Изобретение относится к области авиации, а именно к устройствам аварийного спасения пассажиров на самолетах.
Известно устройство для аварийного спасения экипажа в виде отделяемой кабины, снабженной автономной силовой установкой, шасси и несущими плоскостями (см. а.с. №728085, кл. В64С 1/32, Бюл. №15, 1992 г.). Этим устройством спасение пассажиров не предусмотрено.
Известно также устройство для аварийного спасения пассажиров (см. пат. РФ №2021164, по кл. В64С 1/32, Бюл. №19, 1994 г., Аэробус «Люси»), в котором пассажирские салоны выполнены герметизирующимися и снабжены средствами разделения, отделения друг от друга и парашютами.
Это устройство не может быть использовано на действующих моделях, т.к. требует значительной переделки фюзеляжа.
Наиболее близким по своей технической сути к предлагаемому является устройство для аварийного спасения пассажиров (см. пат. Укр. №18033А, 17.06.97 г.), в котором дополнительная площадка с установленными на ней креслами для пассажиров после отделения хвостовой части фюзеляжа вытягивается в образовавшееся отверстие и опускается на землю на парашюте, при этом дополнительная площадка снабжена надувными боковыми ограждениями и амортизирующими баллонами.
Однако в известном устройстве для спасения пассажиров необходимо их переместить и разместить на дополнительной площадке, что в аварийной ситуации является довольно сложной операцией. Кроме того, эта площадка открыта для аэродинамических воздействий на пассажиров, т.к. скорость полета, необходимая для поддержания горизонтального полета, довольно значительная, а при сваливании самолета в неуправляемое падение спасение с помощью дополнительной площадки с двумя тормозными парашютами становится проблематичным.
В основу изобретения положена задача создания устройства для аварийного спасения пассажиров при минимальном переоборудовании самолетов.
Эта задача решается за счет того, что устройство аварийного спасения пассажиров состоит из верней части фюзеляжа, отделяемой от нижней части аэродинамическим встречным потоком с помощью тормозного парашюта, при этом верхняя и нижняя части фюзеляжа соединены между собой по горизонтальной линии их раздела разъемными шарнирами, верхний элемент которого своей цилиндрической частью входит в средний вырез цилиндрической части нижнего элемента и закрепляется в нем штифтами, жестко закрепленными на кольцевом тросе, при этом элементы шарнира жестко закреплены на силовых элементах верхней отделяемой и нижней базовой части фюзеляжа самолета, а нижние элементы шарниров снабжены прорезями для прохода троса при общей их разблокировки, при этом кольцевой трос в хвостовой части фюзеляжа установлен в зажимном устройстве, закрепленном на верхней отделяемой части фюзеляжа самолета, на расстоянии от опорного штыря, закрепленного на нижней базовой части фюзеляжа, равном не менее длины штифта, а в передней части фюзеляжа, в районе кабины, кольцевой трос установлен на опорной дуге силового привода командоаппарата, который также установлен на верхней отделяемой части фюзеляжа самолета, кроме этого кресла пассажиров выполнены также разделяемыми и состоят из жестких частей, закрепленных на палубе пассажирского салона нижней базовой части фюзеляжа самолета, и установленных на них отделяемых мягких сидений, выполненных в виде короба, из мягких материалов, передние открытые части которых закрываются защитной шторкой, которые в нерабочем положении размещены в нижних частях коробов, гибкие тяги защитных шторок соединены с корпусами защелок, установленных в верхних частях коробов, причем гибкие тяги защитных шторок соединены разрывными тросиками, закрепленными на верхней отделяемой частью фюзеляжа, при этом в верхней части коробов каждого кресла размещен спасательный парашют, а стенки короба выполнены в виде эластичных оболочек, снабженных источником наддува (не показан), который срабатывает при отделении мягкого сиденья от жесткой его части, причем кресла от разделения удерживаются чеками (на чертежах чеки не показаны), которые соединены друг с другом так, что удаление их происходит поочередно, начиная с заднего кресла, чека которого и чека спасательного парашюта соединены тросиками с верхней отделяемой частью фюзеляжа.
На фиг.1, 2, 3 схематично показано размещение разъемных замков, элементы управления и динамика отделения верхней части фюзеляжа от нижней, на фиг.4, 5, 6 показано устройство разъемного замка каркаса фюзеляжа, а на фиг.7, 8 показано кресло в рабочем и раскрытом положении.
Устройство аварийного спасения пассажиров состоит из верней части 1 фюзеляжа, отделяемой от нижней части 2 аэродинамическим встречным потоком с помощью тормозного парашюта 3, при этом верхняя 1 и нижняя 2 части фюзеляжа соединены между собой по горизонтальной линии их раздела разъемными шарнирами 4, верхний элемент 5 которого своей цилиндрической частью входит в средний вырез цилиндрической части нижнего элемента 6 и закрепляется в нем штифтами 7, жестко закрепленными на кольцевом тросе 8, при этом элементы 5, 6 шарнира 4 жестко закреплены на силовых элементах верхней отделяемой 1 и нижней базовой 2 части фюзеляжа самолета, а нижние элементы 6 шарниров снабжены прорезями 9 для прохода троса 8 при общей их разблокировки, при этом кольцевой трос 8 в хвостовой части фюзеляжа установлен в зажимном устройстве 10, закрепленном на верхней отделяемой части 1 фюзеляжа самолета, на расстоянии от опорного штыря 11, закрепленного на нижней базовой части 2 фюзеляжа, равном не менее длины штифта 7, а в передней части фюзеляжа, в районе кабины, кольцевой трос 8 установлен на опорной дуге 12 силового привода командоаппарата 13, который также установлен на верхней отделяемой части 1 фюзеляжа самолета, кроме этого кресла пассажиров выполнены также разделяемыми и состоят из жестких частей 14, закрепленных на палубе пассажирского салона нижней базовой части 2 фюзеляжа самолета, и установленных на них отделяемых мягких сидений 15, выполненных в виде короба 16, из мягких материалов, передние открытые части которых закрываются защитной шторкой 17, которые в нерабочем положении размещены в нижних частях коробов 16, гибкие тяги 19 защитных шторок 17 соединены с корпусами защелок 18, установленных в верхних частях коробов 16, причем гибкие тяги 19 защитных шторок 17 соединены разрывными тросиками 20, закрепленными на верхней отделяемой части 1 фюзеляжа, при этом в верхней части коробов 16 каждого кресла размещен спасательный парашют 21, а стенки короба 16 выполнены в виде эластичных оболочек, снабженных источником наддува (не показан), который срабатывает при отделении мягкого сидения 15 от жесткой его части 14, причем кресла от разделения удерживаются чеками (на чертежах чеки не показаны), которые соединены друг с другом так, что удаление их происходит поочередно, начиная с заднего кресла, чека которого и чека спасательного парашюта соединены тросиками с верхней отделяемой частью 1 фюзеляжа.
Работает устройство следующим образом. От сигнала командоаппарата 13 силовой привод опорной дугой 12 перемещает кольцевой трос 8. При этом в хвостовой части кольцевой трос 8 сместится из зажимного устройства 10 на опорный штырь 11, а штифты 7 выходят из зацепления разъемных элементов 5, 6 шарнира 4. Командоаппарат 13 одновременно с подачей сигнала на силовой привод дает команду на выпуск тормозного парашюта 3. Под действием усилий от тормозного парашюта 3 верхняя отделяемая часть 1 фюзеляжа приподнимется и, опираясь тросом на опорный штырь 11, набегающим потоком разворачивается, отделяется и сносится с траектории полета. При этом разрывными тросиками 20 защитной шторки 17 на креслах устанавливаются в закрытое положение и фиксируются в защелках 18, а при сходе верхней отделяемой части с опорного штыря 11 выдергиваются одновременно чеки, удерживающие от разделения задний ряд кресел, и чеки срабатывания их спасательных парашютов 21. Спасательные парашюты 21 отделяют сиденья от жесткой части 14 кресел и относят их с траектории полета, при этом освобождаются чеки спасательных парашютов и чеки кресел впереди стоящего ряда и так до последнего переднего ряда в кабине, чем обеспечивается относительный порядок отделения. Наддутая оболочка сидений смягчает приземление (при приводнении обеспечивает плавучесть), а наличие радиомаяка обеспечивает надежный поиск спасаемых.
название | год | авторы | номер документа |
---|---|---|---|
СИСТЕМА КАТАПУЛЬТИРОВАНИЯ ИЗ ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА | 2013 |
|
RU2540133C1 |
АВИАЦИОННАЯ ПАССАЖИРСКАЯ АВТОНОМНАЯ КАПСУЛА СПАСЕНИЯ | 2000 |
|
RU2171210C1 |
АВИАЦИОННАЯ ПАССАЖИРСКАЯ АВТОНОМНАЯ КАПСУЛА СПАСЕНИЯ | 2000 |
|
RU2171209C1 |
ЛЕТАТЕЛЬНЫЙ АППАРАТ С ПАССАЖИРСКИМИ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫМИ МОДУЛЯМИ | 2000 |
|
RU2172277C1 |
СПОСОБ АВАРИЙНОЙ ЭВАКУАЦИИ ПАССАЖИРОВ С САМОЛЕТА | 2000 |
|
RU2177441C2 |
АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА СПАСЕНИЯ ПАССАЖИРОВ | 2012 |
|
RU2491207C1 |
СПОСОБ АВАРИЙНОЙ ЭВАКУАЦИИ ПАССАЖИРОВ С САМОЛЕТА | 2000 |
|
RU2171206C1 |
СПОСОБ САМОТОРМОЖЕНИЯ АВИАЦИОННОЙ ПАССАЖИРСКОЙ АВТОНОМНОЙ КАПСУЛЫ СПАСЕНИЯ | 2000 |
|
RU2177439C2 |
СИСТЕМА СПАСЕНИЯ ПАССАЖИРОВ И ЭКИПАЖА ЛЕТАТЕЛЬНОГО АППАРАТА ПРИ ЕГО РАЗРУШЕНИИ | 2018 |
|
RU2672220C1 |
САМОЛЕТ | 2000 |
|
RU2176209C1 |
Изобретение относится к области устройств аварийного спасения пассажиров самолета. Устройство для аварийного спасения пассажиров, размещенное в фюзеляже, состоит из средств отделения одной части фюзеляжа от другой, средств удаления и парашютов. Верхняя часть фюзеляжа отделяется от нижней части с помощью тормозного парашюта. Верхняя и нижняя части фюзеляжа соединены разъемными шарнирами, верхний элемент каждого из которых цилиндрической частью входит в средний вырез цилиндрической части нижнего элемента и закрепляется штифтами, закрепленными на кольцевом тросе. Нижние элементы шарниров снабжены прорезями для прохода троса для общей их разблокировки. В передней части фюзеляжа, в районе кабины, кольцевой трос установлен на опорной дуге силового привода командоаппарата. Кресла пассажиров состоят из жестких частей, закрепленных на палубе пассажирского салона нижней базовой части фюзеляжа самолета, и установленных на них отделяемых мягких сидений, выполненных в виде коробов из мягких материалов, передние открытые части которых закрыты защитными шторками. Изобретение направлено на повышение безопасности полета. 1 з.п. ф-лы, 8 ил.
1. Устройство для аварийного спасения пассажиров преимущественно самолета, размещенное в фюзеляже, состоящее из средств отделения одной части фюзеляжа от другой, средств удаления их друг от друга и парашютов, отличающееся тем, что оно состоит из верхней части фюзеляжа, отделяемой от нижней части аэродинамическим встречным потоком с помощью тормозного парашюта, при этом верхняя и нижняя части фюзеляжа соединены между собой по горизонтальной линии их раздела разъемными шарнирами, верхний элемент каждого из которых своей цилиндрической частью входит в средний вырез цилиндрической части нижнего элемента и закрепляется в нем штифтами, жестко закрепленными на кольцевом тросе, при этом элементы каждого упомянутого шарнира жестко закреплены на силовых элементах верхней отделяемой части и нижней базовой части фюзеляжа самолета, а нижние элементы упомянутых шарниров снабжены прорезями для прохода троса для общей их разблокировки, при этом кольцевой трос в хвостовой части фюзеляжа установлен в зажимном устройстве, закрепленном на верхней отделяемой части фюзеляжа самолета на расстоянии от опорного штыря, закрепленного на нижней базовой части фюзеляжа, равном не менее длины штифта, а в передней части фюзеляжа, в районе кабины, кольцевой трос установлен на опорной дуге силового привода командоаппарата, который также установлен на верхней отделяемой части фюзеляжа самолета, кроме этого, кресла пассажиров выполнены также разделяемыми и состоят из жестких частей, закрепленных на палубе пассажирского салона нижней базовой части фюзеляжа самолета и установленных на них отделяемых мягких сидений, выполненных в виде коробов из мягких материалов, передние открытые части которых закрываются защитными шторками, которые в нерабочем положении размещены в нижних частях коробов, гибкие тяги защитных шторок соединены с корпусами защелок, установленных в верхних частях коробов, причем гибкие тяги защитных шторок соединены разрывными тросиками, закрепленными на верхней отделяемой части фюзеляжа, при этом в верхней части короба каждого кресла размещен спасательный парашют, а стенки короба выполнены в виде эластичных оболочек, снабженных источником наддува, который срабатывает при отделении мягкого сиденья от жесткой его части, причем кресла от разделения удерживаются чеками, которые соединены друг с другом так, что удаление их происходит поочередно, начиная с заднего кресла, чека которого и чека спасательного парашюта соединены тросиками с верхней отделяемой частью фюзеляжа.
2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что мягкая отделяемая оболочка каждого кресла снабжена радиомаяком.
АВТОМАТИЧЕСКИЙ ФОТОГРАФИЧЕСКИЙ АППАРАТ | 1929 |
|
SU18033A1 |
УСТРОЙСТВО ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВКИ ОБЪЕКТА И НАДУВНОЕ ВМЕСТИЛИЩЕ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В НЕМ | 2001 |
|
RU2217356C2 |
US 1798137 А, 31.03.1931 | |||
СПОСОБ ЭВАКУАЦИИ ЛЮДЕЙ ИЗ ОБЪЕКТА ИХ БОЛЬШОГО СКОПЛЕНИЯ | 2004 |
|
RU2270787C2 |
Авторы
Даты
2010-11-10—Публикация
2009-09-17—Подача