СПОСОБ ОТДЕЛЕНИЯ РАЗГОННОГО ДВИГАТЕЛЯ БИКАЛИБЕРНОЙ РАКЕТЫ И РАКЕТА ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ Российский патент 2010 года по МПК F42B15/00 

Описание патента на изобретение RU2401413C1

Изобретение относится к области вооружений и может быть использовано в зенитных и противотанковых ракетных комплексах.

Известен способ разделения бикалиберной управляемой ракеты [патент РФ №2114382, МПК7 F42B 15/00, от 27.06.1998], выбранный в качестве прототипа, включающий операции выталкивания кормы маршевой ступени из посадочного гнезда двигателя и демпфирование возмущающего момента от боковых сил при разделении путем удара передней части двигателя по заднему торцу маршевой ступени в направлении, противоположном возмущению.

Недостатком данного способа разделения является то, что величина усилия при ударе передней части гнезда двигателя о торец маршевой ступени зависит от конструкции ракеты и мало связана с величиной возмущающей силы, демпфирующее усилие, создаваемое за счет удара, очень кратковременно и при высоких скоростях разделения может быть недостаточным для компенсации возмущений, а кроме того, применение способа возможно только для ракет со ступенчатой кормовой частью, что ухудшает компоновку внутренних блоков маршевой ступени.

В качестве прототипа, реализующего предложенный способ, выбрана ракета, содержащая отделяемый двигатель, поршень с пороховым зарядом и юбкой, упор в передней части двигателя и переходной обтекатель [патент РФ №2279629, МПК7 F42B 15/00, от 10.07.2006]. Усилие выталкивания из посадочного гнезда двигателя, действующее на корму маршевой ступени, осуществляется срабатыванием порохового заряда через поршень с юбкой, охватывающий ее по наружному диаметру. При ударе юбки поршня об упор происходит расстыковка маршевой ступени и двигателя. За счет кольцевого упора и юбки поршня уменьшаются контактные поверхности взаимодействия при движении кормы маршевой ступени в посадочном гнезде двигателя, что снижает величину сил трения, сокращает время разделения и уменьшает импульс боковых сил в момент разделения. Демпфирование возмущающего момента после разделения обеспечивается переходным обтекателем при сходе с кормы маршевой ступени, однако оно кратковременно и недостаточно, а при высоких скоростях полета в момент разделения из-за усилий набегающего потока воздуха переходной обтекатель может не расстыковаться с двигателем, и демпфирующее воздействие на маршевую ступень производиться не будет.

Задачей, решаемой предлагаемым изобретением, является повышение надежности демпфирования возмущений маршевой ступени ракеты при разделении.

Поставленная задача решается тем, что в известном способе отделения разгонного двигателя бикалиберной ракеты, включающем демпфирование возмущающего момента, действующего на маршевую ступень посредством переходного обтекателя, установленного на кормовую часть маршевой ступени и состыкованного с передней частью разгонного двигателя, новым является то, что в момент отделения маршевой ступени от разгонного двигателя отстыковывают обтекатель от разгонного двигателя и перемещают его по кормовой части маршевой ступени сообщением ему продольного импульса силы в направлении полета, после чего аэродинамической силой набегающего потока воздуха перемещают обтекатель к заднему торцу маршевой ступени и сбрасывают, причем в случае наличия углов атаки маршевой ступени увеличивают силу трения обтекателя о кормовую часть маршевой ступени.

Такой способ разделения обеспечивает временное увеличение запаса устойчивости маршевой ступени посредством аэродинамического демпфирования возмущающего момента, действующего на кормовую часть маршевой ступени после разделения переходным обтекателем.

Предлагаемое изобретение реализуется бикалиберной ракетой, содержащей разгонный двигатель, телескопически установленный на кормовую часть маршевой ступени, поршень с пороховым зарядом и юбкой, охватывающей задний конец маршевой ступени, упор в передней части разгонного двигателя и переходной обтекатель. Новым является то, что переходной обтекатель установлен на кормовую часть маршевой ступени с образованием кольцевого зазора, задний его торец поджат к упору посредством резьбового соединения, а на внутренней поверхности обтекателя выполнены кольцевые проточки, в которые установлены упругодеформируемые элементы из фрикционного материала.

Устройство обеспечивает перемещение обтекателя по кормовой части маршевой ступени в направлении полета под действием силового импульса, сообщаемого ему при ударе поршня об упор после воспламенения порохового заряда и передаваемого обтекателю за счет упругой деформации упора. Зазор между кормой маршевой ступени и обтекателем позволяет создавать перекос обтекателя при появлении угла атаки, что приводит к деформации упругих элементов, установленных в кольцевые проточки обтекателя, которые тормозят его сброс и позволяют увеличить трение и соответственно время его схода с кормовой части маршевой ступени под действием аэродинамических сил, что увеличивает время демпфирования.

Изобретение поясняется чертежами, где на фиг.1 изображена бикалиберная ракета до отделения разгонного двигателя, на фиг.2 изображен процесс отделения разгонного двигателя от маршевой ступени и демпфирования возмущающего момента.

Бикалиберная ракета содержит маршевую ступень 1 (фиг.1), кормовая часть которой телескопически установлена в разгонный двигатель 2, поршень 3 с пороховым зарядом 4 и юбкой 5, охватывающей задний конец маршевой ступени, упор 6 и переходной обтекатель 7. Переходной обтекатель установлен на кормовую часть маршевой ступени с кольцевым зазором 8, задний торец обтекателя поджат к упору резьбовым соединением 9, в кольцевые проточки 10 установлены упругодеформируемые элементы 11.

Отделение разгонного двигателя от маршевой ступени бикалиберной ракеты происходит следующим образом (см. фиг.2). После выгорания топлива в разгонном двигателе подается команда на воспламенение порохового заряда за поршнем, и избыточное давление начинает выбрасывать поршень и кормовую часть маршевой ступени из посадочного гнезда двигателя. Торец маршевой ступени, где обычно размещены приемопередающие устройства управляемой ракеты, защищен при этом поршнем от горячих пороховых газов, это дает возможность применять активное разделение ракеты и сократить время разделения с увеличением импульса силы, что уменьшает угол заброса маршевой ступени в момент разделения. Количество пороха экспериментально подбирается таким образом, чтобы удар движущегося поршня гарантированно разрушал резьбовое соединение переходного обтекателя. Упор при ударе о него юбки поршня упруго деформируется, резьбовое соединение переходного обтекателя, которое обеспечивало его поджатие к упору, разрушается, и обтекатель под действием кинетической энергии поршня (F) перемещается по кормовой части маршевой ступени в направлении полета. При этом за счет поджатия резьбовым соединением заднего торца переходного обтекателя к упору обмен энергии между поршнем и обтекателем происходит с большим коэффициентом передачи, и обтекатель забрасывается на кормовую часть дальше, что увеличивает его последующее время схода с кормы и соответственно увеличивает время демпфирующего момента. В момент отделения от разгонного двигателя маршевая ступень еще не успевает повернуться на угол относительно направленного воздушного потока (Fп), поэтому упругие элементы в проточках обтекателя при его движении по корме в направлении полета не деформируются и сила трения их о корму минимальна, что также позволяет увеличить дальность заброса обтекателя на корму. После разделения ракеты обтекатель тормозится воздушным напором, маршевая ступень под действием управляющего момента (M1) на рулях из-за задержки команд поворачивается относительно центра масс (Цм) на угол (а) по направлению к встречному потоку воздуха. При этом обтекатель за счет кольцевого зазора с маршевой ступенью перекашивается и на корме создается демпфирующий момент (М2), препятствующий повороту ракеты относительно центра масс. Упругие элементы в проточках при этом деформируются, сила трения их о корму возрастает, и время сброса обтекателя с кормы увеличивается, что увеличивает и продолжительность действия демпфирующего момента.

Таким образом, предложенный способ отделения разгонного двигателя бикалиберной ракеты и ракета для его реализации позволяют уменьшить возмущения маршевой ступени при разделении ракеты, что повышает ее надежность.

Похожие патенты RU2401413C1

название год авторы номер документа
Бикалиберная ракета (варианты) 2016
  • Карпов Михаил Владимирович
  • Кузнецов Владимир Маркович
  • Жуков Владимир Петрович
  • Еремин Сергей Николаевич
RU2616206C1
РАКЕТА 2009
  • Кузнецов Владимир Маркович
  • Жуков Владимир Петрович
  • Корнеичев Александр Вячеславович
  • Еремин Сергей Николаевич
RU2399867C1
Двухступенчатая вращающаяся по крену ракета 2019
  • Еремин Сергей Николаевич
  • Жуков Владимир Петрович
  • Карпов Михаил Владимирович
  • Костяев Валерий Вячеславович
RU2715009C1
РАКЕТА 2002
  • Шипунов А.Г.
  • Бабичев В.И.
  • Филиппов В.В.
  • Колоницкий Е.К.
  • Павлов А.М.
RU2202761C1
РАКЕТА 2004
  • Кузнецов Владимир Маркович
  • Жуков Владимир Петрович
  • Рассказов Александр Валентинович
RU2279629C2
УПРАВЛЯЕМАЯ ПУЛЯ 2013
  • Шипунов Аркадий Георгиевич
  • Кузнецов Владимир Маркович
  • Рындин Максим Владимирович
  • Хрипунов Лев Александрович
  • Колотилин Александр Владимирович
  • Дикшев Алексей Игоревич
RU2527366C1
БИКАЛИБЕРНАЯ УПРАВЛЯЕМАЯ РАКЕТА 2014
  • Курчанов Максим Владимирович
  • Морозов Виктор Викторович
  • Орлов Альберт Ромилович
  • Обухов Игорь Юрьевич
RU2569995C1
Бикалиберная ракета 2017
  • Кузнецов Владимир Маркович
  • Жуков Владимир Петрович
  • Паршутин Руслан Викторович
  • Еремин Сергей Николаевич
RU2657300C1
СПОСОБ СТРЕЛЬБЫ УПРАВЛЯЕМОЙ РАКЕТОЙ И РАКЕТА ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ 2006
  • Кузнецов Владимир Маркович
  • Жуков Владимир Петрович
  • Алексеев Александр Николаевич
  • Козлов Денис Валерьевич
RU2324143C1
РАКЕТА 2002
  • Жуков В.П.
  • Жуков Д.В.
  • Коликов В.А.
  • Кузнецов В.М.
RU2222771C1

Иллюстрации к изобретению RU 2 401 413 C1

Реферат патента 2010 года СПОСОБ ОТДЕЛЕНИЯ РАЗГОННОГО ДВИГАТЕЛЯ БИКАЛИБЕРНОЙ РАКЕТЫ И РАКЕТА ДЛЯ ЕГО РЕАЛИЗАЦИИ

Изобретение относится к области вооружений. Технический результат - повышение надежности демпфирования возмущений маршевой ступени ракеты при разделении. Производят отделение разгонного двигателя, включающее демпфирование возмущающего момента, действующего на маршевую ступень посредством переходного обтекателя, установленного на кормовую часть маршевой ступени и состыкованного с передней частью разгонного двигателя. В момент отделения маршевой ступени от разгонного двигателя отстыковывают обтекатель от разгонного двигателя и перемещают его по кормовой части маршевой ступени сообщением ему продольного импульса силы в направлении полета. Затем силой набегающего потока воздуха перемещают обтекатель к заднему торцу маршевой ступени и сбрасывают. В случае наличия углов атаки маршевой ступени увеличивают силу трения обтекателя о кормовую часть маршевой ступени. Ракета содержит разгонный двигатель, телескопически установленный на кормовую часть маршевой ступени, поршень с пороховым зарядом и юбкой, охватывающей задний конец маршевой ступени, упор в передней части разгонного двигателя и переходной обтекатель, который установлен на кормовую часть маршевой ступени с образованием кольцевого зазора. Задний его торец поджат к упору посредством резьбового соединения, а на внутренней поверхности обтекателя выполнены кольцевые проточки, в которые установлены упругодеформируемые элементы из фрикционного материала. 2 н.п. ф-лы, 2 ил.

Формула изобретения RU 2 401 413 C1

1. Способ отделения разгонного двигателя бикалиберной ракеты в процессе ее полета, включающий демпфирование возмущающего момента, действующего на маршевую ступень ракеты посредством переходного обтекателя, установленного на кормовую часть маршевой ступени и состыкованного с передней частью разгонного двигателя, отличающийся тем, что в момент отделения маршевой ступени от разгонного двигателя отстыковывают обтекатель от разгонного двигателя и перемещают его по кормовой части маршевой ступени сообщением ему продольного импульса силы в направлении полета ракеты, после чего аэродинамической силой набегающего потока воздуха перемещают обтекатель к заднему торцу маршевой ступени и сбрасывают, причем силу трения обтекателя о кормовую часть маршевой ступени увеличивают с учетом углов атаки маршевой ступени.

2. Бикалиберная ракета, содержащая разгонный двигатель, телескопически установленный на кормовую часть маршевой ступени, поршень с пороховым зарядом и юбкой, охватывающей задний конец маршевой ступени, упор в передней части разгонного двигателя и переходной обтекатель, отличающаяся тем, что переходной обтекатель установлен на кормовую часть маршевой ступени с образованием кольцевого зазора, при этом задний его торец поджат к упору посредством резьбового соединения, а на внутренней поверхности обтекателя выполнены кольцевые проточки, в которые установлены упругодеформируемые элементы из фрикционного материала.

Документы, цитированные в отчете о поиске Патент 2010 года RU2401413C1

РАКЕТА 2004
  • Кузнецов Владимир Маркович
  • Жуков Владимир Петрович
  • Рассказов Александр Валентинович
RU2279629C2
РАКЕТА 2002
  • Жуков В.П.
  • Жуков Д.В.
  • Коликов В.А.
  • Кузнецов В.М.
RU2222771C1
РЕАКТИВНЫЙ СНАРЯД С ОТДЕЛЯЕМЫМ ДВИГАТЕЛЕМ 1998
  • Кузнецов В.М.
  • Соколов Г.Ф.
  • Морозов В.Д.
  • Васина Е.А.
  • Махонин В.В.
  • Филимонов Г.Д.
  • Давыдов М.Н.
RU2133444C1
US 5582367 A, 10.12.1996.

RU 2 401 413 C1

Авторы

Капустин Анатолий Сергеевич

Жуков Владимир Петрович

Еремин Сергей Николаевич

Корнеичев Александр Вячеславович

Даты

2010-10-10Публикация

2009-06-19Подача