозозащиты ограничитель перенапряжений подключен к проводу шлейфом через дисконнектор, отключающий шлейф при выходе ограничителя перенапряжений из строя. Техническим результатом является упрощение конструкции и повышение грозозащищенности воздушной линии. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.
1. Устройство грозозащиты воздушной линии электропередачи, содержащее опору с изолирующей траверсой, к которой прикреплен провод, и элемент грозозащиты, отличающееся тем, что изолирующая траверса выполнена из одного поддерживающего изолятора, воспринимающего растягивающие нагрузки, и одного опорного изолятора, воспринимающего сжимающие нагрузки, к точке связи которых между собой прикреплен провод, при этом другим концом поддерживающий изолятор прикреплен к опоре выше места прикрепления к этой опоре другого конца опорного изолятора, а элемент грозозащиты выполнен в виде ограничителя перенапряжений и прикреплен к опоре ниже опорного изолятора вдоль последнего с образованием искрового промежутка по отношению к проводу.
2. Устройство грозозащиты воздушной линии электропередачи, содержащее опору с изолирующей траверсой, к которой прикреплен провод, и элемент грозозащиты, отличающееся тем, что изолирующая траверса выполнена из одного поддерживающего изолятора, воспринимающего растягивающие нагрузки, и одного опорного изолятора, воспринимающего сжимающие нагрузки, к точке связи которых между собой прикреплен провод, при этом другим концом поддерживающий изолятор прикреплен к опоре выше места прикрепления к этой стойке другого конца опорного изолятора, а элемент грозозащиты выполнен в виде ограничителя перенапряжений и прикреплен к опоре ниже опорного изолятора вдоль последнего, при этом ограничитель перенапряжений подключен к проводу шлейфом через дисконнектор, отключающий шлейф при выходе ограничителя перенапряжений из строя.
US 3316342 А, 25.04.1967 | |||
ЛИНИЯ ЭЛЕКТРОПЕРЕДАЧИ С УСТРОЙСТВОМ ЗАЩИТЫ ОТ ГРОЗОВЫХ ПЕРЕНАПРЯЖЕНИЙ | 1996 |
|
RU2100888C1 |
US 3803345 A, 09.04.1974 | |||
US 4540844 A, 10.09.1985. |
Авторы
Даты
2010-09-27—Публикация
2009-10-30—Подача